Отчет по преддипломной практике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отчет по преддипломной практике



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

БАКАЛАВРИАТ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ(ПРИКЛАДНОЙ)»

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ СТИЛЕЙ

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

 

В настоящее время современное российское общество переживает ряд серьезных изменений, связанных с духовными, национальными, экономическими, политическими, нравственно-идеологическими проблемами. Переход нашей страны к новому экономическому и социальному укладу привел к трансформациям во всех сферах жизни и слоях населения, сопровождаясь изменениями ценностных ориентаций. Эти изменения характерны для всех социальных групп, но в большей степени для молодежи.

Молодежь как особая социальная группа в силу психолого-педагогических особенностей, а также материальной и эмоциональной зависимости наиболее уязвима и подвержена влиянию, молодость характеризуется как период становления самосознания, социального статуса, формирования устойчивой системы ценностей. В свою очередь сознание молодого человека обладает восприимчивостью, способностью усваивать значительный поток различной информации. В период молодости развивается стремление дать собственную оценку различным явлениям, критичность мышления, поиск аргументации, оригинального мышления, а также формируются ценностные ориентации.  

Ценностные ориентации современной молодежи определяют образ будущего. Комплексное изучение ценностных ориентаций молодежи позволяет выявить уровень ее адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ее потенциал. От того, какой фундамент ценностей будет создан сейчас, во многом зависит будущее развитие общества в целом.

Сегодня особенно остро стоят проблемы молодежи и ее места и роли в общественной жизни. Современная молодежь взрослеет и проходит свое становление в крайне сложных условиях преобразования старых ценностей и формировании новых социальных взаимоотношений, и как следствие наблюдается растерянность, пессимизм, девальвация традиционных ценностей значительной ее части.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ, ОТНОСЯЩИХСЯ К РАЗНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ СТИЛЯМ

Наиболее выраженные установки

рокеры рэперы
· Процесс · Свобода · Результат · Альтруизм   · Процесс · Альтруизм · Свобода · Деньги

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Исходя из полученных исследований, можно сделать вывод, что частично у исследуемых совпадают терминальные ценности, а именно переживание прекрасного в природе и искусстве, наличие хороших друзей. Это указывает на то, что вне зависимости от музыкального жанра, необходимость в созерцании природы и наличие доверенного круга лиц будет оставаться неизменной ценностью. В то же время другие ценности очень разнятся. Приверженцы рок музыки демонстрируют «бунтарские» ценности, в то время, как приверженцы рэп искусства указывают на общекультурные нормы.

Это расхождение как раз-таки и характеризует респонентов, как носителей той или иной музыкальной культуры. Если рок музыка – музыка протеста, то ценности будут соответственно направлены на отстаивание своей свободы и независимости.

Проведённый анализ, и интерпретация результатов исследования по методике «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной позволяет сделать вывод, что наиболее выраженные установки у рэперов – процесс, альтруизм и свобода, а менее – результат, эгоизм и власть, у рокеров – процесс, свобода, результат. альтруизм, менее выражены – эгоизм, труд, деньги, власть.

Всё это говорит о том, что ценностные ориентации определенной субкультуры определяются социальной практикой общества и его ценностями, интерпретированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры, возрастными или иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Система ценностных ориентаций не является раз и навсегда данной: с изменениями условий жизни, самой личности, появляются новые ценности, а иногда происходит их полная или частичная переоценка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изучения и анализа научной психологической литературы мы сделали следующие выводы:

Ценности это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

Ценностные ориентации – это избирательное отношении человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, способ дифференциации человеком объектов по их значимости.

Ценностные ориентации– важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

Теоретическим аспектам изучения «ценностей» и «ценных ориентаций личности» уделяли внимание такие ученые, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Рубинштейн, в.А. Ядов и др. Большой вклад в исследование ценностных ориентаций внесли И.С. Артюхова, Б.С. Волков, А.В. Мудрик, Е.И. Киприянова и др.

Осознание того, что является ценностью, является одним из самых важных и решающих факторов, предопределяющих развитие личности.

Проблема формирования ценностных ориентаций особую актуальность приобретает в отроческие годы. У подростка впервые пробуждается интерес к своему внутреннему миру; который проявляется в самоуглублении и размышлении над собственными переживаниями, мыслями, кризисе прежнего, детского отношения к самому себе и к миру, негативизме, неопределенности, крушении авторитетов. В подростковый период осуществляется переход от сознания к самосознанию, «выкристаллизовывается» личность.

Можно сказать, что на сегодняшний день складывается новая морально-нравственная атмосфера, происходит переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира подростка ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности по средствам музыки.

.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2. Артамонов Д.Г. Социальные ценности и модальности восприятия у представителей групп разной профессиональной направленности // Интернет-журнал «Мир науки» 2016. – Т.4. - №2.

3. Бабинцев, В. П. Самоорганизация и «атомизация» молодежи как актуальные формы социокультурной рефлексии / В. П. Бабинцев, Е. В.Реутов // Социс. –2010. – № 1. – С. 109–115.

4. Батурин, В.К. Социология/ В.К. Батурин. – Москва: Юнити Дана, 2016. – 254 с.

5. Белинская, Е.П. Социальная психология личности/Е.П. Белинская. – Москва: Академия, 2009. – 284 с.

6. Белякова Е.Г. Реализация идей ценностно-смыслового подхода в практике образовательного процесса // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 2008. – № 2. – С. 42-51.

7. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М: Смысл, 2004. — 512с.

8. Вызулина К.С. Потребности и ценности в структуре движущих сил развития личности офицера// Человек. Сообщество. Управление, 2016. – Т.17. - №3.

9. Грибанова, В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе ВУЗа. Дис. … канд. пед. наук / В.А. Грибанова. – Москва, 2015. – 260 с.

10. Далгатов М.М., Джамалудинова А.Г. Проблема личностных ценностей и ценностных ориентаций в психологических исследованиях// Известия ДГПУ, 2013. - №3.

11. Елишев, С.О. Молодежь как объект социализации и манипуляций /

12. С.О. Елишев. – Москва:Канон, 2015. – 274 с.

13. Загидуллина, Л.М. Ценностные ориентации современной молодежи / Л.М. Загидуллина // Научные дискуссии о ценностях современного общества. – 2015. – № 10. – С. 21

14. Игебаева Ф.А. Ценностные ориентации молодежи в современном российском социуме/Ф.А. Игебаева// В сборнике: Социально-экономические аспекты развития современного государства. Материалы III международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 47-48.

15. Карпишена, Е. А. Ценностные   ориентации    молодежи / Е.А. Карпишева// Система ценностей современного общества. – 2013. –№28. – С. 4

16. Корнилова Т.В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. – 343 с.

17. Кравченко, А.И. Социология/А.И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2015. – 382с.

18. Маркова Т.А. Исследование смысложизненных ориентаций и удовлетворенности жизнью инвалидов, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2018. – № 2. – С. 75–79.

19. Рокич, М. Методика «Ценностные ориентации» // Большая энциклопедия психологических тестов. – Москва: Эксмо, 2009. – С. 26-28.

20. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В. Соколов, И.О. Щербакова// Социол. исслед. – 2003. – №1..115–123.

21. Социология молодежи /под ред. Р.В. Линькова. – Москва: Юрайт, 2015. – 317 с.

22. Сулейманова С. Т. Делинкветное поведение подростков в современном российском обществе: факторы и социальный контроль: автореферат дис. канд. психол. наук. – Пенза, 2006. – 24 с.

23. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Монография/М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 42 с.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Бланк методики

«ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ» О.Ф. Потемкиной

Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «да», если ваш ответ утвердителен, и «нет», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

I БЛОК:

1. Сам процесс выполняемой работы увлекает вас больше, чем этап её завершения?

1. Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?

2. Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

3. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

4. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам неинтересно, даже если это необходимо?

5. Вы уверены, что настойчивости у вас больше, чем способностей?

6. Вам легче просить за других, чем за себя?

7. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

8. Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, и с ней жаль расставаться?

9. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

10. Вам трудно отказать людям, когда они вас о чём–либо просят?

11. Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

12. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

13. Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?

14. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

15. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

16.  Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по – настоящему?

17. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

18. Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

19. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

20. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

21. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?

22. Вы стремитесь, как можно больше сделать для других людей?

23. Вы убеждены, что забота о других часто идёт в ущерб себе?

24. Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?

25. Вам часто удаётся довести начатое дело до конца?

26. Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни – жить интересами других людей?

27. Вы можете назвать себя эгоистом?

28. Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

29. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

30. Ваша отличительная черта – бескорыстие?

31. Свободное время вы используете для своих увлечений?

32. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому–то обещали что-либо сделать?

33. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

34. Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?

35. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

36.  Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?

37. Стремление к результату в любом деле – ваша отличительная черта?

38. Ваша отличительная черта – умение помочь другим людям?

39. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

 

II БЛОК:

1. Вы согласны, что самое главное в жизни – быть мастером своего дела?

2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?

3. Ваши знакомые считают вас властным человеком?

4. Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?

5. Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?

6. Основное стремление в вашей жизни – свобода, а не власть и деньги?

7. Вы согласны, что иметь власть над людьми – наиболее важная ценность?

8. Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?

9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?

10. Вам всегда удаётся следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?

11. Считаете ли вы, что самое важное качество для власти – это её сила?

12. Вы уверены, что всё можно купить за деньги?

13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?

15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?

16. Деньги куда надёжнее, чем власть и свобода?

17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?

19. Вам легко заставить делать людей то, что вы хотите?

20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. В жизни вас радует только отличный результат работы?

22. Самое главное стремление в вашей жизни – быть свободным?

23. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

24. Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?

25. Любимое дело для вас ценнее, чем власть и деньги?

26. Вам обычно удаётся отвоевать своё право на свободу?

27. Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?

28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

29. Даже бывая на отдыхе, вы не можете работать?

30. Вы готовы многим пожертвовать, чтобы быть свободным?

31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

33. Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?

34. Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас наибольшее негодование?

35. Власть может заменить вам многие другие ценности?

36. Вам обычно удаётся накопить нужную сумму денег?

37. Труд – наибольшая ценность для вас?

38. Вы уверенно и непринуждённо чувствуете себя среди незнакомых людей?

39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать властью?

40. Наиболее сильное потрясение для вас – отсутствие денег?

Бланк протокола ответов

I БЛОК

1   5   9   13   17   21   25   29   33   37  
2   6   10   14   18   22   26   30   34   38  
3   7   11   15   19   23   27   31   35   39  
4   8   12   16   20   24   28   32   36   40  

II БЛОК

1   5   9   13   17   21   25   29   33   37  
2   6   10   14   18   22   26   30   34   38  
3   7   11   15   19   23   27   31   35   39  
4   8   12   16   20   24   28   32   36   40  

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

БАКАЛАВРИАТ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ(ПРИКЛАДНОЙ)»

 

Отчет по преддипломной практике

 

 

Работу выполнил

 студент ЗАБ-44.03.02-51 группы

 К.Д. Микин

                                                           Проверила

Кандидат педагогических наук

Доцент кафедры педагогики

и педагогической психологии

Н. В. Белокрылова

 

 

Ижевск – 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современные исследователи рассматривают личностные ценности как сложную иерархическую систему, которая выполняет регулирующую функцию в деятельности человека, на пересечении мотивирующей потребности сферы и мировоззренческих структур сознания личности.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивая система направленности интересов и потребностей личности на определенную иерархию жизненных ценностей, склонность отдавать предпочтение определенным ценностям в различных жизненных ситуациях, способ различения явлений и объектов по степени их значимости для человека.

Ценностные ориентации обычно имеют сложную иерархическую структуру. Возможны следующие варианты ценностных иерархий: осознаваемые (убеждения), подсознательные (установки) и декларируемые (мотивировка). В некоторых ситуациях можно наблюдать существенный диссонанс между ценностными и поведенческими характеристиками человека. Ученые предложили множество типологий ценностей, наиболее известным является деление на духовное, социальное и материальное. Кроме того, они выделяют ценности, соответствующие различным сферам общественной жизни (моральная, эстетическая, политическая, познавательная, экономическая и т. д.).

Общепринятыми, теоретически обоснованными и подтвержденными данными эмпирических исследований являются тезис чувствительности ребенка данного возраста к усвоению системы норм отношений в обществе, в частности моральных норм. Ценностные ориентации определяют ориентацию личности молодого человека к целям и средствам деятельности и поэтому выражают его отношение к миру. Поэтому ценностные ориентации рассматриваются как элемент мировоззрения зарождающейся личности. Подростковый возраст - это возраст, когда впервые в онтогенезе возникают необходимые условия для формирования ценностных ориентаций.

В рамках личностного подхода стиль общения можно определить, как индивидуально стабильную форму коммуникативного поведения человека, которая проявляется в любых условиях взаимодействия: деловых и личностных отношениях, в стиле руководства, в способах принятия и осуществления решений, в приемах психологического воздействия на людей, в методах решения и предупреждения межличностных и деловых конфликтов.

В настоящее время проблема ценностных ориентаций широко исследуется как зарубежными, так и отечественными исследователями. Основными направлениями изучения являются особенности ценностных ориентаций в разных профессиональных, возрастных группах, влияние ценностных ориентаций на развитие личности, а также влияние особенностей окружения человека на формирование ценностных ориентаций. Однако, несмотря на повышенный интерес к данному вопросу, проблема остается недостаточно изученной, что демонстрирует необходимость проведения дальнейших исследований с целью ее изучения.

Объектом исследования: выступают ценностные ориентации молодежи. 

Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций молодежи.

Цель исследования практики: изучить особенности ценностных ориентаций молодежи разных музыкальных стилей.

Из этой цели вытекают следующие задачи практики:

1. Проанализировать психолого-педагогической литературы по изучению ценностных ориентаций;

2. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций молодежи;

3. Исследовать ценностные ориентации молодежи, относящейся к разным музыкальным стилям;

4. Проанализировать и проинтерпретировать полученные результаты.

Теоретической основой работы послужили теоретические положения отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению молодежных субкультур и их представителей, отражающие типологию и динамику молодежных субкультур, сущностные характеристики представителей молодёжных субкультур: исследования Р. В. Линьковой, С. О. Елишева, В. З. Шурбе посвящены молодежи, молодежной политике и современным проблемам молодежи, вопросы ценностных ориентаций изучали философы, социологи, психологи, среди них К.А. Абульханова-Славская, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов др., исследованию ценностных ориентаций молодежи России посвящены работы М.К. Горшкова, А.Г. Кузнецова, Н.П. Медведева, A.B. Соколова, Ч.А. Шакеевой, В.А. Шаповалова, И.О. Щербаковой и др., ряд современных научных статей таких авторов как Е. А. Карпишеной, Л.Х. Нагоевой, Л.М. Загидуллиной, Е. Н. Тумилевич посвящены ценностным ориентациям молодежи и ее социализации.

В качестве методик исследования нами были применены Методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича и Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной.

В современных условиях, когда отсутствуют конкретные моральные и нравственные ориентиры и четкие представления о том, какого типа личность востребована в настоящее время в российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются хаотически. В качестве рабочей гипотезы выпускной квалификационной работы выступает предположение о том, что музыкальные предпочтения оказываюет серьезное влияние на формирование ценностных ориентаций современной молодежи.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы, полученные в результате исследования, могут лечь в основу будущих работ в области формирования ценностных ориентаций современной молодежи.

Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут найти применение в деятельности образовательных учреждений, общественных организаций, государственных структур при разработке молодежной политики.

Объект, предмет, цель и задачи работы обусловили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.087 с.)