Лессинг как теоретик искусства и драматург 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лессинг как теоретик искусства и драматург



Готхольд Лессинг (1729–1781)– немецкий поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик–просветитель. Один из основоположников немецкой классической литературы.

Как теоретик искусства Лессинг интересен вот почему. В конце ХVIII века немецкий писатель и мыслитель предложил новый подход к проблеме классификации видов искусства. В основу классификации Лессинга положен пространственно-временной принцип. Лессинг исходил из того, что искусство может «развертывать» себя либо в пространстве, либо во времени. Живопись, например, развертывается в пространстве, а во времени застывает (герои картины застывают в какой-то миг в каких-то позах). В то же время музыка не имеет пространства, она развертывается во времени (звук за звуком). Литература, по Лессингу, преимущественно временной вид искусства, события разворачиваются одно за другим.

Сохраняя верность принципам просветительского рационализма, Лессинг соединил их с более глубокими взглядами на природу, историю и искусство. История человечества, по его мнению, представляет собой процесс медленного развития человеческого сознания, преодоление неразумия и освобождение от всевозможных догм, в первую очередь религиозных. Лессинг видел назначение человека не в пустом умствовании, а в живой деятельности.

Творческие труды Лессинга.

Лаокоон, или О границах живописи и поэзии.

В «Лаокооне» сравниваются два вида искусства: живопись и поэзия – на примере скульптуры Лаокоона, изображенного Садолетом, и Лаокоона, показанного Вергилием.

В «Лаокооне» Лессинг поднимает вопрос о своеобразии различных видов искусства, отталкиваясь от известного теоретика искусства Ж.Б. Дюбо. Лессинг борется против «ложного вкуса и необоснованных суждений» о тождестве принципов живописи и поэзии. Пассивная описательность резко ограничивает способность поэзии правдиво изображать окружающий мир, лишает ее действенного начала. Все искусства имеют своей целью подражание природе, но они различны как по предмету, так и по роду подражания. В «Лаокооне» Лессинг продолжает критику эстетических принципов французского классицизма. Лессинг выступает против созерцательного отношения к миру, утверждает идеал действенного искусства, способного полнее отображать реальность. Свои представления об особенностях и закономерностях развития искусства Лессинг связал с вопросами театральной практики и теории драмы.

Журнал «Гамбургская драматургия».

В течении 1767–68 гг. Лессинг. в качестве советника и рецензента Гамбургского театра выпускал специальный журнал «Гамбургская драматургия», который затем издал отдельной книгой. Это произведение – выдающийся труд по теории драмы вместе с тем ярчайший образец театральной критики. Лессинг дает критическую оценку всей системы французского классицизма: законам поэзии противоречит искусственное величие классицистских героев, их неправдоподобные характеры, напыщенный язык. Утверждая эстетику нового театра, Лессинг отчетливо сознавал его значение в развитии самосознание 3–го сословия. В центре его теоретических размышлений – человек, отстаивающий право на личную свободу и на существование в разумно организованном обществе. Правдивость и воспитательное воздействие трагедии определяются правдивостью характеров на сцене. Конец 60–нач 70х – расцвет драм таланта Лессинг, его пьесы оказывали огромное воздействие на развитие немецкой сцены: он отыскивал героев в повседневной жизни и заставлял говорить живым языком.

 «Эмилия Галотти» как тираноборческая трагедия.

В антифеодальной трагедии «Эмилия Галотти» (1742) находят воплощение взгляды Лессинга на искусство и действительность, сформулированные им в «Гамбургской драматургии». Автор отталкивается от сюжета из «Римской истории» Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии, Лессинг переносит действие в современную Италию, в которой как и в Германии царит деспотичный произвол мелких князей. Приц Этторе Гонзага безраздельно властвует над своими подданными в угоду своим прихотям. Князь Гвасталлы не законченный злодей, но развращен лестью двора, безграничностью самовластья. Лессинг в своей трагедии обвиняет не отдельного человека, а всю феодально-абсолютистскую систему, уродующую личность. Характер Эттори Гонзага более всего сформирован обстоятельствами, его положением в социальной иерархии. Практика самодержавной власти подвергается в «Эмилия Галотти» всесторонней критике с позиции просветительства. Законы при дворе обращаются в свою противоположность, поскольку их применяют лишь исходя из выгод или минутных капризов монархов. Эттори Гонзага превращается в слепое орудие собственных страстей, чем пользуется его фаворит Маринелли. Именно его стараниями свершается убийство графа Аппиани, жениха Эмилии. Лессинг выводит на сцену героев, пытающихся противостоять деспотизму княжеской власти и ее разлагающему влиянию (полковник Одоардо Галотти, граф Аппиани). Формируя в демократически настроенных зрителях внутренний протест против старого мира, Лессинг обращается к их моральному сознанию, не призывая к открытой борьбе. «Эмилия Галотти» имела успех и оказала значительное влияние на немецкую литературу. Лессинг стоял у истоков немецкой тираноборческой литературы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.198.233 (0.005 с.)