Трагедия как «высокий» жанр классицизма и творчество Корнеля (пьеса «сид») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трагедия как «высокий» жанр классицизма и творчество Корнеля (пьеса «сид»)



Ведущим жанром литературы классицизма становится трагедия. Во-первых, потому, что она давала возможность поставить проблемы, которые волновали современников: гражданский долг и личные интересы, ум, обязанность и чувства, страсти. Во-вторых, театр играл важную роль в формировании общественной мысли, спектакль смотрело большое количество людей, идея талантливой пьесы могла захватить зрителя. Неслучайно действие трагедий, по правилам классицистов, должна была разворачиваться в давние времена, в далекой стране, чтобы конкретная жизнь, знакомая зрителям, не мешала им воспринимать идею произведения.

Высочайшего развития трагедия классицизма достигла в творчестве французских драматургов Пьера Корнеля и Жана Расина. Они сосредоточили свое внимание на раскрытии сложных моральных проблем. Основой формирования личности они считали заповеди Библии, тем не менее жизнь часто выдвигает проблемы, решить которые должен лишь сам человек. Основной конфликт, который рассматривают драматурги, – это конфликт между страстями и умом, здравым смыслом, обязанностью.

Творчество Корнеля («Сид»)

Пьер Корнель (1606–1684 гг.) – создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший.

Всенародную славу Корнелю принесла его первая оригинальная пьеса «Сид», поставленная в январе 1637 года. У публики она имела оглушительный успех, с тех пор во французский язык вошла поговорка Прекрасно, как «Сид». Однако можно ли рассматривать «Сида» как образцовую классицистическую трагедию? Верно ли утверждение, что с «Сида» начинается история французской классицистической трагедии? Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными.

На титульном листе пьесы стоит авторское обозначение жанра – «трагикомедия». Трагикомедия – жанр барочный, смешанный, резко критиковавшийся классицистами. Ставя в подзаголовок «трагикомедия», Корнель указывает на то, что у его пьесы счастливый финал, не мыслимый для трагедии, которая должна заканчиваться смертью главных героев. «Сид» не может закончиться трагически, потому что его сюжетные источники восходят к средневековым испанским романсам о юности Сида. Сид в трагедии – тот же реально существовавший герой Реконкисты Родриго Диас, который выведен в испанском героическом эпосе «Песнь о моем Сиде». Только взят другой эпизод из его жизни – история его женитьбы на Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормаса. Непосредственным источником для Корнеля, помимо испанских романсов, была пьеса «Юность Сида» (1618 г.) испанского драматурга Гильена де Кастро.

Конфликт в «Сиде» очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности. Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

Трагедия Расина «Федра»

Творчество Жана Расина принадлежит к эпохе формирования французского классицизма. К середине ХVII века постепенно в ходе критических дискуссий и выступлений вырабатывается система правил, основным требованием которой явились ясность мысли и строгость построения. Таким образом, для поэтики классицизма характерно отражать жизнь, тяготеющую к идеалу. Отсюда и культ античности как образец совершенного и гармоничного искусства, как вечный идеал прекрасного.

Литературное наследие Расина насчитывает не одно произведение на античный сюжет, но лучшим и значительным, по мнению самого автора и по отзывам современников и критиков, является «Федра». Работу над трагедией автор начинает в октябре 1676 года, а уже 1 января 1677 она будет впервые представлена на сцене Бургундского отеля под названием «Федра и Ипполит». Заглавие «Федра» появится лишь в собрании трагедий Расина в 1687 году.

Основными источниками при создании трагедии явились «Ипполит» Еврипида и «Федра» Сенеки. Однако для воссоздания наиболее полной картины того времени Расин обращается к трудам других древнегреческих писателей и поэтов. Так он подробно изучает «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, «Энеиду» Вергилия, «Жизнеописания и мнения прославившихся в философии» Диогена Лаэртского.

Основные принципы и некоторые уточнения были написаны Расином в предисловии к трагедии. Наиболее близким к произведению, по словам автора, явился всё-таки сюжет Еврипида, хотя в развитии действия Расин выбирает несколько иной путь. Это проявляется прежде всего в отношении к Федре. Этот образ в трагедии Еврипида и Сенеки вызывает страшное негодование и осуждение прежде всего потому, что царица сама решается обвинить Ипполита. По мнению Расина, Федра не могла так низко пасть, так как слишком благородны и возвышенны были ее чувства к пасынку. А вот кормилица, в образе которой автор увидел «низость» и «подлые наклонности», решается на клевету, дабы защитить честь своей госпожи.

Образ Федры в произведении Расина одновременно вызывает и сострадание, и ужас. Ее судьба поистине трагична. Она, став женой основателя Афин, прославленного героя Тезея, воспылала греховной страстью к своему пасынку Ипполиту. Это чувство вызвало в героине отвращение прежде всего к самой себе.

Она пытается бороться: быть злой мачехой, отправить в изгнание Ипполита, умиловистить разгневанную богиню Афродиту, но все безуспешно. Единственный выход, казалось бы, это смерть, но и при этой мысли ее обуревает ужас. Ее отец Минос – судья в подземном царстве Аида. Все пути отрезаны. Федра в отчаянии. Но и это не предел ее страданий. Судьба и гнев богов приготовили героине еще более тяжкие испытания. Мнимая смерть Тезея и коварные уговоры кормилицы Эноны подтолкнули Федру сначала к раскрытию страшной тайны, затем к признанию в любви Ипполиту и, наконец, к согласию участвовать в гнусной клевете. В трагедии Расина поступок Федры находит оправдание, очень четко сформулированное в предисловии.

Действительно, Федра, в какой-то мере, может быть оправдана, так как эта преступная страсть вызвана Афродитой. Ненависть богини ко всему ее роду объясняется тем, что Гелиос, отец Пасифаи, матери Федры, открыл любовную связь Ареса и Афродиты ее супругу Гефесту.

В финале трагедии Федра искупит свою вину: она откроет истину и оправдает невиновного Ипполита. Но приговор и суд над собой будет очень суров: смерть в страшных муках от яда, некогда привезенного Медеей.

Таким образом, рационалистическое переосмысление Расином еврипидовского сюжета заключается в принципе этического оправдания героя. Страсть Федры и ее вина несомненны, но автор фиксирует внимание зрителей не столько на этом, сколько на общечеловеческом в душевных страданиях и сомнениях героини. Морально-философская идея греховности человека вообще получает свое художественное воплощение на основе классицистического принципа типизации и правдоподобия. Этим же обусловлены и те частные отступления от Еврипида, которые Расин так подробно оговорил в предисловии. Особенно удачным оказалось введение нового персонажа – Арикии, благодаря которому более глубоко и динамично была раскрыта душевная борьба Федры. Образ юной девы вовсе не выдуман Расином, автор «неукоснительно придерживается мифа». Это действующее лицо упоминается как в «Энеиде» Вергилия, так и в произведениях других авторов. Арикия – дочь Палланта, брата Эгея. Ее братья претендовали на афинский престол, так как Эгей долгое время считался бездетным. Когда Тесей явился к отцу и был объявлен наследником престола, паллантиды подняли мятеж против него как чужестранца и незаконнорожденного. Тезей разгромил и уничтожил паллантидов, а их сестру Арикию «обрек на девство», «дабы зловредный ствол побегов дать не мог».

И вот случается непредвиденное – Ипполит, сын Тезея, полюбил, горячо и страстно, прекрасную Арикию. Однако эта сюжетная линия отсутствовала в трагедии Еврипида. Но Расин не случайно идет по этому пути. Как оказалось, древние авторы упрекали Еврипида в том, что он показал характер Ипполита совершенно идеальным, «свободным от каких бы то ни было несовершенств». Поэтому Расин наделяет гордого и сурового сына амазонки одной слабостью, под которой понимает любовь «к дочери и сестре заклятых врагов его отца». Таким образом, смерть Ипполита не вызывает того страшного негодования, какое испытывали древние. Он, хотя бы отчасти, является виноватым перед отцом. Однако это нисколько не умаляет его достоинств. Его благородство по отношению к Федре, забота о чести отца, любовь и нежность к Арикии делают этот образ поистине прекрасным.

Существенно новые черты поэтического мастерства Расина проявляются и в тех частях трагедии, которые условно можно назвать «эпическими». «Федра» насыщена ретроспективными рассказами, начиная с монолога Ипполита о подвигах Тезея и заканчивая рассказом Терамена о гибели сына амазонки. Но эпический элемент в трагедии Расина не заслоняет, а напротив, усиливает динамизм повествования.

Сила и слабость человека, твердое сознание нравственной нормы, которую человек нарушает под влиянием страсти и приговор, выносимый самому себе – все это доведено в «Федре» до апогея. «Здесь малейшие ошибки караются со всей строгостью; один лишь преступный помысел ужасает столь же, сколь само преступление; слабость любящей души приравниваются к слабодушию; страсти изображаются с единственной целью показать, какое они порождают смятение, а порок рисуется красками, которые позволяют тотчас распознать и возненавидеть уродство».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.008 с.)