Ритуал прощания «Мы стоим рука в руке». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуал прощания «Мы стоим рука в руке».



Психолог приглашает педагогов встать в круг, взявшись за руки, повторить слова и движения:

«Мы стоим рука в руке, вместе мы – большая лента (шаг назад).

Можем мы большими быть (руки вверх),

Можем маленькими быть (приседаем, руки опускаем вниз),

Но один никто не будет, здесь сегодня были… (каждый участник называет свое имя)».

 

Приложение 1

Анкета для педагогов

«Уровень моего ресурса»

Уважаемые педагоги, перед началом тренинга, пожалуйста, ответьте на вопросы.

1. Оцените уровень своего ресурса в настоящее время.

1 – упадок сил,

2 – нехватка энергии,

3 – часть энергии проседает, но в целом все в норме,

4 – энергии достаточно,

5 – полна сил и энергии.

 

1               2          3          4          5

2. Опишите Ваше эмоциональное состояние тремя словами.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

Уважаемые педагоги, после окончания тренинга, пожалуйста, ответьте на вопросы

3. Оцените уровень своего ресурса в настоящее время.

1 – упадок сил,

2 – нехватка энергии,

3 – часть энергии проседает, но в целом все в норме,

4 – энергии достаточно,

5 – полна сил и энергии.

1         2          3          4          5

4. Опишите Ваше эмоциональное состояние тремя словами.

_________________________________

_________________________________

_________________________________

 

5. Оцените актуальность данного мероприятия для Вас по шкале от 1 до 5 баллов, где 1 – мероприятие не актуально, 5 – мероприятие очень актуально и востребовано.

  1         2          3          4          5

 

6. Посетили бы Вы еще раз подобное мероприятие?

Да.

Нет.

Тема: «МОЕ ДЕРЕВО»

Практическое занятие с элементами тренинга профилактики эмоционального выгорания педагогов

Авторы:

Копотева Ольга Александровна педагог – психолог;

Макарова Светлана Павловна – старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №71» Череповец

ЦЕЛЬ: Устранение эмоционального выгорания педагогов

ЗАДАЧИ:

1. Вооружение педагогов знаниями теоретических аспектов причин, природы и механизмов эмоционального выгорания человека.

2. Снижение физического и эмоционального напряжения участников семинара.

3. Обучение навыкам саморегуляции участников.

4. Развитие эмоциональной устойчивости

5. Формирование позитивного отношения к себе и к жизни в целом

МАТЕРИАЛ:

Чек-листы для экспресс-оценки «выгорания», «батарейка» для определения количества личных ресурсов на данный момент времени, распечатки притчей, листы А4, кисти, краски гуашь, музыкальная подборка «звуки леса», аффирмации, памятки «Порой я балую себя» и «Быстрые способы снять напряжение и усталость».

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ:

 90 - 120 минут

СТРУКТУРА:

1 часть – вводная (диагностическая)

2 часть – теоретическая

3 часть – практическая

4 часть – заключительная (рефлексия)

ЧАСТЬ – ВВОДНАЯ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, что бы позаботиться о самих себе! Наша встреча пройдет в формате практического занятия с элементами тренинга, поэтому давайте вспомним правила:

- говорим от собственного лица «я»

- внимательны и вежливы ко всем участникам

- активны в упражнениях

- имеем право «стоп»

Предлагаю в начале нашей встречи заполнить чек-лист экспресс-оценки «выгорания» и закрасить синим цветом часть «батарейки» для определения количества личных ресурсов на данный момент времени.

Игра «Я сегодня вот такая…» (жестами и мимикой изображаем свое состояние каждый участник по очереди)

 

ЧАСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Существует такое понятие как эмоциональное выгорание, характерно это состояние в профессиях системы «человек-человек», когда общение между людьми очень интенсивно. Профессия педагога является одной из самых энергоемких и требующих огромных физических, духовных и эмоциональных затрат. Для нее необходимы большие эмоциональные, интеллектуальные и психологические затраты.

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов человека. По данным исследований специалистов только 16 % педагогов не затронуты эмоциональным выгоранием и эти педагоги как правило молодые начинающие, 44% педагогов затронуты выгоранием на 1-2 стадии, 40% педагогов с ярко выраженной стадией выгорания.

Каковы же причины ЭВ?:

1. Личностные: повышенная ответственность, стремительный темп применения новых методов и технологий, эмоциональная включенность в процесс, психологические перегрузки.

2. Организационно-трудовые: высокая загруженность рабочего дня, тяжелые условия труда, нечеткие границы обязанностей.

3. Отсутствие качественного отдыха после работы: неумение организовать отдых или полное его отсутствие

Все это ведет к истощению и нарушению в сферах:

· эмоциональной

· психо-физической

· -поведенческой

· физической

 

При ЭВ человек чувствует: хроническую усталость, постоянное недомогание, бессонницу, суицидные мысли, нарушение давления, уменьшение эндорфинов, зависимость от пав, … истощение всего организма в целом в той или иной степени неизбежно.

Упражнение «Передай дальше»: а что каждый из вас чувствует, когда устает?

Упражнение стакан: сейчас каждый из вас нальет себе пол стакана воды и подержит его на вытянутой руке. Вам тяжело? (Нет! Ведь в стакане немного тяжести). Пока вы держите стакан поделитесь, что вы чувствуете, когда устаете на работе (… ответы 5-10 минут). Я вижу многие из вас уже не в силах держать стакан! Почему, ведь он нетяжелый? Да, потому что нет возможности поставить его и отдохнуть, да же от небольшой нагрузки! Так и с нами на раоте – если даже небольшая усталость станет постоянной и не будет устранена, то она станет невыносимо тяжела и может привести к полному истощению!

Не забывайте ставить стакан и научитесь управлять своими чувствами и мыслями!!!

Итак, как мы уже узнали Эмоциональное Выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Что же в данном случае стресс?

Г.Сель: «Управляемый стресс несет в себе вкус и аромат к жизни! Не надо бояться стресса – его не бывает только у мертвых! Им надо управлять!» Стресс полезен для человека, как прививка для организма, но только в том случае, если стресс отработан и краткосрочен! Если стресс длительный, затяжной и не отрабатывается, то он губителен.

Это интересно! Мужчины и женщины по-разному переносят стресс: женщины легче справляются с монотонным и длительным стрессом, а мужчине проще с сильным, но краткосрочным. Сангвиники и флегматики легче переносят нагрузку стресса, а меланхолики и холерики – сложнее.

Почти 100% людей, охваченных ЭВ – это люди, которые профессиональную деятельность не чередуют с достаточным количеством качественного отдыха! (т.е. не ставят стакан с водой!)

Не умеешь снимать стресс – не надевай его!!!

Игра «Мой отдых»: все мы сейчас молча делимся на команды по принципу кто чем любит заниматься во время отдыха или хобби с помощью жестов, мимики или звуков! Придумайте девиз вашей группе! (например: «Стресс нам не страшен, ведь мы спим, шьем и пляшем!»)

Поделитесь, как вы отдыхаете? (…)

Устранение или снижение ЭВ = снижение стресса за счет правильной организации работы и качественный отдых после работы:

1- Правильный спорт (3-4 раза в неделю 30-60 минут)

2- Правильный отдых (хобби или творчество, не связанное с работой)

3- Позитивное мышление (вслух и регулярно) и прощение

4- Чтение вслух на бумажном носителе

5- Использование правила СТОП! При первых симптомах усталости

 

ЧАСТЬ – ПРАКТИЧЕСКАЯ

Здесь и сейчас мы постараемся реализовать все 5 пунктов устранения ЭВ!

Вы готовы?!! В путь!

Применяем правило СТОП! Говорим вслух:

- я откладываю дела на потом

- я дышу спокойно (дыхание «Со-хам»)

- я наблюдаю себя

- я продолжаю делать так

А теперь мы будем читать! Да, да читать! Чтение 15-20 минут устраняет стресс на 50%! Читать будем притчи!

Притча – это небольшой поучительный рассказ, заключающий в себе поучение. Притчи, как хорошая мелодия, которую услышав однажды, уже не забыть. Она остается в памяти и душе надолго или навсегда, передавая мудрость поколений, донося смысл до каждого самостоятельно.

1. Первые притчи «О пользе хорошего стресса в нашей жизни» или «Мешок картошки»

(Выскажите свои мысли об этой притчи! …)

2. Втора притча «Лист и точка» об умении видеть позитив

(Кто хочет прокомментировать эту притчу? …)

3. Третья притча «Счастье»

(Если хочешь быть счастливым – будь им! Так ли это? …)

4. Четвертая притча «Эхо»

(Жизнь любит тех, кто любит жизнь! А как вы думаете…)

Аутотренинг:

А теперь мы с вами полностью погрузимся в себя с помощью аутотренинга и пофантазируем: (аудио запись «Звуки леса»)

Расслабьтесь и примите удобную позу кучера: позвоночник должен быть прямым, а руки должны свободно располагаться на коленях. Все посторонние переживания и эмоции пусть отойдут на задний план. Закройте глазки и расслабьте лицевые мышцы. Дыхание ровное и спокойное.

Произносите «вдох-выдох» в такт своему дыханию. Таким образом вы поможете себе прогнать все посторонние мысли. Сосредоточьтесь на своем дыхании на несколько минут.
Вы чувствуете приятную расслабленность и спокойствие, напряжение покидает ваши мышцы. Ваше дыхание размеренное, вы чувствуете, как воздух медленно наполняет ваши легкие и выходит из них. Сердце стучит ритмично и ясно.

Представьте: вы находитесь в прекрасном лесу. Он большой и светлый. Сквозь деревья пробиваются теплые солнечные лучики, а воздух наполнен ароматами леса. Вы их ощущаете? А теперь прислушайтесь. Лес наполнен пением птиц. А теперь давайте медленно пойдем по тропинке, которая перед нами. Идите медленно, наслаждаясь красотой леса.

Вы выходите на поляну и видите на ней дерево, подходите к этому дереву и понимаете, что оно похоже на вас. Это дерево – вы! Вы рассматриваете корни, ствол, ветви дерева и понимаете, что оно точная ваша копия. Полюбуйтесь на него. Коснитесь вашего дерева, почувствуйте его, подышите с ним одним воздухом, послушайте шелест его листьев и ветвей. Обойдите дерево со всех сторон, смотрите, под деревом удобно устроился мудрец. Он очень мудрый и может ответить на любые вопросы. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать мудрецу, вы ведь не зря сюда шли. Задайте этот вопрос и послушайте ответ – послушайте сердцем! (пауза 10-30 секунд)

Ну а теперь вам пора возвращаться назад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.014 с.)