Морозова галина Александровна, педагог – психолог мбдоу «центр развития ребёнка – детский сад 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морозова галина Александровна, педагог – психолог мбдоу «центр развития ребёнка – детский сад



 № 5» пгт. Вохтога Грязовецкий район

 

Цель семинара - практикума: актуализировать теоретические знания и ввести в практику навыки для повышения эффективности коммуникаций воспитателей и родителей.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии, восприятие и понимание другого человека». Гуманистическая психология относит потребность в общении к основным, базовым потребностям человека. Только при помощи общения люди могут делиться друг с другом радостью, горем, передавать информацию. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом. Все вы знаете, что общение сопровождает нас повсюду и всегда, и невозможно представить, как может человек обойтись без этого уникального дара. Но, к сожалению, общение не всегда бывает приятным: конфликты, ссоры – часто портят нам настроение, а проблема их возникновения – это неумение и незнание правил эффективного общения. Итак, конфликт - это столкновение. Причинами конфликтов могут быть недостаточная информированность сторон о событии; несовпадение интересов; различие в целях; низкая культура поведения и др.

В нашей профессиональной деятельности основное общение происходит в процессе взаимодействия с коллегами и родителями. Так как наша сегодняшняя встреча посвящена поиску эффективного взаимодействия с родителями воспитанников обратимся к этой проблеме. В чём же возникают разногласия между воспитателем и родителем? Каждый преследует свои цели и задачи. Задача обеих сторон - достижение этих целей в формате сотрудничества.

Мы говорили о том нужны ли конфликты? Есть ли от них польза или только негатив. В чем, с вашей точки зрения положительные стороны конфликтов? Отрицательные стороны?(работа в группах) Вам достаточно 3 мин?

Таким образом, мы пришли к выводу, что конфликты могут быть и полезными.

Методом мозгового штурма выявим причины конфликтов между педагогами и родителями.

Работа в командах.

Со стороны родителей

Со стороны воспитателей

Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, ведь их самый лучший ребенок достоин только самого лучшего воспитателя. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду.

Дошкольное учреждение должно быть открытой системой;

Отношения между родителями и педагогами должны строиться на принципах партнерства и взаимного сотрудничества;

Необходимо проводить планомерную, систематическую работу с семьями вновь поступающих детей, для того, чтобы у них складывалось адекватное отношение к детскому саду.

Мы подробно рассмотрели этот вопрос и провели упражнение «Яблочко и червячок», для определения личного способа выхода из конфликта

Напоминаю технологию проведения этого упражнения.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги активно освоить некоторые техники, которые вам помогут выстроить более эффективное взаимодействие с родителями воспитанников.

Техника «Согласие»

Позволяет смягчать напряженность ситуации даже в том случае, когда одно или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Техника состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что – то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, претензию) не противостоянием, а согласием, при этом не отступа от своей позиции.

Техника «Я – высказывание» – это форма эффективного и бесконфликтного общения.

Точно названное чувство от имени «Я» переходит на более низкую ступень по степени переживания, ощущения или сменяется другим чувством.

Самая главная внутренняя цель короткого Я – сообщения – это помочь вам снизить накал Ваших чувств и ощущений.

Работа педагогов практическая (памятка – подсказка)

Алгоритм построения Я-сообщения таков:

1. Сначала вы безоценочно, абсолютно нейтрально описываете поведение, действия или слова другого человека. Например, «когда ты разбрасываешь по комнате свои вещи…»

2. Далее описываете то, как это поведение влияет на вас. «…я должна убирать их за тобой…»

3. В финале вы описываете свои чувства по этому поводу. «…что мне совершенно не нравится».

Второй и третий пункт можно менять местами, составляя фразу по типу:

1. Когда ты (констатация поведения)

2. Я чувствую (констатация ваших переживаний)

3. Потому что (констатация последствий)

Озвучивание педагогами получившихся Я-высказываний.

Существуют «волшебные слова» для установления партнерских отношений и для недопущения конфликтных ситуаций. Это

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

Следующая техника - Приём «Активное слушание».

Этот приём позволяет:

· Создать атмосферу комфорта и доверия

· Продемонстрировать внимание к собеседнику, показать, что его слышат и понимают

· Лучше запомнить содержание беседы и управлять её эмоциональной стороной

· Побудить собеседника к дальнейшей беседе,

· Помочь ему осознать и выразить свои чувства и переживания

Этот эффективный приём позволяет поддерживать беседу

Приёмы активного слушания:

· Открытые вопросы – позволяют получить от собеседника максимально

возможное количество информации, так как подразумевают развёрнутый ответ

· Уточнение – вы просите собеседника уточнить отдельные моменты его высказываний,если сомневаетесь, что правильно их поняли

· Перефразирование можно использовать чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для получения информации по отдельным вопросам

· Логическое следствие – выведение логического следствия из высказываний собеседника, дальнейшее развитие высказанного им смысла

· Сопереживание (эмпатия) – это присоединение к собеседнику на его (эмпатийном) уровне для создания с ним доверительных отношений посредством максимально точного отражения его чувств, эмоций и переживаний.

· Отзеркаливание позволяет продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника, обратить его внимание на то, что было важно для вас, дать возможность услышать себя со стороны и помочь увидеть другие аспекты разговора

· Суммирование – поможет акцентировать внимание на основных моментах и подвести разговор к логическому завершению.

· Резюмирование - подведение итогов, повторение всех важных идей в сжатом, обобщенном виде.

 

Давайте рассмотрим варианты поведения человека, влияющие на эмоциональное напряжение в процессе диалога

Снижающие напряжение Повышающие напряжение
1. Предоставление партнёру возможности выговориться Перебивание партнёра
2. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнёра) Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнёра)
3. Подчеркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.) Подчеркивание различий между собой и партнёром
4. Проявление интереса к проблеме партнёра Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнёра

 

5. Подчеркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах Принижение партнёра, негативная оценка личности партнёра
6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации Поиск виноватого и обвинение партнёра
7. Обращение к фактам Переход на личности
8. Спокойный, уверенный темп речи Резкое убыстрение темпа речи
9. В случае вашей неправоты – немедленное её признание Оттягивание момента признания своей неправоты или её отрицание
10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента Избегание пространственной близости

         

Уважаемые коллеги. Вам был дан тест К.Томаса

«Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»,

все его сделали и предлагаю вам ознакомиться с интерпретацией результатов теста.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем суммируются баллы в каждой колонке. Эти показатели определяют предпочитаемый тип (стратегию) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующим считается тип/типы поведения, набравший(ие) максимальное количество баллов.

Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.014 с.)