Составлено с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного фондом президентских грантов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составлено с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного фондом президентских грантов



Составители:

Е. М. Королева, специалист АНО “Калейдоскоп”, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 4»
Ю.А. Кузнецова, специалист АНО “Калейдоскоп”, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 114»

Т.А. Кульпина, специалист АНО “Калейдоскоп”, педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 112»

И.А. Сергеева, специалист АНО “Калейдоскоп”, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад № 122»

 

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания

«Путешествие в Индию»

Савина Светлана Леонидовна, старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 13» г. Череповца

Балдычева Элеонора Александровна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад № 13» г. Череповца

 

Цель: профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

1. Познакомить с приемами снятия стресса.

2. Способствовать командообразованию коллектива.

Оборудование: презентация; видеоролик «Над землей»; аромалампа «Слон»; масло «Лотос»; хна для мехенди, апельсиновые палочки или зубочистки, листочки бумаги; 5 ватманов, фломастеры, карандаши; заготовка «Лотос» (на каждого участника); индийский чай, одноразовые чашки, поднос.

Вступительная часть. Приветствие. Обозначение цели.

 Вопрос к участникам: «Что вам помогает бороться со стрессом?» (Варианты ответов).

- Одним из прекрасных способов наполниться ресурсом и энергией является путешествие. Ученые выяснили, что если сесть удобно, прикрыть глаза, сосредоточиться на дыхании и представить в воображении то место где вы уже были, то наш мозг воспринимает эти воспоминания как вновь случившееся событие.

Основная часть. Погружение в игру.

 Сегодня мы предлагаем вам отправиться в необыкновенное, удивительное, волнительное путешествие в страну… но это пока останется секретом.

 Мы полетим на самолете (слайд 2). Но прежде, чем сесть в самолет, необходимо построиться на паспортный контроль.

Задание «Построиться по росту, но при этом не разговаривать»

Как только мы прошли паспортный контроль, нам необходимо пройти досмотр багажа.

Задание «Постройтесь друг за другом по первой букве вашего короткого имени, но не разговаривая»

А теперь пришло время пройти в самолет.

Задание «Постройтесь друг за другом по месяцу вашего рождения, не разговаривая»

Проходите в самолет. Займите места согласно купленным билетам, пристегните ремни. Постарайтесь максимально расслабиться и получить удовольствие от полета. Зажигается аромалампа.

Тема «Общение воспитателей и родителей.

Секреты взаимопонимания»

Техника «Согласие»

Позволяет смягчать напряженность ситуации даже в том случае, когда одно или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Техника состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что – то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, претензию) не противостоянием, а согласием, при этом не отступа от своей позиции.

Техника «Я – высказывание» – это форма эффективного и бесконфликтного общения.

Точно названное чувство от имени «Я» переходит на более низкую ступень по степени переживания, ощущения или сменяется другим чувством.

Самая главная внутренняя цель короткого Я – сообщения – это помочь вам снизить накал Ваших чувств и ощущений.

Работа педагогов практическая (памятка – подсказка)

Алгоритм построения Я-сообщения таков:

1. Сначала вы безоценочно, абсолютно нейтрально описываете поведение, действия или слова другого человека. Например, «когда ты разбрасываешь по комнате свои вещи…»

2. Далее описываете то, как это поведение влияет на вас. «…я должна убирать их за тобой…»

3. В финале вы описываете свои чувства по этому поводу. «…что мне совершенно не нравится».

Второй и третий пункт можно менять местами, составляя фразу по типу:

1. Когда ты (констатация поведения)

2. Я чувствую (констатация ваших переживаний)

3. Потому что (констатация последствий)

Озвучивание педагогами получившихся Я-высказываний.

Существуют «волшебные слова» для установления партнерских отношений и для недопущения конфликтных ситуаций. Это

Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».

Пять важных слов: «Ты сделал это просто чудесно».

Четыре важных слова: «А как ты считаешь?»

Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».

Два важных слова: «Искренне благодарю».

Важнейшее слово: «Мы».

Следующая техника - Приём «Активное слушание».

Этот приём позволяет:

· Создать атмосферу комфорта и доверия

· Продемонстрировать внимание к собеседнику, показать, что его слышат и понимают

· Лучше запомнить содержание беседы и управлять её эмоциональной стороной

· Побудить собеседника к дальнейшей беседе,

· Помочь ему осознать и выразить свои чувства и переживания

Этот эффективный приём позволяет поддерживать беседу

Приёмы активного слушания:

· Открытые вопросы – позволяют получить от собеседника максимально

возможное количество информации, так как подразумевают развёрнутый ответ

· Уточнение – вы просите собеседника уточнить отдельные моменты его высказываний,если сомневаетесь, что правильно их поняли

· Перефразирование можно использовать чтобы убедиться, что вы правильно поняли собеседника, для получения информации по отдельным вопросам

· Логическое следствие – выведение логического следствия из высказываний собеседника, дальнейшее развитие высказанного им смысла

· Сопереживание (эмпатия) – это присоединение к собеседнику на его (эмпатийном) уровне для создания с ним доверительных отношений посредством максимально точного отражения его чувств, эмоций и переживаний.

· Отзеркаливание позволяет продемонстрировать внимание и уважение к словам собеседника, обратить его внимание на то, что было важно для вас, дать возможность услышать себя со стороны и помочь увидеть другие аспекты разговора

· Суммирование – поможет акцентировать внимание на основных моментах и подвести разговор к логическому завершению.

· Резюмирование - подведение итогов, повторение всех важных идей в сжатом, обобщенном виде.

 

Давайте рассмотрим варианты поведения человека, влияющие на эмоциональное напряжение в процессе диалога

Снижающие напряжение Повышающие напряжение
1. Предоставление партнёру возможности выговориться Перебивание партнёра
2. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнёра) Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнёра)
3. Подчеркивание общности с партнёром (сходство интересов, мнений и т.д.) Подчеркивание различий между собой и партнёром
4. Проявление интереса к проблеме партнёра Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнёра

 

5. Подчеркивание значимости партнёра, его мнения в ваших глазах Принижение партнёра, негативная оценка личности партнёра
6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации Поиск виноватого и обвинение партнёра
7. Обращение к фактам Переход на личности
8. Спокойный, уверенный темп речи Резкое убыстрение темпа речи
9. В случае вашей неправоты – немедленное её признание Оттягивание момента признания своей неправоты или её отрицание
10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента Избегание пространственной близости

         

Уважаемые коллеги. Вам был дан тест К.Томаса

«Стратегия и тактика поведения в конфликтной ситуации»,

все его сделали и предлагаю вам ознакомиться с интерпретацией результатов теста.

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому начисляется один балл, затем суммируются баллы в каждой колонке. Эти показатели определяют предпочитаемый тип (стратегию) поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Доминирующим считается тип/типы поведения, набравший(ие) максимальное количество баллов.

Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации.

Памятка для педагогов

 

Психологические рекомендации при правильном поведении человека в противоречащей, предконфликтной и конфликтной ситуации

ž Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.

ž Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов – интересов, нужд, целей и задач сторон. Чаще задавать вопрос: «правильно ли я вас поняла?», это поможет избежать умственных барьеров.

ž Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

ž Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.

ž Не говорить обидных, унижающих личное достоинство слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.

ž Уметь аргументировано высказывать свои намерения в случае неудовлетворения требований

ž В минуты торжества над другим давайте ему возможность «спасти себя», т.е. выйти из ситуации с достоинством.

 

Искореняя недостатки других людей, сделайте так, чтобы эти недостатки выглядели легко поправимыми


Упражнение «Диалог».

Психолог:

«На обратной стороне листа, где нарисован второй образ, запишите диалог между персонажами, которых вы создали».

Время выполнения упражнения 5-7 минут.

«Прочитайте текст и подчеркните 4-5 слов или фраз, которые вам откликаются, привлекают ваше внимание.

Составьте из этих фраз четверостишие, и запишите его на обратной стороне листа, где нарисован первый персонаж».

Время выполнения упражнения 5-7 минут.

Посмотрите на эти два листа как на книгу с Вашей историей.

3. Завершающая часть.

Рефлексия.

Участники по очереди делятся своими впечатлениями от тренинга, отвечая на вопросы:

Нравится ли Вам Ваша книга?

С чем ассоциируются в Вашей жизни эти персонажи, их история?

Почувствовали ли Вы в себе внутренние изменения?

После окончания тренинга педагогам предлагается заполнить анкету «Уровень моего ресурса» (Приложение 1).

ЧАСТЬ – ВВОДНАЯ

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, что бы позаботиться о самих себе! Наша встреча пройдет в формате практического занятия с элементами тренинга, поэтому давайте вспомним правила:

- говорим от собственного лица «я»

- внимательны и вежливы ко всем участникам

- активны в упражнениях

- имеем право «стоп»

Предлагаю в начале нашей встречи заполнить чек-лист экспресс-оценки «выгорания» и закрасить синим цветом часть «батарейки» для определения количества личных ресурсов на данный момент времени.

Игра «Я сегодня вот такая…» (жестами и мимикой изображаем свое состояние каждый участник по очереди)

 

ЧАСТЬ – ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Существует такое понятие как эмоциональное выгорание, характерно это состояние в профессиях системы «человек-человек», когда общение между людьми очень интенсивно. Профессия педагога является одной из самых энергоемких и требующих огромных физических, духовных и эмоциональных затрат. Для нее необходимы большие эмоциональные, интеллектуальные и психологические затраты.

Эмоциональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению энергетических, эмоциональных и личностных ресурсов человека. По данным исследований специалистов только 16 % педагогов не затронуты эмоциональным выгоранием и эти педагоги как правило молодые начинающие, 44% педагогов затронуты выгоранием на 1-2 стадии, 40% педагогов с ярко выраженной стадией выгорания.

Каковы же причины ЭВ?:

1. Личностные: повышенная ответственность, стремительный темп применения новых методов и технологий, эмоциональная включенность в процесс, психологические перегрузки.

2. Организационно-трудовые: высокая загруженность рабочего дня, тяжелые условия труда, нечеткие границы обязанностей.

3. Отсутствие качественного отдыха после работы: неумение организовать отдых или полное его отсутствие

Все это ведет к истощению и нарушению в сферах:

· эмоциональной

· психо-физической

· -поведенческой

· физической

 

При ЭВ человек чувствует: хроническую усталость, постоянное недомогание, бессонницу, суицидные мысли, нарушение давления, уменьшение эндорфинов, зависимость от пав, … истощение всего организма в целом в той или иной степени неизбежно.

Упражнение «Передай дальше»: а что каждый из вас чувствует, когда устает?

Упражнение стакан: сейчас каждый из вас нальет себе пол стакана воды и подержит его на вытянутой руке. Вам тяжело? (Нет! Ведь в стакане немного тяжести). Пока вы держите стакан поделитесь, что вы чувствуете, когда устаете на работе (… ответы 5-10 минут). Я вижу многие из вас уже не в силах держать стакан! Почему, ведь он нетяжелый? Да, потому что нет возможности поставить его и отдохнуть, да же от небольшой нагрузки! Так и с нами на раоте – если даже небольшая усталость станет постоянной и не будет устранена, то она станет невыносимо тяжела и может привести к полному истощению!

Не забывайте ставить стакан и научитесь управлять своими чувствами и мыслями!!!

Итак, как мы уже узнали Эмоциональное Выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса. Что же в данном случае стресс?

Г.Сель: «Управляемый стресс несет в себе вкус и аромат к жизни! Не надо бояться стресса – его не бывает только у мертвых! Им надо управлять!» Стресс полезен для человека, как прививка для организма, но только в том случае, если стресс отработан и краткосрочен! Если стресс длительный, затяжной и не отрабатывается, то он губителен.

Это интересно! Мужчины и женщины по-разному переносят стресс: женщины легче справляются с монотонным и длительным стрессом, а мужчине проще с сильным, но краткосрочным. Сангвиники и флегматики легче переносят нагрузку стресса, а меланхолики и холерики – сложнее.

Почти 100% людей, охваченных ЭВ – это люди, которые профессиональную деятельность не чередуют с достаточным количеством качественного отдыха! (т.е. не ставят стакан с водой!)

Не умеешь снимать стресс – не надевай его!!!

Игра «Мой отдых»: все мы сейчас молча делимся на команды по принципу кто чем любит заниматься во время отдыха или хобби с помощью жестов, мимики или звуков! Придумайте девиз вашей группе! (например: «Стресс нам не страшен, ведь мы спим, шьем и пляшем!»)

Поделитесь, как вы отдыхаете? (…)

Устранение или снижение ЭВ = снижение стресса за счет правильной организации работы и качественный отдых после работы:

1- Правильный спорт (3-4 раза в неделю 30-60 минут)

2- Правильный отдых (хобби или творчество, не связанное с работой)

3- Позитивное мышление (вслух и регулярно) и прощение

4- Чтение вслух на бумажном носителе

5- Использование правила СТОП! При первых симптомах усталости

 

ЧАСТЬ – ПРАКТИЧЕСКАЯ

Здесь и сейчас мы постараемся реализовать все 5 пунктов устранения ЭВ!

Вы готовы?!! В путь!

Применяем правило СТОП! Говорим вслух:

- я откладываю дела на потом

- я дышу спокойно (дыхание «Со-хам»)

- я наблюдаю себя

- я продолжаю делать так

А теперь мы будем читать! Да, да читать! Чтение 15-20 минут устраняет стресс на 50%! Читать будем притчи!

Притча – это небольшой поучительный рассказ, заключающий в себе поучение. Притчи, как хорошая мелодия, которую услышав однажды, уже не забыть. Она остается в памяти и душе надолго или навсегда, передавая мудрость поколений, донося смысл до каждого самостоятельно.

1. Первые притчи «О пользе хорошего стресса в нашей жизни» или «Мешок картошки»

(Выскажите свои мысли об этой притчи! …)

2. Втора притча «Лист и точка» об умении видеть позитив

(Кто хочет прокомментировать эту притчу? …)

3. Третья притча «Счастье»

(Если хочешь быть счастливым – будь им! Так ли это? …)

4. Четвертая притча «Эхо»

(Жизнь любит тех, кто любит жизнь! А как вы думаете…)

Аутотренинг:

А теперь мы с вами полностью погрузимся в себя с помощью аутотренинга и пофантазируем: (аудио запись «Звуки леса»)

Расслабьтесь и примите удобную позу кучера: позвоночник должен быть прямым, а руки должны свободно располагаться на коленях. Все посторонние переживания и эмоции пусть отойдут на задний план. Закройте глазки и расслабьте лицевые мышцы. Дыхание ровное и спокойное.

Произносите «вдох-выдох» в такт своему дыханию. Таким образом вы поможете себе прогнать все посторонние мысли. Сосредоточьтесь на своем дыхании на несколько минут.
Вы чувствуете приятную расслабленность и спокойствие, напряжение покидает ваши мышцы. Ваше дыхание размеренное, вы чувствуете, как воздух медленно наполняет ваши легкие и выходит из них. Сердце стучит ритмично и ясно.

Представьте: вы находитесь в прекрасном лесу. Он большой и светлый. Сквозь деревья пробиваются теплые солнечные лучики, а воздух наполнен ароматами леса. Вы их ощущаете? А теперь прислушайтесь. Лес наполнен пением птиц. А теперь давайте медленно пойдем по тропинке, которая перед нами. Идите медленно, наслаждаясь красотой леса.

Вы выходите на поляну и видите на ней дерево, подходите к этому дереву и понимаете, что оно похоже на вас. Это дерево – вы! Вы рассматриваете корни, ствол, ветви дерева и понимаете, что оно точная ваша копия. Полюбуйтесь на него. Коснитесь вашего дерева, почувствуйте его, подышите с ним одним воздухом, послушайте шелест его листьев и ветвей. Обойдите дерево со всех сторон, смотрите, под деревом удобно устроился мудрец. Он очень мудрый и может ответить на любые вопросы. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать мудрецу, вы ведь не зря сюда шли. Задайте этот вопрос и послушайте ответ – послушайте сердцем! (пауза 10-30 секунд)

Ну а теперь вам пора возвращаться назад.

Арттерапия

А теперь каждая из нас постарается нарисовать свое дерево так, как видите его вы с помощью кисти и красок (аудиозапись «Звуки леса»).

Кто хочет можете рассказать о своем дереве всем нам: о том какие у него ветви, ствол, листва, какие у него чувства, дружба, желания, …

Работа с аффирмациями:

  Мы можем выбрать любую предложенную аффирмацию или придумать самой и рядом со своим деревом написать ее своей рукой. (кто -то хочет поделиться? По желанию аффирмации зачитываются)

А вот пятый пункт снятия напряжения – спорт 30 минут пообещаем друг другу сегодня исполнить после работы (хотя бы ходьбой, вместо транспорта, до дома)

ЧАСТЬ – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Повторно заполняем чек-лист «Экспресс диагностики ЭВ».Красным цветом закрашиваем свою батарейку после занятия. (отслеживаем динамику)

Упражнения «Передай дальше»: передаем предмет и говорим о настоящих чувствах и изменениях в 2-3 фразах

Всем предлагаются памятки «Порой я балую себя» и «Быстрые способы снятия усталости и напряжения»

П Р И Л О Ж Е Н И Я

Расположение рисунка

1. Если нарисованное дерево находится в правой части листа, это значит, что человек имеет сильную потребность опереться на чей-то авторитет.

2. Расположение дерева в левой части листа указывает на привязанность к матери и прошлому.

3. Дерево, нарисованное строго по центру, говорит о потребности в систематизации своего жизненного опыта, а также указывает на что-то особенно значимое для этого человека.

4. Расположение дерева в верхней части листа указывает на желание избавиться от депрессивного состояния.

5. Расположение дерева в нижней части листа говорит о чувстве самобичевания и депрессивном состоянии.

6. Если человек повернул лист бумаги по горизонтали и при таком расположении листа нарисовал дерево, то это указывает на его рассудительность и независимый характер.

 

Размеры рисунка

1. Мелкое изображение дерева говорит о том, что человек не может проявить себя в жизни.

2. Изображение дерева больших размеров указывает на внутреннюю свободу человека.

Характерные детали рисунка

1. Наличие плодов на дереве показательно для людей, стремящихся к результативной деятельности и достижению цели.

2. Если вместо дерева человек рисует пень, то это говорит о его противоречивом характере.

3. Сломанное дерево – пережитое потрясение.

4. Недорисованная вершина дерева указывает на большие незавершенные планы.

5. Дерево, раздвоенное от ствола, рисуется обычно теми, у кого очень сильны родственные связи с сестрами и братьями и которые чаще всего разорваны или утрачены. Также такие деревья часто рисуют близнецы.

6. Ветка вместо дерева говорит об инфантильности человека.

7. Опущенные ветви – низкий жизненный тонус и нежелание прилагать какие-либо усилия для преодоления неблагоприятных жизненных ситуаций.

8. Если ветви дерева направлены вверх, то это указывает на оптимистический настрой и энтузиазм, иногда на стремление автора рисунка к власти.

9. Ветви, идущие в разные стороны, означают поиск в расширении контактов и самоутверждение себя.

10. Если ствол изображается без ветвей, это говорит о трудностях в установлении контактов.

11. Обозначение места, на котором стоит дерево, характерно для людей, которые нуждаются в утверждении себя и укреплении своего места в жизни.

Изображение листвы

Листья символизируют способность к установлению контактов с окружающим миром, а также говорят о психологической защищенности человека в этих контактах.

1. Если листва дерева изображена широким веером, то это говорит о хорошем взаимодействии человека с окружающими и о его контактности.

2. Если нарисованная листва скудная и чахлая – контакт с внешним миром очень слабый.

1. Листья острой формы означают стремление человека защищаться от опасности.

2. Листва, изображенная схематично, похожая на пустой круг говорит о непроявленной агрессивности.

3. Нарисованные падающие или опавшие листья указывают на разочарование в жизни, чувство одиночества.

4. Листва, направленная вверх, – стремление к лидерству и наличие цели.

5. Листья в большом количестве, тщательно прорисованные, указывают на педантичность, но в то же время на чувствительность и эстетическую потребность человека.

6. Круги в листве – чувство разочарования, одиночества, желание обрести покой.

7. Листва дерева, прорисованная кривыми линиями, означает открытое принятие окружающего мира и восприимчивость.

8. Листва в виде узора – обаяние, приветливость, женственность, доброжелательность.

9. Листва-сетка выказывает желание уйти от неприятностей и проблем.

Ствол дерева

1. Ствол, оторванный от земли, – недостаток контакта с внешним миром.

2. Ствол, расширяющийся книзу, – поиск устойчивого и стабильного положения в окружающем мире.

3. Ствол, сужающийся книзу, – изоляция и стремление укрепить свое Я.

4. Прорисованная кора на стволе указывает на осторожность и потребность в защите.

5. Ствол, нарисованный из одной линии, означает нежелание реально смотреть на вещи.

6. Ствол, не связанный с ветвями, – попытка убежать от реальности в мечты.

7. Ствол, связанный с ветвями и листвой, говорит о желании сохранить свой внутренний мир и хорошем интеллекте.

8. Если дерево изображается таким образом, что высота ствола больше величины кроны, можно говорить о преобладании у человека интереса к конкретным вещам, его умении жить в настоящем моменте.

9. Если размер кроны доминирует по отношению к размеру ствола – у автора рисунка хороший самоконтроль.

10. Ствол с наклоном влево рисует человек, пасующий перед агрессией.

11. Ствол с наклоном вправо означает, что человек ищет поддержки.

12. Ствол, как бы вырастающий из круга, изображает человек, чувствующий себя защищенным только в своем окружении.

13. Изображение на стволе дупла говорит о перенесенном заболевании или операции, а также о сексуальных переживаниях и травмах. Если дупло с птицами, то это указывает на потребность в защите и уюте.

Корни

Корни дерева указывают на среду, из которой вышел человек, и свидетельствуют о его любознательности, импульсивности.

1. Нарисованные корни меньше ствола – желание увидеть то, что интересует, или спрятанное.

2. Корни, равные по величине размеру ствола, – более сильное любопытство, чем просто увидеть интересующее.

3. Очень длинные корни говорят о чрезмерном любопытстве.

Штриховка

Штриховка дерева имеет большое значение при интерпретации рисунка. Она может быть ярче или бледнее, иметь различную форму. Исходя из этого и множества других признаков, можно делать определенные выводы о психологическом состоянии человека.

1. Затемнение листвы, ствола, корней является признаком тревожного состояния.

2. Однородная, не слишком интенсивная штриховка говорит о повышенной чувствительности.

3. Горизонтальные штрихи свидетельствуют о женственности, слабости, развитом воображении.

4. Вертикальные штрихи – признак настойчивости и решительности.

ВАЖНО!

Если вы применяете тест «Мое дерево» к себе самому, вы можете выявить психологические проблемы, эмоциональное состояние и жизненные ресурсы, которые даже не осознаете. Пусть полученное знание придаст вам силы и послужит толчком к осуществлению изменений в себе и своей жизни.

 

ПРИТЧА «СЧАСТЬЕ»

Счастье бродило по белому свету и всем, кто встречался на её пути, исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. Долго Счастье сидело в яме, вдруг слышит, чьи то шаги. Счастье обрадовалось и стало звать на помощь. В яму заглянул человек и спросил:

- Если я помогу тебе, ты исполнишь моё заветное желание?

- Конечно, загадывай! Что тебе надо?

- Я, хочу иметь много денег!

Счастье исполнило желание человека, а он ушёл, оставив Счастье сидеть в яме.

Через время к яме подошел молодой парень. Он увидел счастье и спросил:

- Чем помочь тебе, Счастье?

- Помоги мне выбраться отсюда! - ответило оно.

Парень выполнил просьбу Счастья и пошел своей дорогой.

А Счастье побежало за ним…

Педагог-психолог

МДОУ №101 «Машенька»

Город Вологда

Задачи:

1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.
Профилактика профессионального выгорания педагогов.

2. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

Участники: воспитатели всех возрастных групп, педагоги ДОУ, ведущая -педагог-психолог.

Используемый материал: большое сердце, сердечки из бумаги, ручки, клей карандаш, мяч.

Ход мероприятия:

Упражнение «Найди общее»

Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих, нельзя повторяться.

 

3. Упражнение "На что похоже мое настроение сейчас?"

Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением и т. п.

Сердце коллектива»

На ватмане нарисован(вырезан) контур большого сердца. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать безжизненное, его надо срочно заполнить пожеланиями. На столе лежат сердца из бумаги.
Участникам предлагается взять сердечко, написать там пожелания педагогам приклеить их на большое сердце по контуру.

- Теперь сердце коллектива заполнено, и может биться в унисон. Послушайте (щелкаем пальцами один раз, затем ударяем ладонью о грудь один раз, еще один щелчок пальцами и два хлопка ладонью о грудь и т.д.) либо запись биения сердца. Итак, наше сердечко ожило, и теперь счастливо работает, зачитываются пожелания коллег на сердечках.

Рефлексия тренинга.

Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной теме. Подведение итогов работы.
- Спасибо за внимание до новых встреч!


«Общение – это радость»

Якушева Надежда Михайловна

Старший воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 46 «Золотой петушок» г. Вологда

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Варианты деления фигур для упражнения «Сложи квадрат»

Фотографии с мероприятия

 

 

Игра «Приветствие»

 

 

 

 

 

Упражнение «Нетрадиционное приветствие»

 

 

 

Упражнение

«Зеркало»

 

 

 

 

Упражнение

«Доверительное падение»

 

 

Упражнение

 «Сделай подарок»

 

 

 

 

Упражнение «Тарелка с водой»

 

 

 

Игра «Молекулы»

 

 


Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

Ход занятия с элементами тренинга.

Сказка об Педагоге.

Цель: иллюстрирование проблемы профессиональной деформации.

Педагог-психолог: Прежде чем, перейти к занятию предлагаю вам послушать Сказку об Педагоге.

Рождение Учителя.

Жили – были Папа и Мама, вскоре у них родились дети.

Первым родился у них Программист. Мама так радовалась - ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала. Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой даже отправились погулять, рядом с банком постоять, чтобы в счастье свое поверить. И Папа все твердил: «Не может быть! Не может быть!»- пока Бабушка не возмутилась: что он неверующий, какой- то? Вот и распашонка на ребеночке зелененькая – вся в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!

Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: «Учитель!» И Папа тоже все повторял: «Не может быть! Не может быть!» - но уже с другим лицом, а Бабушка его не останавливала. А Мама все смотрела на этого новенького, все вздыхала, грустно по головке гладила…

Обучение Учителя.

Когда Учитель подрос, его отправили бумажку получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что написано в бумажке. Потому что там есть печать. Учитель тоже хотел, чтобы у него зарплата была. С зарплатой можно в магазин пойти и купить себе покушать. А Учитель, хоть и не Бухгалтер и не Программист, а иногда возьмет, да и проголодается!

Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить. Через пять лет дали ему бумажку с печатью. Учитель обрадовался и пошел работать с детьми.

Работа Учителя.

Прошло двадцать лет, много пришлось пережить бедному Учителю, хотя и были и приятные моменты в его непростой педагогической жизни.

Пришел однажды Учитель домой, в тоске от педагогической жизни. Смотрит - а у него Черное пятно на потолке. Решил он (вот наивный!), что его соседка сверху затопила. Лег спать и заснул своим тоскливым педагогическим сном. А педагогическая кровать стояла как раз под Черным пятном. И снится Учителю, что зовет его кто-то страшным директорским голосом: «Вижу календарные планы недописанные! Это кто тут нарушает порядок?! Учитель вскочил среди ночи, вытащил из сумки планы, а сам крепко за ручку держится – для храбрости. Написал все планы и уснул себе счастливый.

Обсуждение:

* Какую проблему отражает сюжет сказки?

* Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

 

Педагог-психолог: Сегодняшняя наша встреча связана со здоровьем педагога, как психологического, так и физического. Давайте немножко поиграем и поперевоплощаемся.

Упражнение «Поза Наполеона»

Цель: определение настроя на занятие.

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вверх и стойка боксера, руки сжаты в кулаках. После сигнала каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задание может повториться 2-3 раза.

Комментарий:

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство вытянули руки вверх, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Упражнение «Колоши счастья»

Упражнение «Мешочек»

Цель: повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения.

Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом, фантиками, песком, камешками. Главное его не уронить так как в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Вывод: Ситуации бывают в жизни разные, надо быть готовым к ним. Очень важно видеть ситуацию и понимать, что очень часто многое зависит от согласованности и взаимной поддержке. Очень важно заострить о внутренней поддержке в коллективе.

 

Упражнение «Поддержка».

Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и уверенность в себе.

Инструкция: Предлагаю всем встать и выполнить к несколько упражнений из «Гимнастики мозга» (по желанию педагогов). А теперь окажем поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество, протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все участники не будут связаны одной цепью. (В конце все поднимают руки вверх со словами: «Все будет хорошо!»).

Комментарий: эмоциональная разрядка педагогов (как правило, это упражнение проходит очень весело), повышение самооценки педагогов.

 

Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)

1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.211 с.)