Тема 2.3 Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.3 Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов.



 

Лекция 2 часа

 

Занятие направлено на формирование компетенции «Выживание в море в случае оставления судна» (ПК-1) в части знания оборудования спасательных шлюпок и плотов (З-1.3), местонахождения индивидуальных спасательных средств (З-1.4), умения работать с оборудованием спасательных шлюпок и плотов (У-1.10), а также с устройствами,позволяющими определить местонахождение, включая радиооборудование (У-1.11)

 

Лекционное занятие.

Вопросы

1) Оборудование спасательной шлюпки и снабжение спасательной шлюпки

2)Методы спуска спасательных шлюпок

Средства приведения спасательной шлюпки в движение. Различные методы спуска шлюпок на воду. Оборудование спасательной шлюпки: спускной клапан, руль (румпель), поручни, леер, водонепроницаемые ящики, отсеки, средства для сбора воды, разобщающие механизмы, крепление фалиней, буксирные устройства, салазки, привальные брусья, электрооборудование (внутреннее, внешнее). Снабжение спасательной шлюпки: крепление и хранение снабжения, компас, весла, два отпорных крюка, плавучий черпак, два ведра, плавучий якорь и т.д. Оборудование спасательных плотов: спасательные леера как с внутренней так и с наружной сторон, фалинь длиной не менее 25 метров, сигнальный огонь на тенте, внутренний фонарь с выключателем и батареей. Снабжение плотов (SOLAS- A/В pack): плавучее спасательное кольцо с линем 30 м, плавучий черпак, две губки и т.д. (всего 24 наименования).

Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ. Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО. Назначение и использование УКВ радиостанции. Назначение и использование компаса, шлюпочной карты. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту) – парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф.

 

Изложение вопроса  направлено на формирование компетенции знания коллективных спасательных средств находящихся на судах (ПК-1)

Коллективные судовые спасательные средства - это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20 градусов на любой борт и

дифференте в 10 градусов.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 минут - для грузовых судов;

30 минут - для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны

размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками,

обеспечивающими весь экипаж с каждого борта. Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50% пассажиров и экипажа с каждого борта.

Все спасательные шлюпки должны: иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность; обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при

опрокидывании; иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет; двигатель

внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка

находится вне воды; скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов; запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

  Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему, по меньшей мере, двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в

шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью

затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся несмываемой краской в носовой части на оба борта, там же указаны название судна, порт приписки и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой

можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход

через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха,

обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь

соответствующую маркировку.

Проверки шлюпок

1)Проверка снабжения спасательной шлюпки проводится ежемесячно.

2)Двигатель спасательной шлюпки заводится еженедельно с опробованием реверса.

3)1 раз в 3 месяца спасательная шлюпка должна быть спущена на воду с записью в судовом журнале.

Приводится перечень снабжения спасательной шлюпки.

Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вмести-мость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайше-го плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот.   

 

    Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта. На высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных -спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

· По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на:

· спускаемые механическими средствами (при помощи  плотбалок) и

· сбрасываемые.

 Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

  Оборудование спасательного плота.

Основными элементами спасательного плота являются: камера

плавучести (обеспечивает плавучесть плота); водонепроницаемое днище, обеспечивающее изоляцию от холодной воды; тент, обеспечивающий изоляцию внутреннего пространства от зноя и холода. Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека,оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки

 

 

располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека. Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Тент должен состоять из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа,

надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента

делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства. На тенте должно быть: по меньшей мере, одно смотровое окно; устройство для сбора дождевой воды; устройство для установки радиолокационного отражателя или SART (радиолокационного ответчика); полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь,

автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. Внутри плота

устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится

спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему

периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере, у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с

отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

 

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом (газовая смесь углекислого газа и азота), закрытый специальным пусковым

клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в

течение 1 - 3 минут. Пусковой линь имеет двойное назначение: используется для открытия клапана на баллоне с газом; используется для удержания плота на воде у борта судна (как фалинь). Длина пускового линя не менее 15

метров. Стандартная высота установки контейнера плота – до 18 метров. При высоте установки плота свыше 18 метров, плот должен быть проверен для этой высоты и нанесена соответствующая маркировка на контейнер плота.

Длина пускового линя всегда на 10 метров больше высоты установки.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два

способа освобождения от найтовов − ручной и автоматический.

Для ручного освобождения плота от найтовов достаточно сбросить с глаголь-гака фиксирующее звено. Есть устройства, у которых освобождение найтовов происходит поворотом специальной рукоятки, в результате выдергиваются штыри, удерживающие коренные концы найтовов. Такое

устройство применяется, когда несколько плотов размещается на одной раме друг за другом.

В такой конструкции предусматривается как последовательный сброс плотов, так и сброс всех плотов поворотом одной рукоятки.

Для автоматического освобождения плота при погружении судна под воду в разобщающее устройство включается гидростат − устройство,

освобождающее найтовы на глубине до 4 метров. По принципу действия гидростаты бывают разобщающего типа и режущего.

В гидростате режущего типа в исходном состоянии подпружиненный нож удерживается запирающим штифтом, закрепленным на подпружиненной мембране.

Пространство над мембраной является герметично закрытым, поэтому при погружении в воду давление начинает расти только под мембраной.


Гидростат режущего типа

 

Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитывается на то, чтобы на глубине до 4 метров внешнее давление отжало мембрану и освободило нож. Сжатая пружина ножа после освобождения резко

распрямляется, и ударом ножа перерезается веревочная петля, удерживающая найтовы

Гидростат разобщающего типа. Корпуса гидростатов разобщающего типа достаточно разнообразны, но все они используют механический принцип отсоединения при достижении заданного давления на чувствительный

элемент.

Корпус данного гидростата разделен мембраной на две камеры, одна из которых герметичная, а во вторую может поступать вода при погружении.

Отсоединяющаяся головка, к которой крепятся найтовы, удерживается изнутри запирающим устройством, механически соединенным с мембраной. Жесткость пружины, удерживающей мембрану, рассчитана на то, что под давлением воды произойдет освобождение отсоединяющейся головки гидростата,что приведет к освобождению плота от найтовов.

Гидростат разобщающего типа

 

При погружении судна, контейнер с ПСН всплывает, при этом пусковой линь вытягивается из контейнера.

Соединение пускового линя с судном осуществляется через слабое звено.

Разрывная прочность слабого звена достаточна для вытягивания пускового линя из контейнера и открытия пускового клапана. При дальнейшем

натяжении слабое звено разрывается и плот освобождается от крепления к борту судна.

Встречаются конструкции, где слабое звено является частью коренного конца самого пускового линя.

Прочность слабого звена мала, чтобы удерживать плот у борта в условиях сильного ветра и волнения. Поэтому при ручной отдаче первое, что

необходимо сделать до отдачи найтовов, выбрать из контейнера небольшой участок пускового линя и надежно привязать его выше слабого звена к

конструкции судна (изолировать слабое звено). Если не привязать пусковой линь на участке нормальной прочности, то плот будет оторван и унесен.

Слабое звено зрительно легко отличить: это может быть более тонкая вставка в пусковой линь или надрез на лине.

Посадка в сбрасываемый спасательный плот производится после его

раскрытия на воде, что делает более сложной саму процедуру посадки, однако это проще и надежнее в условиях шторма.

Прочность сбрасываемого плота должна быть достаточной, чтобы выдерживать его сбрасывание в контейнере с высоты не менее 18 метров и выдерживать многократные прыжки людей на него с высоты не менее 4,5 метров.

Краткая инструкция по приведению плота в рабочее состояние и посадке в него наносится на контейнер плота и рядом с местом установки.

 

Обычное снабжение каждого спасательного плота должно включать:

1. одно плавучее спасательное кольцо, прикрепленное к плавучему спасательному линю длиной не менее 30 м;

2. один нескладной нож с плавучей ручкой и штертом, прикрепленный и хранящийся в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления фалиня к спасательному плоту. Кроме того, на спасательном плоту вместимостью 13 человек или более должен иметься второй нож, который может быть складным;

3. один плавучий черпак для спасательного плота вместимостью не более 12 человек и два плавучих черпака для спасательного плота вместимостью 13 человек или более;

4. две губки;

5. два плавучих якоря, каждый с дректовом, способным выдерживать рывки, и ниралом, если имеется, причем один из плавучих якорей должен быть запасным, а другой - постоянно прикрепленным к спасательному плоту так, чтобы при надувании после спуска на воду спасательный плот удерживался в наиболее устойчивом положении к ветру. Прочность каждого плавучего якоря, их дректовов и ниралов, если имеются, должна быть достаточной при любых условиях моря. Плавучие якоря должны иметь устройства, предотвращающие скручивание троса и выворачивание их наизнанку между стропами. Плавучие якоря, постоянно прикрепленные к спасательным плотам, спускаемым с помощью плот-балки и устанавливаемым на пассажирских

судах, должны быть устроены так, чтобы раскрывались только вручную. Все другие спасательные плоты должны иметь плавучие якоря, раскрываемые автоматически, как только плот оказывается на плаву;

6.два плавучих гребка;

7.три консервооткрывателя и пару ножниц.           Допускаются ножи с консервооткрывателями в безопасном исполнении;

8. одну аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке,, которая после вскрытия может быть снова плотно закрыта;

9. один свисток или эквивалентный ему звуковой сигнал;

10. четыре парашютные ракеты, отвечающие требованиям раздела 3.1;

11. шесть фальшфейеров, отвечающих требованиям раздела 3.2;

12. две плавучие дымовые шашки, отвечающие требованиям раздела 3.3; 13.один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе. с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

14. эффективный радиолокационный отражатель, если на спасательном плоту не установлен радиолокационный ответчик;

15. одно сигнальное зеркало для дневной сигнализации с инструкцией по его использованию для подачи сигналов морским и воздушным судам;

16. один экземпляр таблицы спасательных сигналов, упомянутых в правиле V/16, в водозащищенном исполнении или в водонепроницаемой упаковке;

17. один комплект рыболовных принадлежностей;

18.пищевой рацион калорийностью из расчета не менее 10000 кДж на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательном плоту. Этот рацион должен быть вкусным и съедобным в течение срока годности и упакован таким образом, чтобы делился и легко вскрывался. Пищевой рацион должен быть в воздухонепроницаемой упаковке и храниться в водонепроницаемом контейнере;

19. водонепроницаемые сосуды, содержащие общее количество пресной воды из расчета по 1,5 л на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на спасательном плоту, из которого 0,5 л этой нормы может быть заменено водой, получаемой из опреснительного аппарата, способного производить общее количество пресной воды в течение двух дней, либо 1 л на человека может быть заменен водой, получаемой от ручного вакуумного опреснителя, способного производить общее количество воды в течение двух дней;

20. один нержавеющий градуированный сосуд для питья;

21. медикаменты от морской болезни, по крайней мере на 48 ч, и по одному гигиеническому пакету на каждого человека согласно допустимой вместимости спасательного плота;

22. инструкцию по сохранению жизни;

23. инструкцию по первоочередным действиям;

24. теплозащитные средства, в количестве, достаточном для 10% от числа людей, допустимого к размещению на спасательном плоту, или двух, смотря по тому, что больше.

Маркировка, на спасательных плотах, имеющих снабжение в соответствии с пунктом 1-24, должна состоять из надписи «SOLAS A PACK», выполненной печатными буквами латинского алфавита (для судов неограниченного плавания).

Для пассажирских судов, совершающих короткие международные рейсы такого характера и продолжительности, что, по мнению Администрации, не все предметы, необходимы, Администрация может разрешить, чтобы снабжение имеющихся на таких судах спасательных плотов включало предметы, предусмотренные в пунктах 1-6 включительно, 13-16 включительно и 21-24 включительно, а также половину количества предметов снабжения, предусмотренных пунктами 10—12 включительно. Маркировка на таких спасательных плотах должна состоять из надписи «SOLAS В PACK», выполненной печатными буквами латинского алфавита.

Снабжение должно храниться в контейнере, который, если не является неотъемлемой частью плота или стационарно прикрепленным, должен крепиться внутри плота и быть способным находится на плаву не менее 30 мин без ущерба для его содержимого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 657; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.074 с.)