Лекционное занятие направлено на формирование у обучающихся целей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекционное занятие направлено на формирование у обучающихся целей



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ В СООТВЕТСТВИИ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ

 

 

                                                   Москва

2018г.

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московская государственная академия водного транспорта» - филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

Учебно-тренажерный центр

Учебно-методический комплект дисциплины

Начальная подготовка по безопасности

 

                                                                                              УТВЕРЖДАЮ

Начальник4 ЦКП ИДПО

____________________ Шапорев С.В.

«___»_ноябрь 2018 г.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Направление подготовки   

Специальность  26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
Специализация                        Эксплуатация судовых энергетических установок

 

                                              Ведущий лектор:

____ Кривченко Леонид Макарович______________

ФИО, должность, учен. степень, учен. звание)

 

Одобрен на заседании ЦКПиДПО

«___» ___________ 20__ г. протокол № ____

 

Москва

2018 г.


СТРУКТУРА

 

конспекта лекций* по дисциплине Начальная подготовка по безопасности

Раздел I.Общие положения и введения в курс.

 

Лекция № 1.1 

Тема. Введение. Содержание, задачи курса и организация подготовки. Цели освоения программы, компетенции, на формирование которых направлена подготовка. Ознакомление с требованиями международных и национальных документов, регламентирующих подготовку моряков.

Вопросы:

1)Цель и задачи дисциплины подготовки.

             2) Структура курса дисциплины.

             3) Компетенции, на формирование которых направлена подготовка

             4) Требования международных документов и национальных документов,  

                  регламентирующих подготовку моряков.

 

Продолжительность: ____ часа

Сфера компетентности

Знание, понимание и профессионализм

Формирование

Аттестация

Лекции Практика Промежуточ-ная Итоговая

ПК-1. Выживание в море в случае оставления судна.

Знать: З-1.1Возможные виды аварийных ситуаций, такие, как столкновение, пожар, затопление судна. 2.1    

Дельта-БЖС Тема: «Действия при нахождении в КСС и в

воде»

Тема: «Коллективные спасательные средства (КСС)»

Тема: «Оборудование и снабжение коллективных спасательных средств» Тема: «Индивидуальные спасательные средства»

З-1.2 Типы спасательных средств, обычно имеющихся на судах. 2.2    
З-1.3 Оборудование спасательных шлюпок и плотов. 2.3    
З-1.4 Местонахождение индивидуальных спасательных средств. 2.3    
З-1.5 Значение подготовки и учений. 2.4    
З-1.6 Назначение индивидуальной защитной одежды и снаряжения, о необходимости быть готовым к любой чрезвычайной ситуации 2.4    
З-1.7 Действия, которые должны предприниматься при получении команды следовать к местонахождению спасательных шлюпок и плотов. 2.4    
З-1.8 Действия, которые должны предприниматься при оставлении судна. 2.4    
З-1.9 Действия, которые должны предприниматься при нахождении в воде. 2.5    
З-1.10 Действия, которые должны предприниматься в спасательной шлюпке и на спасательном плоту. 2.5    
З-1.11 Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям. 2.5    

 

Уметь: У-1.1 Надевать спасательный жилет.  

 

 

Практическое занятие №1

 

 

Зачет по

 разделу 2

 

У-1.2 Надевать и использовать гидрокостюм.  
У-1.3 Безопасно прыгать с высоты в воду.  

 

 

ПК-2. Сведение к минимуму риска пожара и поддержание состояния готовности к действиям в аварийных ситуациях, связанных с пожаром.

Знать: З-2.1 Расположение противопожарных средств и аварийных путей выхода наружу. 3.2 3.3    

 

Дельта-БЖС Тема: «Меры противопожарной безопасности и

индивидуальные средства защиты»

Тема: «Процедуры и организация борьбы с пожаром»

З-2.2 Типы и источники воспламенения. 3.1    
З-2.3 Автоматические системы аварийно- предупредительной сигнализации.   3.2    
З-2.4 Классификацию пожаров и применяемые огнетушащие вещества.   3.1    

 

З-2.5 Воспламеняющие материалы, опасности при пожаре и распространение пламени.   3.1    

 

З-2.6 Организацию борьбы с пожаром на судах. 3.3    

Тема 1.2   Требования к членам экипажей в соответствии с СУБ.

Выполнение основных операций связанных с обеспечением безопасности в соответствии с контрольными листами безопасности (чек - листы)

Лекция

Продолжительность: ___ час

Вопросы

VI. Учет аварийных случаев

 

38. Ространснадзор ведет статистический учет аварийных случаев, за исключением инцидентов.

39. Аварийные случаи, произошедшие с иностранными судами, к статистическому учету не принимаются.

40. Ространснадзор учитывает расследованные Ространснадзором аварийные случаи в журнале учета аварийных случаев на море с судами.

В журнал учета аварийных случаев на море с судами подлежат включению следующие сведения: номер аварийного дела;

информация об отнесении аварийного случая к инциденту, аварии или очень серьезной аварии в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения;

тип и название судна, с которым произошел аварийный случай; номер ИМО судна, с которым произошел аварийный случай;

информация о судовладельце судна, с которым произошел аварийный случай, - номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна, с которым произошел аварийный случай; тип и название другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;

номер ИМО другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай;

информация о судовладельце (судовладельцах) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай, - номер ИМО (при наличии), адрес, телефон, факс;

 

фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана(ов) другого судна (других судов), вовлеченного в аварийный случай; дата и время аварийного случая;

место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море); географические координаты места аварийного случая;

вид аварийного случая (посадка на мель, столкновение, опрокидывание судна, затопление судна, разрушение/повреждение конструкций и/или механизмов судна, загрязнение окружающей среды, гибель человека, тяжкий вред, причиненный здоровью человека);

 

причина аварийного случая; последствия аварийного случая;

информация о лице, проводившем расследование аварийного случая; даты начала и окончания расследования;

сведения о продлении срока расследования;

информация о мероприятиях по предупреждению подобных аварийных случаев в будущем; другие относящиеся к аварийному случаю сведения.

 

Журнал учета аварийных случаев на море с судами ведется на бумажных носителях или в электронной форме. Журнал, оформленный на бумажном носителе, должен иметь пронумерованные страницы, а также даты начала и окончания ведения журнала (число, месяц, год).

Документы о расследованных аварийных случаях подлежат хранению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

41.Ространснадзор разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев и доводит их до сведения судовладельцев, капитанов морских портов и других заинтересованных органов и организаций, направляет в Министерство транспорта Российской Федерации копии заключений по расследованиям очень серьезных аварий на море на русском и английском языках для обобщения и последующего направления в Международную морскую организацию.

42. Росрыболовство учитывает аварийные случаи, произошедшие с судами рыбопромыслового флота, расследованные Ространснадзором, обобщает причины аварийных случаев, разрабатывает рекомендации по предупреждению аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота и доводит их до сведения судовладельцев и экипажей судов рыбопромыслового флота, капитанов морских портов, других заинтересованных органов и организаций.

 

_____________________________

Примечание

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 18, ст. 2207; 2001, № 22, ст. 2125; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 15, ст. 1519, № 45, ст. 4377; 2005, № 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, № 50, ст. 5279; 2007, № 46, ст. 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616, № 49, ст. 5748; 2009, № 1, ст. 30, № 29 ст. 3625; 2010, № 27, ст. 3425, № 48, ст. 6246; 2011, № 23, ст. 3253, № 25, ст. 3534, № 30 (ч. 1), ст. 4590, ст. 4596, № 45, ст. 6335, № 48, ст. 6728; 2012, № 18, ст. 2128, № 25,

ст. 3268, № 31, ст. 4321; 2013, № 30 (ч. 1), ст. 4058.

 

*(2) Заключительный акт Конференции, Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, подписанная в Лондоне 5 апреля 1966 г., и Реко-мендации Конференции. - М.: Международная конференция о грузовой марке, 1968. с. 4 - 143. Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г. СССР подписал Конвенцию 4 июля 1966 г. с заявлением. Конвенция вступила в силу для СССР 22 июля 1968 г.

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 457 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2769).

 

*(3) Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. № 947 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Между-народной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127).

 

*(4) Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. № 975 «О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4).

 

Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. № 319 «О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Сборник постановлений Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5).

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. № 456 «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 26, ст. 2768).

 

*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 48, ст. 5493, № 51, ст. 5720.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 30-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 9, ст. 1013).

 

*(6) Статья 225 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». *(7) Зарегистрирован Минюстом России 8 мая 2003 г., регистрационный № 4516.

*(8) Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2007 г. № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 35, ст. 4308; 2011, № 14, ст. 1931, № 47, ст. 6664).

 

*(9) Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 35, ст. 3582; 2002, № 16, ст. 1569).

 

 

Утверждено Положение о расследовании аварий или инцидентов на море.

 

Положение устанавливает порядок расследования и учета аварий или инцидентов, произошедших (в прямой связи с эксплуатацией судна) с самоходными, буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) на море, в акваториях морских портов и на участках рек с морским режимом судоходства, или с участием таких судов и объектов.

Оно касается всех судов под российским флагом, а также, в установленных им случаях, - судов под флагами иностранных государств.

Положение не распространяется на происшествия с плотами леса, с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, с судами, находящимися в постройке, ремонте, во время отстоя без экипажа, с судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

Также оно не применяется при расследовании происшествий, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки их на гребные винты или руль.

Расследование в соответствии с положением организуется Ространснадзором отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства. Оно не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.

 

 

Лекционное занятие.

Вопросы

1) Классификация судовых спасательных средств.

2) Требования МК SOLAS, Кодекса LSA к индивидуальным спасательным средствам.

3) Требования МК SOLAS, Кодекса LSA к коллективным спасательным средствам.

 

Судовые спасательные средства предназначены для спасения людей, эвакуируемых в море с борта аварийного судна или по каким-либо причинам оказавшихся за бортом судна. Спасательные средства подразделяются на индивидуальные и коллективные.

Индивидуальные спасательные средства служат для поддержания на плаву человека, попавшего в воду, (поддерживающие спасательные средства), для предохранения его от переохлаждения (изолирующие спасательные средства) или для совмещения обеих функций (поддерживающие и изолирующие средства)

К поддерживающим спасательным средствам относятся:

• спасательные круги; используются для немедленного оказания помощи человеку, оказавшемуся за бортом;

• спасательные жилеты; предназначены для спасания людей, которые могут оказаться в воде при эвакуации с борта судна.

К изолирующим спасательным средствам относятся теплозащитные средства; они служат для снижения потерь тепла телом человека, находящегося на спасательной шлюпке или спасательном плоту.

Поддерживающее и изолирующее спасательное средство – гидротермокостюм. Гидротермокостюм, который должен использоваться совместно со спасательным жилетом, является изолирующим спасательным средством, обеспечивающим снижение теплопотерь телом человека, оказавшегося в воде.

Общие требования к спасательным кругам:

Наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний - не

менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать

сбрасывание на воду с высоты 30 м, его плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой крошкой или надувными воздушными камерами.

Спасательный круг должен иметь спасательный леер, а на каждой сторо-

не — не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины и от типа судна. Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14.

 На крыльях мостика находятся спасательные круги со светодымящимися буями. Вес этих кругов не менее 4 кг, время дымления не менее 15 минут, горение сигнального огня не менее 2 часов.

В районе трапов правого и левого борта должны находиться круги с линями длинной не менее 30 м. 50 % всех кругов должны иметь сигнальный огонь в связке с кругом. Приводится в действие автоматически при сбрасывании на водную поверхность. Время горения сигнального огня не менее 2 часов. В кормовой части судна должен находится спасательный круг.

Основные требования к спасательным жилетам:

По конструкции спасательный жилет изготавливаются двух видов:

Жесткие - с твердым плавучим материалом;

Надувные - с не менее 2-мя камерами плавучести.

-спасательный жилет должен не поддерживать горение и не плавиться, после того он был полностью охвачен пламенем в течение 2 сек;

Конструкция спасательного жилета должна быть такой, чтобы:

- по крайне мере 75% лиц, незнакомых с конструкцией могли им правильно воспользоваться в течение не более 1 мин., без всякой помощи, подсказок и демонстрации;

- после демонстрации надевания все лица смогли надеть его правильно и без посторонней помощи в течение не более 1 мин;

-было совершенно ясно, что его можно надевать лишь на одну сторону или

чтобы, по возможности, исключалась возможность неправильного надевания;

-его было удобно носить; в нем можно было прыгать в воду с высоты не менее 4,5м. без получения телесных повреждений и без смешения или повреждения при этом спасательного жилета;

-спасательный жилет должен обладать достаточной плавучестью и

остойчивостью в воде и поддерживать рот обессилевшего или потерявшего сознание человека на расстоянии не менее 120мм от воды так, чтобы тело

человека было отклонено назад под углом не менее 200от его вертикального положения;

-переворачивать за время не более 5 с тело потерявшего сознание человека в воде из любого положения в такое, при котором его рот находится над водой.

-спасательный жилет должен: быть таким, чтобы в нем можно было проплыть короткое расстояние и забраться в спасательную шлюпку или в спасательный плот; плавучесть спасательного жилета не должна уменьшаться более чем на 5% после погружения его в пресную воду на 24 часа; надувной спасательный жилет должен иметь не менее двух отдельных камер плавучести и надуваться: автоматически при погружении в воду; иметь устройство, для надувания приводимое в действие вручную одним движением и ртом (через трубку);

 


 


 

-спасательный жилет должен иметь устройство обеспечивающее связку людей находящихся в воде (леер). -каждый спасательный жилет оборудуется сигнальным огнем, который должен иметь источник энергии способный обеспечивать силу света 0,75 кд в течение не менее 8 часов;

 

-каждый спасательный жилет снабжается свистком, который надежно крепится к спасательному жилету с помощью шнура;

 

Требования к теплозащитным свойствам гидрокостюмов

Гидрокостюм, изготовленный из материала, не обладающего теплоизоляционными свойствами, должен:

- иметь маркировку с указанием на то, что он должен надеваться на теплую одежду; и

- иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым вместе с теплой одеждой и спасательным жилетом (если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета), продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение одного часа в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Гидрокостюм, изготовленный из материала, обладающего теплоизоляционными свойствами, сам по себе или со спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения спасательного жилета, должен обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с высоты 4,5 м, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 2°С после пребывания его в течение 6 ч в циркулирующей воде с температурой от 0°С до 2°С при отсутствии волнения.

 

Гидрокостюм защищает человека от теплопотерь.  Использование гидрокостюма значительно увеличивает вероятность выживания человека в холодной морской воде.

Перед тем, как надеть гидрокостюм, целесообразно надеть максимальное количество одежды и снять обувь.

1. Наденьте гидрокостюм согласно инструкции

2. Присядьте, чтобы выпустить воздух из костюма

 


3. Встаньте, застегните грудную и лицевую части костюма

 

Требования к теплозащитным свойствам защитных костюмов

Защитный костюм должен:

- иметь маркировку с указанием на то, что он должен надеваться на теплую одежду, если он изготовлен из материала, не обладающего

теплоизоляционными свойствами;

- иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надетым в соответствии с

нанесенным на него указанием, он продолжал обеспечивать достаточную теплозащиту после одного прыжка в нем в воду с полным погружением, так чтобы внутренняя температура тела человека не падала более чем на 1,5°С в час после первого получасового пребывания в циркулирующей воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Человек в защитном костюме, отвечающем требованиям настоящего раздела, должен быть способен переворачиваться в пресной воде из положения лицом вниз в положение лицом вверх не более чем за 5 с и

сохранять это положение. Костюм не должен способствовать перевороту человека лицом вниз в условиях значительного волнения.

Теплозащитные средства

 Теплозащитное средство должно быть изготовлено из водонепроницаемого материала, обладающего теплопроводностью не

свыше 7800 Вт/(м       · К), и иметь такую конструкцию, чтобы, будучи надето на человека, оно снижало потерю тепла телом человека как конвективным путем, так и через испарение.

Теплозащитное средство должно:

- закрывать все тело человека любых размеров в спасательном жилете, за исключением лица. Руки также должны быть закрыты, если не

предусмотрены постоянно прикрепленные к теплозащитному средству перчатки;

- быть таким, чтобы его можно было распаковать и легко надеть без

посторонней помощи в спасательной шлюпке или на спасательном плоту либо в дежурной шлюпке; и

- быть таким, чтобы человек в теплозащитном средстве мог снять его в воде не более чем за 2 мин, если оно мешает ему плыть.

Теплозащитное средство должно выполнять свои функции надлежащим образом при температуре воздуха от -30°С до +20°С

1. Демонстрируется фильм ««Спасательные  средства, основы выживания человека в чрезвычайных ситуациях при оставлении судна» On Board Basic Safety Training Program.p/1.

Контрольные вопросы для самоподготовки слушателей:

1.С какой высоты допускается сбрасывать спасательный круг на воду, без его повреждения?

2. Нормы укомплектования спасательными кругами.

3. Каковы габаритные размеры спасательного круга?

4.Какие размеры спасательных жилетов поставляются на суда?

5.Какое время безопасного нахождения человека в гидрокостюме с теплозащитными свойствами в холодной воде?

6.Какое основное назначение защитного костюма?

7.Какие основные требования к местам хранения спасательных жилетов?

 

Литературные источники, использованные в лекционном материале: 1.Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74). (Консолидированный текст, измененный Протоколом 1988 года к ней, с поправками), - СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2010 г. - 992 с.

2. Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА) СПб.: ЗАО «ЦНИИМФ», 2013. - 179 с.

3. Model Course ―1.21«Personal Safety and Social Responsibilities».

4. Международный Кодекс проведения расследований аварий и инцидентов на море.

 

4) Требования МК SOLAS, Кодекса LSA к коллективным спасательным средствам.

 

Лекционное занятие.

Вопросы

1) Оборудование спасательной шлюпки и снабжение спасательной шлюпки

2)Методы спуска спасательных шлюпок

Средства приведения спасательной шлюпки в движение. Различные методы спуска шлюпок на воду. Оборудование спасательной шлюпки: спускной клапан, руль (румпель), поручни, леер, водонепроницаемые ящики, отсеки, средства для сбора воды, разобщающие механизмы, крепление фалиней, буксирные устройства, салазки, привальные брусья, электрооборудование (внутреннее, внешнее). Снабжение спасательной шлюпки: крепление и хранение снабжения, компас, весла, два отпорных крюка, плавучий черпак, два ведра, плавучий якорь и т.д. Оборудование спасательных плотов: спасательные леера как с внутренней так и с наружной сторон, фалинь длиной не менее 25 метров, сигнальный огонь на тенте, внутренний фонарь с выключателем и батареей. Снабжение плотов (SOLAS- A/В pack): плавучее спасательное кольцо с линем 30 м, плавучий черпак, две губки и т.д. (всего 24 наименования).

Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ. Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО. Назначение и использование УКВ радиостанции. Назначение и использование компаса, шлюпочной карты. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту) – парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф.

 

Изложение вопроса  направлено на формирование компетенции знания коллективных спасательных средств находящихся на судах (ПК-1)

Коллективные судовые спасательные средства - это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20 градусов на любой борт и

дифференте в 10 градусов.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 минут - для грузовых судов;

30 минут - для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны

размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками,

обеспечивающими весь экипаж с каждого борта. Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50% пассажиров и экипажа с каждого борта.

Все спасательные шлюпки должны: иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность; обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при

опрокидывании; иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки; быть окрашены в оранжевый цвет; двигатель

внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка

находится вне воды; скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов; запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

  Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему, по меньшей мере, двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в

шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью

затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся несмываемой краской в носовой части на оба борта, там же указаны название судна, порт приписки и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой

можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход

через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха,

обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут. Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь

соответствующую маркировку.

Проверки шлюпок

1)Проверка снабжения спасательной шлюпки проводится ежемесячно.

2)Двигатель спасательной шлюпки заводится еженедельно с опробованием реверса.

3)1 раз в 3 месяца спасательная шлюпка должна быть спущена на воду с записью в судовом журнале.

Приводится перечень снабжения спасательной шлюпки.

Спасательный плот - это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вмести-мость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

На судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайше-го плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот.   

 

    Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта. На высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных -спасательные шкентеля с мусингами.

Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

· По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на:

· спускаемые механическими средствами (при помощи  плотбалок) и

· сбрасываемые.

 Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

  Оборудование спасательного плота.

Основными элементами спасательного плота являются: камера

плавучести (обеспечивает плавучесть плота); водонепроницаемое днище, обеспечивающее изоляцию от холодной воды; тент, обеспечивающий изоляцию внутреннего пространства от зноя и холода. Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека,оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки

 

 

располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека. Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Тент должен состоять из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа,

надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента

делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства. На тенте должно быть: по меньшей мере, одно смотровое окно; устройство для сбора дождевой воды; устройство для установки радиолокационного отражателя или SART (радиолокационного ответчика); полосы из белого световозвращающего материала.

На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь,

автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. Внутри плота

устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится

спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему

периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере, у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка. Входы, не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с

отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.

 

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом (газовая смесь углекислого газа и азота), закрытый специальным пусковым

клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя. При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в

течение 1 - 3 минут. Пусковой линь имеет двойное назначение: используется для открытия клапана на баллоне с газом; используется для удержания плота на воде у борта судна (как фалинь). Длина пускового линя не менее 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.155 с.)