Беседа как метод углубления систематизации и обобщения экологических знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа как метод углубления систематизации и обобщения экологических знаний



В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы личностной культуры – это и есть этап становления личности. По моему мнению, одним из этапов становления личности является экологическое воспитание, главная цель которого включает в себя формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и к людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как одно из наиболее значимых направлений дошкольного образования. Осознанное отношение проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

В системе экологической работы с детьми большое значение имеют словесные методы. Словесное сопровождение делает понятным, ясным, доступным тот материал, который дети постигают в процессе непосредственного общения, взаимодействия с миром природы. К словесным методам отнесем такие методы как: беседа с детьми; рассказ воспитателя (в целях первичного ознакомления детей с объектами, предме­тами и явлениями природы); использование художественной литературы (в помощь воспитателю).

Метод проведения экологической беседы является ценным методом уточнения и расширения уже имеющихся знаний, увеличения словаря детей и развития у них связной речи. В беседе воспитатель руководит мышлением ребенка при помощи вопросов. Количество и порядок их зависят от задач, которые решаются на данном занятии, и от возраста детей. В каждой беседе решается задача развития речи детей.

Беседа используется воспитателем с разными дидактическими целями:

- для создания интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе.

Исходя, из дидактических задач выделяют такие беседы как:

-Предварительная или вводная беседа (установочная). Используется воспитателем перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Вводная беседа должна быть короткой, ее проводят в старшей и подготовительной к школе группах перед экскурсией или практической деятельностью детей.

-Сопровождающая беседа (эвристическая). Является самой распространенной и применяемой во всех группах, которая сопровождается наблюдениями или рассматриванием картин. Она входит как элемент почти во все занятия, экскурсии, дидактические игры. -Итоговая беседа. Считается наиболее трудной, ее принято называть обобщающей.Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Их проводят только в старшей и подготовительной к школе группах. Такие беседы по содержанию могут быть разного уровня:

1. беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке зверей в лесу и другое);

2. беседы, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах), для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Беседу можно проводить в любое время деятельности: на занятиях, в свободное время, на прогулке. Для ее проведения можно использовать целый комплекс следующих методов: игры, обсуждение жизненных ситуаций, чтение отрывков произведений писателей-натуралистов, музыки, репродукций произведений живописи, обсуждение проблемных вопросов, загадывание и разгадывание загадок. Беседа может вестись с одним воспитанником, с несколькими или фронтально, с большой группой детей. Лучше беседу проводить с подгруппами (5 – 8 человек), так как в этом случае все дети могут принять участие в диалоге.

Беседа предполагает подбор такого материала, который по своему содержанию близок детям конкретной возрастной группы. Воспитатель должен отчетливо представлять дидактическую цель беседы: какое содержание надо уточнить и конкретизировать, какие существенные связи для обобщения и систематизации следует выделить, к каким обобщениям и выводам необходимо подвести детей в итоге беседы.

Беседа как метод ознакомления детей с природой используется при работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. При работе с детьми среднего возраста беседы в большей части направлены на припоминание явлений, в старшей и подготовительной к школе группах -- на обобщение и систематизацию имеющихся знаний.

 

34. Организация, методика руководства экологически ориентированной трудовой деятельностью в разных возрастных группах.

Младшие группы. Дети помогают воспитателю в уходе за животными и растениями в уголке природы и на участке. Они получают индивидуальные поручения, состоящие из 1-2 трудовых операций (взять готовый корм для птиц и положить в кормушку, полить растение заранее приготовленной водой и др.) Труд этот кратковременный, но воспитатель поочередно привлекает к нему всех детей.

Во второй младшей группе возможно организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как «труд рядом» - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку действовать в индивидуальном темпе, что очень важно когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.

Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовою операцию: обтирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу.

При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение её всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции [8, с.22].

Труд детей младшего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Средняя группа. Формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы ещё несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями.

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить).Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения.

Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учить ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть [8, с.25].

Таким образом, в средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.

Старшие группы. У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.

В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие на котором знакомит детей с обязанностями дежурных, напоминает способы ухода за обитателями уголка природы, знакомит с новыми. Одновременно дежурят 2-3 детей. Дежурных подбирают таким образом, чтобы вместе с детьми умеющими хорошо работать, дежурили дети с недостаточно сформированными навыками. Длительность дежурств должна быть не более 3 дней. Дежурства воспитывают в детях чувство ответственности, деловитость.

Руководство воспитателя работой дежурных направлено на формирование необходимых навыков и умений ухода за животными и растениями, а также на развитие коллективных взаимоотношений детей и правильного отношения к труду. При передаче дежурств дети рассказывают всей группе, как они ухаживали за животными и растениями, что нового и интересного заметили в развитии растений, в поведении животных. Ребята оценивают работу, выполненную дежурными, высказывают суждения о её качестве [12, с.43].

По cравнению с предшествующим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда старших дошкольников. Имеет место наиболее сложный вид коллективного труда - труд совместный. По этому типу может быть организован труд в огороде и цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает на них бороздки и сеет семена. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри них. Наблюдая труд детей, воспитатель оказывает помощь, дает советы, указания.

Особенность руководства трудом старших дошкольников состоит в том, что воспитатель обсуждает с детьми, что нужно сделать и как выполнить работу. Детей приучают не только видеть, но и планировать последовательность выполнения отдельных трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

 

 

36 Экологические праздники в ДОУ

Одной из форм экологического воспитания являются экологические праздники и развлечения, которые углубляют усвоение экологических знаний о природе, её причинно-следственных связей, влияют на накопление и актуализацию экологического опыта у детей. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

Что же такое праздник? Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.

Праздник – это важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться. А порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: «Без праздников не бывает детства!»

Экологические праздники - это расширенный вариант экологического досуга. На данном этапе особое внимание обращено на использование в сценариях поэтических и музыкальных произведений, репродукций картин художников - пейзажистов. Все это усиливает впечатления ребенка о красоте и неповторимости природы. Полученные в ходе праздника положительные эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом.

На наш взгляд наиболее полным понятием является определение предложенное С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным: «Экологический праздник - это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате» [3, с. 134].

Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Совместно с родителями необходимо проводить такие праздники как: «Наш дом -Земля», «Зелёная планета»; развлечения «Берегите лес!», «Наш друг - природа», «Доктор Одуванчик». По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода нужно стараться вызвать у дошкольников переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Эффективной формой работы являются экологические праздники и развлечения, в проведение которых включаются дети подготовительной группы: «Зеленая елочка - живая иголочка» (декабрь - январь), «Украсим Землю цветами» (приурочен ко Дню Земли - 22 апреля), «Международный день птиц» (1 апреля).

Особенно воспитанникам ДОО нравятся праздники, посвященные сезонным изменениям. Цель таких праздников – посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, к истории, культуре страны, созданной трудом родных и близких людей. На экологических праздниках и развлечениях «Лесная аптека», «Праздник летних дождей», «Природы жалобная книга», «День цветов» с детьми можно отправиться на «прогулку» в лес, где дошкольники будут слушать и петь песни о солнце, о листве, обо всем, что нас окружает.

С большим интересом старшие дошкольники будут выполняют музыкальные этюды, где необходимо войти в образ цветочков, животных, птиц, понимая, что все животные, растения нужны, что они живые. У детей воспитывается желание защищать и помогать всем живым существам, формируется понимание того, что нельзя остаться равнодушным, когда поешь о березке, о красоте времен года, о красоте природы.

В фонотеке музыкального зала должны иметься различные музыкальные произведения (классические, детские, современные), отражающие природу, ее явления, деятельность людей. Через слушание произведений величайших композиторов прошлого и современности, с помощью музыкальных средств детям предстают яркие, поэтичные картины природы. Например, музыкальные циклы «Времена года» П.И. Чайковского, А. Вивальди и А.К. Глазунова пробуждают в воспитанниках ДОО чувство любви к природе, учат их ценить и беречь все живое. Используя различные виды музыкальной деятельности, мы более чем успешно, формируем у детей старшего дошкольного возраста экологическое сознание и адекватное отношение к природе, растениям и животным.

Основная задача педагогов ДОО - воспитать отзывчивых, добрых, заботливых детей, экологически грамотных, умеющих бережно относиться к окружающей природе. Проведение музыкальных праздников и развлечений с экологическим уклоном имеет первостепенное значение в развитии способности у дошкольников к эмоциональному восприятию окружающего мира.

Экологическое воспитание посредством музыкальных праздников и развлечений – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души каждого маленького человечка, который однажды вырастет и встанет перед ответственностью за будущее всего человечества.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на природное содержание, воздействуя на личность ребенка в целом.

Поэтому, чем раньше ребенок соприкоснется с музыкой, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Праздник в детском саду - важная часть жизни ребенка, это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, что способствует решению многих задач экологического воспитания.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические праздники, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.024 с.)