Занятия и их место, и назначение в системе экологического воспитания в разных возрастных группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия и их место, и назначение в системе экологического воспитания в разных возрастных группах



общая характеристика занятий
Экологические занятия, как одна из форм организации обучения детей, имеют свою совершенно определенную и очень важную функцию. Разнообразная работа с дошкольниками в повседневной жизни (систематические наблюдения в уголке природы и на участке, создание и поддержание необходимых условий жизни для растений и животных, живущих по соседству с детьми) позволяет им надпить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения. Занятия, как принципиально иная форма обучения, обладают другими возможностями: чувственные представления дошкольников могут быть качественно преобразованы - расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Первично-ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут стать домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, о приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения.

Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.Занятия первично-ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине.Затем обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя - пояснение, короткий эмоциональный рассказ - преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий - эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных. В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же, как и в младшей группе, разнообразит занятия игровыми приемами, включает в них стихи, загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи - на фоне игры они побуждают детей к разговору. Со старшими дошкольниками занятия первично-ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений. Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как она приспособлена в сфере питания в данной среде), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Рассматривая одновременно картины жизни зверька в осенне-зимний и весеннее - летнии периоды, дошкольникам можно показать панораму событий в разные сезоны, приспособленность к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно также продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку ко взрослой и самостоятельной жизни. Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе. На занятиях первично-ознакомительного типа можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести животное в ближайший лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае во всех группах проводится занятие, на котором дети наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрирует маскировочную окраску и пр. Потом старшие дети делают доброе дело - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в учреждении, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить интересные знания. В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

Обобщающий тип занятий
Систематическая работа в повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии обобщающего типа, когда ставится цель - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов - и на их основе формируется обобщенное представление. В отличие от понятий из области ботаники, зоологии, которыми оперируют в школе и которые строятся только на существенных признаках растений и животных, обобщенные представления опираются на любые значимые, но обязательно наглядные признаки объектов природы. Это связано с преобладающим в этом возрасте наглядно-образным мышлением детей и недостаточным развитием у них понятийной формы мышления. Сформированные обобщенные представления имеют большое значение для умственного развития: они позволяют самостоятельно оперировать новыми знаниями, новыми фактами о природе.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего, которое соответствует обобщенному представлению.

Рассмотрим этот процесс на примере формирования у детей обобщенного представления о домашних животных (такое занятие может быть проведено в конце учебного года в старшей группе). За предыдущий период дошкольники накопили достаточное количество конкретных знаний о корове, свинье, лошади, собаке и других животных - это важное исходное условие. Комплекс признаков, на основе которых осуществляется формирование обобщенного представления, включает в себя следующие:

1) живут вместе с человеком (в одном доме или дворе);
2) не боятся человека, подпускают его к себе и позволяют производить разные операции (доить, стричь, мыть, чесать и пр.);
3) приносят человеку пользу (дают молоко, шерсть и пр.);
4) человек заботится о домашних животных и создает для их жизни все необходимые условия: строит теплое жилище (коровник, сарай и др.), кормит, поит, запасает корм впрок, охраняет, выхаживает молодняк;
5) выпущенные на волю в естественные природные условия, домашние животные могут погибнуть, так как они утратили многие приспособительные особенности и привыкли к заботе человека.

У детей 5-7 лет можно сформировать обобщенные представления разного содержания. Например, о птицах вообще, о зимующих (если хорошо организована зимняя подкормка птиц и дети много наблюдали их), о декоративных (если в детском саду живут попугаи, канарейки), о домашних птицах (если дети имеют опыт общения с курами, гусями, утками, индюшками). Конечно, с дошкольниками следует провести обобщающие занятия о сезонах, при этом следует иметь в виду, что значимыми признаками переходных периодов (осени и весны) являются разные изменения (например, осенью день все время уменьшается, холод нарастает и т.д.).

Важным компонентом этих занятий являются календари природы, которые дети ведут вместе с воспитателем (см. ранее). Три страницы календаря отражают в начале, середине и конце сезона различные изменения в состоянии неживой и живой природы. Рассматривание календаря позволяет увидеть весь сезон со всеми его изменениями и компонентами, что дает возможность полноценно построить обобщения.

Целесообразно формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности. Например, быстро плавающие животные (рыбы, лягушки, утки, дельфины, тюлени и пр.) имеют обтекаемое, гладкое тело, специальные органы для плавания, что дает им возможность легко передвигаться в плотной водной среде, находить пищу, размножаться. Летающие (наземно-воздушные) животные приспособлены к передвижению (полету) в неплотной воздушной среде. Птицы, насекомые., летучие мыши имеют крылья, обладают легкостью, хорошим зрением, обонянием. Можно подвести детей к обобщениям, в основе которых лежит тип питания. Хищники (волк, кошка, собака, щука, ястреб, стрекоза и др.) имеют крепкие, острые зубы и челюсти, могут выследить жертву, догнать ее и расправиться с ней - они сильные и ловкие. Растительноядные - совсем другие животные (лось, заяц, белка, гусеница, клест, снегирь, жук-древоточец и пр.), у них иные формы приспособленности.

В целом обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.

Углубленно-познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. Вслед за этим воспитатель планирует занятие на сравнение живой и игрушечной рыбок, на котором показывает отличие предмета от живого существа, т.е. формирует первоначальное, но достаточно глубокое знание о специфике живого.

При этом воспитатель показывает детям существенные признаки живой рыбки, о которых мы уже говорили раньше (сама плавает, сама ест корм, открывает рот, смотрит глазами, живет в воде, из которой ее нельзя вынимать), и допустимую деятельность с ней - за ней интересно наблюдать, ее можно кормить. Игрушечная рыбка сама ничего не может делать (это предмет), но ее можно брать в руки и по-разному с ней играть.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знании воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа. Например, со старшими дошкольниками в конце зимы, когда дети получили много конкретных знаний о птицах (были проведены циклы наблюдений за декоративными пернатыми уголка природы и за зимующими обитателями участка), можно провести занятия, углубляющие их познания в этой области, на темы:

1) «Как птицы летают?»;
2) «Жизнь зимующих птиц в холодное и теплое время года»;
3) «Сравнение зимующих и перелетных птиц»;
4) «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе и в природе»;
5) «Волнистые попугайчики - декоративные домашние птицы» и др.

Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.

 

 

13 Экскурсия в системе работы по экологическому образованию и воспитанию детей

Слово экскурсия латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-нибудь места с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов природы, исторических памятников и т.п. и непосредственного ознакомления с ними.

Непосредственное общение школьников с природой, наблюдения, опыты, эксперименты являются необходимой частью экологического образования и воспитания. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение его к природе, к своей Родине. Экскурсии дают возможность учащимся проводить наблюдения, опыты, эксперименты. Так они познают природу, накапливают знания, умения сравнивать, обобщать, делать выводы. На экскурсиях, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети могут видеть и примеры неразумного, пагубного влияния человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, используются экологические сказки. Экскурсии являются одной из самых эффективных форм организации образовательного процесса в объединениях эколого-биологической направленности. В этом плане они выполняют следующие функции.

Во-первых, с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, так как при этом дети непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.

Во-вторых, экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять связь обучения с практикой, с жизнью.

В-третьих, экскурсии способствуют формированию практических умений, так как дают возможность применить знания в сельском хозяйстве.

В-четвертых, экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом работников селького хозяйства, сферы обслуживания и промышленности,

Во время экскурсий у педагога есть возможность в ненавязчивой форме обучить детей разным методам учебной работы.

Наблюдения во время экскурсий являются одним из важных научных методов познания. Усвоение этого метода помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания и применять их при выполнении различных заданий. Школьники выступают в роли «первооткрывателей», так как самостоятельно получают представление об окружающих объектах и явлениях.

Процесс научного познания предполагает и использование исследовательского метода. Учебные экскурсии в природу содействуют познавательной самостоятельности и тем самым обеспечивают включение каждого ребенка в познание природных объектов и явлений, способствуют лучшему усвоению знаний и формированию исследовательских умений, ответственного отношения к природе. Исследовательскую деятельность учащихся во время экскурсий организует педагог, именно совокупность действий участников образовательного процесса, направленного на изучение объектов природы и основанные на синтезе умственной и физической направленности усилий на объект, в процессе познания новых свойств в зависимости от способностей личности и определяют способы формирования исследовательских умений.

Для успешного проведения наблюдений во время экскурсий необходимы следующие условия:

- наличие знаний, которые позволяют понять цель наблюдения, его содержание;

- присутствие в содержании учебного материала новых наблюдений;

- фиксирование промежуточных и конечных результатов.

Взаимодействие школьников с природными объектами на экскурсии позволяет активно использовать различные формы организации исследовательской деятельности, именно в такой работе у детей формируются умения и навыки природоохранной деятельности, формируются исследовательские навыки и проявляются творческие способности.

Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию; в) составление точного путевого маршрута; г) предварительная беседа с участниками экскурсии, причем им делается ряд указаний относительно того, с какими вопросами им предстоит иметь дело, как подойти к материалу экскурсии, что следует предварительно изучить, что необходимо заранее смастерить, изготовить, что надо взять с собой в дорогу и т. д.
Без такой тщательной подготовки экскурсия может потерпеть неудачу. Неподготовленные экскурсанты отнесутся к экскурсии пассивно, без достаточного интереса и не сумеют извлечь из нее той пользы, которую могли бы получить при других обстоятельствах.
При проведении экскурсий экологической направленности можно использовать следующий алгоритм:

1.Наметить тему. Желательно, чтобы тема звучала эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.

2.Определить цель, задачи и составить предварительный план экскурсии.

3.Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Недостаточно продуманный маршрут и плохо изученная местность сулят ряд неприятных сюрпризов в смысле отсутствия тех или иных нужных для намеченной цели объектов. В результате тема ломается, комкается, и экскурсия теряет цельность и строй- ность. Предусмотреть меры по технике безопасности, определить места для подвижных игр, места сбора информации и природного материала, наблюдений и общественно полезной деятельности.

4.Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала, подобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.

5.Продумать методику проведения экскурсионного занятия.

6.Спланировать организационные формы деятельности учащихся (когда и где проводить коллективные и групповые наблюдения), наметить общественно полезные дела, распределить обязанности между подгруппами и отдельными учащимися.

7.Продумать к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.

8.Провести экскурсию, фиксируя все наблюдения.

9.Обосновать и обсудить результаты с учащимися.

Необходимо также соблюдать общие требования к экскурсиям во взаимодействии с природными объектами:

- сочетать коллективную и индивидуальные формы работы, учитывая индивидуальные возможности учащихся;

- разработать систему самостоятельных работ исследовательского характера;

- применять алгоритмические предписания при формировании умений с использованием самоконтроля на промежуточных этапах;

- использовать мотивацию при формировании интереса к исследовательской деятельности.

Во время экскурсий можно исследовать меры защиты воды и воздуха от загрязнений, меры по восстановлению зеленых насаждений, ответственность каждого за охрану окружающей среды.

Очень часто во время экскурсии дети собирают природный материал. Обязательно нужно обратить внимание детей на необходимость собрать ровно столько, сколько возможно в последующем обработать и использовать на занятиях в учебном кабинете. Кроме того строго должны быть определены объекты сбора. Без ущерба могут быть собраны опавшие листья, сорные растения, ветки кустов и деревьев после обрезки, колорадские жуки, бабочки-капустницы и некоторые другие объекты.

На следующем после экскурсии занятии сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения разложить в сетки для гербария для просушки, насекомых поставить в банки с зелеными частями растений и закрыть их марлей, чтобы поступал воздух. После некоторых экскурсий желательно делать записи в «Дневник наблюдений».

Не менее важное требование –активность участников экскурсий. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы дети пассивно следовали за педагогом, смотрели на то, что он показывает, слушали его объяснения. Он должна быть организована так, чтобы дети принимали активнейшее участие в экскурсии, имели ряд определенных, вполне самостоятельных заданий, которые они должны выполнить.

На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставляя детей мыслить и делать выводы. Экскурсия ни в каком случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, длинных объяснений, не сопровождающихся изучением объектов, следует избегать. Если они необходимы, то их следует отнести на предварительную доэкскурсионную беседу с участниками. Ни в каком случае -не следует для сохранения цельности плана экскурсии рассказывать на словах о том, что относится к данной теме, но на экскурсии по той или другой причине не обнаружено. Подобные ошибки всегда расхолаживают экскурсантов и делают их пассивными слушателями. Только избежав таких ошибок, экскурсия станет новой и эффективной формой учебной работы.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение исходных знаний, которые учащиеся должны применить на практике, знакомясь с особенностями выбранного природного объекта. Необходимость опорных знаний – непременная основа усвоения нового материала на экскурсии. В ходе подготовки к экскурсии учащиеся знакомятся с методикой изучения природных объектов и явлений: наблюдением, описанием, учатся зарисовывать и фотографировать, изучают инструкции и памятки. Учащихся обязательно знакомят с правилами охраны природы и правилами поведения во время экскурсии.

Послеэкскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной. Значение и сущность послеэкскурсионной работы заключаются в следующем:
необходимо восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя отдельные затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали связываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.03 с.)