Театрализованная игровая деятельность в системе воспитания основ экологической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Театрализованная игровая деятельность в системе воспитания основ экологической культуры



 

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.

Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.

Театрализованная деятельность - одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.

Так как театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника, то для решения поставленной цели мной намечены следующие задачи:

-создать для детей атмосферу, которая побуждала бы к свободе самовыражения, к познанию окружающего мира, осознанному отношению к природе и самих себя через общение с театральным искусством и активную эстетическую деятельность;

-создать развивающую художественную сферу, стимулирующую художественно-речевую и театрально – игровую деятельность;

-формировать интерес, способности к театральной деятельности, развивать художественное восприятие, эмоциональную отзывчивость, способность замечать выразительные средства художественного произведения;

-развивать вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика);

-активизировать словарь ребенка.

Что же можем сделать мы, педагоги, для решения этих задач? Оказывается, многое. Прежде всего, научить детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать тесную связь природы и людей, экономики и экологии, чтобы эти знания стали для них приоритетными в любой сфере деятельности.

Я решила начать свою работу с игр – драматизаций и с игровых заданий; с их последовательным усложнением. Сначала это были игры имитации отдельных действий человека, животных и птиц и имитации различных эмоциональных состояний человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши). В этих играх дети участвовали с удовольствием, ведь они способствуют развитию эмоциональной сферы. Затем я стала использовать игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). Игры – имитации использовались в работево всех возрастных подгруппах.

Следующим этапом были игры -импровизации по текстам коротких сказок и стихотворений, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"). Эти игры использовались с детьми, начиная со среднего возраста.

Потом перешла на вовлечения детей в ролевой диалог героев сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка» и только потом я инсценировала с детьми сказки о животных «Теремок», «Кот, петух и лиса».и другие. Эти сказки учат детей любить животных, любить природу, воспитывают положительные эмоции.

Следующая ступень моей работы – это игры - драматизации с несколькими персонажами по народным сказкам: «Зимовье зверей», «Как коза себе избушку строила». Онибыли использованы с детьми старшего дошкольного возраста.

Постепенно предлагала детям настольный плоскостной театр на фланелеграфе, пальчиковый театр. Процесс освоения включал мини – постановки по сюжетам народных и авторских стихов, сказок рассказов. Также я использовала фигурки пальчикового театра в совместных импровизациях на заданные темы.

Дети в разновозрастной группе в театрализованных играх и постановках объединены общими переживаниями, учатся согласовывать свои действия, подчинять желания интересам коллектива; то есть происходит развитие «дипломатических» качеств общения. Этот вид игры, игры- драматизации давал возможность охватить всех детей разных подгрупп. Дети – зрители младшей подгруппы не являлись пассивными созерцателями, они сопереживали героям, исполняли небольшие роли, учились общению, взаимоотношениям, которые могут им встретиться на жизненном пути. Постепенно, объединив театральную игру с кукольными постановками и драматизациями, мои ребята познакомились с различными видами театра. В ходе работы выяснилось, что им необходимо совершенствовать образные исполнительские умения и для этого мы стали разыгрывать сказки экологического содержания.

Сказки в детях воспитывают не только культуру поведения, но и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторские сказки с экологическим содержанием отличает то, что они несут в себе достоверную, научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления о закономерностях природы, о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

К таким произведениям относятся: «Большое чудо», «Зимняя пирушка», Н. Павловой; «Сова» В. Бианки; «Русачек» Н. Романовой и другие.

Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, закладываются начальные формы осознанного правильного отношения к природе; интерес к его познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание.

Человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу через сказки. А театрализованные экологические сказки помогают ощутить природу эмоционально, как нечто живое. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живет человек, в конечном счете, любовь к Отечеству.

В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём

Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:

«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,

что в мире много существ меньше и слабее меня, и

можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти

мимо, не задев, не затронув»

 

31. Книга в экологическом образовании и воспитании детей дошкольного возраста


В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. А экологическая литература даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Перед собой мы поставили следующую цель– научить видеть и понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

В своей работе по экологическому воспитанию детей мы применяли разнообразные методы и приёмы:
- проектной деятельности;
- экологические викторины и конкурсы;
- экологические игры;
- экологические выставки;
- неделя доброты;
- конкурс чтецов;
- просмотр авторских презентаций: «Мира не узнаешь, не зная края своего», «Растительный и животный мир нашего края», «Красная книга нашего края»;
- чтение экологических сказок;
- широкое использование художественной литературы о природе, о животных.

Детская художественная литература о природе воздействовала как на сознание детей, так и на их чувства. Яркий, образный язык произведений создавал у детей определённое настроение, повышал познавательный интерес к природе.

На опыте мы убедились, что очень интересно и удобно работать по тематическому планированию. Каждую неделю — новая тема. Дети рисуют, лепят, читают, обсуждают, заучивают, исследуют и всё по лексической теме.

Изучив детскую литература, мы сделали вывод, что в настоящее время существует немало книг для изучения экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы.

Более глубокому пониманию окружающей действительности способствовали художественные произведения русского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки. Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна малышам. Сказки призваны учить детей беречь и охранять природу, и все живое на земле. Рассказывая детям сказку и показывая красочные ил­люстрации, мы знакомили их с образами - представителями сказочного леса: зайцем, медведем, волком, лисой, и др. животными; и способствовали этим рассказом формированию раз­личных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам.

В экологическом воспитании младших дошкольников мы использовали русские народные сказки («Репка», «Волк и семеро козлят», «Колобок» и др.), у нас в группе есть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями. Перед началом чтения мы готовили необходимый материал: иллюстрации, игрушки, картину и т. д. Мы рассказывали произведение наизусть, сопровождая рассказ демонстрацией иллюстративно-наглядного материала.

После использования на занятии наглядных материалов мы сделали вывод, что у детей активизируется внимание, а также при повторном чтении дети с удовольствием договаривали фразы, имитировали голоса и поведение животных и т.д.

Во время чтения мы следили за восприятием детей. Когда внимание детей ослабевало мы сразу привлекали ребёнка вопросом по содержанию книги, показом иллюстрации, мимикой, изменением интонации и т.д. Мы старались определить, что ребенок сумел понять сам, а на что следует обратить его внимание; как сделать, чтобы он понял смысл произведения, его мораль, полюбил героев и в дальнейшем старался подражать им в добрых делах, от души посмеялся над их забавными приключениями и выдумками.

В своей работе мы использовали литературу, рекомендованную программой детского сада: произведения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.Н. Фета, Н.А. Некрасова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, и другие.

Например, произведение Н. Павловой «Земляничка» рекомендовано детям первой младшей группы. В нем рассказывается, как росла Земляничка на полянке. Созрела, раскраснелась, вот и захотели ее все съесть — птичка, мышка, лягушка, змея. Тут тучка набежала, закапал дождик, и все прятаться побежали: птичка — на дерево, мышка — в норку, лягушка — под листок, змея — под корень. А ягодка умылась дождиком, заблестела и стала еще краше! Книга стремится расширить границы представлений ребенка о живом, опирающиеся у него на еще малый и небогатый жизненный опыт. Многое из того, что ребенку живым не кажется, вдруг прорастает трепетным растением, взлетает легкокрылой бабочкой. Природоведческая книжка многократно демонстрирует ребенку это «большое чудо» (именно так называется один из рассказов Н.М.Павловой), в это же ряд можно поставить ее же рассказы «Живая бусинка», «Луковка с радостью».

Детей подготовительной группы, мы приучали интересоваться энциклопедией, самостоятельно рассматривать фотографии и рисунки, а также побуждать задавать вопросы. В этой же группе мы использовали природоведческую книгу для расширения, уточнения представлений детей о природе, углубления их.

В возрасте 6-7 лет интересные и полезные знания о диких животных дети черпали из книг Л.Толстого, М.Пришвина, Е.Чарушина и др. Сказки, сочетая волшебные образы с реальными знаниями о диких животных, учат ребенка различать вымысел и реальную действительность. Часто перед чтением мы обращались к опыту детей, настраивая их на восприятие произведения.

Чтение художественной литературы мы сопровождали с наблюдениями в природе. Это помогало детям ощутить красоту природы. Ранней осенью мы старались доставить детям удовольствие от наблюдений за осенней природой. В этом нам помогло стихотворение «Листопад» И.А.Бунина. Свои представления о явлениях природы дети выражали в рисунках.

Зимой, например, в младшей группе на прогулке мы обращали внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело. Усиливали эмоционально-положительное отношение к этому явлению с помощью стихотворения М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег».

Интересным и ценным приемом в методике чтения художественных произведений для детей подготовительной группы являлся подбор нескольких произведений разных авторов, в которых рассказывается об одних и тех же событиях (о зиме, о птицах, об охране природы и т. д.).

После чтения художественных произведений была организована беседа об одной или нескольких прочитанных книгах, задавались ребятам вопросы, разыгрывались сценки, лепили, рисовали, придумывали продолжение; сочиняли сказки, стихи, рассказы, создавали свои книги. Хорошо, когда в глазах детей появлялось сочувствие, сопереживание, радость, восторг и очень важно донести до детей смысл произведения.

Таким образом, литература, связанная с растительным и живот­ным миром, уже сама даёт возможность познакомить детей с эко­логией, т. е. мы воспитываем детей экологически.

Экологическая литература учит:

- познавать окружающий мир;

- воспитывать чувство причастности к благополучию в природе;

- думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.026 с.)