Использование визуальных искусств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование визуальных искусств



 

Как уже отмечалось, терапевт может предложить клиенту поработать с визуальными искусствами каждый раз, когда тот использует визуальные образы и цвет для описания себя. Таким образом, ход терапии скорее усиливается, нежели прерывается. Клиент не чувствует никакого разрыва в последовательности своих мыслей или чувств. Он использует визуальную художественную форму для того, чтобы глубже погрузиться в тот опыт, которым только что поделился.

Вы также можете предлагать выполнить определенные упражнения, или, как я предпочитаю их называть, исследования. Время от времени в своих самоисследованиях клиенты зацикливаются или начинают повторяться. Люди с высоко развитой речью начинают «рассказывать истории», которые в терапевтическом смысле никуда не ведут. Вот несколько полезных исследований, которые можно предложить, чтобы способствовать достижению инсайта и расширению горизонта.

 

«Это я»

 

Спросите клиента, не желает ли он попробовать пуститься с помощью направленного воображения в небольшое путешествие, где можно воспользоваться экспрессивными искусствами. (Вы можете попробовать выполнить это упражнение в форме коллажа, как было предложено в главе 3.) Направленное воображение сводится к следующему:

 

Закройте глаза, глубоко подышите, позвольте плечам расслабиться. Отпустите напряжение. [ Пауза. ] Представьте, что ваш разум – это проектор слайдов и перед вашим внутренним взором проходят события этой недели или месяца. Не задерживайтесь на какой-либо картинке подолгу, но осознавайте те чувства, которые будит каждая из них. Побудьте в этом три-четыре минуты.

Теперь сфокусируйтесь на событии, эмоциональное содержание которого вам хотелось бы понять лучше. Какое-то время побудьте с соответствующими чувствами. Это могут быть фрустрация, стыд, сексуальность, надежда, страх, гнев или сочетание чувств – что угодно, в чем вам хотелось бы разобраться.

Пока вы смотрите на слайды, какие цвета, линии и образы приходят вам на ум? [ Пауза. ] Теперь откройте глаза и неведущей рукой с помощью этих цветов сделайте быстрые наброски образов и чувств, приходящих к вам. Вы можете использовать один лист бумаги или столько, сколько захотите. Для создания рисунка у вас есть примерно десять минут.

 

Как терапевт вы можете быть свидетелем клиента, пока он рисует, или создать свой рисунок. Я пришла к выводу, что большинство клиентов предпочитают, чтобы я была молчаливым свидетелем их работы. Поскольку я не сужу и не интерпретирую ее, они ощущают мое присутствие как поддержку и ободрение. И снова я спрашиваю у них, что для них предпочтительнее, и скоро мы устанавливаем тот распорядок, который комфортен для каждого из нас.

Кое-кто из клиентов, напротив, испытывает смущение, если я становлюсь свидетелем. И некоторые терапевты тоже его чувствуют, наблюдая за тем, как рисует клиент. Они говорят, что ощущают себя вуайеристами или что они будто проникают в чужое личное пространство. Однако это нужно решать с каждым клиентом, важно, чтобы каждый из вас был честен в отношении того, что ему нужно и чего хочется, чтобы затем достичь определенного соглашения. Здесь нет одного правильного решения.

После того как клиент закончит рисунок, вы можете предложить любой из способов проработки и расширения смысла этого опыта (как предложено в главе 5) – например, подвигаться в ответ на рисунок, или провести несколько минут за свободным письмом, или использовать целостность процесса, присваивая каждый из аспектов рисунка, или просто рассказать о своем рисунке.

 

«Это я» в работе с глиной. Поиграйте с глиной: скручивайте, мните и разглаживайте ее. Почувствуйте ее текстуру. Позвольте возникнуть форме

 

«Это я» в работе с глиной

 

Клиент может предпочесть поработать не с цветом, а с глиной. Чтобы было легче настроиться, предложите ему взять в руки глину и закрыть глаза, а затем, держа в своем уме картинки из жизни, позволить появиться чему угодно.

 

Мандала жизни

 

Если вы захотите, чтобы клиент получил целостную картину важных событий своей жизни, то можете немного изменить описанное выше направленное воображение. Приведу пример.

Бумагу нужно подготовить заранее. На листе формата 46 × 61 сантиметр нарисуйте круг. Это легко сделать при помощи импровизированного циркуля, привязав нитку к карандашу, прижав ее свободный конец к центру листа и проведя карандашом по окружности. Или можно обвести карандашом по краю большой круглой тарелки, приложив ее к листу бумаги. Вам понадобятся масляные пастели, фломастеры или цветные мелки.

Затем настройте клиента на следующее упражнение в направленном воображении:

 

Лягте на пол и займите позу, удобную для отдыха. Представьте, что ваш ум – это экран, на который слайд-проектор проецирует события прошлой жизни. Начните с раннего детства, припоминая относящиеся к нему сцены и образы. Пока вы просматриваете опыт того времени, осознавайте виды, звуки, запахи, вкусы и цвета этих событий. Вместо того чтобы подолгу застревать на каком-то одном событии, позвольте слайд-шоу продолжаться. Пока просматриваете его, не забывайте глубоко дышать.

Теперь вспомните годы отрочества, позволяя сценам появляться и проплывать мимо вас. Снова осознавайте свои чувства, ощущения и настроения. Потом вспомните годы начала взрослой жизни. Пусть сцены появляются в вашем сознании и покидают его. Проделайте то же самое с годами середины жизни и годами зрелости. Сделайте паузу, чтобы позволить чувствам, мыслям и образам пропитать вас.

Наконец, представьте будущее. Дайте себе время вообразить себя в ситуациях, которые для вас означают исполненность и осуществление. Позвольте возникнуть в воображении цветам, чувствам и образам.

 

По окончании направленного путешествия предложите клиенту перейти к бумажному кругу. Вот последующие инструкции:

 

Выразите свои чувства посредством цвета, линии и формы. Вы можете рисовать как условных человечков и другие образы из реальной жизни, так и изображать абстрактные образы. Не беспокойтесь о том, на что это будет похоже. Нарисуйте что-нибудь для каждого периода жизни. Постарайтесь также изобразить чувства, относящиеся к вашему будущему. Вы можете рисовать, оставаясь внутри круга, или же ощутить желание распространить образ за его границы. Если вы испытаете смущение, связанное с вашими образами, постарайтесь пользоваться неведущей рукой. Почувствуйте вовлеченность в процесс выражения чувств с помощью образов.

 

Возможно, клиент сразу же захочет поговорить о созданных образах, или же можете сначала предложить ему подвигаться, исходя из этих образов, и лишь потом разделить с ним мысли и чувства. Если он захочет подвигаться, скажите:

 

Рассмотрите свою мандалу. Повесьте ее на стену. Позвольте ей что-то сказать вам. Потанцуйте и подвигайтесь, изображая разные этапы вашей жизни и позволяя при этом рождаться любым звукам.

 

Затем предложите клиенту выразить мысль о созданных образах в свободном письме. Часто легче писать от третьего лица. Предложите взять мандалу домой и, глядя на нее, сочинить рассказ, который будет начинаться со слов «Когда-то давным-давно…».

Рассматривание своей жизни через эту последовательность творческой связи дает нам информацию, получаемую как от сознания, так и от бессознательного. Если клиент повесит мандалу на стене у себя дома, где сможет какое-то время обращаться к ней, то, возможно, он увидит важные паттерны в своей жизни.

 

Линия жизни

 

Вариантом мандалы жизни может служить линия жизни, которую можно нарисовать, не помещая образы в заранее приготовленный бумажный круг, на длинном листе из рулона оберточной бумаги или из бумаги, которую обычно стелют на полки. Я предпочитаю формат круга, но некоторым людям больше нравится располагать события своей жизни линейно.

Когда клиент заканчивает работу над образами из своей жизни, у него появляется новая информация о себе и своей установке относительно будущего. Рассмотрение имевших место событий может обогатить нас важной информацией.

Несмотря на то что на картине может быть изображено множество радостных событий, в ней также могут открыться неприятные эпизоды. Однако возможность взглянуть целиком на свою историю выявляет области для более глубокого исследования. Понимая свое прошлое, мы лучше видим настоящее и потенциальное будущее. Представлять, что нас ждет впереди, делать будущее видимым – это важный шаг к его осуществлению.

У клиента может возникнуть желание проработать неясные части своей картины в последующих рисунках. Таким же образом то, в чем есть большое эмоциональное содержание, тоже указывает на возможность создания на этой основе других образов (движения, письма, звука), для того чтобы глубже погрузиться в их значения и смыслы.

Визуальные искусства представляют собой отличный способ выражения любой проблемы или чувства, о которых говорит клиент. Гнев, горе, ревность, боль, сожаление, депрессия, тревога, а также скука, безысходность, страх, потеря ориентиров, хаос – все эти чувства могут быть спроецированы на бумагу или глину. Как терапевт я говорю: «Похоже, эта ситуация вызывает у вас много эмоций. Хотели бы вы выразить свои чувства на бумаге или в глине?» Это очень простое приглашение может стать почвой для плодотворной работы.

Изображение не только говорит что-то клиенту и терапевту, поскольку процесс его создания зачастую трансформирует само чувство. Когда клиент находится в крайне эмоциональном состоянии, простое предложение использовать то или иное экспрессивное искусство может стать для него настоящим подарком. Концентрация внимания на проживании эмоции и ее выражение через ритм, цвет или форму приносят облегчение. Если же взять картину домой и разглядывать ее на протяжении какого-то времени, то это может привести к новым инсайтам.

 

Открытие сессии с использованием искусств

 

Иногда клиенты предпочитают прийти в мою студию и после небольшой совместной медитации сразу начать с экспрессивных искусств, еще до того, как они что-то расскажут о себе. Начиная с искусства, эти люди уже открыли для себя, к чему именно они стремятся в терапевтической сессии.

 

 

Использование движения

 

Терапевт удачно использует метод движения, если пригласит клиента применить его к любому из своих актуальных чувств или образов. Предоставление клиенту возможности полнее испытать свои переживания, воплотив их в кинестетическую форму, – это сильнодействующее средство. Вот простое приглашение к движению: «Интересно ли вам исследовать это чувство с помощью движения? Найдите для себя нужное пространство, закройте глаза и позвольте этому чувству выразить себя с помощью вашего тела».

 

Наша основная предпосылка заключается в том, что движение существенно для разрядки подавленных эмоций и высвобождения энергии, пребывающей за психическими и соматическими блоками. Такой выход энергии фасилитирует новые уровни восприятия, приводящие к интеграции тела, разума и духа. Танцедвигательная терапия укрепляет уважение к индивидуальным различиям, помогает развивать позитивный образ своего тела и стимулирует творчество посредством исследования внутренних чувств[48].

 

Иногда для клиента важно оставаться долгое время неподвижным, например, если он чувствует такой кинестетический импульс от своего тела. Вы можете сказать, что «отсутствие движения тоже движение, если это соответствует вашему намерению».

Сьюзан Фридер Уоллок перечисляет следующие три стадии двигательной терапии[49]. «Первый шаг заключается в том, чтобы помочь клиенту начать осознавать свое тело». В повседневной жизни наши движения становятся настолько привычными и автоматическими, что мы перестаем осознавать, как движемся и какое эмоциональное содержание передают наши движения. Мы можем лучше осознавать свое тело, концентрируясь на его движении. Например, я могу ходить так, чтобы голова вела мое тело. Осознав эту осанку, я могу обратить внимание на то, как она проживается; утрировать ее, чтобы лучше понять, что она делает с моим телом (и моей я-концепцией в целом). Я также могу повернуть процесс в обратную сторону, выставив подбородок вперед. Тогда я сумею прочувствовать эмоции, возникающие во мне и выражающиеся вовне, если я живу «с высоко поднятой головой».

«Второй шаг процесса заключается в том, чтобы помочь клиенту доверять внутренним импульсам тела и позволять им перерастать в движение». На этом этапе клиент может перестать анализировать, что он делает. Бессознательное снабдит его той искрой, которая приведет тело в движение (в том смысле, что мы позволяем чему-то случиться, а не делаем что-то сами).

«Третий шаг – [помочь клиенту] найти внешнюю связь с тем, что происходит внутри». Например, один клиент начал движение на полу, свернувшись в плотный клубок. Затем он медленно распрямился, вытягиваясь, а потом снова вернулся в позу плотного клубка. Он экспериментировал с этим движением, добавляя звуки разной высоты. Постепенно он стал осознавать связь этого движения со своей жизнью: он ощущал себя в безопасности в своем маленьком тесном мире, а когда распрямлялся, становясь открытым и уязвимым, чувствовал волнение и страх.

Он прошел через все три стадии: сначала осознавая свое тело, затем доверяясь внутреннему импульсу и наконец понимая метафору движения в качестве урока применительно к своей жизни. Таким образом, он соединил спонтанное движение со своей психологической реальностью.

Теперь этот мужчина мог создать движение, или танец, отражающий и утрирующий элементы страха и безопасности в его жизни, и продолжить исследовать эти движения, интегрируя их и находя для себя некое кинестетическое решение. Протанцовывая чувства, мы можем – иногда постоянно – изменять свое эмоциональное состояние.

При использовании движения в качестве экспрессивного искусства важны некоторые понятия. Понятие интенциональный фокус означает, что клиент сознательно принял решение осознавать свои переживания и позволять им выражать себя с помощью тела. Я называю это «двигаться изнутри наружу». Когда человек помещает свой интенциональный фокус на какое-то переживание и движется изнутри наружу, возникает подлинная экспрессия. От такого процесса сложно оторвать взгляд, даже если движения приглушенные или неловкие. Когда клиент движется, конгруэнтно выражая подлинное переживание, он создает буквально осязаемое энергетическое поле.

Фокусируясь на чувстве и позволяя ему протекать через мое тело в танце, я использую движение для самовыражения. Однако если я не знаю, что именно испытываю, то закрываю глаза и позволяю телесному импульсу самому прийти ко мне, чтобы запустить мое движение; я делаю это для самоисследования. Самовыражение может привести к самоисследованию и наоборот. Разница в точке отсчета. Я либо начинаю с чувства или мысли, которые хочу выразить, либо жду, пока мое тело само скажет мне, что я чувствую и думаю.

Понятие осознанное движение означает движение, во время которого интенциональный фокус помещен на выражаемые вовне чувства. Оно подразумевает также осознание изменений чувств, по мере того как разворачивается движение. Например, в момент грусти я позволяю своему телу выражать грусть. Если я испытываю тревогу и танцую ее, это чувство может трансформироваться в игривость. Таким образом, двигаясь осознанно, я отмечаю перемену и замечаю, как чувства меняются по мере движения.

Терапевт-свидетель – этот термин я позаимствовала из работы Джанет Адлер, посвященной аутентичному движению. Я поклонница Джанет и ее работы, поскольку сама пережила этот глубокий опыт. Тем не менее мое определение этого понятия несколько иное, так как я вывожу его исходя из клиентоцентрированной теоретической системы.

Когда клиент движется в целях самоисследования и самовыражения, терапевт становится свидетелем его движений. Свидетельствование – очень важный аспект происходящего как для клиента, так и для терапевта. Подобно взаимоотношению терапевт-клиент, диада свидетель-движущийся тоже находится во взаимоотношении. Терапевт не «смотрит на» клиента в обыденном понимании, так как мог бы смотреть танцевальное представление. Терапевт остается в своей позиции полного присутствия, проявляя эмпатию, конгруэнтность и присутствуя с открытым сердцем (безусловным позитивным принятием).

Движущийся начинает, закрыв глаза и глубоко погрузившись в себя, чтобы услышать послания тела. Терапевт-свидетель полностью присутствует, не вынося суждений и не оценивая. Воспринимая движущегося, он позволяет активизироваться собственным образам и своей интуиции.

Когда позже двое обсуждают происшедшее, первым начинает говорить движущийся, делясь тем из своего опыта, чем желает поделиться. Затем терапевт-свидетель рассказывает о своем опыте, говоря от первого лица. Например, он может сказать: «Когда ты подняла руки, я почувствовала облегчение. Когда ты свернулась в маленький клубок, я будто стала маленьким ребенком». Такой род отклика со стороны свидетеля позволяет движущемуся полностью сохранять идентичность и присваивать свой опыт в чистом виде. Я рассматриваю такую разновидность отклика как полностью отвечающую принципам клиентоцентрированной философии, преисполненной уважения к индивидуальности клиента. Терапевт должен быть осторожен, чтобы ничего не проецировать на клиента.

 

Терапевт как сопровождающий движение: двигаясь вместе с клиентом, я пытаюсь понять его мир таким, каким он его ощущает

 

Говоря: «Когда ты полностью развернулась из клубка, ты двигалась, как маленький ребенок», терапевт интерпретирует движение клиента. Клиент мог вовсе не ощущать себя маленьким ребенком, а переживать нечто совсем иное.

Подобно тому как терапевт присваивает свое впечатление от рисунка клиента, а не интерпретирует его, точно так же он присваивает и свое впечатление от движения клиента. Это дает возможность движущемуся почувствовать аутентичность своего опыта. Являясь свидетелем того, как клиент создает рисунок, я создаю для него окружение, контейнер, пока он рисует. Таким же образом я как свидетель создаю безопасное пространство для него, когда он движется. В обоих случаях между терапевтом и клиентом помимо каких-либо слов струится динамичная энергия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.028 с.)