Предложение стимулирующего и несущего в себе вызов опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение стимулирующего и несущего в себе вызов опыта



 

Третья категория внешних условий, способствующих творчеству в моей работе, – это предложение стимулирующего и несущего в себе вызов опыта. Психологическая безопасность и психологическая свобода создают почву и питательную среду для творчества, но в нее должны быть посеяны семена. Во время работы с отцом мне недоставало побуждающих переживаний, которые мотивировали бы и предоставляли бы людям время и пространство для вовлечения в процесс творчества. Мы можем сесть и поговорить о том, как быть творческими, но при этом не вовлекаемся в сам творческий процесс. Поскольку наша культура в значительной степени состоит из разного рода вербализаций, важно побуждать клиента или ученика, предлагая ему опыт, который бросает вызов. Тщательно спланированные опыты по самоисследованию, построенные так, чтобы вовлечь клиента в практику использования экспрессивных искусств (если он сам избрал такую возможность), помогают ему сосредоточиться на творчестве.

Большинство из нас пытались творить в небезопасной среде. Нам предлагали художественные материалы в классе или студии, где учитель говорил: есть правильный и неправильный способ творить. Мы танцевали или пели, после чего нас поправляли и оценивали. Другое дело – если человеку дается возможность исследовать и ставить эксперименты с разнообразными материалами в поддерживающем, неосуждающем пространстве. Такая установка позволяет быть аутентичным, заглядывать в себя глубоко, быть как ребенок.

Конечно, можно просто выложить материалы и сказать: «Действуйте!» Однако мы обнаружили, что полезно предлагать браться за такого рода проекты или упражнения, которые не предполагают верного и неверного результата, а стимулируют творческие токи. Следующая глава книги позволит вам начать такого рода эксперименты, а на протяжении всей книги вы найдете множество других подсказок относительно подобных упражнений.

 

 

Что нас сдерживает?

 

Процесс творчества включает исследование, экспериментирование, создание хаоса из используемых материалов, атмосферу игры, вступление в область неизвестного. Такие слова могут вызвать опасения и страхи: «Разве я творческий? Я не могу даже прямую линию провести!», «Мне никогда не хватит мужества, чтобы танцевать или как-либо выражать свои чувства в движении». Такие мысли возникают у многих в отношении своей способности пользоваться средствами экспрессии.

Не раз мне приходилось слышать трогательные истории от клиентов, друзей или участников групп, которые запомнили тот день, когда они перестали рисовать, танцевать, слушать и сочинять музыку для своего удовольствия и самовыражения. Когда они танцевали, учитель оценивал их низко, товарищи насмехались над ними или кто-то приказывал им только открывать рот, когда другие пели. Они чувствовали, что их не понимают и осуждают. Их внутренний голос твердил: «Я не могу рисовать», «Я немузыкальный», «Больше нет радости». Все искусство теперь ограничивается для них пением в д у ше и рисованием в записной книжке.

Какая жалость! Наше общество выжало все соки из творческих порывов большинства своих граждан. Мы должны найти способ восстановить спонтанную свободу выражения без оглядки на одобрение других. Мы отдаляемся от источника творчества, приносящего радость, цепляясь за мысль, что должны быть «художниками» – мастерами, которые полностью развили мастерство выражения. Вместо этого мы можем использовать искусство, чтобы сосредоточиться на самовыражении и личностном росте, а не развивать навыки и совершенствовать окружение.

По словам Карла Юнга, «динамический принцип фантазии – это игра, принадлежащая ребенку, и как таковая она не совпадает с работой. Но без этой игры с фантазией не родилась еще ни одна творческая работа». Хотя побуждение к самовыражению сильно, оно с легкостью подавляется в детстве. Многие потом испытывают страх перед дальнейшими попытками и сопротивляются им.

Многие из нас думают о художниках как о ком-то особенном, о «тех других талантливых, творческих людях». Но когда мы сами были детьми, то говорили на этом же языке. Мы не осознавали себя. Мы брали кисть, опускали ее в банку с краской, размазывали краску на большом листе бумаги и получали от этого удовольствие! «Смотри, мама, ДЕРЕВО!» Мы не тревожились о том, понравится ли это кому-либо, или о том, видит ли мама в этом дерево. Мы были счастливы выразить себя. Это было просто здорово. Мы чувствовали свободу экспериментирования с цветом, брызгами, точками и линиями. Мы исследовали и учились одновременно.

Затем в какой-то момент все менялось. Нам становилось небезразлично не просто то, видят ли окружающие так же, как мы, но и нравится ли им наше произведение. Истории, которые мне приходилось слышать, невероятны и вместе с тем типичны. Одна женщина рассказывала: «Однажды, учась во втором классе, я принесла домой из школы рисунок с изображением кролика. Мама посмотрела на него и сказала: “Какую красивую собачку ты нарисовала!” Я настаивала на том, что это кролик. Мама повесила его на дверцу холодильника, но продолжала говорить о нем как о собачке. И я решила больше никогда не рисовать».

Вот что рассказала другая женщина, талантливый художник-терапевт:

 

Когда мне было пять лет, я жила в маленькой деревне в Баварии (Германия). Мне нравилось лепить хлеб из грязи. С одной из моих сестер мы еще клали кирпичную крошку в воду и делали красный лимонад, наполняя им маленькие бутылки. Мы много придумывали и играли в деревенский продуктовый магазин. Мне это очень нравилось.

Когда бы мне ни представлялась возможность порисовать, а это я тоже любила, я получала признание за свои рисунки. Но позже я обнаружила, что моя учительница интересуется только реалистичностью рисунка. В третьем классе нам дали задание нарисовать велосипед по памяти, и хорошим рисунком признавался тот, в котором были нарисованы все детали настоящего велосипеда; это меня очень разочаровало. Я была фрустрирована тем, что мою учительницу не интересовала красота рисунка и то, что я вложила в него душу. Очень скоро я почувствовала внутренний запрет на рисование[10].

 

Я также вспоминаю историю о Маленьком Принце Антуана де Сент-Экзюпери. В первой главе этой книги мальчик рисует змею, проглотившую слона. Для него очевидно, что внутри змеи – слон. Для взрослых же это шляпа или другая форма. Маленький Принц обескуражен отсутствием настоящего понимания со стороны взрослых.

Вот другой пример. Меня попросили представить свою работу двадцати высокоинтеллектуальным профессионалам. Это было в восстановительном центре в Редвуде, где они в течение недели обсуждали психологию и философию. Разложив художественные материалы и несколько ударных инструментов, я рассказала им об искусстве игры – использовании тела и движений для освобождения способности человека применять цвет и форму.

Я видела, как напрягаются их тела по мере того, как в них вселяется страх. Догадавшись, что они переживают, я сказала: «Некоторые из вас, как только видят художественные материалы, едва сдерживаются, чтобы не подойти к ним. Другие, возможно, говорят себе: “ Нет, только не я, я не могу рисовать или танцевать”».

Многие кивали в знак согласия. Мне была понятна их паника. Проговаривание этого вслух сняло напряжение.

Я рассмеялась: «Обещаю, вы проведете время с удовольствием. Но я хотела бы знать, готовы ли вы рискнуть и попробовать. Если вы предпочтете посидеть в сторонке и посмотреть, это тоже будет совершенно нормально».

Мышцы расслабились. Я услышала, как люди вздохнули с облегчением. К тому времени миновал полдень и, пока люди делились своими переживаниями по поводу созданных скульптур и картин, восторжествовало чувство радости и ценности каждого из них. Мое понимание их опасений и знание того, что они не обязаны участвовать, позволило им наслаждаться самими собой.

 

Преграды для творчества

 

Для того чтобы не позволять себе творить, найдется множество причин и оправданий. Зная о том, в чем и как мы препятствуем этому, достаточно сделать сознательное усилие, чтобы изменить привычное поведение. Мы можем отказаться от всяких оправданий и дать себе возможность наслаждаться изумительной творческой энергией.

Внутренний критик, по-видимому, сидит на плече каждого из нас. Я с трудом вспоминаю время, когда при создании картины, или написании статьи, или в танце не оценивала бы себя: «Я это делаю хорошо или ужасно?» Большинство людей, по-видимому, постоянно думают о том же. В раннем детстве, до того как пойти в школу, мы были способны творить, не беспокоясь о правильности, красоте, о том, хорошо или плохо то, что у нас получается. Мы просто были вовлечены в исследование и экспериментирование.

Мы впустили в себя этого критика по многим причинам: чтобы проводить эстетическое различение, чтобы он оказывал нам помощь на пути к достижению цели, чтобы приносить пользу обществу. Однако внутренний критик сдерживает нас, когда привносит в нашу жизнь стыд, смущение или страх. Это мешает нам быть творческими. Однако можно договориться с ним о том, чтобы он не подавлял наших чувств и действий. Один из способов отпустить этого строгого судью – всего лишь заметить его и попросить пройти мимо: «О, я чувствую, что меня оценивают. Я могу продолжать быть требовательным к себе или вернуться к процессу работы». Размышления подобного рода позволяют внутреннему критику быть частью нашей жизни, но не дают ему препятствовать нашей способности действовать. Кроме того, можно сказать себе: «Господин Критик, вы можете быть полезны позже в этом деле, но не сейчас».

Мы нуждаемся в одобрении, и это тоже может препятствовать творчеству. Понравится ли кому-нибудь моя скульптура? Что люди подумают обо мне, если я стану танцевать и окажусь неуклюжим? Если кто-нибудь услышит, как фальшиво я пою, он захочет, чтобы я замолчал. И мы задаем себе основополагающий вопрос: «Полюбит ли меня кто-нибудь, если я буду полностью самим собой?» Одна женщина написала об этом следующее:

 

Теперь, когда я узнала некоторые из поведенческих паттернов людей, у которых были строгие или неблагополучные родители и созависимость, я поняла, что моя потребность в одобрении не была удовлетворена в детстве, поэтому я пыталась получить это одобрение от тех, кто мог бы заменить мне родителей. Я поняла, насколько неуверенной и нерешительной себя чувствовала, постоянно испытывая зависимость от одобрения других, в котором нуждалась, чтобы осознать, что моя жизнь имеет хоть какую-то ценность. Я знаю, что путь излечения этих ран детства состоит в том, чтобы почувствовать злость, гнев, отчаяние от того, что мои фундаментальные потребности не были удовлетворены, и наконец простить и научиться быть аутентичной, получать свое собственное одобрение. Я также сознаю, что чем глубже я понимаю себя, тем больше вижу, и что я всегда нахожусь в процессе становления более адекватного и подлинного отношения к самой себе[11].

 

Все люди нуждаются в любви и признании. Однако ключ, открывающий источник нашей творческой энергии, лежит в глубочайшем принятии самих себя. Отдав средоточие этой мудрости в руки других людей, мы низведем себя до жизни, суть которой будет состоять в том, чтобы понравиться окружающим. Женщины отчасти знают, насколько разрушительно это бывает. Мое поколение женщин было обязано обслуживать своих мужей и детей. Такая жизнь привела к тому, что многие из нас потеряли ощущение самих себя. Впрочем, мать Тереза, которая служила людям в самом высоком смысле этого слова, не старалась понравиться кому бы то ни было.

Наша культура делает большой упор на логические, линейные, высокотехнологичные и маскулинные качества, поэтому многие мужчины научаются отрицать свое эстетическое, образное, чувствующее и играющее я. Выражение чувства через танец и цвет кажется им дурачеством. Чтобы полностью раскрыть свои творческие способности, необходимо победить жесткого внутреннего критика и научиться самоодобрению. Один участник человекоцентрированной тренинговой программы с использованием экспрессивных искусств написал об этом так:

 

Как мужчина я получал самоуважение в основном через достижения, свершения, соревнование, контроль, доминирование, рациональность, покорение и, что особенно важно, подавление своих чувств. В терапии посредством экспрессивных искусств мне была дана возможность приобрести самоуважение через принятие моего выразительного, эмоционального, духовного, сострадательного аспекта – той моей части, которую я считал своей «фемининной» стороной и потому неприемлемой для моей маскулинной идентичности… Там была атмосфера доверия, и я знал, что не соревнуюсь с другими, что мои рисунки, движения и игра не оцениваются – это было очень важно для раскрытия способности обратиться внутрь самого себя и вступить в контакт с чувствами. Я мог быть ранимым и открытым без риска подвергнуться осмеянию… Рискуя выразить себя, я преодолел старые устои, представления о том, что мужчина не должен заниматься теми занятиями, которые могут казаться глупыми, детскими или женскими[12].

 

Творческий процесс, как он переживается в экспрессивном искусстве, – это путь к самораскрытию, самоуважению, доверию к себе. Мужчина, написавший эти строки, получил возможность стать сильнее посредством понимания и признания своей сензитивной составляющей, своих переживаний и чувств.

Становление нашего собственного и лучшего источника признания может занять некоторое время. Вы можете тренироваться в том, чтобы уделять внимание той части вас, которая нуждается в одобрении, тонко понимать и принимать ее, но не позволять ей доминировать в вашем поведении. Полезно повторять такое утверждение: «Я сознаю, что мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь сказал, что у меня все идет хорошо. Я могу оказать себе такого рода поддержку прямо сейчас».

Наша потребность в любви и одобрении законна. Но она коварный иллюзорный маленький эльф. Чем больше вы желаете любви и одобрения, тем меньше вы, как вам кажется, их получаете. Мне никогда это не казалось справедливым, но жизненный опыт подсказывал, что именно тогда, когда я больше всего в них нуждаюсь, я не получаю их. Когда же я люблю или любима, они приходят ко мне. Если мы будем аутентичными или верными своему высшему я, то встанем на прямой путь к обретению подлинной любви и признания.

Страх неуспеха – еще одна преграда на пути к тому, чтобы позволить себе раскрыться творчески. Что такое вообще провал? Школьная система оценивает каждый наш шаг, и, следовательно, ощущение себя может смешаться с ощущением неуспеха. Мне повезло вырасти в прогрессивной школьной системе, где меня никогда не оценивали до поступления в колледж. Вместо этого учителя давали нам подсказки, как улучшить свои результаты. Их сообщения никогда не внушали мне ощущения неуспеха. Напротив, они всегда включали что-то хорошее, что было гораздо более мотивирующим, чем негативные замечания.

 

Страх. Страх критики, страх неуспеха, страх быть непонятым, страх неизвестного – все это может стать преградой на пути использования нашей внутренней креативности (Натали Роджерс)

 

Что такое неуспех? «Я сделал это неправильно». «Я нехороший». «Я совершил большую ошибку!» В творческом процессе (как и в жизни) все эти утверждения непригодны. Более полезные установки можно сформулировать так: «Какой опыт я могу вынести для себя из этой ситуации?» или «Что может мне больше понравиться в этом деле или его результате?» Как терапевт или фасилитатор в группе я вижу людей, сражающихся со своими произведениями или чувствующих смущение во время танца, и тогда я говорю: «Нет ничего правильного или неправильного в том, что вы делаете». И наблюдаю, как спадает их физическое напряжение.

Другое препятствие в использовании нашего творческого потенциала – это страх неизвестного: якобы там, внутри, мы обнаружим чудовищ и демонов. Часто встает вопрос: «Что произойдет, если я прикоснусь к источнику моей самой сильной боли?» Как будет показано в главе 8, основной принцип таков: чтобы прятать этих демонов, требуется очень много энергии; и чем дольше они пребывают в заточении, тем больше становятся. Принятие подобных чувств как аспекта человеческой природы на самом деле превращает их в ваших союзников. Чудовище страха может быть трансформировано в сострадание. Злобное, жестокое существо, живущее в каждом из нас, может стать энергией для творчества и позитивного действия.

Например, если долгое время скрывать негодование по отношению к деловому партнеру, то это истощит вашу энергию. Если хранить злобу в секрете, сдерживать ее, то это неизбежно будет иметь пагубные последствия для вашего тела, разума и духа. Выражая свои чувства через цвет и танец и делая записи о них в своем дневнике, вы высвобождаете вулканический аспект этой энергии и приходите к новым прозрениям о себе в отношениях с партнером. Это открывает путь для соответствующего общения.

Использование экспрессивных искусств в поддерживающей, принимающей среде очень помогает в преодолении преград к творчеству. Вот некоторые комментарии участников человекоцентрированной экспрессивной психотерапевтической программы: «Я чувствую, как будто с меня сняли крышку и под ней в изобилии обнаружились творчество и переживания; творчество – это часть меня, и она дает мне массу энергии» и «Я обнаружил, насколько важна несерьезная, игровая установка для того, чтобы вновь открыть в себе свои серьезные стороны и увидеть новые перспективы».

Создание безопасной среды – не волшебство, а навык, которому можно научиться. Люди, пребывающие в такой среде, думают: «Мы сами создали это безопасное сообщество». Действительно, б о льшую часть они сделали сами, но, чтобы установить сцену, на которой будет развиваться действо такого рода, все же необходим умелый фасилитатор. Это искусство основано на принципах психологической безопасности и свободы, описанных выше в этой главе.

Вполне возможно организовать такую среду для себя самому, чтобы пробудить свою способность к творчеству. Следующая глава посвящена самоисследованиям и позитивным утверждениям средствами экспрессивных искусств, которые помогут вам создать для самого себя безопасную, поддерживающую атмосферу.

 

 

3. Начальные исследования [13]

 

Игра – это корень, из которого произрастает настоящее искусство.

«Свободная игра», Стивен Начманович

 

 

Если вы один из тех, кто прекратил рисовать, танцевать, петь и писать, настало время пробудить живительный поток творчества. Вы можете спросить: «С чего начать?» Пожалуй, с попытки в игровой форме уловить ощущение свободы и непринужденности, которое все мы испытывали, будучи детьми: любознательность, пытливость и настоятельное побуждение к исследованию – все то, что было нам присуще. По мере того как вы будете включаться в игру и творчество, самоосознание себя в качестве творца постепенно исчезнет.

Вовлечение себя в творческий процесс в действительности ослабляет преграды, мешающие вам быть творческими людьми. Иначе говоря, в процессе исследования и экспериментирования с различными формами экспрессии в безоценочной атмосфере внутренний критик, потребность во внешнем признании, страх неуспеха и страхи перед неизвестным могут исчезнуть. Напротив, групповые занятия, в ходе которых требуется высокий уровень достижений, акцентируются оценки или поощряются сравнения, лишь укрепляют все эти преграды. Вот почему я постоянно подчеркиваю важность безопасной, человекоцентрированной атмосферы.

Погружение в творчество вводит вас в совершенно иное состояние сознания. Каждодневные заботы и волнения, как и различные формы самооценивания, постепенно сойдут на нет по мере того, как вы начнете сосредотачиваться на вещах, возникающих в процессе творчества. Привнесение в этот процесс духа игры уменьшает чрезмерную озабоченность результатом творчества. Нам не нужно быть слишком серьезными во время этих занятий. Актив происходящего в действительности состоит в том, чтобы быть похожими на детей и свободными духом.

 

Позитивные утверждения

 

Содействие в создании творческой атмосферы для самого себя предполагает осознание собственных преград для творчества по мере их возникновения, а также использование позитивных утверждений, ослабляющих эти преграды. Прежде чем вы начнете свою творческую игру, примите во внимание следующие позитивные утверждения и только потом приступайте к исследованиям, о которых пойдет речь в данной главе. Впоследствии вы сможете предложить их другу или членам вашей семьи.

• По отношению к тому, чем я занимаюсь, нет правильного или неправильного. Я просто экспериментирую, исследую и получаю удовольствие от процесса.

• О, кажется, я формулирую оценочные суждения в отношении самого себя. Однако я могу произвольно избавиться на время от внутреннего критика прямо сейчас.

• Я осознаю, что хотел бы получить чье-нибудь признание того, что я нарисовал, станцевал или написал, но сейчас я сам могу дать себе это признание.

• Я могу по своему выбору исследовать новые аспекты самого себя с помощью этих экспрессивных средств. Чем больше я узнаю о себе и чем больше смогу принять себя, тем сильнее и отзывчивее стану.

 

Исследования

 

То, о чем пойдет речь ниже, своего рода начальные шаги, преисполненные игры. Первым делом нужно снять напряжение, расслабиться и получить удовольствие от материалов, используемых в экспрессивных искусствах. Любое экспериментирование, в котором вы принимаете участие, замечательно. Предлагаю вам сделать две пробы, подходящие для дождливого дня; ими можно заняться как наедине, так и с детьми или с другом или партнером.

 

Большие каракули

 

Материалы

 

Блокнот или газета размером 45 × 60 см, фломастеры или маркеры, клейкая лента.

 

Процесс

Положите блокнот на кухонный стол или на пол. Прикрепите его края клейкой лентой, чтобы бумага не сдвигалась, когда будете на ней рисовать. Или воспользуйтесь газетой – это даст вам ощущение того, что вам все равно, сколько бы бумаги вы ни использовали. Закрепите ее аналогичным образом.

Пусть в каждой руке у вас будет по цветному маркеру. Закройте глаза. Напевая песенку, начните водить руками в воздухе. Сначала порисуйте каракули в воздухе, позволив рукам танцевать под ваши напевы.

 

Создайте большие каракули: расслабьтесь, пойте песню, экспериментируйте

 

На мгновение откройте глаза, чтобы увидеть лист бумаги. Пользуясь двумя руками одновременно, начните рисовать каракули на бумаге. Поэкспериментируйте сначала с закрытыми, а потом с открытыми глазами. Продолжайте напевать свою мелодию. Пусть произойдет то, что произойдет. Не беспокойтесь из-за того, на что именно похожи ваши каракули. Продолжая, перейдите к следующему листу, чтобы нарисовать еще больше каракулей.

На каждый рисунок отведите не более двух-трех минут. Рисуйте следующий, потом еще один. Получайте удовольствие от этого занятия.

Когда нарисуете достаточно каракулей (может быть, три листа, а может, и двадцать), чтобы удовлетворить свое побуждение к игре, остановитесь и отберите один или два рисунка, которые по каким-то причинам как будто обращаются к вам. (Возможно, вы захотите выбрать наиболее причудливые из них или те, линии которых вас интригуют.) Возьмите любые фломастеры и закрасьте отдельные участки рисунка, сделайте перекрещивающиеся штриховки, поставьте точки или добавьте еще несколько каракулей. Вы можете вносить в рисунок все, что захотите – например, создать некий узор или обнаружить в изображении какие-то фигуры, силуэты цветов или животных. Неважно, что именно вы там найдете. Получайте удовольствие от самого процесса.

Теперь посмотрите на каракули. Будьте открыты и восприимчивы по отношению к ним. Практикуйте безоценочное отношение.

Напишите пять слов, пришедших вам в голову, когда вы смотрели на каракули. Для этого подойдут любые слова, здесь нет правильных и неправильных слов.

Повесьте несколько каракулей на стену или холодильник на несколько дней. Позвольте им что-то сказать вам. Конечно, вы можете заявить: «Это глупая мазня». Примите эту глупость. А можете увидеть в них ритм или линии и формы, которые вам захочется продолжить. Сделайте это.

 

Танцуем каракули под музыку

 

Прежде чем начать, включите и послушайте музыку – любую, подходящую к вашему настроению. (Если вы практикуете этот эксперимент в работе с клиентом или общении с другом, постарайтесь запастись достаточно широким разнообразием музыкальных тем и предоставьте этому человеку самому выбрать из этого разнообразия то, что соответствует его актуальному настроению.) Закройте глаза и позвольте вашему телу начать раскачиваться и двигаться под музыку. Затем обратитесь к своему блокноту и проведите несколько минут, разрешив рукам с маркерами потанцевать на его странице. Если под рукой окажется стол, за которым вы можете работать стоя, вовлеките в танец не только руки, но и все тело. Раскачивайтесь и поворачивайтесь в процессе рисования.

В такой манере сделайте несколько рисунков с каракулями. Возьмите один из них и разрисуйте его так, как вам захочется. Напишите пять слов или пять предложений, соотносимых с ним. С помощью клейкой ленты прикрепите рисунок на стене.

 

Протанцовывание рисунка. Встаньте перед рисунком. Прочувствуйте его. Какое движение он вам предлагает? Вызывает ли у вас рисунок какое-то чувство или настроение? Можете ли вы позволить своему телу принять позу, соответствующую этому настроению? Начиная двигаться, закройте глаза, чтобы лучше ощущать свое внутреннее движение. Не бойтесь поэкспериментировать с использованием линии, ритма или цвета вашего рисунка в качестве отправной точки для движения. Пусть возникнет танец. Если вы беспокоитесь из-за того, как выглядите со стороны, отметьте для себя эту мысль и оставьте ее. Доверьтесь самоэкспрессии.

 

Позвольте в процессе движения возникнуть звуку. Не сдерживайте рвущиеся наружу вздохи, шум, стоны, напевы. Многие из нас запрещают себе звучать. Дайте себе разрешение на это. (Если вы делаете исследование с другим человеком, дайте такое разрешение друг другу. Попробуйте делать это вместе.)

 

Другие материалы

У вас может появиться желание поменять то, чем вы рисуете. Вы можете воспользоваться, например, масляными пастелями или цветными мелками.

 

Цель

Что вы сделали? В ходе предыдущего упражнения вы прочувствовали некоторые аспекты процесса творческой связи. Размахивая руками в воздухе, перед тем как начать рисовать, вы ощутили элементы движения, освободившие вас для рисования. Рисуя с закрытыми глазами, вы начали процесс движения внутрь себя, чтобы потом выразить себя вовне. Если вы пишете слова после рисования, то можете почувствовать связь между свободным самовыражением в рисунке и письмом. Когда вы рисуете обеими руками либо одновременно, либо по очереди, то начинаете ощущать задействованность и правого, и левого полушарий головного мозга. Если вы стонете или напеваете, то подключаете звуковой аспект творческой связи. Видоизменяя упражнение «Большие каракули», вы учитесь получать опыт посредством движения. Протанцевав свой рисунок, вы начнете замечать, как творческая связь включает вас в многообразие самоисследований. Если вы практикуете безоценочное отношение к себе, то понимаете важность создания безопасной среды для исследования и творчества.

 

Коллаж

 

Коллаж представляет собой легкий и удобный способ включения в процесс творчества. В детстве все мы были зачарованы разрезанием и склеиванием бумаги. Это занятие позволит вам вновь впасть в то сказочное состояние, колдуя с ножницами и клеем и скользя взглядом по содержимому журналов, выхватывая из него образы, обладающие для нас неким смыслом. Этот преисполненный расслабления, забавный способ позволяет «выговориться». С помощью коллажа (еще в большей степени, чем рисунка) мы можем приостановить свою самокритику. Мы настолько увлечены просматриванием журналов и вырезанием картинок, что совершенно не заботимся о том, что получится в результате. Образы, стоящие перед глазами, полностью захватывают наше воображение, по мере того как мы выкладываем их перед собой в некую композицию, которая содержит в себе личное обращение к нам самим. Коллаж очень подходит для тех, кто особенно боится рисовать или склонен к излишнему анализу и интеллектуализации.

 

Материалы

 

Журналы, ножницы, клей для бумаги или клеящий карандаш, лист плотной бумаги или картона. На ваш выбор цветная бумага, ткань, природные объекты (перья, листья, прутики), степлер, прозрачный скотч.

 

Процесс

Процесс создания коллажа может различаться в зависимости от ваших переживаний, потребностей или целей. Для хорошего начала нужно расслабиться и почувствовать дух игры.

 

Коллаж в свободной форме. Вырезайте из журналов любые картинки или слова, в которых есть обращение к вам. Разложите их на листе картона или бумаги, а затем приклейте. Чудесно! Повесьте коллаж там, где он будет чаще попадаться вам на глаза. На этом работа будет окончена, но при желании ее можно продолжить:

• назвав свой коллаж;

• написав небольшой рассказ по его мотивам;

• озвучив коллаж или исполнив танец, который он вам предлагает.

 

«Это я». Отберите образы, цвета и слова, представляющие различные качества, настроения или чувства, которые вы обнаруживаете в себе. Составьте из них композицию и приклейте к листу. Некоторое время разглядывайте коллаж, позволяя его образам что-то сказать вам. На этом вы можете закончить работу или продолжить ее.

Если вам захочется, возьмите лист бумаги и в спонтанной манере напишите пять предложений, начинающихся словами «я хочу…», или «я чувствую…», или «я…».

 

Проблема. Вы можете произвольно выбрать некую проблему, которая будет изображена на коллаже, например: «Мое отношение к начальнику (партнеру, ребенку, родителю)», или «Важное решение, которое я сейчас принимаю», или «Дилемма, стоящая передо мной».

Сначала какое-то время посидите спокойно и помедитируйте, погрузившись в вашу проблему. Дайте возможность возникнуть любым переживаниям. Позвольте внутреннему диалогу быть свободным и активным. Затем перейдите к материалам для коллажа и отберите слова и образы из журналов, не подвергая себя цензуре. Не заботьтесь о соответствии образов вашей проблеме, пусть они сами себя обнаруживают.

После того как наклеите возникшую композицию, проведите некоторое время, позволив частям коллажа поговорить с вами. Вы можете расширить понимание коллажа:

• если напишете по его мотивам рассказ под названием «Когда-то давным-давно». Начав писать его с этих слов, пустите развитие сюжета на самотек;

• сделаете несколько проб свободного письма, пока коллаж стоит перед вашим внутренним взором. Просто позвольте авторучке безостановочно двигаться по бумаге на протяжении десяти минут и не редактируйте то, что напишете;

• получите мнение о коллаже от тех, к кому испытываете доверие.

 

Если вы попытались выполнить несколько из этих исследований, поздравьте себя. Некоторые из них могут быть проделаны на чисто игровом уровне, или можно попробовать выявить те значения и смыслы, которые в символической форме несут для вас ваши произведения.

 

Диалог с Внутренним Критиком. К этому моменту вы достаточно позабавились и повеселились, однако, возможно, внутренний критик, сидевший на вашем плече, докучал вам своими рассуждениями. В таких случаях полезно вступить с ним в диалог или воображаемую беседу, например, так:

 

Вы: Ты снова преследуешь меня, указывая мне на то, что то, что я делаю и говорю, недостаточно хорошо! Почему ты меня мучаешь?

Критик: Мне доставляет удовольствие создавать преграды для тебя и видеть, что ты чувствуешь себя неполноценным.

Вы: Я не заслуживаю такого отношения! Я хочу, чтобы мое творчество изливалось без каких-либо ограничений, чтобы ты ничего не навязывал мне. Я хочу избавиться от тебя!

Критик: Ты никогда не избавишься от меня. Я играю определенную роль в твоей жизни, ты же сам знаешь.

Вы: Скажи же мне, какой в тебе прок?

Критик: Я настаиваю на том, чтобы ты делал все как можно лучше.

Вы: Но ты же все время стоишь на моем пути!

Критик: На самом деле я не хочу все время стоять на твоем пути. Если ты просто признаешь мое присутствие и будешь благодарен мне за то, что я есть, я не буду надоедать тебе столь часто.

Вы: И это все, что я должен сделать? Просто сказать: «Привет, ты снова здесь?» и «Сейчас ты мне не нужен», и ты исчезнешь?

Критик: Да! Это все, что нужно.

 

Эта история может иметь продолжение. Все то, что вы узнаете о себе, может быть полезным. Потратив время, чтобы написать о своем внутреннем критике и научившись преодолевать его негативное влияние, вы обезопасите себя во многих непростых моментах творческого процесса.

 

Художественный дневник

 

Ведение художественного дневника представляет собой еще одну возможность ощутить силу и глубину самоэкспрессии. В целом такой дневник похож на обычный, за исключением того, что он ведется в виде рисунков.

 

Материалы

 

Альбом для рисования 15 × 20 см или больше, фломастеры, цветные карандаши или масляные пастели.

 

Если вы собираетесь смешивать цвета на бумаге, используйте масляные пастели, которые можно растирать пальцами. Вы можете также накладывать один цвет на другой для достижения яркого и интенсивного эффекта. Фломастеры тоже хороши. Что же касается цветных мелков, то они позволяют быстро создавать рисунки, обладающие мягкими оттенками, но при этом сильно пачкается альбом.

 

Процесс

От десяти до двадцати минут в день зарисовывайте ваши переживания и чувства средствами быстрой художественной экспрессии. Ловите свое восприятие мира, существующее в настоящий момент. Быстрая экспрессия настроений и образов, сделанная в цвете, может быть абстрактной или реалистичной. По мере создания таких рисунков вы можете обнаружить, что ваши настроения быстро сменяют друг друга или что меняется ваше расположение духа.

Я рекомендую вести художественный журнал на протяжении шести месяцев. Чтобы комбинировать художественный и письменный дневники, воспользуйтесь альбомами с нелинованной бумагой. Можно практиковать любую последовательность: пишите о своих рисунках или создавайте рисунки, чтобы выразить чувства, возникшие в результате ведения записей. Постарайтесь отодвинуть в сторону любое беспокойство о том, что у вас получается.

 

Порисуйте в течение десяти минут каракули или изображение вашего переживания. Выберите моменты фрустрации, печали или гнева, чтобы позволить переживаниям вытечь на бумагу сквозь вашу руку и пальцы. Посмотрите, удастся ли вам выразить любые чувства посредством цвета, линии или образов.

 

Время от времени постарайтесь пользоваться неведущей рукой. Чередуйте правую и левую руку. Ваша неведущая рука меньше контролируется, давая вам возможность рисовать более спонтанно.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.125 с.)