Правовые проблемы государственной службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые проблемы государственной службы



О.И.Чуприс

ТЕОРЕТИКО-

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Минск

«Право и экономика»


УДК 342.518

ББК 67.401

Ч92

 

Серия основана в 2008 г.

Рецензенты:

Г.А.Василевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

А.Г.Тиковенко, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь

 

Рекомендовано:

ученым советом юридического факультета Белорусского государственного университета (протокол № 9 от 17 июня 2009 г.);

ученым советом Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (протокол № 3 от 24 сентября 2009 г.).

 

 

Чуприс, О.И.

Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь. – Минск: Право и экономика, 2009. – 310 с. – (Серия «Гуманитарные науки»)

 

 

Монография является системно-комплексным исследованием теоретико-правовых проблем государственной службы Республики Беларусь. В ней на основе научного обобщения доктринальных подходов и анализа действующего белорусского законодательства формулируется сущностная концепция государственной службы Республики Беларусь, определяется ее место в правовой системе Республики Беларусь как комплексной отрасли законодательства, предлагается ее структура и содержательное наполнение, вносятся предложения по системному совершенствованию законодательства, базирующиеся на концепции кодификации законодательства о государственной службе.

Будет полезна научных работникам, преподавателям, студентам, практикам, иным лицам, интересующимся проблемами теории и практики правового регулирования государственной службы.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                     5

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  10

1.1. Методология системного исследования теоретико-правовых проблем государственной службы Республики Беларусь                      10

1.2. Догматические и легальные подходы к определению

сущности государственной службы                                                       19

1.3. Теоретические основы определения пределов правового регулирования государственной службы Республики Беларусь           40

1.4. Принципы государственной службы Республики Беларусь          81

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ                                                       98

2.1. Характерные черты и особенности отношений

государственной службы                                                                     98

2.2. Особенности комплексного метода правового регулирования

отношений государственной службы                                                     129

 

 

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ                                                            144

3.1. Проблемы нормативного регулирования отношений

государственной службы                                                                         144

3.2. Современное состояние законодательного регулирования

отношений государственной службы                                                   152

3.3. Единое системно-комплексное регулирование

отношений государственной службы                                                164

 

ГЛАВА 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В

СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОТРАСЛИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ               184

4.1. Правовое регулирование институциональных

компонентов организации государственной службы                           184

4.2. Правовое регулирование институциональных

компонентов реализации государственной службы                             216

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                   247

 

ЛИТЕРАТУРА                                                                                     252


ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная служба представляет собой важнейшее социально-правовое явление. С одной стороны, она затрагивает интересы каждого человека в государстве и по своей значимости может быть соизмерима с конституционно-правовым институтом гражданства, поскольку обращена к взаимоотношениям государства и личности. С другой стороны, государственная служба выступает повседневным средством обеспечения жизнедеятельности государства, компонентом, способным во многом предопределять его эффективное функционирование. Не случайно вопросы государственной службы находятся под постоянным пристальным вниманием Президента Республики Беларусь, а в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь важнейшим элементом ее обеспечения выступает деятельность государственных органов [[1], подп. 1.1 п. 1], в которых осуществляется государственная служба и которые в своей практической деятельности призваны руководствоваться положениями данного акта [[2], п. 3].

Социальная значимость государственной службы в Республике Беларусь детерминирует необходимость развития ее правового регулирования, которое имеет свою историю, начавшуюся после распада Союза ССР, когда законодательство о государственной службе стало одним из наиболее значимых правовых средств, обеспечивающих функционирование самостоятельных механизмов независимого государства. Отсутствие традиций правового регулирования государственной службы (в СССР не было закона о государственной службе) сыграло в некотором роде положительную роль. Беларусь, как и другие бывшие союзные республики, после обретения государственного суверенитета на основе изучения положительного международного опыта по-своему урегулировала указанные вопросы, отразив их в Законе Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате». В дальнейший период законодательство о государственной службе постоянно развивалось: вносились изменения в действующее, принималось новое. При этом использовался приемлемый опыт других стран, что существенно обогатило национальное законодательство.

В настоящее время в Беларуси действует собственное законодательство о государственной службе. В его основе лежит Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями (далее – Закон о государственной службе), комплексный анализ которого и принятых в его развитие иных актов свидетельствует о том, что правовое регулирование государственной службы при наличии единого закона не является цельным, а скорее характеризуется фрагментарностью и хаотичной дифференциацией. При этом следует отметить как большое количество нормативных правовых актов в данной сфере правового регулирования, так и наличие обширной практики их применения. Совокупность актов по вопросам государственной службы отличается громоздкостью, а упомянутый Закон не выполняет роль системно-базового акта, закрепляющего единую методологическую основу правового регулирования государственной службы. «Точечные» изменения не способствуют комплексному регулированию возникающих в указанной сфере отношений и в полной мере не отвечают происходящим социально-экономическим изменениям, когда к государственной службе как основному и наиболее значимому государственно-правому явлению предъявляются возрастающие требования со стороны общества.

Глобальные изменения в государстве и последовавшее за ними совершенствование государственной службы как правового явления дали толчок к развитию научных представлений о ней, которые в первую очередь зародились в Российской Федерации и базировались на ее опыте. Важный вклад в развитие теории государственной службы внесли такие видные российские ученые, как В.М.Манохин, Ю.Н.Старилов, А.Ф.Ноздрачев, Г.В.Атаманчук, Н.М.Казанцев, А.А.Гришковец, И.А.Дякина и многие другие. В их работах исследованы отдельные стороны, грани и проявления государственной службы, сформулированы предложения по совершенствованию национального законодательства. Содержащиеся в них выводы существенно подкрепили теоретико-правовую базу государственной службы.

В Республике Беларусь учеными также проводятся исследования в сфере государственной службы. Ее проблемы интересуют прежде всего белорусских административистов. Например, А.Г.Тиковенко исследовал данную проблематику еще в советское время. Уделяют внимание данному правовому явлению и специалисты иных отраслей права, особенно трудового, исходя из понимания государственной службы как субъективного права. Наиболее известными авторами в данной сфере являются К.И.Кеник, В.В.Подгруша, Г.Б.Шишко и др. В большинстве своих публикаций они опираются на объем и содержание правового регулирования, установленные действующим законодательством, предлагая изменения отдельных статей Закона о государственной службе или их новые редакции, используя преимущественно такой способ методологии исследования, как описание существующих реальных форм. В то же время сложность предмета исследования предопределяет необходимость его дополнения поиском идеального типа с выходом на наиболее современный методологический подход выявления комплексно-системных проблем в реальном и установления путей их преодоления.

Несмотря на постоянное внимание отдельных специалистов к данной тематике, степень ее современной научной разработки в Республике Беларусь такова, что существует главный пробел в теории вопроса – отсутствие комплексного теоретического исследования круга взаимосвязанных сущностных проблем государственной службы как системного правового явления, подлежащего такому же (системному) правовому регулированию.

При изучении государственной службы важно рассматривать ее как систему, базирующуюся на ее доктринальном толковании в широком понимании – как деятельности по реализации государственной власти и соответствующей ей системы отношений, формирующей самостоятельную сферу правового регулирования.

Правовой статус государственной службы, ее составных элементов, установленный Законом о государственной службе и рядом иных законодательных актов, принятых в его развитие, а также регулирующих отдельные виды государственной службы, не позволяет рассматривать ее как единый внутренне непротиворечивый элемент системы законодательства с отлаженным правовым механизмом.

В то же время системный научный подход, анализ всей совокупности правовых отношений, комплекса действующего законодательства на основе его критического восприятия, базирующийся на достижениях общей теории права, других общественно-социальных наук (политологии, социологии), преемственности научных взглядов и позиций, использования позитивного опыта других государств, позволяют сформулировать концептуальные выводы о существовании государственной службы как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь и совершенствовании с использованием этих подходов всей его системы.

Комплексность исследования ставит теоретико-прикладную проблему разграничения при регламентации государственной службы пределов правового регулирования смежных отраслей права, прежде всего административного и трудового, разрешение которой лежит в плоскости соотношения частного и публичного интереса в ней, а также в признании комплексности отношений государственной службы как сферы правового регулирования. Это позволяет сделать вывод не о разграничении предметов правового регулирования, а об их совмещении при установлении приоритета административно-правового регулирования.

Системное законодательное регулирование подразумевает избрание приемлемого способа систематизации, при этом для государственной службы наиболее оптимальным представляется кодификация. Соответственно, подлежат определению и направления развития законодательства о конкретных частях отрасли законодательства – служебного права (права государственной службы) и отдельных норм, подлежащих включению в кодифицированный акт или специальное законодательство. С учетом указанного, следует признать оправданным определение системы законодательства как отрасли и установление соотношения ее частей.

Системные преобразования государственной службы на основе правового регулирования, также имеющего системный характер, как правило, влекут значительные экономические затраты. В связи с этим основная идея сводится не к кардинальному реформированию, а к сбалансированности вносимых предложений и финансовых затрат, требуемых для их реализации. При этом полагаем, что реальная выгода от системного определения ее границ, внедрения элементов карьерного принципа построения, управления государственной службой и других частей ее формирования будет более значительной, чем первоначальные затраты бюджета.

Таким образом, динамичное развитие государственной службы в Республике Беларусь обусловливает актуальные и сложные проблемы, требующие глубокого научного осмысления. Их системный теоретико-правовой анализ позволит шире и глубже познать и раскрыть ее сущность как важнейшего социально-правового явления и на его основе внести новые теоретически и практически ориентированные идеи.

Данная монография представляет собой первое комплексное научное исследование теоретико-правовых проблем государственной службы Республики Беларусь, базирующееся на системном анализе, и единственным из доступных трудов отечественной и зарубежной литературы, в котором на основе авторской методологии разработана сущностная концепция государственной службы и определено место государственной службы в правовой системе как комплексной отрасли законодательства.

Разумеется, автор данного научного исследования не претендует на исчерпывающее освещение всех проблем государственной службы ввиду их чрезвычайной разнородности и сложности для права и иных социальных наук. Вместе с тем эта работа может послужить существенным теоретическим заделом для дальнейших научных разработок в данной сфере. Реализация же внесенных автором монографии предложений, направленных на совершенствование законодательства, в совокупности с предложениями иных белорусских ученых-правоведов может поднять правовое регулирование государственной службы в Республике Беларусь на принципиально новый качественный уровень.

 


Заключение

 

Государственная служба представляет собой важное социальное явление, подлежащее всестороннему правовому регулированию. Она обеспечивает надлежащее функционирование государства, его связь с гражданским обществом, формирует авторитет государственной власти. Обладая признаками сложности и многогранности, государственная служба как предмет научного исследования требует соответствующей научной методологии, основанной на комплексном, системообразующем и интегративном подходах, и опирающейся на общетеоретические достижения.

На основе научного обобщения доктринальных подходов и анализа действующего белорусского законодательства, конституционных основ может быть предложена сущностная концепция государственной службы Республики Беларусь. Она исходит из сущностного назначения государственной службы как деятельности по реализации государственной власти в интересах всего общества и ее сущностных признаков: неразрывной связи с государством; места осуществления как совокупности государственных органов и государственных должностей, объединенных стажем государственной службы; свойства сочетать в себе публичный и частный интересы; связи с государственным управлением. В качестве приоритетного устанавливается публичный интерес. Сущностная концепция выступает теоретико-методологической основой для совершенствования правового регулирования государственной службы.

Сущность государственной службы детерминирована конституционными основами единой государственной власти и системы государственных органов Республики Беларусь. Это очерчивает пределы правового регулирования государственной службы и предопределяет ее систему, которая включает политическую, депутатскую, судейскую, аппаратную, прокурорскую, военную и военизированную ее разновидности, в пределах которых может осуществляться дальнейшее деление. В аппаратной службе выделяются дипломатическая и таможенная служба. Государственной аппаратной службой, имеющей специфику, является служба в государственных организациях, наделенных функциями органов государственного управления. Каждая разновидность наряду с общими системными признаками имеет свой правовой статус, в то же время различные виды государственной службы связаны между собой.

Государственной службе Республики Беларусь как единой системе корреспондирует система иерархически соподчиненных, взаимозависимых и взаимообусловленных принципов, подлежащих системной классификации в пределах трех групп, требующих закрепления в законодательстве: общие (конституционные), специальные и специфические. Юридическое значение принципов государственной службы требует усиления за счет правовой регламентации их содержания.

Определяющими концепцию совершенствования законодательства о государственной службе выступают принципы единства государственной службы и ее дифференциации, стабильности государственной службы, согласованности, направленности и юридической упорядоченности отношений государственной службы, профессионализма и компетентности государственных служащих.

Совокупность сущностных признаков дает основание для формулировки развернутого научного определения государственной службы как особой разновидности социальной профессионально компетентной деятельности, неразрывно сочетающей в своей природе публичный и частный интересы, осуществляемой в единой системе государственных органов и государственных должностей на основе правовых принципов с целью реализации государственной власти в интересах общества, проявляющейся в ее разнообразных видах как структурных элементах единой системы, которые очерчивают пределы сферы ее единого системно-комплексного правового регулирования.

Отношения государственной службы как объект правового регулирования являются многообразными, имеющими различную отраслевую принадлежность, но взаимосвязанными и взаимообусловленными, образующими единый системный органичный комплекс. Их уникальным свойством является неоднородность по нескольким признакам: сложность структуры государственной службы, ее многофункциональность как деятельности, а также специфика в связи с особым сочетанием в ней публично-правовых и частноправовых начал с приоритетом публичных проявлений. Отношения, возникающие в государственной служебной деятельности, формируют различные типы, отличающиеся по конкретному юридическому содержанию, имеют совмещенную юридическую природу.

Отношения государственной службы подлежат регулированию посредством комплексного метода правового регулирования, который имеет специфические системно-комплексные признаки.

Неоднородная комплексность отношений, усиленная специфичным комплексным методом правового регулирования, формирует единую комплексную сферу, что предопределяет подход к их правовому регулированию в рамках отраслей законодательства, а не права.

Отношения в сфере государственной службы имеют специфичное правовое регулирование. Они регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности в сочетании административного и трудового, конституционного, финансового, налогового права, права социального обеспечения и др., которые взаимосвязаны между собой: одни в большей мере (например, административное и трудовое), другие лишь дополняют существование первых при возникновении сравнительно обособленных видов отношений государственной службы (социального обеспечения, налоговых). Перевес в данной системе имеет административное публично-правовое регулирование, детерминированное сущностной концепцией государственной службы как публичной деятельности, в противовес ее пониманию как субъективного права физического лица.

Государственная служба Республики Беларусь должна подвергаться совершенствованию с административно-правовых позиций. Вместе с тем в современных условиях правового регулирования нет необходимости в разграничении предметов правового регулирования, особенно в отношении смежных отраслей административного и трудового права.

Комплекс нормативного регулирования не может формировать правовой институт межотраслевого свойства или комплексную отрасль права, а определяет место государственной службы в правовой системе Республики Беларусь как комплексной отрасли законодательства. Анализ состояния действующего законодательства о государственной службе, которое в настоящее время нельзя рассматривать как единый внутренне непротиворечивый элемент системы законодательства с отлаженным правовым механизмом, дополнительно свидетельствует о необходимости его совершенствования в рамках системы законодательства.

Структура государственной службы как комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь основывается на выделении в ней Общей и Особенной частей и наличии самостоятельного институционально-подотраслевого деления.

Общая часть права государственной службы включает следующие институты: организации государственной службы, должности, комплектования государственной службы, правового статуса государственных служащих, их ответственности, должностного регламента, прохождения государственной службы, индивидуального служебного спора, разрешения споров, связанных с реализацией публичного интереса, прекращения государственной службы и др.

Законодательство, формирующее Особенную часть, охватывает самостоятельные подотрасли государственной службы в зависимости от ее структурно-видового наполнения и специфики правового регулирования, а общие институты находят конкретизацию в правовом регулировании определенных видов государственной службы. В пределах подотраслей может осуществляться дальнейшее институциональное деление на основе критериев деления Общей части государственной службы и с учетом ее общих основ.

Системное законодательное регулирование подразумевает избрание способа систематизации. Применительно к государственной службе в качестве наиболее оптимального видится кодификация.

Логическое построение системы законодательных источников, регулирующих сферу государственной службы, включает следующие: 1) Конституцию, 2) собственно законодательство о государственной службе (при этом наивысшим нормативным правовым актом является Кодекс государственной службы), которое имеет подуровни общего законодательства и специального законодательства о видах государственной службы, при этом второе имеет большую юридическую силу, чем первое, лишь при правовом регулировании отношений комплектования или осуществления конкретных видов государственной службы, имеющих специфику; 3) иное законодательство, которое дополняет общее и применяется субсидиарно с ним.

Институциональное регулирование отношений государственной службы в системе комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь может быть усовершенствовано с учетом разработанной теоретической концепции, а также основанной на ней концепции кодификации законодательства о государственной службе.

 

 


ЛИТЕРАТУРА


[1]. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.– Минск, 2009.

[2]. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2001 г., № 390: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28.01.2008 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

[3]. Герменчук, В.В. Подготовка государственных служащих в зарубежных странах / В.В. Герменчук. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. – 296 с.

[4]. Герменчук, В.В. Политика и государственная служба / В.В. Герменчук. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 313 с.

[5]. Емельянова, Т.С. Институционализация государственной службы в условиях политического развития современной России: особенности, тенденции, приоритеты / Т.С. Емельянова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Орлов. регион. акад. гос. службы. – М.; Орел: [б. и.], 1999. – 187 с.

[6]. Кунакбаев, Р.Х. Государственная служба в системе власти: региональный аспект: на примере Республики Башкортостан: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / Р.Х. Кунакбаев; Башк. акад. гос. службы и упр. при Президенте Респ. Башкортостан. – Уфа, 2005. – 22 с.

[7]. Лугвин, С.Б. Государственная бюрократия в условиях социальных трансформаций / С.Б. Лугвин. – Гомель: ГГТУ, 2006. – 233 с.

[8]. Мартыненко, О.М. Государственная служба как политико-административный институт современной России: факторы развития: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.02 / О.М. Мартыненко; Гос. ун-т упр. – М., 2002. – 22 с.

[9]. Межидова, П.С. Регулирование кадровых процессов в государственной службе: социол. анализ / П.С. Межидова; Акад. менеджмента и рынка, Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М.: Изд-во РЭА, 2001. – 49 с.

[10]. Попова, З.С. Государственная служба как институт государственных социальных услуг: автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04 / З.С. Попова; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М., 2000. – 24 с.

[11]. Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих: сб. науч. ст. / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2000. – Ч. 1. – 279 с.

[12]. Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений: тез. докл. и сообщ. всерос. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 10–11 сент. 1996 г.: в 3 вып. / Сев.-Кавк. акад. гос. службы; редкол.: В.Г. Игнатов (отв. ред.) [и др.]. – Ростов н/Д, 1996. – Вып. 1. – 212 с.

[13]. Государственный служащий: культура поведения и деловой этикет / О.Н. Астафьева [и др.]; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации; под общ. ред. Е.В. Охотского. – 2-е изд. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 335 с.

[14]. Сперанский, М.М. План государственного образования, представленный Сперанским императору Александру в 1809 г.: [приложение] / М.М. Сперанский // Шильдер, Н.К. Император Александр Первый: его жизнь и царствование: в 4 т. / Н.К. Шильдер. – СПб., 1897. – Т. 2. – С. 372–395.

[15]. Андреевский, И.Е. Русское государственное право / И.Е. Андреевский. – СПб.: Изд. М.О. Вольфа, 1866. – Т. 1, ч. 1: О правительстве. – 496 с.

[16]. Ивановский, В.В. Русское государственное право: в 2 т. / В.В. Ивановский. – Казань: Типо-литогр. императ. ун-та, 1896. – Т. 1, ч. 1: Верховная власть и ее органы. – 536 с.

[17]. Коркунов, Н.М. Русское государственное право: пособие к лекциям: в 2 т. / Н.М. Коркунов. – СПб.: Кн. магазин А.Ф. Цинзерлинга б. Мелье и Кo, 1892–1893. – Т. 1: Введение и общая часть. – 1893. – 403 с.

[18]. Коркунов, Н.М. Лекции по общей теории права. – Изд. 5-е / Н.М. Коркунов. – СПб.: Юрид. кн. магазин Н.К. Мартынова, 1898. – 354 с.

[19]. Коркунов, Н.М. Русское государственное право / Н.М. Коркунов; под ред. и с доп. З.Д. Авалова, М.Б. Горенберга, К.Н. Соколова. – Изд. 6-е. – СПб., 1908–1909. – Т. 1: Введение и общая часть. – 1908. – 623 с.

[20]. Куплеваский, Н.О. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии / Н.О. Куплеваский. – Харьков: Тип. М.Ф. Зильберберга, 1888. – 278 с.

[21]. Нелидов, Н.К. Юридические и политические основания государственной службы / Н.К. Нелидов. – Ярославль: Тип. Губерн. зем. управы, 1874. – 281 с.

[22]. Манохин, В.М. Советская государственная служба / В.М. Манохин. – М.: Юрид. лит., 1966. – 196 с.

[23]. Овсянко, Д.М. Советская государственная служба: учеб. пособие / Д.М. Овсянко; Всесоюз. юрид. заоч. ин-т. – М.: Изд-во ВЮЗИ, 1987. – 67 с.

[24]. Пахомов, И.Н. Основные вопросы государственной службы в советском административном праве: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / И.Н. Пахомов; Моск. гос. ун-т. – М., 1964. – 32 с.

[25]. Почиталин, М.С. Основные вопросы советской государственной службы: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14 / М.С. Почиталин; РИО ВКА. – М., 1955. – 16 с.

[26]. Фаянс, Н.И. Советская государственная служба на современном этапе: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Н.И. Фаянс; Всесоюз. ин-т юрид. наук М-ва юстиции СССР. – М., 1955. – 16 с.

[27]. Жерлицын, Б.И. Дисциплинарная ответственность государственных служащих по советскому законодательству: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Б.И. Жерлицын; Моск. гос. ун-т. – М., 1969. – 19 с.

[28]. Ореев, Д. Правовой статус должностных лиц органов государственного управления и их ответственность: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Д. Ореев; Туркмен. гос. ун-т. – Ашгабад, 1994. – 23 с.

[29]. Служащий советского государственного аппарата / И.Л. Бачило [и др.]; под общ. ред. И.Л. Бачило; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. – М.: Юрид. лит., 1970. – 280 с.

[30]. Тиковенко, А.Г. Служебные отношения между начальником и подчиненным в аппарате государственного управления: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.Г. Тиковенко; Ин-т государства и права Акад. наук СССР. – М., 1981. – 24 с.

[31]. Тиковенко, А.Г. Начальник и подчиненный: правовые аспекты служебных отношений / А.Г. Тиковенко; науч. ред. М.И. Пискотин. – Минск: Наука и техника, 1984. – 160 с.

[32]. Усольцев, А.Т. Ответственность должностных лиц аппарата советского государственного управления: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.Т. Усольцев; Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. – М., 1987. – 21 с.

[33]. Комментарий к Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь». Часть 1 / [К.И. Кеник, В.В. Подгруша, А.Г. Тиковенко] // Отд. кадров. – 2005. – № 2. – C. 2–112. – (Спецвыпуск журнала «Отдел кадров»).

[34]. Подгруша, В.В. Институт государственной службы: основные составляющие / В.В. Подгруша // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2009.

[35]. Кеник, К.И. Правовое регулирование государственной службы: соотношение административного и трудового законодательства / К.И. Кеник // Весн. Канстытуц. Суда Рэсп. Беларусь. – 2006. – № 2. – С. 69–79.

[36]. Кеник, К.И. Основания возникновения трудовых отношений государственных служащих / К.И. Кеник // Пром.-торговое право. – 2006. – № 3. – С. 72–83.

[37]. Тиковенко, А.Г. Институт государственной службы Республики Беларусь: природа, состояние, роль на современном этапе / А.Г. Тиковенко // Право в современном белорусском обществе: сб. науч. тр. / Ин-т государства и права НАН Беларуси; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2006. – Вып. 2. – С. 183–190.

[38]. Кеник, К.И. Правовое регулирование труда государственных служащих / К.И. Кеник. – Минск: Дикта, 2006. – 248 с.

[39]. Кеник, К.И. Регулирование труда государственных служащих в Республике Беларусь / К.И. Кеник. – Минск: Амалфея, 2007. – 296 с.

[40]. Дырда, С.Г. Служебное право: учеб.-метод. пособие / С.Г. Дырда; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, Каф. уголов. права и процесса. – Минск: АУ, 1998. – 41 с.

[41]. Вечер, Л.С. Государственная служба: курс лекций / Л.С. Вечер; Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – 229 с.

[42]. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах; Белорус. гос. ун-т, Гос. ин-т упр. и соц. технологий, Каф. гос. права. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.

[43]. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Минск: Амалфея, 2008. – 703 с.

[44]. Старилов, Ю.Н. Служебное право: учебник / Ю.Н. Старилов. – М.: БЕК, 1996. – 683 с.

[45]. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие для юрид. фак. и ин-тов / Д.М. Овсянко. – М.: Юристъ, 1996. – 207 с.

[46]. Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Д.М. Овсянко. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 301 с.

[47]. Ноздрачев, А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих / А.Ф. Ноздрачев. – М.: Статут, 1999. – 592 с.

[48]. Габричидзе, Б.Н. Служебное право: учеб. для юрид. вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. – М.: Дашков и К, 2003. – 617 с.

[49]. Демин, А.А. Государственная служба: учеб. пособие / А.А. Демин. – М.: Зерцало-М, 2002. – 124 с.

[50]. Бахрах, Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие / Д.Н. Бахрах. – М.: Проспект: Велби, 2007. – 148 с.

[51]. Оболенський, О.Ю. Державна служба: пiдручник / О.Ю. Оболеньский; Київ. нац. екон. ун-т. – Київ: КНЕУ, 2006. – 472 с.

[52]. Лазор, О.Д. Державна служба в Украïнi: навч. посiбник / О.Д. Лазор. – Вид. 3-э, доп. i перероб. – Київ: Дакор, 2009. – 560 с.

[53]. Граждан, В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность / В.Д. Граждан. – Воронеж: Квадрат, 1997. – 128 с.

[54]. Гришковец, А.А. Право государственного служащего на продвижение по службе: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.02 / А.А. Гришковец. – М., 1997. – 209 л.

[55]. Дякина, И.А. Служебное право как комплексная отрасль права: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.14 / И.А. Дякина; Рост. гос. ун-т. – Ростов н/Д, 2007. – 37 с.

[56]. Казанцев, Н.М. Публично-правовое регулирование государственной службы: институц.-функцион. анализ / Н.М. Казанцев; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М.: Изд-во РАГС, 1999. – 373 с.

[57]. Канищев, Д.С. Административно-правовые вопросы формирования правоохранительной службы как вида государственной службы Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Д.С. Канищев. – М., 2004. – 165 л.

[58]. Козбаненко, В.А. Основы государственной службы и кадровой политики Российской Федерации: учеб. пособие / В.А. Козбаненко. – М.: Гос. ун-т упр., 1999. – 97 с.

[59]. Лытов, Б.В. Государственная служба: управленческие отношения: учеб. пособие / Б.В. Лытов; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М.: Изд-во РАГС, 2005. – 154 с.

[60]. Манохин, В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование / В.М. Манохин. – М.: Юристъ, 1997. – 296 с.

[61]. Охотский, Е.В. Государственная служба в парламенте: отечеств. и зарубеж. опыт / Е.В. Охотский; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т), Междунар. ин-т упр. – М.: РОССПЭН, 2002. – 399 с.

[62]. Позднышов, А.Н Институт государственной службы в сфере обеспечения общественной безопасности: теоретико-методологические проблемы: дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.14 / А.Н. Позднышов. – М., 2003. – 402 л.

[63]. Сергун, П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исслед.: дис.... д-ра юрид. наук: 12.00.02 / П.П. Сергун. – М., 1998. – 322 л.

[64]. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исслед. / Ю.Н. Старилов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1996. – 456 с.

[65]. Старилов, Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исслед.: дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.02 / Ю.Н. Старилов. – Воронеж, 1996. – 238 л.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.082 с.)