Периодизация русской литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация русской литературы



1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА развивалась с 11 по 17 века. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Русская письменность начинает бурно развиваться с принятием христианства и введением кириллицы. Книга является средством для ознакомления с верой и пособием при совершении богослужения. Приняв христианство от Византии, Русь подчинилась в духовном отношении её влиянию, тем более, что первые служители церкви и первые книжники на Руси были греками. Первоначально вся литература состояла из переводов с греческого. Жанры: поучения, хождения, житие, видения, слово, евангелие, летопись.

2. ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА. Эту эпоху называют «русским просвещением». Направления: классицизм, сентиментализм.

- 1-й период - литература Петровского времени. Она ещё носит переходный характер. Её особенностью является замена литературы религиозной литературой светской.

- 2-й период (1730-1750)гг. характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой литературного языка.

- 3-й период (1760- первая половина 70-х годов)- дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.

- 4-й период (последняя четверть века)- начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистичных тенденций. Изучение русской литературы 18-го века не исчерпывается и тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени. Она во многом подготовила блестящие достижения 19-го века.

Основу великой русской классической литературы заложили Ломоносов, Фонвизин, Державин, Карамзин.

3. ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА ‑ «золотой век» российской словесности и век русской литературы в мировом масштабе. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину. Направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.

А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1820 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма. Многие поэты и писатели считали А. С. Пушкина своим учителем и продолжали заложенные им традиции создания литературных произведений. Одним из таких поэтов был М.Ю. Лермонтов. Известны его романтическая поэма «Мцыри», стихотворная повесть «Демон», множество романтических стихотворений. Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.

Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».

Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

4. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК ‑ непродолжительный период с 1892 по 1921 годы, время нового расцвета русской поэзии, появления множества новых течений и направлений в литературе, время смелых экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, акмеизм, футуризм, символизм. Серебряный век – это небольшой (с начала 1880-х по 1917 год) период развития русской литературы. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века. Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода – явление феноменальное даже для русской культуры.

По мнению И.Ф.Анненского, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой. В современности же он видел трагедию человеческого «я», замученного сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится все индивидуальнее и сосредоточеннее. Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душах художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления.

На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В.Соловьев, Н.Федоров, Н.Бердяев и П.Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью. Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А.Белый, К.Бальмонт, В.Брюсов, ранний А.Блок). Д.Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира.

Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом («расцвет, высшая степень»). Н.Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С.Городецкий, В.Кузьмин и, в ранний период творчества, А.Ахматова, О.Мандельштам, настаивал на иных, нежели у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.

Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, ранний Б.Пастернак), поэзия которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого с «парохода современности», отстаивать красоту «самоценного слова», Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы.

Развитие различных течений вело к ожесточению борьбы между ними. Но сравнить ее можно с соперничеством разных голосов в общем хоре, так как духовные запросы представителей всех направлений вытекали из общих мотивов. Все они ощущали трагизм современной жизни.

Само понятие «серебряный век» еще недостаточно точно определено. Традиционно в его рамки не укладываются такие поэты-реалисты, как И.Бунин. М.Цветаева вообще стоит особняком, так как ее творчество не было связано ни с одним из течений. Значительно переросли свои направления А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам. Все это, впрочем, говорит лишь об одном: поэзия серебряного века удивительна, но русская поэзия века двадцатого – явление еще более многогранное, неповторимое и загадочное.

5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (1922-1991) ‑ время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и в странах Запада, куда эмигрировали десятки русских писателей после революции; время существования официальной литературы, выгодной советской власти, и литературы потаённой, создававшейся вопреки законам эпохи и ставшей достоянием широкого круга читателей лишь спустя десятилетия.

1920-ые – начало 1930-х годов характеризуется разделением русской литературы на два потока – литературу эмиграции и метрополии, развивающихся в условиях социально-политического и географического размежевания. В это время в русской литературе существовала относительная свобода, которая выразилась в многообразии течений, школ, направлений, литературных группировок. Развивались возникшие до революции течения, появлялись новые, рождённые практикой социального переустройства. Одновременно существовали критический и социалистический реализм, модернистские течения, в поэтику произведений вторгался романтизм. К концу 1920-х годов усиливается идеологический нажим на писателей, стремление унифицировать литературу, сделать её проводником идеологии пролетариата.

1930-е – первая половина 1950-х годов – отмечен утверждение административно-командного метода руководства в государственной жизни, а в искусстве господством социалистического реализма с его нормативными требованиями как главного метода советской литературы. Литература разделяется на официальную (в русле соцреализма) и нонконформистскую (не вписывающуюся в рамки социалистического реализма).

Вторая половина 1950-х – первая половина 1980-х годов – новый этап, связанный с начавшимся кризисом политической системы (то «оттепель», то «застой»). В это время литературная практика ломает каноны соцреализма, выходит за его рамки. Происходит поворот к новым темам и проблемам, углубление психологизма, повышение внимания к нравственному миру человека.

Новейший период литературного развития, начавшийся с 1986 г. (начало политико-государственной перестройки), принёс возвращение произведений русского зарубежья, прежде не опубликованной отечественной литературы. Раскрепощение литературы вылилось в многообразии течений, направлений, индивидуальностей. В конце XX века наблюдается некоторое типологическое сходство в развитии литературы с концом XIX – началом XX веков.

6. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

 

Литературное направление – общность фундаментальных идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на протяжении длительного времени; конкретно-историческое проявление художественного метода внутри художественной системы. Принадлежность писателей к одному литературному направлению предполагает общность культурно-эстетической традиции; однотипность миропонимания авторов; единство социальной и культурно-исторической ситуации творчества (закономерности общеисторического характера). Однако отношение к поставленным проблемам, идеалы писателей, их художественные концепции могут быть различны.

Художественный метод – особый тип образного видения мира и отражения действительности.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (делится на течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), соцреализм, постмодернизм.

Литературные направления

  Периодизация Признаки, особенности Особенности развития в России
КЛАССИЦИЗМ Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам Герои четко делятся на положительных и отрицательных. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует. Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия Комедия Фонвизина «Недоросль». В комедии автор пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» ‑ чувство, чувствительность Особое внимание к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности
РОМАНТИЗМ Литературное направление конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме) Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский)
РЕАЛИЗМ Направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений В России основы реализма были заложены в 1820-30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика). Этот этап связан с именами И.А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое
МОДЕРНИЗМ Литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс» Основная задача ‑ проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основной приём ‑ «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств В российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ  РЕАЛИЗМ Впервые понятие социалистического реализма появилось на страницах «Литературной газеты» (23 мая 1932 г.). Определение социалистического реализма было дано на Первом съезде советских писателей (1934 г.) Утверждались принципы: описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе. Новый образ положительного героя – борца, строителя, вожака. Романтика – органическая черта литературы социалистического реализма К социалистическому реализму относили В.В. Маяковского, М. Горького, Л. Леонова, А. Фадеева, М.А. Шолохова, Ф.В. Гладкова, В.П. Катаева, М.С. Шагинян, Н.А. Островского, В.В. Вишневского, Н.Ф. Погодина и др.
ПОСТМОДЕРНИЗМ Термин появился впервые в 1934 году. Литература второй половины XX века Постмодернизм настаивает на мнимости объективной действительности. В постмодернизме ориентиры реального мира замещены его культурными знаками. В произведениях мир предстает как текст (по контрасту с классическими системами, где текст предстает как мир). Фрагментарность ирония, чёрный юмор. Автор постмодернистского произведения избегает, нередко в игровой форме, саму возможность смысла Т. Толстая, В. Пьецух, Вик. Ерофеев, В. Пелевин и др.

 

& Для справки:

Рекомендации по составлению конспекта

Конспектирование ‑ переработка текста, которая приводит к его сокращению, но не искажает основного смысла. Сокращение осуществляется различными способами. Это может быть как переформулирование, т.е. перевод текста на доступный студенту язык, так и выделение ключевых слов с последующим отбрасыванием второстепенной информации. Конспект может быть оформлен в виде цитат, связанных друг с другом логическим переходом. Часть текста может быть представлена в виде структурно-логических схем, рисунков, таблиц.

 

 

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 ‑ 1837) – величайший русский поэт, драматург и прозаик, один из создателей современного русского литературного языка. Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859): «Пушкин ‑ наше всё».

 

Задание 2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Сожжённое письмо», письменно ответьте на вопросы:

1. Какое настроение вызывает это стихотворение? Как меняется это настроение по ходу текста?

2. Какова композиция стихотворения? На какие смысловые части его можно разделить?

3. Какими чувствами проникнута первая часть? Какой характер придает ей обилие восклицательных интонаций, смысловых пауз, создающих «рваный» ритм, глаголов в повелительном наклонении, стихотворных переносов?

4. Как поэт рисует сожжение письма? Найдите детали этого процесса, замедляющие ритмический и интонационный характер этой части текста. Какие стиховые особенности показывают, что герой взволнован и сожалеет об утрате письма?

5. Какие чувства вызывает финальная часть стихотворения? Проследите за уменьшением глагольной лексики и увеличением количества определений-эпитетов с оценочным значением. Какой поэтический смысл при этом выявляется?

6. Какова композиционная роль открытого финала текста?

 

СОЖЖЁННОЕ ПИСЬМО


Прощай, письмо любви! прощай: она велела.

Как долго медлил я! как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет...

Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит... О провиденье!

Свершилось! Темные свернулися листы;

На легком пепле их заветные черты

Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди...


 

Задание 3. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…», письменно ответьте на вопросы:

1. Как меняется характер лирического переживания по ходу текста? Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «Я вас любил»? С какими интонациями можно прочитать ее каждый раз?

2. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

3. Подробно ли описан образ героини? Почему?

 

Я ВАС ЛЮБИЛ

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Задание 4. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Пророк», письменно ответьте на вопросы:

1. Перечислите библейские образы? Каков их смысл?

2. Определите основную тональность стихотворения. Какими способами она создается?

3. Какой характер придает тексту обилие архаизмов и старославянизмов? Дайте к ним комментарии.

4. В чем особенности композиции стихотворения? Какие смысловые части в нем можно выделить?

5. Какими качествами личности должен обладать, по Пушкину, истинный поэт?

 

ПРОРОК


Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, –

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, –

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».


 

Задание 5. Прочитайте отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, определите особенности каждого стихотворения.


1. Арист! И ты в толпе служителей Парнаса!

Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;

За лаврами спешишь опасною стезей

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

(«К другу стихотворцу», 1814)

 

2. Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз.

(«К морю», 1824)

 

3. В отдалении от вас

С вами буду неразлучен,

Томных уст и томных глаз

Буду памятью размучен;

Изнывая в тишине,

Не хочу я быть утешен, –

Вы ж вздохнете ль обо мне,

Если буду я повешен?

(«Е.Н. Ушаковой», 1827)

 

4. Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках

(«Няне», 1826)

 

5. Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,

С любовью, леностью провел веселый век,

Не делал доброго, однако ж был душою,

Ей-богу, добрый человек

(«Моя эпитафия», 1815)

 

6. Я видел смерть; она в молчанье села

У мирного порога моего;

Я видел гроб; открылась дверь его;

Душа, померкнув, охладела...

Покину скоро я друзей,

И жизни горестной моей

Никто следов уж не приметит;

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит,

И погасающий светильник юных дней

Ничтожества спокойный мрак осветит.

(«Элегия», 1816)

 

7. Вечерняя заря в пучине догорала,

Над мрачной Эльбою носилась тишина,

Сквозь тучи бледные тихонько пробегала

Туманная луна;

Уже на западе седой, одетый мглою,

С равниной синих вод сливался небосклон.

Один во тьме ночной над дикою скалою

Сидел Наполеон.

(«Наполеон на Эльбе», 1815)

 


 

Задание 6. Выполните тест по биографии и лирике А.С. Пушкина.

 


1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

А) 1802-1841        В) 1799-1837

Б) 1789-1828         Г) 1805-1840

2. В каком городе родился А.С. Пушкин?

А) Петербург        В) Киев

Б) Москва              Г) Тула

3. Сколько лет было Пушкину, когда он стал лицеистом?

А) 10 лет               В) 12 лет

Б) 8 лет                 Г) 11 лет

4. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике Пушкина?

А) 5 мая                В) 1 января

Б) 21 октября        Г) 19 октября

5. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на экзамене в Лицее?

А) «Лициния»

Б) «Воспоминания в Царском Селе»

В) «Городок»

Г) «Деревня»

6. Кто из названных поэтов не был лицейским товарищем Пушкина?

А) И.Пущин          В) В.Кюхельбекер

Б) А.Дельвиг         Г) П.Чаадаев

7. Назовите жанр стихотворения «Вольность».

А) мадригал          В) баллада

Б) стансы              Г) ода

8. Из какого стихотворения строки: «Мы ждем с томленьем упованья/ Минуты вольности святой»?

А) «К Чаадаеву»   В) «Поэт»

Б) «Вольность»    Г) «К морю»

9. Какое стихотворение Пушкина восходит к библейскому источнику?

А) «Поэт»             В) «Пророк»

Б) «Поэт и толпа» Г) «Я памятник себе…»

10. Какое историческое событие предшествовало написанию стихотворения «Пророк»?

А) Отечественная война 1812 г.

Б) восстание декабристов 1825 г.

В) смерть императора Николая 1 в 1855 г.

Г) восшествие на престол Александра 1 в 1801 г.

11. Какие темы были развернуты в элегии «К морю»?

А) тема революционного преображения

Б) тема природы

В) тема свободы и несвободы

Г) патриотическая тема

12. Героем какой романтической поэмы является Алеко?

А) «Бахчисарайский фонтан»

Б) «Цыганы»

В) «Руслан и Людмила»

Г) «Кавказский пленник»

13. Соотнесите стихотворения и их жанры.

А) «На холмах Грузии»   1) элегия

Б) «Вольность»                2) послание

В) «К Чаадаеву»               3) эпиграмма

Г) «На Воронцова»          4) ода

14. Распределите стихотворения по их тематике.

А) пейзажная

Б) философская

В) свободолюбивая

Г) назначение поэта и поэзии

Д) дружба

Е) любовная

1) «Во глубине сибирских руд»

2) «Памятник»

3) «К Чаадаеву»

4) «Пророк»

5) «Я помню чудное мгновенье»

6) «Зимнее утро»

15. Соотнесите стихотворения и их адресаты.

А) «Я помню чудное мгновенье»

Б) «Мадонна»

В) «Я вас люблю…»

Г) «Сожженное письмо»

1) Е. Воронцова

2) Н. Гончарова

3) А. Керн

4) А.Осипова


 

Задание 7. Во время Болдинской осени Александр Сергеевич Пушкин (по сюжетам легенд, созданных в средние века) написал пьесу «Каменный гость».

«Каменный Гость» занимает особое место в ряду «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Главный герой произведения, дон Гуан, во многом наделён чертами самого автора ‑ в повествовании событий (возвращение дона Гуана из ссылки в Мадрид), в биографических деталях («наши поэты сами господа») и в чертах характера. Он талантливый поэт, ветренный любовник, при этом увлекается искренне и именно искренностью покоряет.

Прочитайте отрывки из пьесы «Каменный гость», письменно ответьте на вопросы.

1. Каким предстаёт перед нами главный герой?

2. Что говорит Дон Гуан о любви? Можно ли верить его словам? Почему?

 

А.

Монах: «…развратный, // Бессовестный, безбожный Дон Гуан…».

Лаура: «…Мой верный друг, мой ветреный любовник…».

Дон Карлос: «…Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец…».

Дона Анна: «…О, Дон Гуан красноречив – я знаю, // Слыхала я; он хитрый искуситель. // Вы, говорят, безбожный развратитель, // Вы сущий демон. Сколько бедных женщин // Вы погубили?..»

 


Б. Дон Гуан:

«…Слуга покорный! я едва-едва

Не умер там со скуки. Что за люди,

Что за земля! А небо?.. точный дым.

А женщины? Да я не променяю,

Вот видишь ли, мой глупый Лепорелло,

Последней в Андалузии крестьянки

На первых тамошних красавиц – право.

Они сначала нравилися мне

Глазами синими, да белизною,

Да скромностью – а пуще новизною;

Да, слава Богу, скоро догадался –

Увидел я, что с ними грех и знаться –

В них жизни нет, всё куклы восковые;

А наши!..»

 

 

В. Дон Гуан:

«…Давно или недавно, сам не знаю,

Но с той поры лишь только знаю цену

Мгновенной жизни, только с той поры

И понял я, что значит слово счастье.

Не правда ли, он был описан вам

Злодеем, извергом – о Дона Анна, –

Молва, быть может, не совсем неправа,

На совести усталой много зла,

Быть может, тяготеет. Так, Разврата

Я долго был покорный ученик,

Но с той поры как вас увидел я,

Мне кажется, я весь переродился.

Вас полюбя, люблю я добродетель

И в первый раз смиренно перед ней

Дрожащие колена преклоняю...»


Задание 8. Поэма «Медный всадник» создана болдинской осенью 1833 года, напечатана полностью после смерти Пушкина. «Медный всадник» был настолько дорог Пушкину, что, когда рукопись, отданная цензору Николая I, вернулась с пометками высочайшей особы, поэт решил не изменять ни одного слова, тем самым отрезав путь к публикации. Сам А.С. Пушкин определил «Медный всадник» как Петербургскую повесть.

Прочитайте Вступление к поэме, письменно ответьте на вопросы:

1. Зачем дано вступление?

2. Какие два пространства представлены в произведении (во вступлении)?

3. На что обращает наше внимание автор? Как это можно объяснить?

4. Кто такой ОН? Докажите, что речь в тексте идет о Петре I. О чем мечтал Петр I? Исполнилась ли его мечта?

5. Кому бросил вызов Петр I?

6. Докажите примерами из текста, что Петербург для России имеет большое значение. Как вы понимаете эти слова?

 

МЕДНЫЙ ВСАДНИК

Петербургская повесть

ВСТУПЛЕНИЕ


На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный чёлн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

 

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.

 

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхой невод, ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелёными садами

Её покрылись острова,

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

 

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз,

И блеск, и шум, и говор балов,

А в час пирушки холостой

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей,

Пехотных ратей и коней

Однообразную красивость,

В их стройно зыблемом строю

Лоскутья сих знамён победных,

Сиянье шапок этих медных,

Насквозь простреленных в бою.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда полнощная царица

Дарует сына в царской дом,

Или победу над врагом

Россия снова торжествует,

Или, взломав свой синий лёд,

Нева к морям его несёт

И, чуя вешни дни, ликует.

 

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо как Россия,

Да умирится же с тобой

И побеждённая стихия;

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра!


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.180.68 (0.372 с.)