Часть 1, глава 5 романа «преступление и наказание» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1, глава 5 романа «преступление и наказание»



Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом. Время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же, как уцелела в его памяти: даже в памяти его она гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во сне. Городок стоит открыто, как на ладони, кругом ни ветлы; где-то очень далеко, на самом краю неба, чернеется лесок. В нескольких шагах от последнего городского огорода стоит кабак, большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом. Там всегда была такая толпа, так орали, хохотали, ругались, так безобразно и сипло пели и так часто дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи... Встречаясь с ними, он тесно прижимался к отцу и весь дрожал. Возле кабака дорога, проселок, всегда пыльная, и пыль на ней всегда такая черная. Идет она, извиваясь, далее и шагах в трехстах огибает вправо городское кладбище. Среди кладбища каменная церковь с зеленым куполом, в которую он раза два в год ходил с отцом и с матерью к обедне, когда служились панихиды по его бабушке, умершей уже давно, и которую он никогда не видал. При этом всегда они брали с собою кутью на белом блюде, в салфетке, а кутья была сахарная из рису и изюму, вдавленного в рис крестом. Он любил эту церковь и старинные в ней образа, большею частию без окладов, и старого священника с дрожащею головой. Подле бабушкиной могилы, на которой была плита, была и маленькая могилка его меньшого брата, умершего шести месяцев и которого он тоже совсем не знал и не мог помнить; но ему сказали, что у него был маленький брат, и он каждый раз, как посещал кладбище, религиозно и почтительно крестился над могилкой, кланялся ей и целовал ее. И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак. Особенное обстоятельство привлекает его внимание: на этот раз тут как будто гулянье, толпа разодетых мещанок, баб, их мужей и всякого сброду. Все пьяны, все поют песни, а подле кабачного крыльца стоит телега, но странная телега. Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка, одна из тех, которые ‑ он часто это видел ‑ надрываются иной раз с высоким каким-нибудь возом дров или сена, особенно коли воз застрянет в грязи или в колее, и при этом их так больно, так больно бьют всегда мужики кнутами, иной раз даже по самой морде и по глазам, а ему так жалко, так жалко на это смотреть, что он чуть не плачет, а мамаша всегда, бывало, отводит его от окошка. Но вот вдруг становится очень шумно: из кабака выходят с криками, с песнями, с балалайками пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубашках, с армяками внакидку. «Садись, все садись! ‑ кричит один, еще молодой, с толстою такою шеей и с мясистым, красным, как морковь, лицом, ‑ всех довезу, садись!» Но тотчас же раздается смех и восклицанья:

– Этака кляча да повезет!

– Да ты, Миколка, в уме, что ли: этаку кобыленку в таку телегу запрег!

– А ведь савраске-то беспременно лет двадцать уж будет, братцы!

– Садись, всех довезу! ‑ опять кричит Миколка, прыгая первый в телегу, берет вожжи и становится на передке во весь рост. ‑ Гнедой даве с Матвеем ушел, ‑ кричит он с телеги, ‑ а кобыленка этта, братцы, только сердце мое надрывает: так бы, кажись, ее и убил, даром хлеб ест. Говорю садись! Вскачь пущу! Вскачь пойдет! ‑ И он берет в руки кнут, с наслаждением готовясь сечь савраску.

– Да садись, чего! ‑ хохочут в толпе. ‑ Слышь, вскачь пойдет!

– Она вскачь-то уж десять лет, поди, не прыгала.

– Запрыгает!

– Не жалей, братцы, бери всяк кнуты, зготовляй!

– И то! Секи ее!

Все лезут в Миколкину телегу с хохотом и остротами. Налезло человек шесть, и еще можно посадить. Берут с собою одну бабу, толстую и румяную. Она в кумачах, в кичке с бисером, на ногах коты, щелкает орешки и посмеивается. Кругом в толпе тоже смеются, да и впрямь, как не смеяться: этака лядащая кобыленка да таку тягость вскачь везти будет! Два парня в телеге тотчас же берут по кнуту, чтобы помогать Миколке. Раздается: «ну!», клячонка дергает изо всей силы, но не только вскачь, а даже и шагом-то чуть-чуть может справиться, только семенит ногами, кряхтит и приседает от ударов трех кнутов, сыплющихся на нее, как горох. Смех в телеге и в толпе удвоивается, но Миколка сердится и в ярости сечет учащенными ударами кобыленку, точно и впрямь полагает, что она вскачь пойдет.

– Пусти и меня, братцы! ‑ кричит один разлакомившийся парень из толпы.

– Садись! Все садись! ‑ кричит Миколка, ‑ всех повезет. Засеку! И хлещет, хлещет, и уже не знает, чем и бить от остервенения.

– Папочка, папочка, ‑ кричит он отцу, ‑ папочка, что они делают? Папочка, бедную лошадку бьют!

– Пойдем, пойдем! ‑ говорит отец, ‑ пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! ‑ и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

– Секи до смерти! ‑ кричит Миколка, ‑ на то пошло. Засеку!

– Да что на тебе креста, что ли, нет, леший! ‑ кричит один старик из толпы.

– Видано ль, чтобы така лошаденка таку поклажу везла, ‑ прибавляет другой.

– Заморишь! ‑ кричит третий.

– Не трожь! Мое добро! Что хочу, то и делаю. Садись еще! Все садись! Хочу, чтобы беспременно вскачь пошла!..

Вдруг хохот раздается залпом и покрывает всё: кобыленка не вынесла учащенных ударов и в бессилии начала лягаться. Даже старик не выдержал и усмехнулся. И впрямь: этака лядащая кобыленка, а еще лягается!

Два парня из толпы достают еще по кнуту и бегут к лошаденке сечь ее с боков. Каждый бежит с своей стороны.

– По морде ее, по глазам хлещи, по глазам! ‑ кричит Миколка.

– Песню, братцы! ‑ кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

...Он бежит подле лошадки, он забегает вперед, он видит, как ее секут по глазам, по самым глазам! Он плачет. Сердце в нем поднимается, слезы текут. Один из секущих задевает его по лицу; он не чувствует, он ломает свои руки, кричит, бросается к седому старику с седою бородой, который качает головой и осуждает всё это. Одна баба берет его за руку и хочет увесть; но он вырывается и опять бежит к лошадке. Та уже при последних усилиях, но еще раз начинает лягаться.

– А чтобы те леший! ‑ вскрикивает в ярости Миколка. Он бросает кнут, нагибается и вытаскивает со дна телеги длинную и толстую оглоблю, берет ее за конец в обе руки и с усилием размахивается над савраской.

– Разразит! ‑ кричат кругом.

– Убьет!

– Мое добро! ‑ кричит Миколка и со всего размаху опускает оглоблю. Раздается тяжелый удар.

– Секи ее, секи! Что стали! ‑ кричат голоса из толпы.

А Миколка намахивается в другой раз, и другой удар со всего размаху ложится на спину несчастной клячи. Она вся оседает всем задом, но вспрыгивает и дергает, дергает из всех последних сил в разные стороны, чтобы вывезти; но со всех сторон принимают ее в шесть кнутов, а оглобля снова вздымается и падает в третий раз, потом в четвертый, мерно, с размаха. Миколка в бешенстве, что не может с одного удара убить.

– Живуча! ‑ кричат кругом.

– Сейчас беспременно падет, братцы, тут ей и конец! ‑ кричит из толпы один любитель.

– Топором ее, чего! Покончить с ней разом, ‑ кричит третий.

– Эх, ешь те комары! Расступись! ‑ неистово вскрикивает Миколка, бросает оглоблю, снова нагибается в телегу и вытаскивает железный лом. ‑ Берегись! ‑ кричит он и что есть силы огорошивает с размаху свою бедную лошаденку. Удар рухнул; кобыленка зашаталась, осела, хотела было дернуть, но лом снова со всего размаху ложится ей на спину, и она падает на землю, точно ей подсекли все четыре ноги разом.

– Добивай! ‑ кричит Миколка и вскакивает, словно себя не помня, с телеги. Несколько парней, тоже красных и пьяных, схватывают что попало ‑ кнуты, палки, оглоблю, и бегут к издыхающей кобыленке. Миколка становится сбоку и начинает бить ломом зря по спине. Кляча протягивает морду, тяжело вздыхает и умирает.

– Доконал! ‑ кричат в толпе.

– А зачем вскачь не шла!

– Мое добро! ‑ кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами. Он стоит будто жалея, что уж некого больше бить.

– Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет! ‑ кричат из толпы уже многие голоса.

Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы... Потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается с своими кулачонками на Миколку. В этот миг отец, уже долго гонявшийся за ним, схватывает его наконец и выносит из толпы.

– Пойдем! пойдем! ‑ говорит он ему, ‑ домой пойдем!

– Папочка! За что они... бедную лошадку... убили! ‑ всхлипывает он, но дыханье ему захватывает, и слова криками вырываются из его стесненной груди.

– Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! ‑ говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть, и просыпается».

Задание 45. Главным героем романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» является Родион Раскольников, бывший студент, вынужденный оставить учебу из-за нехватки денег. Он создал свою собственную теорию, которая утверждала право одних убивать других. Все люди, по его мнению, делились на два разряда: обыкновенных и необыкновенных, которые имели право распоряжаться судьбами первых. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. В течение всего романа идет как бы проверка этой теории и постепенное ее отрицание. Для этого писатель использует такой прием, как система двойничества. Через двойников Раскольникова ‑ Лужина и Свидригайлова ‑ писатель утверждает право человека на жизнь и свободу.

Заполните таблицу «Двойники Раскольникова». Письменно ответьте на вопрос: Что объединяет Лужина и Свидригайлова и отличает их от Раскольникова.

Двойники Раскольникова

  Петр Петрович Лужин Аркадий Иванович Свидригайлов
Теория    
Поступки    

Задание 46. Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Город ‑ не только фон, на котором разворачивается действие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», а один из героев этого текста. У Достоевского Петербург – это город контрастов: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, это и город-убийца, и город-призрак, и город-тупик. Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе, о нем думает Раскольников.

Прочитайте фрагменты из романа «Преступление и наказание» (Ч. 1, гл. 1, 2 – начало; ч. 2, гл. 2 – удар кнута; ч. 2, гл. 7 – смерть Мармеладова; ч. 5, гл. 5 – смерть Екатерины Ивановны; ч. 1, гл. 4 – опозоренная девочка; ч. 1, гл. 6 – мечта о счастливом городе и др.), письменно ответьте на вопросы:

1. Каким мы видим Петербург при чтении первых страниц романа?

2. Какие чувства у вас вызывает этот город? Какие чувства он вызвал у главного героя?

3. Для чего использует Достоевский столь подробное описание города? Только ли в качестве характеристики действия?

4. Дайте характеристику пейзажам в романе (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 4 гл. 5-6). Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами. Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах.

5. Сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1 гл. 1; часть 2 гл. 2; часть 2 гл. 6; часть 5 гл. 5). Что показывают эти сцены?

6. Составьте описания интерьеров (часть 1 – каморка Раскольникова; часть 1 глава 2 – описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть1 глава 2 и часть 2 глава 7 – угол Мармеладовых; часть 4 глава 2 – трактир, где исповедуется Свидригайлов; часть 4 глава 4 – комната Сони). Какие детали интерьеров повторяются? Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими?

7. Какой же Петербург у Достоевского?

8. Какую роль сыграл Петербург в романе и какое влияние оказал на судьбы героев романа «Преступление и наказание»?

Задание 47. Письменно ответьте на следующие вопросы:

1. Кому принадлежат эти слова: «Тварь я дрожащая или право имею?»

2. Когда начинается преступление Раскольникова?

3. Когда начинается наказание Раскольникова?

4. Кто из героев романа является юристом?

5. На что похожа каморка Раскольникова?

6. Какой цвет доминирует в описании Петербурга?

7. Кому признался Раскольников?

8. Кому принадлежала Библия, которую читали Соня и Раскольников?

9. Как сложилась судьба детей Катерины Ивановны?

10. Кто сказал Раскольникову, что они «одного поля ягоды»?

11. Кем хотел стать Раскольников для человечества?

12. Где можно было познакомиться с теорией Раскольникова?

13. Какое уголовное наказание понёс Раскольников?

14. К чему пришёл Раскольников в конце романа?

Задание 48. Выполните тест по творчеству Ф.М. Достоевского.

1. Кто из писателей не использовал образ Петербурга в своем творчестве?

А) А.С. Пушкин                                         В) Н.В. Гоголь

Б) А.С. Грибоедов                          Г) Ф.М. Достоевский

 

2. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» начинается:

А) описанием города                     В) размышлением автора

Б) описанием главного героя        Г) описанием преступления

 

3. Символика цвета играет большую роль в романе «Преступление и наказание». Какой цвет преобладает в описании Петербурга?

А) серый                                         В) черный

Б) зеленый                                      Г) желтый

 

4. Определите, кому из героев принадлежит описанное ниже жилье?

1) «Каморка его находилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру…»

2) «Небольшая комната,…, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах… Мебель, вся старая и из желтого дерева…»

3) «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке… Через задний угол была протянута дырявая простыня…»

4) «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая…комната походила на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»

 

А) Соне                                           Б) Мармеладовым

В) Старухе-процентщице Г) Раскольникову

 

5. Петербург в романе «Преступление и наказание» является:

А) декоративным фоном

Б) психологическим фоном

В) соучастником преступления, героем романа

Г) средством движения сюжета

 

6. Каков Петербург в романе «Преступление и наказание»?

А) город, в котором невозможно быть

Б) город-сказка

В) город-призрак

Г) город-«стройная громада»

 

 

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828 ‑ 1910) ‑ один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Его творчество ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, став мостом между традициями классического романа XIX в. и литературой XX в.

Задание 49. Подготовьте устное выступление с презентацией на одну из тем о жизни и творчестве Л.Н. Толстого. Для подготовки используйте электронные ресурсы свободного доступа. Работа может выполняться одним студентом или творческой группой.

Темы выступлений

1. Интересные факты о Л.Н. Толстом.

2. Детство, отрочество, юность Л.Н. Толстого.

3. Военная служба Л.Н. Толстого.

4. Путешествие по Европе Л.Н. Толстого.

5. Педагогическая деятельность.

6. Общественная деятельность.

7. Творчество Л.Н. Толстого.

8. Отлучение от церкви.

9. Уход из Ясной Поляны, смерть и похороны.

10. Значение творчества Л.Н. Толстого для мировой литературы.

 

& Для справки:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ‑ это форма представления информации, как с помощью разнообразных технических средств, так и без них. Презентации обычно делаются в программах PowerPoint либо в Impress, либо в Acrobat. Самый популярный и простой инструмент это PowerPoint офисного пакета Microsoft Office.

Требования к презентации

1) Первый слайд ‑ титульный: тема выступления, сведения об авторе и т.п.

2) Информация должна быть оформлена просто и лаконично (с использованием текста, схем и др.).

3) Все слайды должны быть читабельны и иметь заголовки.

4) Иллюстративные материалы должны соответствовать содержанию.

5) Выбранные эффекты и фон должны акцентировать основные содержательные моменты, а не отвлекать от восприятия информации.

Совет: Сохраните презентацию как Демонстрацию Pawer Point. У нас появиться еще один файл, который запуститься прямо из проводника в режиме демонстрации и завершится без окон разработки Pawer Point.

 

Задание 50. Одной из самых знаменитых сцен «мирной жизни» в романе «Война и мир» является первый бал Наташи Ростовой, который проходит в Петербурге 31 декабря 1809 года: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини.

Прочитайте эпизод «Первый бал Наташи Ростовой» из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (том II, ч. 3, гл. XV, XVI), письменно ответьте на вопросы:

1. Какие оценки (характеристики) даёт фрейлина Мария Игнатьевна Перонская князю Андрею Болконскому и Пьеру Безухову? Как к ним относится Наташа Ростова?

2. Какими чувствами переполнена Наташа на своём первом «взрослом» балу?

3. Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

4. Откуда в ней такое обаяние и та духовная сила, которая не оставляет нас равнодушными? Чем притягательно это юное непосредственное существо, наполненное тем «вином прелести», которое испытали на себе и Борис, и Анатоль, и Пьер, и, конечно же, князь Андрей?

5. C какими событиями романа перекликаются события эпизода первого бала Наташи Ростовой?

6. Как связаны события эпизода первого бала Наташи Ростовой с сюжетом романа-эпопеи?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.079 с.)