Из романа «война и мир» (том II, Ч. 3, гл. XV, XVI) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из романа «война и мир» (том II, Ч. 3, гл. XV, XVI)



Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.

В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла все то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта-то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.

Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Все смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charmé de vous voir»[4], так же встретили и Ростовых с Перонской.

Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?

– Charmante![5] – сказал он, поцеловав кончики своих пальцев.

В зале стояли гости, теснясь у входной двери, ожидая государя. Графиня поместилась в первых рядах этой толпы. Наташа слышала и чувствовала, что несколько голосов спросили про нее и смотрели на нее. Она поняла, что она понравилась тем, которые обратили на нее внимание, и это наблюдение несколько успокоило ее.

«Есть такие же, как и мы, есть и хуже нас» – подумала она.

Перонская называла графине самых значительных лиц, бывших на бале.

– Вот это голландский посланик, видите, седой, – говорила Перонская, указывая на старичка с серебряной сединой курчавых, обильных волос, окруженного дамами, которых он чему-то заставлял смеяться.

– А вот она, царица Петербурга, графиня Безухая, – говорила она, указывая на входившую Элен.

– Как хороша! Не уступит Марье Антоновне; смотрите, как за ней увиваются и молодые и старые. И хороша, и умна... Говорят принц... без ума от нее. А вот эти две, хоть и нехороши, да еще больше окружены.

Она указала на проходивших через залу даму с очень некрасивой дочерью.

– Это миллионерка-невеста, – сказала Перонская. – А вот и женихи.

– Это брат Безуховой – Анатоль Курагин, – сказала она, указывая на красавца кавалергарда, который прошел мимо их, с высоты поднятой головы через дам глядя куда-то. – Как хорош! неправда ли? Говорят, женят его на этой богатой..И ваш-то соusin, Друбецкой, тоже очень увивается. Говорят, миллионы. – Как же, это сам французский посланник, – отвечала она о Коленкуре на вопрос графини, кто это. – Посмотрите, как царь какой-нибудь. А все-таки милы, очень милы французы. Нет милей для общества. А вот и она! Нет, все лучше всех наша Марья-то Антоновна! И как просто одета. Прелесть! – А этот-то, толстый, в очках, фармазон-всемирный, – сказала Перонская, указывая на Безухова. – С женою-то его рядом поставьте: то-то шут гороховый!

Пьер шел, переваливаясь своим толстым телом, раздвигая толпу, кивая направо и налево так же небрежно и добродушно, как бы он шел по толпе базара. Он продвигался через толпу, очевидно отыскивая кого-то.

Наташа с радостью смотрела на знакомое лицо Пьера, этого шута горохового, как называла его Перонская, и знала, что Пьер их, и в особенности ее, отыскивал в толпе. Пьер обещал ей быть на бале и представить ей кавалеров.

Но, не дойдя до них, Безухой остановился подле невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире, который, стоя у окна, разговаривал с каким-то высоким мужчиной в звездах и ленте. Наташа тотчас же узнала невысокого молодого человека в белом мундире: это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим.

– Вот еще знакомый, Болконский, видите, мама? – сказала Наташа, указывая на князя Андрея. – Помните, он у нас ночевал в Отрадном.

– А, вы его знаете? – сказала Перонская. – Терпеть не могу. Il fait à présent la pluie et le beau temps[6]. И гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел. И связался с Сперанским, какие-то проекты пишут. Смотрите, как с дамами обращается! Она с ним говорит, а он отвернулся, – сказала она, указывая на него. – Я бы его отделала, если бы он со мной так поступил, как с этими дамами.

Вдруг все зашевелилось, толпа заговорила, подвинулась, опять раздвинулась, и между двух расступившихся рядов, при звуках заигравшей музыки, вошел государь. За ним шли хозяин и хозяйка. Государь шел быстро, кланяясь направо и налево, как бы стараясь скорее избавиться от этой первой минуты встречи. Музыканты играли Польской, известный тогда по словам, сочиненным на него. Слова эти начинались: «Александр, Елизавета, восхищаете вы нас...» Государь прошел в гостиную, толпа хлынула к дверям; несколько лиц с изменившимися выражениями поспешно прошли туда и назад. Толпа опять отхлынула от дверей гостиной, в которой показался государь, разговаривая с хозяйкой. Какой-то молодой человек с растерянным видом наступал на дам, прося их посторониться. Некоторые дамы с лицами, выражавшими совершенную забывчивость всех условий света, портя свои туалеты, теснились вперед. Мужчины стали подходить к дамам и строиться в пары Польского.

Все расступилось, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых не умолкая называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или приготовлялись итти в Польской. Наташа чувствовала, что она оставалась с матерью и Соней в числе меньшей части дам, оттесненных к стене и не взятых в Польской. Она стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно-поднимающейся, чуть определенной грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе. Ее не занимали ни государь, ни все важные лица, на которых указывала Перонская – у ней была одна мысль: «неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцовать между первыми, неужели меня не заметят все эти мужчины, которые теперь, кажется, и не видят меня, а ежели смотрят на меня, то смотрят с таким выражением, как будто говорят: А! это не она, так и нечего смотреть. Нет, это не может быть!» – думала она. – «Они должны же знать, как мне хочется танцовать, как я отлично танцую, и как им весело будет танцовать со мною».

Звуки Польского, продолжавшегося довольно долго, уже начинали звучать грустно, – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать. Перонская отошла от них. Граф был на другом конце залы, графиня, Соня и она стояли одни как в лесу в этой чуждой толпе, никому неинтересные и ненужные. Князь Андрей прошел с какой-то дамой мимо них, очевидно их не узнавая. Красавец Анатоль, улыбаясь, что-то говорил даме, которую он вел, и взглянул на лицо Наташе тем взглядом, каким глядят на стены. Борис два раза прошел мимо них и всякий раз отворачивался. Берг с женою, не танцовавшие, подошли к ним.

Наташе показалось оскорбительно это семейное сближение здесь, на бале, как будто не было другого места для семейных разговоров, кроме как на бале. Она не слушала и не смотрела на Веру, что-то говорившую ей про свое зеленое платье.

Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцовал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса. Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута – никто еще не начинал. Адъютант-распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она улыбаясь подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант-распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта, и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало развеваясь бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса.

Князь Андрей в своем полковничьем, белом (по кавалерии) мундире, в чулках и башмаках, оживленный и веселый, стоял в первых рядах круга, недалеко от Ростовых. Барон Фиргоф говорил с ним о завтрашнем, предполагаемом первом заседании государственного совета. Князь Андрей, как человек близкий Сперанскому и участвующий в работах законодательной комиссии, мог дать верные сведения о заседании завтрашнего дня, о котором ходили различные толки. Но он не слушал того, что ему говорил Фиргоф, и глядел то на государя, то на сбиравшихся танцовать кавалеров, не решавшихся вступить в круг.

Князь Андрей наблюдал этих робевших при государе кавалеров и дам, замиравших от желания быть приглашенными.

Пьер подошел к князю Андрею и схватил его за руку.

– Вы всегда танцуете. Тут есть моя protégée, Ростова молодая, пригласите ее, – сказал он.

– Где? – спросил Болконский. – Виноват, – сказал он, обращаясь к барону, – этот разговор мы в другом месте доведем до конца, а на бале надо танцовать. – Он вышел вперед, по направлению, которое ему указывал Пьер. Отчаянное, замирающее лицо Наташи бросилось в глаза князю Андрею. Он узнал ее, угадал ее чувство, понял, что она была начинающая, вспомнил ее разговор на окне и с веселым выражением лица подошел к графине Ростовой.

– Позвольте вас познакомить с моей дочерью, – сказала графиня, краснея.

– Я имею удовольствие быть знакомым, ежели графиня помнит меня, – сказал князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости, подходя к Наташе, и занося руку, чтобы обнять ее талию еще прежде, чем он договорил приглашение на танец. Он предложил тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой.

«Давно я ждала тебя», как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка, своей проявившейся из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцовала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы. В сравнении с плечами Элен, ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили, и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцовать, и желая поскорее отделаться от политических и умных разговоров, с которыми все обращались к нему, и желая поскорее разорвать этот досадный ему круг смущения, образовавшегося от присутствия государя, пошел танцовать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот тонкий, подвижной стан, и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

 

Задание 51. Подготовьтесь к семинару «Мысль семейная» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

I. Прочитайте главы романа Л.Н. Толстого «Война и мир» о семьях:

· РОСТОВЫ (т. 1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т. 2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т. 3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т. 4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2,гл. 7-9; ч. 4,гл. 1-3).

· БОЛКОНСКИЕ (т. 1, ч. 1, гл. 11-19; т. 2,гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т. 3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37).

· КУРАГИНЫ (т. 1, ч. 1, гл. 18-21; ч. 2, гл. 9-12; ч. 3, гл. 1-5; т. 2, ч. 1, 6-7; т. 3, ч. 2, гл. 36-37; ч. 3, гл. 5).

· ЭПИЛОГ.

 

II. Письменно выполните следующие задания, приводя примеры из текста романа:

1. Проведите социально-психологический анализ семей, представленных в романе «Война и мир» (Ростовы, Болконские, Курагины).

2. Подготовьте сообщение о каждой из семей по предложенному плану:

· Перечислите имена всех членов этой семьи.

· Расскажите о старшем поколении семьи.

· Каковы взаимоотношения родителей и детей в семье, отношения между детьми?

· Каков психологический климат в семье?

· Чем увлекаются (занимаются) в семье?

· Насколько близки семьи к природе?

· Как ведут себя члены семьи во время Отечественной войны? Почему? Можно ли сказать, что члены семьи – патриоты?

· Каковы характерные особенности семьи? Какие нравственные качества и ценности лежат в основе семейных отношений?

3. Дайте характеристику одного из представителей каждого семейства (Наташа Ростова, Марья Болконская, Элен Безухова).

4. Проведите сравнительный анализ этих семей. Ответьте на вопросы: На стороне каких семей симпатии автора? Можно ли считать образцом семейных отношений в современном обществе семью в толстовском понимании?

5. Зачем нужен в романе эпилог? Почему так закончен роман? Почему Толстой дал будущее именно семье Наташи и Пьера? Какие нравственные принципы лежат в основе жизни этой семьи? Какими словами автор показывает существование внутренней, духовной, связи между мужем и женой?

6. Что положительного можно взять из образов семей 19 века, изображённых в романе, в век 21?

 

Задание 52. Проанализируйте эпизод «Бородинское сражение» (т. 2, ч. 2, главы XIX–XXXIX) из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» по предложенному плану.

План анализа эпизода «Бородинское сражение»

Вступление. Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (как связан этот эпизод с изображением войны 1805-1807 годов и с последующим описанием войны 1812 года).

Главная часть.

1. Почему сражение подаётся через восприятие Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения? Какие открытия он делает на поле Бородина? Как раскрывается в эпизоде содержание слова «миром»? Когда оно ещё звучало в романе в этом смысле?

2. С какой целью показаны в начале эпизода Борис Друбецкой и Долохов?

3. Какие мысли и чувства владели князем Андреем накануне сражения? Почему князю Андрею была неприятна встреча с Пьером? (Сравните с эпизодом, когда Пьер приезжает к князю Андрею в Богучарово.) Что думает князь Андрей о военной тактике, о Кутузове, об исходе сражения?

4. Сопоставьте эпизоды «Пьер на батарее» (ср.: «Батарея Тушина», том 1) и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев на Бородинском поле?

5. Как Толстой противопоставляет Кутузова и Наполеона?

1) Какие приёмы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали внешности и поведения обращает внимание?

2) Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.

3) Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)? Как Кутузов и Наполеон противопоставлены в оппозиции истинное – ложное?

6. Как проявляется гуманизм Толстого в изображении Бородинского сражения? Каково отношение к войне князя Андрея, Пьера, Наполеона, автора? Почему описание Бородинского сражения начинается и заканчивается пейзажем?

7. Покажите мастерство Толстого в создании эпизода.

1) Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи?

2) Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к предельному обобщению, масштабности, с одной стороны, и к детализации, конкретности – с другой?

3) Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и психолог.

Заключение.

Докажите, что эпизод является композиционным центром романа.

1) Какую роль играет этот эпизод в описываемых событиях романа?

2) Какую роль эпизод играет в судьбе главных героев?

3) Как выразились в этом эпизоде взгляды Толстого на роль личности в истории, на причины военных побед и поражений

 

Задание 53. В основе композиционного построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» лежит такой прием как антитеза. Во-первых, противопоставление заявлено уже в названии произведения; во-вторых, в романе дается описание жизни людей в мирное время и на войне; в-третьих большинство героев, даже второстепенных, имеют своего антагониста, т.е. противопоставлены друг другу по внешним и внутренним характеристикам (Наташа и Элен, граф Ростов и князь Василий Курагин, московские барыни и общество Анны Павловны Шерер, Кутузов и Наполеон и др.).

I. Прочитайте фрагменты романа, описывающие великих полководцев:

КУТУЗОВ ‑ Т. 1, ч. 2, гл. 1, 2; ч. 2; ч. 3, гл. 12,15, 16; Т. 3, ч. 2. гл. 15,16, 21; Совет в Филях; Т. 4, ч. 2, гл. 17.

НАПОЛЕОН ‑ Т. 1, ч. 3, гл. 14, 19; Т. 3, ч. 1, гл. 6, 7; ч. 2, гл. 26, 27, 29, 38; Т. 4,ч. 2. гл. 10.

II. Сопоставьте образы Кутузова и Наполеона по следующим параметрам:

1. Внешность и речь исторических героев.

2. Поведение накануне и во время:

А) Шенграбенского сражения;

Б) Аустерлицкого сражения;

В) Бородинского сражения.

3. Отношение героев к своим солдатам и к войне.

4. Человеческие качества героев.

III. Опираясь на текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.

Задание 54. Прочитайте фрагмент романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (Том IV, ч. 1, гл. XIII). Проанализируйте образ Платона Каратаева по предложенному плану.

План анализа образа Платона Каратаева

1. Имя героя. Как называет себя герой и как к нему обращаются? О чём говорит это обращение?

2. Возраст.

3. Социальное положение.

4. Внешность (одежда, улыбка, глаза, лицо).

5. Речь. В чём её необычность? Как она характеризует героя?

6. Характер.

7. Что известно о жизни героя до 1812 г.?

8. Каково отношение героя к военной жизни?

9. Как погибает Платон?

10. Какую авторскую идею олицетворяет герой?

 

ВОЙНА И МИР

Том I V, ч. 1, гл. XIII

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.

Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.

Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко-белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.

Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.

Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром и вечером он, ложась, говорил: «Положи, Господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое-нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.

Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское, и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.

– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.

Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (все одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушай такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.

Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.

Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.

Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

 

Задание 55. Выполните тест по творчеству Л.Н. Толстого и произведению «Война и мир».

1. Отметьте вариант, в котором указано название первого опубликованного произведения Л.Н. Толстого.

А) «Севастопольские рассказы»   В) «Детство»

Б) «Воскресение»                           Г) «Утро помещика»

2. Соотнесите названия произведений и их жанр.

1) «Отрочество» А) повесть
2) «Война и мир» Б) роман
3) «Анна Каренина» В) роман-эпопея
4) «Севастополь в мае» Г) рассказ

3. Когда был написан роман «Война и мир»?

А) 1861-1870                      В) 1863-1869

Б) 1862-1868                       Г) 1864-1872

4. К какому литературному направлению относится роман «Война и мир»?

А) Реализм                     В) Сентиментализм

Б) Романтизм                 Г) Классицизм

5. В каком литературном жанре написано произведение «Война и мир»?

А) Роман-воспитание         В) Роман эпопея

Б) Психологический роман Г) Социальный роман

6. Какой основной прием романа война и мир?

А) Антитеза                    В) Иносказание

Б) Поток сознания              Г) Аллюзия (отсылка)

7. Как построена композиция романа «Война и мир»?

А) Авторское вступление, четыре тома и эпилог

Б) Авторское вступление и пять томов

В) Авторское вступление и четыре тома

Г) Четыре тома и эпилог

8. Выберите основную идею романа «Война и мир»:

А) Идея неотвратимости войны

Б) Идея мира как основы бытия

В) Идея народной мысли

Г) Идея сверхчеловека

9. Выберите центральную тему произведения «война и мир»:

А) Тема противостояния войны и мира

Б) Тема любви и ненависти

В) Тема личного достижения счастья

Г) Тема становления сверхличности

10. Расположите эпизоды из романа-эпопеи «Война и мир» в нужной последовательности.

А) бой под Аустерлицем

Б) именины Наташи Ростовой

В) венчание Пьера и Элен

Г) раздумья князя Андрея по пути в Отрадное

11. Кого из героев романа описывает данная цитата: «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках»?

А) Ипполита Курагина                  В) Федора Долохова

Б) Пьера Безухова              Г) Анатоля Курагина

12. Кого из героев романа описывает данная цитата: «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»?

А) Соню Ростову                В) Наташу Ростову

Б) Элен Курагину               Г) Марью Болконскую

13. Почему Андрей Болконский решил уйти служить в действующую армию?

А) Андрея влекла воинская слава

Б) В армии хорошо платили, и он хотел помочь семье деньгами

В) Андрей бежал от уголовного преследования

Г) Он шел на войну, чтобы отвлечься от безответной любви

14. Что Марья Болконская дала Андрею, когда мужчина уезжал на войну?

А) Деревянные дубовые четки

Б) Маленький портрет Лизы

В) Старинный образок спасителя с черным ликом

Г) Старинный перстень с гербом Болконских

15. О ком из героев идет речь в данной цитате: «Он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон ‑ его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками.»

А) О Николае Ростове        В) О Пьере Безухове

Б) Об Андрее Болконском Г) О Василии Денисове

16. О ком из героев романа идет речь в цитате: Он «шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене».

А) Кутузов              В) Багратион

Б) Болконский         Г) Тушин

17. Встреча с кем на станции в Торжке перевернула всю жизнь и мировоззрение Пьера?

А) Масоном Баздеевым

Б) Наполеоном, переодетым в русского солдата

В) Багратионом

Г) Священником Покровского монастыря

18. О ком из героев идет речь в цитате: «Он презирал в войне знание и ум и знал что-то другое, что должно было решить дело».

А) Об Андрее Болконском В) О Денисове

Б) О Багратионе                        Г) О Кутузове

19. Каким образом Болконский получил ранение во время Бородинского сражения?

А) В рукопашной схватке с французом

Б) Рядом с Болконским взорвался снаряд

В) Андрей не успел перебежать от одной батареи к другой и попал под обстрел французов

Г) По фатальной случайности Болконский ранил сам себя

20. При каких обстоятельствах Наташа и Андрей встретились после Бородинского сражения?

А) Болконский оказался среди раненых, которых Ростовы на подводах взяли с собой, уезжая из Москвы;

Б) Андрей и Наташа встретились в госпитале, когда девушка делала перевязки солдатам;

В) Раненый Болконский находился в доме у Пьера и Наташа, узнав об этом, сама приехала к нему;

Г) Ростовы, уезжая из Москвы, остановились на том же постоялом дворе, что и Андрей.

21. Кем, по мнению автора, была на самом деле сожжена Москва?

А) Растопчиным и его людьми

Б) Мародерами

В) Жителями, которые бросили город

Г) Русскими солдатами

22. Кто из героев романа является человеком, олицетворяющим все истинно русское?

А) Кутузов              В) Тихон Щербатый

Б) Капитан Тушин  Г) Платон Каратаев

23. Кто из героев единственный считал, что русские победили в сражении под Бородино и видел истинный смысл Бородинской битвы?

А) Кутузов              В) Багратион

Б) Александр I        Г) Болконский

24. О ком из героев идет речь в цитате: «он был подобен ребенку, который, воображает, что он правит».

А) Кутузов              В) Наполеон

Б) Александр I        Г) Мюрат

25. Кто, по мнению Толстого, является основной движущей силой исторических событий?

А) Главнокомандующие армии

Б) Человеческие массы, народ

В) Император и чиновники

Г) Дипломаты

26. Выберите кульминационный эпизод «Войны и мира»:

А) Смерть Андрея Болконского

Б) Пожар Москвы

В) Битва под Аустерлицем

Г) Бородинское сражение

 

ЧЕХОВ Антон Павлович (1860 ‑ 1904) ‑ русский писатель, драматург, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.

Задание 56. Проанализируйте учебную литературу и Интернет-ресурсы по теме «Творчество А.П. Чехова». Подготовьте десять вопросов для интервью с писателем и возможные ответы на них.

& Для справки:

ИНТЕРВЬЮ́ (англ. interview) ‑ разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы. Интервью ‑ самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира.

 

Задание 57. Литературный критик С. Заманский, изучавший подтекст в творчестве А. П. Чехова, пришел к такому выводу: «Чеховский подтекст отражает скрытую, подспудную, дополнительную энергию человека. Часто эта энергия ещё не настолько определилась, чтобы вырваться наружу, проявить себя непосредственно, прямо... Но всегда, во всех случаях «невидимая» энергия героя неотделима от тех его конкретных и совершенно точных действий, которые и дают возможность ощущать эти подспудные силы... И читается чеховский подтекст хорошо, свободно, не по произволу интуиции, а на основе логики действия героя и учёта всех сопутствующих обстоятельств».

В произведениях Чехова ничего не говорится прямо, в этом и смысл подтекста. Чтобы понять сущность персонажа, нужно обратить внимание на его реплики, поступки, жесты.

Заполните таблицу о героях пьесы «Вишневый сад» недостающими данными, проанализировав приведенные о них факты:

Герои Факты о них Выводы об их личности

Раневская

Жалеет верного слугу Фирса и радуется, что он «еще жив», запросто целует при встрече после долгой разлуки горничную Дуняшу.  
В то время как её домашней прислуге, по словам Вари, «есть нечего», Раневская едет в город завтракать в ресторан, а пьяному бродяге, просящему «копеек тридцать», дает пять рублей.  
На пять лет оставляет свою единственную двенадцатилетнюю дочь Аню, уезжает в Париж к молодому содержанту.  

Гаев

Рассказывает своей сестре новости о смерти бывших слуг и в то же время вынимает из кармана коробку с леденцами и ест.  
Не может сам как следует ни одеться, ни раздеться.  
Входя на сцену, Гаев «руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде».  

Фирс

После отмены крепостного права остался при господах.  
Финальная сцена. Все уехали, оставив Фирса запертым в доме. Фирс (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали... (Садится на диван.) Про меня забыли... Ничего... я тут посижу... А Леонид Андреич небось шубы не надел, в пальто поехал... (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел... Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего, понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. (Ложится.) Я полежу... Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего... Эх ты... недотёпа!.. (Лежит неподвижно.)  

Яша

Когда к нему из деревни приходит мать и целый день ждет его в людской, лакей пренебрежительно заявляет: «Очень нужно, могла бы и завтра прийти».  
Наедине с Фирсом говорит старику: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох».  

Лопахин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.159 с.)