Особенности уплаты налогов в Российской Федерации в условиях пандемии covid-19 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности уплаты налогов в Российской Федерации в условиях пандемии covid-19



Аннотация: Основой, с помощью которой государство может выполнять свои функции и обязанности, является налоговая система. Современная система налогообложения Российской Федерации максимально приближена к стандартам развитых стран мира, и во многом другие страны берут систему налогов России как пример

Ключевые слова: налоговая система, налоговые послабления, налоговые законы, бюджет РФ, пандемия коронавируса.

 

FEATURES OF TAX PAYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION UNDER

COVID-19 PANDEMIC

Annotation: The basis on which the state can perform its functions and responsibilities is the tax system. The modern taxation system of the Russian Federation is as close as possible to the standards of developed countries of the world, and in many respects other countries take the Russian tax system as an example.

Key words: tax system, tax breaks, tax laws, the budget of the Russian Federation, the coronavirus pandemic.

Из года в год взаимоотношение между частным сектором и государством изменяется в положительную сторону. Каждое последующее изменение является серьезным шагом вперед, который все больше предоставляет частному сектору широкую хозяйственную самостоятельность [1].

Одной из главных инициатив правительства стали налоговые послабления для компаний и предпринимателей. Между тем резко возросшие расходы государства привели к образованию бюджетного дефицита. В результате данных послаблений и нововведений, то есть в результате отсрочки и списания налогов, снижения страховых взносов и т.д., государство потеряло порядка одного триллиона рублей, а дефицит государственного бюджета на следующий год может составить около 4,4% ВВП [2].

Для пополнения бюджета государства кабинет министров РФ предложил новый проект налоговых законов. Согласно одному из них было предложено повышение налога на добычу полезных ископаемых, пересмотр льгот в нефтегазовом секторе, а также повышение ставки акцизов на табачную продукцию. Вспомогателем в покрытии дефицита государственного бюджета послужит обновление соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Также, предложено повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан РФ, которые зарабатывают более пяти миллиона рублей в год. Полученные средства будут направляться в целевой фонд [3].

Введенные карантинные ограничения в связи с пандемией с апреля по июнь 2020 года стали причиной сокращения ВВП России на 8%. Согласно расчетам экспертов по итогам 2020 года данное снижение может составить около 4% [3].

Введенные налоговые послабления фактически привели к инвестиционным льготам. Государственная финансовая поддержка, оказанная компаниям, привела к уменьшению налога на прибыль на ту сумму, которую они потратили на создание или модернизацию производства.

Министр финансов РФ Антон Силуанов анонсировал, что бюджетная политика в 2020-2021 годах в первую очередь будет ориентирована на содействие борьбе с пандемией и её последствиями. Порядка 5% ВВП будет направлено на реализацию пакетов мер в целях поддержки граждан и предприятий [3].

Рассмотрим более подробно проекты налоговых законов, анонсированные кабинетом министров РФ, которые обеспечат доходную часть бюджета РФ.

Кабинет министров одобрил и внес на рассмотрение в Государственную Думу законопроект о повышении с 1 января 2021 года налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для металлургов и производителей удобрений данный налог предлагается увеличить в 3,5 раза. Согласно расчетам Министерства Финансов РФ, данное повышение принесет в бюджет страны 56 млрд рублей. Также, с 1 января 2021 года планируют отменить льготы по НДПИ для выработанных месторождений. Данная инициатива может пополнить бюджет дополнительно на 260 млрд рублей [3].

Данная инициатива обоснована тем, что на сегодняшний день система налогообложения нефтяной отрасли в РФ наполовину состоит из льгот. На этом фоне в ряде случаев компании могут вообще не платить налоги в течение многих лет.

Выдвинута инициатива по повышению акцизов на табачную продукцию на 20%. Это принесет доход в бюджет в размере 70 млрд рублей. Согласно расчетам, для конечного потребителя повышение стоимости продукции составит около 20 рублей [2].

Исходя из выше сказанного, можно прийти к выводу, что государство увеличивает налогообложение доходных отраслей производства.

Пересмотры соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран принесут дополнительный доход в бюджет страны. Согласно оценке Минфина, за время действия соглашения с Кипром его юрисдикцией воспользовались многие российские компании. Так, в 2018 году в Республику было выведено 1,4 трлн. рублей, а в 2019-м — более 1,9 трлн. В результате российское Министерство финансов предложило коллегам на Кипре и в ряде других юрисдикций поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам [3].

Дополнительные поступления от обложения налогом выплат на Кипр в бюджет России начиная с 2021 года должны будут составить около 130–150 млрд. рублей ежегодно.

Законопроект об увеличении налога на доходы физических лиц с 13% до 15% для граждан, зарабатывающих более 5 млн рублей в год, является своеобразным способом пополнения бюджета, так как полученные денежные средства будут направлять на целевое использование, на лечение детей с тяжелыми заболеваниями. В результате данного повышения в период с 2021 по 2023 года ожидается пополнение бюджета на 190 млрд рублей.

Негативные последствия от введенных карантинных ограничений в связи с пандемией коронавируса на поступление средств в бюджет РФ можно увидеть при сравнении двух аналогичных периодов 2019 и 2020 годов. В таблице 1 дается сравнение поступлений средств в бюджет страны за январь-август 2019 и 2020 годов [5].

 

Таблица 1

Поступления по уровням бюджета за январь-август 2019–2020 гг.

Вид бюджета

январь-август, млрд. руб.

2019г. 2020г. темп, %
Консолидированный бюджет РФ

15 037,30

13 198,40

87,8

Федеральный бюджет

8 293,60

6 882,70

83,0

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 743,70

6 315,70

93,7

Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 1.

Рис.1 Поступления по уровням бюджета за январь-август 2019–2020 гг.

Анализируя выше предоставленные показатели ФНС России, мы можем увидеть снижение поступлений в бюджет. Поступления в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период сократились на 1 838,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста составил 12,2%. Сокращение поступлений в Федеральном бюджет составил 1 410,9 млрд рублей, а уменьшение темпов прироста 17%. Консолидированные бюджеты субъектов РФ недополучили средств в размере 428 млрд рублей, а темп прироста уменьшилось на 6,3%.

Все эти недополученные средства приводят к образованию дефицита бюджета на следующий год.

В таблице 2 приведены поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019–2020 годов [5].

Таблица 2

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019–2020 годов.

Виды налогов

январь-август, млрд. руб.

2019г. 2020г. темп, %
Налог на прибыль

3 256,10

2 711,00

83,3

НДПИ

4 167,00

2 604,60

62,5

НДС

2 627,70

2 589,70

98,6

НДФЛ

2 472,20

2 536,40

102,6

Акцизы

797,5

1 192,40

149,5

Имущественные налоги

863,1

820,3

95,0

Более наглядную динамику можно проследить на рисунке 2.

Рис.2 Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за январь-август 2019–2020 годов.

С помощью данных показателей мы можем проанализировать налоговые поступления средств в консолидированный бюджет РФ за анализируемый период. Мы можем увидеть, что снизился уровень получаемых прибылей хозяйствующих субъектов РФ из-за введенных ограничений, а как следствие – сократилась уплата налога на прибыль с января по август 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 545,1 млрд рублей, а темп прироста сократилось на 16,7%. Налог на добычу полезных ископаемых сократился на 1 562,4 млрд рублей, а темп прироста – на 37,5%. Данное снижение возможно связано с неопределенностями по добыче и сбыту полезных ископаемых в связи с внешними шоками на рынке полезных ископаемых в период закрытых внешних границ государств.

Небольшое снижение в поступлениях наблюдается при уплате налога на добавленную стоимость. Снижение составили 38 млрд рублей, а темп прироста сократился на 1,4%.

Мы можем наблюдать рост поступлений НДФЛ на 64,2 млрд рублей, а в процентном соотношении рост составил 2,6%. Также наблюдается рост акцизного налога на 394,9 млрд рублей, а темп роста составил 49,5%. Имущественные налоги сократились на 42,8 млрд рублей, а темп прироста сократился 5%.

Для оптимизации расходов в следующем бюджетном году планируется урезать на 10% все статьи бюджета, кроме социальных обязательств. На 5% сократится госпрограмма вооружений, также не будет производиться ежегодная индексация зарплат госслужащих [4].

Для пополнения необходимых средств в целях выполнения государством своих функций правительство планирует нарастить заимствования. Согласно заявлению Министра Финансов РФ А. Силуанова, в 2021 году объем заимствований увеличится еще на 875 млрд рублей. Это может привести к тому, что государственный долг РФ приблизится к отметке 20% ВВП.

Кроме заимствований для покрытия дефицита бюджета в 2020 году планируется потратить из Фонда Национального Благосостояния около 350 млрд рублей. В результате всех вышесказанных оптимизаций в 2021 году планируется, что бюджет дополнительно получит более 900 млрд рублей [3].

 

Список литературы

1. Особенности налогообложения в России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://econtool.com/osobennosti-nalogooblozheniya-v-rossii.html (дата обращения 28.11.2020).

2. Камзолова А. Как налоговые инициативы поддерживают экономику в период пандемии // ИА Российская Газета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2020/09/21/kak-nalogovye-iniciativy-podderzhivaiut-ekonomiku-v-period-pandemii.html (дата обращения 29.11.2020).

3. Цегоев В. Полетаева П. Фискальная перезагрузка: как налоговые инициативы властей могут поддержать экономику Россиян в период пандемии // ИА RT [Электронный ресурс] Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/784986-rossiya-ekonomika-nalogi (дата обращения 29.11.2020).

4. В России решили изменить налоговую систему // ИА LENTA.RU [Электронный ресурс] Режим доступа: https://lenta.ru/brief/2020/09/24/nalog/ (дата обращения 28.11.2020).

5. Налоговая аналитика // Федеральная Налоговая Служба РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm (дата обращения 30.11.2020).


 

Научное издание

 

 

XXXIII Международные Плехановские чтения

 

8 – 10 июня 2020 г.

 

Сборник статей студентов

 

В четырех томах

 

Том 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Редактор

Оформление обложки

 

 

 

Подписано в печать          Формат     

Усл. печ. л. Уч.-изд. л.   

Тираж экз. Заказ   .

 

ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».

117997, Москва, Стремянный пер., 36.

Напечатано в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова». 117997, Москва, Стремянный пер., 36.

 


[1] Кубкина Ю. С. Основные тенденции развития электронной коммерции в мировой экономике и экономике Российской Федерации [Текст] // Пространство экономики. - 2014. – Вып.2 ч.2. – С. 157-161.

[2] Там же.

[3] Ревинова, С. Ю. Тенденции и перспективы российской электронной коммерции [Текст] // Вестник РУДН. Серия: Экономика. - 2017. - Вып.4. – С. 487-497.

[4] World Internet usage and population statistics [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 25.01.2020).

[5] World Internet usage and population statistics [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/stats.htm (дата обращения: 25.01.2020).

 

[6] Сандермоен Ш. Организационная структура. // М.: Альпина Паблишер, 2020. - 224 с.

[7] Составлено автором

[8] Аппело Ю. Agile-менеджмент. Лидерство и управление командами. // М.: Альпина Паблишер, 2021. - 534 с.

[9] Коронавирус – первая пандемия, которая обрушила фондовые рынки. ЗАО «Дев Бай Медиа». URL: https://dev.by/news/istoriyavliyaniya-epidemii-i-pandemii-na-fondovye-rynki (дата обращения: 28.01.21).

[10] S&P500 URL: https://ru.investing.com/etfs/spdr-s-p-500 (дата обращения: 28.01.21).

[11] Меры поддержки граждан в период COVID-19. – URL: https://mintrud.gov.ru/social/social/1217(дата обращения: 28.01.21).

[12] Карев Д.М. Общее сравнение антикризисных мер в разных странах / Д.М. Карев // Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных исследований и пути их решения. – 2020. – С. 86.

[13] Nasdaq 100. – URL: https://ru.investing.com/indices/nq-100 (дата обращения: 28.01.21).

[14] EUR URL: https://ru.investing.com/indices/investing.com-eur-index?cid=958794 (дата обращения: 28.01.21).

[15] Еврогруппа одобрила антикризисные меры для помощи экономике на?500 млрд Выпуска «коронабондов», которых добивались Рим и Мадрид, не будет URL:
https://www.rbc.ru/politics/10/04/2020/5e8c96fe9a79479c207bb166 (дата обращения: 28.01.21).

[16] Петрова С.Д. К вопросу об отнесении неквалифицированного инвестора к категории потребителя / С.Д. Петрова // Юрист. – 2020. – № 4. – С. 31.

[17] Золото URL: https://ru.investing.com/commodities/gold (дата обращения: 28.01.21).

[18] Биткойн URL: https://ru.investing.com/indices/nyse-bitcoin (дата обращения: 28.01.21).

[19] Три сценария влияния коронавируса. Финам.ру. URL: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/tri-scenariya-vliyaniya-koronavirusa20200304-132846/ (дата обращения: 28.01.21).

[20] Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.04 с.)