Green bonds as part of innovative financing 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Green bonds as part of innovative financing



 

Abstract: Taking into account the existing problems associated with environmental degradation, green bonds are a modern financial instrument that contributes to the mobilization of funds from domestic and international capital markets and their allocation to the implementation of environmentally oriented projects.

Key words: green bonds, financial instrument, ecology, social responsibility, climate change.

 

В последние несколько лет люди серьезно обеспокоены проблемами экологии. Так, в России существует национальный проект «Экология» от министерства природных ресурсов и экологии РФ. Кроме того, указом Президента РФ утверждена доктрина энергетической безопасности РФ, в рамках которой принимаются меры по борьбе с изменениями климата. Кроме того, Россия приняла на себя обязательства по выполнению Пражского соглашения, направленного на борьбу с изменением климата.

Финансовый сектор играет ключевую роль в продвижении устойчивого экономического развития за счет направлении инвестиций в ту или иную отрасль экономики. Развитие зеленых финансов чрезвычайно важно, поскольку они формируют и поддерживают поток финансовых средств за счет использования финансовых инструментов (зеленый кредит, зеленые облигации) и связанных услуг, направленных на разработку и внедрение устойчивых бизнес-моделей, и социально ответственных инвестиций, направленных на реализацию экологических проектов. Зеленые финансы являются будущим финансового сектора за счет инновационных финансовых механизмов, а также инвестиций в проекты с положительными и устойчивыми внешними эффектами. Рассмотрим один из наиболее популярных инструментов зеленых финансов – зеленые облигации.

Зеленая облигация - разновидность инструмента с фиксированным доходом, который специально предназначен для привлечения средств на реализацию климатических и экологических проектов. В частности, зеленые облигации финансируют проекты, направленные на энергоэффективность, предотвращение загрязнения окружающей среды, защиту водных и наземных экосистем, а также развитие экологически чистых технологий и смягчение последствий изменения климата.

Зеленые облигации обычно сопровождаются налоговыми льготами, которые обеспечивают денежный стимул для эмитентов и инвесторов. Кроме того, эмитент зеленых облигаций создает имидж экологически ответственной компании, которая нацелена на долгосрочное развитие. Таким образом, данная компания может быть более привлекательна для вложения денежных средств, особенно со стороны социально-ответственных инвесторов, а также инвесторов, заинтересованных в поддержке экологически ориентированных проектов. Говоря об инвесторах зеленых облигаций, инвесторами могут стать любые вкладчики в облигационные бумаги. Однако, в основном зеленые облигации пользуются популярностью у институциональных инвесторов, основная цель которых – добавить в портфели социально ответственные инвестиции.

Кроме того, в настоящий момент, все больше внимания уделяется проблемам экологии, потребители стремятся приобретать продукцию или услуги у компаний, которые способствуют улучшению экологии. Так, треть потребителей (33%) предпочитает покупать товары брендов, оказывающих положительное социальное или экологическое воздействие [6]. Кроме того, 87% покупателей купили бы продукт с социальной и экологической выгодой, если бы им представилась такая возможность, а также 88% будут более лояльны к компании, которая поддерживает социальные или экологические проблемы [1]. Таким образом, выпуск зеленых облигаций способствуют обеспечению конкурентного преимущества компании.

Также, выпуск зеленых облигаций может стать конкурентным преимуществом при найме сотрудников. 62% миллениалов, хотят работать в компании, которая оказывает положительное влияние на окружающий мир [3]. Интересно отметить, что осознание сотрудниками того, что они являются частью компании, которая хочет сделать мир лучше, способствует увеличению производительности труда, поскольку сотрудники понимают, что они не будут нести частичную моральную ответственность за такие действия компании, как вырубка лесов, токсичные выбросы в атмосферу. Так, 36 % людей будут работать усерднее, если они будут знать, что их компания помогает обществу [3].

Однако, несмотря на все вышерассмотренные преимущества выпуска зеленых облигаций, существуют некоторые риски. Прежде всего, можно отметить проблемы с ликвидностью. Зеленые облигации наиболее популярны у институциональных фондов и институциональных инвесторов, которые обычно держат данные облигации до погашения, что негативно сказывается на объеме торгов данными ценными бумагами, их ликвидности, а также цене на вторичном рынке. Другие риски для зеленых облигаций включают в себя: низкую доходность, отсутствие исследований, необходимых для принятия обоснованного инвестиционного решения, что снижает информированность инвесторов и, соответственно, негативно сказывается на их готовности приобрести зеленые облигации, а также существование недобросовестных эмитентов.

Также можно отметить восприятие данного относительно простого долгового инструмента чрезмерно сложным в связи с существованием множества правил, требований, стандартов, которые необходимо соблюдать, что неизбежно приводит к необходимости дополнительного вложения денежных средств со стороны эмитента.

Эмитентам зеленых облигаций важно проводить процедуру независимой внешней оценки выпуска зеленых облигаций на предмет соответствия определенным стандартам, например принципам зеленых облигаций (GBP), стандартам климатических облигаций (CBS).

Внешнюю оценку можно разделить на два этапа. Оценка зеленых облигаций до их выпуска осуществляется для получения информации о целях проекта и выявления их соответствия стандартам зеленого финансирования. На данном этапе существует несколько различных способов оценки.

· Оценка независимых консультантов необходима для подтверждения того, что эмиссия зеленых облигаций соответствует принципами CBI и стандартам климатических облигаций. Осуществляется аудиторскими фирмами.

· Заключение внешних экспертных организаций. Оценивается финансовая устойчивость эмитента, его способность привлечь денежные средства, а также возможные проблемы и риски проекта. Может осуществляться как коммерческими, так и некоммерческими организациями.

· Получение сертификата CBI. Проводится организациями, имеющими аккредитацию CBI: консалтинговые и аудиторские компании, сертификационные центры.

На этапе «после эмиссии» зеленых облигаций также необходимо проводить внешнюю независимую оценку. Данная мера нужна для того, чтобы подтвердить то, что компания соответствует требованиям стандарта CBI, а также что собранные денежные средства действительно пошли на финансирования экологически-ориентированных проектов. Это можно осуществить несколькими способами.

· Подтверждение независимых консультантов и заключение внешних экспертных организаций о целевом использовании доходов, поступающих от выпуска зеленых облигаций. Может приводиться аудиторскими компаниями, сертификационными агентствами, исследовательскими центрами.

· Подготовка отчетности, содержащей сведения о том, как проекты, на осуществление которых были направлены денежные средства, влияют на окружающую среду. Могут быть составлены как эмитентом зеленых облигаций, так и внешними организациями.

· Верификация зеленых облигаций. Необходима для подтверждения соответствия требованиям стандарта CBI и целевого использования денежных средств. Может осуществляться организациями, которые получили аккредитацию CBI.

Рассмотрим рынок зеленых облигаций. Объем эмиссии зеленых облигаций развивающихся рынков в 2019 году составил 52 миллиарда долларов, что на 21 процент больше, чем в 2018 году, в результате чего объем выпущенных облигаций достиг 168 миллиардов долларов [5]. В глобальном масштабе к 2023 году объем рынка зеленых облигаций может составить 2,36 триллиона долларов.

Так, зеленые облигации были выпущены Electricite de France на сумму 1,25 миллиарда американских долларов, Toyota Finance в таком же объеме и TenneT Holding B. V. На сумму 1,12 миллиарда американских долларов.

По данным 2019 года лидерами по выпуску зеленых облигаций можно назвать США, Китай, Францию, Германию и Нидерланды [4, c. 3]. В 2019 году впервые зеленые облигации были выпущены в Барбадосе, Эквадоре, Греции, Кении, Панаме, Саудовской Аравии, Украине и России. Общая сумма выпуска данных стран составила 3,1 миллиард долларов США. В 2019 году 291 организация впервые выпустила зеленые облигации, что составило 34% рынка. 215 организаций осуществили повторную эмиссию облигаций, 19% которых составили коммерческие организации, 18% - некоммерческие, 17% - государственные организации [4, c. 5]. В качестве крупнейших эмитентов зеленых облигаций можно отметить Finnie Mae (США, 22.8 млрд. долл. США), KfW (Германия, 900 млн. долл. США), Государственное казначейство Нидерландов (6,7 млрд. долл. США), Франция (6,6 млрд. долл. США), ICBC (Китай, 5,9 млрд. долл. США).

Необходимо отметить, что в 2019 году инвесторы уделяли повышенное внимание к инвестициям в экологические и социальные проекты, однако, в связи с пандемией и усиливающимся экономическим кризисом данные рыночные условия ухудшают краткосрочные перспективы выпуска зеленых облигаций. Данное явление связано с желанием инвесторов избежать любых рисков, а также вялым выпуском эмитентов зеленых облигаций по высокой цене [5, c. 3].

Европейский Союз также планирует выделить более 30% пакета экономических мер, направленных на смягчение последствий от COVID-19 в размере 750 млрд евро на проекты, которые будут финансироваться за счет зеленых облигаций. В США эмиссия стимулируется крупными корпорациями, стремящимися продемонстрировать, что они принимают более социально ответственную и устойчивую политику. Выпуск зеленых облигаций Китаем объясняется стремлением достичь углеродной нейтральности к 2060 году. [2]

Далее рассмотрим выпуск зеленых облигаций в России. Согласно реестру зеленых облигаций российских эмитентов 5 эмитентов осуществили 7 выпусков зеленых облигаций на общую сумму 7,55 миллиардов рублей и 500 миллионов евро. В качестве эмитентов можно отметить ООО «Ресурсосбережение», объем выпуска составил 1,1 миллиард рублей, компания «Российские железные дороги» - 500 миллионов евро, ПАО КБ «Центр-Инвест» - 250 миллионов рублей, АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Грант-Инвест» - 500 миллионов рублей, ООО «СФО РуСол 1» - 4,7 миллиардов рублей. Необходимо отметить, что рейтинговое агентство RAEX-Europe являлось внешним верификатором для 3 эмитентов (ООО «Ресурсосбережение», ПАО КБ «Центр-Инвест» и ФПК «Грант-Инвест»). Компания «РЖД» разместила облигации на Ирландской бирже, все остальные эмитенты - на Московской Бирже. Зеленые облигации эмитировались для финансирования проектов в сфере обращения с отходами, улучшения инфраструктуры железнодорожного транспорта, разработки возобновляемых источников, а также экологичного транспорта.

Таким образом, можно отметить, что зеленые облигации являются новым формирующимся инструментом, ориентированным на финансирование проектов, связанных с улучшением экологии. На данный момент в связи с относительно недавним появлением данного долгового инструмента не только в России, но и в мире существует ряд проблем и трудностей, связанных с процессом эмиссии и общего понимания его выгод и преимуществ как для эмитентов, так и для инвесторов. Однако зеленые облигации имеют значительный потенциал для дальнейшего развития.

 

Список литературы

1. Adam Butler Do Customers Really Care About Your Environmental Impact? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.forbes.com/sites/forbesnycouncil/2018/11/21/do-customers-really-care-about-your-environmental-impact/?sh=3c95640d240d (дата обращения: 28.01.2021)

2. Bram Bos Global green bond market set to hit EUR 2 trillion in three years, says NN Investment Partners [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nnip.com/en-INT/professional/insights/global-green-bond-market-set-to-hit-eur-2-trillion-in-three-years-says-nn-ip (дата обращения: 28.01.2021)

3. Matthew Jenkin Millennials want to work for employers committed to values and ethics [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.theguardian.com/sustainable-business/2015/may/05/millennials-employment-employers-values-ethics-jobs (дата обращения: 28.01.2021)

4. Climate Bonds Green bonds global state of the market 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.climatebonds.net/files/reports/cbi_sotm_2019_vol1_04d.pdf (дата обращения: 28.01.2021)

5. IFC Emerging Market Green Bonds Report 2019 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/topics_ext_content/ifc_external_corporate_site/climate+business/resources/em-gb-report-2019 (дата обращения: 28.01.2021)

6. Unilever Report shows a third of consumers prefer sustainable brands [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.unilever.com/news/press-releases/2017/report-shows-a-third-of-consumers-prefer-sustainable-brands.html (дата обращения: 28.01.2021)

 

Матыцын А. В.,

Калмыкова М. А.

Научный руководитель: Власова Ю. А.

РЭУ им. Г. В. Плеханова



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.011 с.)