Financial support of Russian small and medium-sized businesses in covid-19 conditions 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Financial support of Russian small and medium-sized businesses in covid-19 conditions



 

Abstract: the article substantiates the need for comprehensive financial support for small and medium-sized businesses in the Russia in the context of the negative influence of the COVID-19 pandemic. The main problems in the field of SMEs are identified, a number of recommendations to increase the availability of state financial support for SMEs is developed.

Key words: small and medium-sized businesses (SMEs), global pandemic, СOVID-19, anti-crisis financial support, subsidizing deferral of bank loans, payroll loans.

 

Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) является одним из ключевых условий возобновления экономического роста в Российской Федерации. Однако в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП значительно отстает от аналогичного показателя в развитых странах, который в среднем составляет 50% ВВП. В России же в последние годы доля МСБ в ВВП заметно сокращалась и к началу пандемии составила около 20%. Вклад малого и среднего предпринимательства нельзя недооценивать, и государство признает необходимость активного развития последнего в экономике страны. В утвержденном плане нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП страны должна достигнуть в 2021 году 25%, а к 2024 году – 32,5% [5]. Однако распространение коронавирусной инфекции негативно сказалось на деятельности российских компаний: ключевыми их проблемами в условиях неопределенности экономического развития стали снижение покупательного спроса, переход работников на дистанционный режим, нарастание кредиторской задолженности, вызванной в том числе ростом просроченной дебиторской задолженности контрагентов. В виду упомянутого выше негативного влияния пандемии на текущее состояние всех организаций количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России за 2020 год (январь к январю) по состоянию на 10 января 2021 года сократилось на 232 245 предприятий (на 4%) [2]. В этой связи актуальной задачей становится выявление наиболее востребованных и эффективных для возобновления активной деятельности субъектов МСБ в России мер их государственной финансовой поддержки в условиях пандемии.

Основным законом, регулирующим деятельность субъектов МСБ, является федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий условия отнесения компаний к категории малых и средних. В нем содержатся критерии малого или среднего предприятия, в частности устанавливаются лимиты среднесписочной численности работников и предельные размеры выручки компании за предшествующий календарный год, необходимые для регистрации компаний в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. Соответствие компании МСБ этим критериям дает возможность получения финансовой поддержки в период пандемии COVID-19.

С целью поддержки МСБ в России в период пандемии государство разработало антикризисные меры, которые должны способствовать возобновлению деятельности компаний в нормальном режиме, частичному возмещению их убытков, компенсации непредвиденных расходов, образовавшихся вследствие негативного влияния на их деятельность СOVID-19. Наиболее значимыми мерами государственной антикризисной финансовой поддержки субъектов МСБ стали программы субсидирования зарплатных выплат сотрудникам, льготного кредитования компаний из пострадавших отраслей и субсидирования отсрочки платежей по банковским кредитам. Проведем их оценку более подробно.

Одним из первых инструментов государственной финансовой поддержки, направленной на сохранение занятости в субъектах МСБ, стала субсидия на выплату зарплаты сотрудникам, стартовавшая 8 апреля 2020 года. Она рассчитывалась, исходя из МРОТ и количества работников в организации на срок не более 6 месяцев. Условиями ее получения являются функционирование компании не менее 1 года в отраслях, включенных в список наиболее пострадавших отраслей экономики, при сохранении работодателем численности работников на уровне не ниже 90%. На конец июня 2020 года из расчетного объема заявлений на сумму 305 млрд руб. было заключено соглашений о предоставлении субсидии на 73,3 млрд рублей [3]. Однако субъекты МСБ при подаче заявлений на получение субсидии на выплату зарплат работникам столкнулись с рядом проблем. Многие банки, утвержденные в качестве участников программы, отказывали в заключении соглашения, предъявляя значительный перечень требований к финансовым показателям предприятий (уровню рентабельности, платежеспособности). Общий процент отказа рассмотрения заявок в апреле 2020 года составлял около 80% [4], что потребовало от государства разработки дальнейших мер финансовой поддержки МСБ.

Следующей мерой государственной финансовой поддержки стала Программа льготного кредитования МСБ из пострадавших отраслей по ставке 2%, направленная на возобновление деятельности предприятий, которая стартовала 1 июня и завершилась 1 ноября 2020 года. Плановый объем льготных кредитов по Программе должен был составить 248 млрд руб. Однако заявки клиентов значительно превысили установленные программой лимиты для участвовавших в ней банков, вследствие чего последним были предоставлены дополнительные лимиты по поддержке МСП: в 2020 году российские банки выдали льготных кредитов под 2% на общую сумму свыше 406 млрд руб., что позволило выплатить зарплаты 5,4 млн работников [6]. Указанная программа сработала эффективнее, чем беспроцентные займы. Однако при ее реализации также наблюдался высокий процент отказа банками в предоставлении кредитов без объяснения причин, со стороны различных банков выдвигались разные требования и подходы к заемщикам.

Следующей формой антикризисной финансовой поддержки субъектов МСБ со стороны российского государства в период пандемии явилось субсидирование отсрочки по банковским кредитам. Ее целью являлось снижение общей суммы отсроченных платежей предприятий-заемщиков из наиболее пострадавших отраслей. Субсидия предоставлялась на период отсрочки до полгода; заемщик в течение 6 месяцев мог не погашать 63% от общей суммы задолженности по кредиту, получая отсрочку на уплату платежей по «телу» кредита. Оставшуюся задолженность по процентам заёмщик мог гасить в соответствии с обычным графиком или включить ее в основной долг с выплатой по окончании периода отсрочки. Общий расчетный освобожденный объем платежей субъектов МСБ по процентам составил 10 млрд рублей, а расчетная сумма субсидии - 5 млрд. рублей [3]. На конец июня 2020 года по 510 кредитным договорам с МСБ сумма выданных на обеспечение отсрочки платежа по кредитам субсидий составила 11,9 млрд руб.

Проведя оценку наиболее популярных форм государственной финансовой поддержки субъектов МСБ в России в период пандемии, можно сделать вывод об их высокой востребованности со стороны самих компаний. Однако недостаточная результативность такой поддержки была обусловлена рядом проблем, среди которых - высокий процент отказа банков в льготных кредитах при рассмотрении заявок, недостаток нормативно-правовой базы, регламентирующей конкретные требования для получения финансовой поддержки субъектами МСБ. В этой связи необходимыми условиями по расширению мер государственной финансовой поддержки субъектов МСБ будут являться следующие.

1. Четкая формализация в нормативно-правовых актах условий субсидирования кредитов МСБ, в частности упрощение и унификация требований, предъявляемых банками к заемщикам-получателям поддержки, прежде всего, к кредитному рейтингу компании, уровню ее платежеспособности. Это будет способствовать обширному, а не выборочному предоставлению финансовой поддержки субъектам МСБ.

2. Корректировка сроков реализации существующих программ, в частности, предоставление беспроцентных займов на более длительный срок от 3 до 5 лет, что соответствует периоду окончания и выхода из рецессии. Это позволит поддержать субъекты МСБ не только на коротком отрезке, но и в среднесрочной периоде.

3. Проведение масштабной реструктуризации банковских кредитов, заемщиками по которым являются субъекты МСБ, а именно: снижение процентной ставки по новым кредитам до уровня ключевой ставки Банка России за счет ее субсидирования в рамках программы финансовой поддержки; изменение режима погашения кредитов посредством предоставления отсрочек по процентным платежам и выплатам основного долга.

4. Расширение программ беспроцентных кредитов для субъектов МСБ на срок от 1 года для всех субъектов МСБ до 3 лет для наиболее пострадавших отраслей.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

2. Официальный сайт ФНС Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 16.01.2021)

3. Официальный сайт Минэкономразвития РФ: Государственная поддержка финансирования малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/upload/medialibrary/863/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0.pdf (дата обращения: 25.01.2021)

4. Ведомости: Предприниматели проверили, как банки выдают кредиты под 2% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/02/05/856880-v-moskve-posle-aktsii-protesta-vozbudili-pochti-5-tis-administrativnih-del (дата обращения: 01.02.2021)

5. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской индивидуальной инициативы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 28.01.2021)

6. SME Banking Club: Как российские банки поддерживали МСБ в период карантина: промежуточные итоги [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smebanking.news/ru/28405-kak-tochka-modulbank-vtb-i-promsvyazbank-podderzhivali-msb-v-period-karantina-promezhutochnye-itogi/ (дата обращения: 03.02.2021)

 

Киреева И.В.

              Научный руководитель: Ездина Н.П.

РЭУ им. Г. В. Плеханова

 

ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19 НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: РЕАЛЬНОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Аннотация: в статье приведены результаты исследования антикризисных мер в связи с COVID-19 сприменением экономических методов, использованием статистических источников о состоянии финансовых и фондовых рынков в период пандемии коронавируса, которые отражают первые реакции экономики на распространение угрозы COVID-19 в мире.

Ключевые слова: антикризисные меры, COVID-19, коронавирус, кризис, финансовые рынки, индексы, золото, биткойн.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.76.0 (0.007 с.)