Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Export of services: main directions of development, problems and prospects
Abstract: The export of services currently plays a constituent role in the global economy. This is due to the development and emergence of new technologies. The article examines the developed development strategies, examines the main barriers and, as a result, deduces prospects for the near future. Also, in the course of work, statistical data on the dynamics of the export of services were analyzed. Keywords: export of services, digitalization, risks of the service market, pandemic, international trade
Прирост экспорта услуг в нынешнее время в развитых странах составил почти до 20% с 1970 года. Это связано с внедрением и увеличением высокотехнологичных услуг: информационных, компьютерных, финансовых и других. Роль услуг заключается в улучшении обрабатывающих секторов, повышении эффективности производственных процессов. Расширение самой сферы и образование новых видов услуг в XXI веке дало такой результат, как увеличение объёмов мировой торговли услугами; ускорение экономического роста и роста ВВП. Изучение мирового рынка услуг в 2019 году, позволяет выявить наиболее распространенные категории (таблица 1). Таблица 1- Топ категорий на мировом рынке экспорта услуг*
*Источник: https://souzconsalt.com/news/world-export-services/
Экспорт услуг дает возможность для перераспределения трудовых ресурсов, создания новых рабочих мест. Характерная для нынешнего времени цифровизация и развитие технологий оказали большое влияние на данный рынок. Таким образом, стремительно повышается доля виртуальной торговли услугами, появляются возможности для торговли на рынке услуг у широкой массы предпринимателей и отдельных домохозяйств. По данным ВТО, внешняя торговля услугами в мире росла в среднем на 6,2% в год, в период с 2005 по 2018 годы. На 2019 год бо̀льшая часть мирового оборота внешней торговли услугами приходилась на страны, входящие также в Топ-10 по импорту и экспорту услуг. Странами, занимающими лидирующие места являются: США, Китай, Великобритания, Германия, Ирландия, Франция, Нидерланды, Япония, Сингапур, Индия. Россия на то время занимала 19 место в мировом обороте услуг.
Это может быть обусловлено введением санкций, обвалом мировых цен на нефть и обесценением национальной валюты в 2014-2016 гг. Последствием этого было снижение общей деловой активности в стране и резкое сокращение импорта услуг. Однако, по торговле традиционными услугами, Россия имеет относительно высокие показатели. Сюда относится торговля строительными, транспортными, ремонтными услугами, а также авиаперевозки и международный транзит, переработка и техобслуживание. Отсутствие сильных конкурентов по таким категориям услуг, как личные поездки, деловые услуги, телекоммуникационные и информационные услуги, позволяет оставаться на ведущих позициях. Отдельно стоит отметить туризм, как одно из основных составляющих внешней торговли услугами России. Но следует и принять во внимание отставание в сфере технических и деловых услуг, к которым относится операционный лизинг архитектурные и инженерные услуги, услуги по переработке отходов и очистке окружающей среды, в сфере сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых). На них пришлось 10,3% экспорта. Главными торговыми партнерами России выступают Европейский союз, США и Китай. Основными рынками сбыта российских услуг являются США, Китай и Швейцария. В целом, доля России в мировом экспорте и импорте услуг за 2010-2018 гг. снизилась с 1,3% до 1,1% и с 2,0% до 1,7 %, соответственно (Рисунок 1). Анализируя представленный график, можно сделать вывод о том, что положение России на рынке ухудшилось, в связи с чем в 2019 году Минэкономразвитием РФ было принято Распоряжение от 14 августа, утверждающее План развития экспорта услуг до 2025 года. Его целью является повышение у российских производителей услуг способности конкурировать на мировом рынке.
Рисунок 1- Динамика доли экспорта услуг РФ* *Источник: https://data.wto.org/
В представленной стратегии на ближайшее будущее ряд факторов будет способствовать изменениям на рынке услуг:
-перевод многих видов услуг в виртуальную среду; -усиление спроса на услуги в информационной сфере, а также связанные с ними профессиональные и деловые услуги; -изменение технологий производства. На данный момент можно также отметить тенденции и факторы глобального развития экспорта услуг, которые непосредственно окажут влияние и на российский рынок. Ожидается преобладание услуг над товарами на мировом рынке и увеличение дистанционного взаимодействия для международной торговли услугами. Стоит отметить, что обострение экологической ситуации и других глобальных проблем создает условия для появления новых рынков инновационных услуг. Несмотря на множество благоприятных условий для развития рынка услуг, существует ряд рисков и угроз: -увеличение рисков, связанных с энергетической, транспортной и иными инфраструктурами в связи с усилением глобальной военно-политической напряженности; -риски, связанные с торможением прогрессирования мировой экономики из-за финансовой и структурной неравномерности; -усиление политики протекционизма в других странах, что усложняет ведение международной торговли; Выделяют несколько барьеров и проблем в сфере торговли услугами в Российской Федерации. В первую очередь, сюда относится общий предпринимательский климат в стране и наличие ограничений. Свою роль играют требования валютного регулирования, ограничивающие возможность оплаты услуг с использованием электронных денежных средств. Ключевыми барьерами являются недостаточно развитая система отслеживания внешних барьеров для экспорта услуг и отсутствие детализированной статистики и оценки отдельных видов экспортируемых услуг. Делая вывод по прошедшему 2020 году, следует выделить особенности экспорта услуг в условиях пандемии. Основным моментом является развитие и ускорение экспорта российских IT-услуг, возрастание количества онлайн-услуг. Подводя итог, можно отметить, что в нынешних условиях создаются и возможности для ведения качественного экспорта услуг и продвижение его на мировом уровне, так и барьеры для этого, которые требуют совершенствования системы.
Список литературы 1. Максимова В.Ф., Вершинина А.А., Марыганова Е.А., Максимова Т.П., Горяинова Л.В., Данилина Я.В., Назарова Е.В. Экономическая теория/ Учебник для бакалавров / Москва, 2019. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.) 580 с. 2. Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/37669/. Дата обращения: 29.01.2021. 3. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный рессурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/itogi_vneshneekonomicheskoy_deyatelnosti_rossiyskoy_federacii_v_2019_godu.html. Дата обращения: 02.02.2021 4. Официальный сайт Всероссийской академии внешней торговли, Института международной экономики и финансов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vavt-imef.ru / Дата обращения: 30.01.2021 5. Лунгани П. Экспорт услуг открывает новый путь к процветанию / П.Лунгани, К.Папагеоргию, К.Ван // International Monetary Fund Blog [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.imf.org/external/russian/np/blog/2017/040517r.pdf). Дата обращения: 29.01.2021. 6. Мировой экспорт услуг- таможенная статистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://souzconsalt.com/news/world-export-services/. Дата обращения: 03.02.2021.
Власова Е.Е. Научный руководитель Савинова М.В. (РЭУ им. Г. В. Плеханова)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.006 с.) |