Эффект гречки: неожиданный «подарок» пандемии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект гречки: неожиданный «подарок» пандемии



 

Аннотация: эффекты внешнего шока, связанные с мировой пандемией, не только негативно повлияли на мировые и национальные экономики, но и радикально трансформировали модель поведения потребителя, стали толчком к резкому распространению фейковых новостей и возникновению нового явления – «эффекта гречки».  

Ключевые слова: эффект гречки, ажиотажный спрос, потребительское поведение, фейковые новости, экономический кризис, пандемия.

 

BUCKWHEAT EFFECT: AN UNEXPECTED «GIFT» OF THE PANDEMIC

 

Abstract: the external shock effects associated with the global pandemic not only had a negative impact on the global and national economies but also radically transformed the consumer behavior model, triggered a wide spread of fake news and the emergence of a new phenomenon – the «buckwheat effect».

Keywords: buckwheat effect, excessive demand, consumer behavior, fake news, economic crisis, pandemic.

 

        Глубокая рецессия мировой экономики, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19, – самое сильное потрясение, произошедшее за последнее время и затронувшее все стороны общественной жизни: от макроуровня национальных экономик до микроуровня модели потребительского поведения домохозяйств.[5] Особенно остро и болезненно такие «молниеносные» перемены восприняли на уровне индивидуального потребителя или, иными словами, обыкновенные покупатели, которым пришлось преодолевать физически и психологически последствия пандемии самостоятельно. В результате возникшего экономического кризиса, спровоцированного мировым локдауном, произошло принципиальное изменение устоявшейся за последние годы модели потребительского поведения. Процессы сокращения доходов, роста цен и, как следствие, падение покупательной способности в своей совокупности пошатнули стабильность рынков и их участников. В итоге это привело к тому, что в надежде сохранить свое финансовое положение потребители совершали необдуманные и нерациональные покупки, которые, в свою очередь, порождали ажиотажный спрос.

Ажиотажный спрос – это спрос на товары и услуги, который не определяется реальной потребностью, а возникает на основе неуверенности участников рынка в надежности и стабильности экономической ситуации. Об особенностях и силе влияния ажиотажного спроса на кризисные состояния в экономике в США акцентировал внимание П. Кругман в своей работе «Возвращение великой депрессии». [3] По сути, в России и в мире в 2020 году вновь наблюдалось «возвращение великой депрессии», которая отразилась на повторном возникновении ажиотажного спроса. Такое потребительское поведение может также обуславливаться слухами о недостаточном количестве товара, скором повышении цен, а также падении курса внутренней валюты. Поддавшись слухам, покупатели начинают делать запасы, тем самым создавая дефицит, что заставляет других покупателей скупать товары в огромных количествах. [2]

Весь этот процесс обычно сопровождается резким ростом цен и выливается в более узкое явление, а именно «эффект гречки». «Эффект гречки» заключается в следующем: на фоне напряженной обстановки в стране, перегруженности информацией, чувства незащищенности и неуверенности в «завтрашнем дне» потребители продолжительное время находятся в тревожно-стрессовом состоянии, что не даёт им рационально обдумывать принимаемые экономические решения и может привести к временному и довольно значительному росту спроса, а в дальнейшем и росту цен на товары первой необходимости. Впервые такое состояние наблюдалось в стране в 2010 году ввиду стремительно распространившихся слухов о низком урожае гречки при неблагоприятной общей климатической ситуации, включая масштабный характер пожаров. О специфике данных эффектов и об особенностях их влияния не только на потребительское поведение, но и на трансформационные процессы хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают предложение продовольственной продукции, достаточно много уделялось внимания аналитиками в указанный период. [4] Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в период первой волны коронавируса (конец зимы – начало весны 2020 года).

Под влиянием резкого увеличения числа зараженных и находясь практически в полном неведении, люди начали активно покупать большое количество продовольственных товаров в надежде подготовиться к приближающимся карантинным ограничениям, тем самым спровоцировав стремительный рост цен. В результате больше всего подорожали товары первой необходимости, а именно продукты питания: крупы, макароны, яйца, сахар. Цены на медицинские товары (в особенности на маски и перчатки) также резко возросли из-за принятых правительством карантинных мер и приказе об обязательном ношении средств индивидуальной защиты в общественных местах. Динамика потребительских цен (в % к предыдущему месяцу) на наиболее значимые в период пандемии группы товаров отражена на графике (рис 1). Анализ данных свидетельствует о том, что наиболее пиковые значения роста приходятся на крупу. Это можно объяснить, во-первых, тем, что эту группу продовольственных товаров можно отнести к товарам первой необходимости, во-вторых, это товары с длительным сроком хранения.

Рисунок 1. Динамика потребительских цен на отдельные товары

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики и Центрального Банка РФ [1]

 

Значительную роль в появлении и распространении «эффекта гречки» сыграло увеличение количества слухов и не всегда достоверной информации со стороны СМИ, влияние которых серьезно возросло на мотивацию потребительского поведения вследствие продолжительной изоляции. Порой «поддельные» новости со стороны тех СМИ, которые искусственно создавали сенсации, характеризовались броскими заголовками и мистификацией, а их популярным инструментом стали «вольности» при искажении статистики – как в меньшую, так и в большую сторону. Всё это вводило домохозяйства в заблуждение и впоследствии сеяло панику. Основным механизмом распространения таких новостей стали социальные сети, которые в условиях общих трендов цифровизации в последние годы стали первичным источником информации. Авторы провели собственное исследование по вопросу популярных фейковых новостей, обсуждаемых в социальных сетях среди студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, РТА, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, НИУ ВШЭ. Результаты этого исследования представлены на рис. 2.

Рисунок 2. Наиболее распространенные темы для обсуждения во время пандемии

Источник: составлено авторами на основе полученных результатов Google-опросов

Общий вывод, который можно сделать по итогам данного исследования, состоит в том, что «эффект гречки» – с экономической точки зрения иррациональное поведение потребителя на фоне катастрофического и масштабного события. Однако решение данной проблемы лежит за пределами экономики: многие механизмы таких эффектов следует искать в области психологии. Современный потребитель должен быть не только финансово грамотным, но и стрессоустойчивым, терпеливым, способным не поддаваться своим эмоциям или социальному давлению, так как в кризисных ситуациях крайне важно продолжать мыслить критически и тщательно проверять всю информацию. Таким образом, ажиотажный спрос, который мы наблюдали во время первой волны коронавирусной инфекции, во-первых, заставил акцентировать внимание на то, что при объяснении кризисных ситуаций следует опираться на междисциплинарный подход для получения более объективных ответов на вопросы, во-вторых, вынудил многих покупателей задуматься, рационально ли они расходуют денежные средства. Вполне ожидаемо, что потребительское поведение станет более осознанным: люди будут меньше переплачивать и стараться оптимизировать свои расходы и потребление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)