Организационно – правовые формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно – правовые формы



ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона:

статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»;

статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»;

статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»;

статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»;

статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация.

     Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».

 

ЦЕЛИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть:

· защита права детей на гражданское достоинство,

· защита права детей на труд,

· защита права детей на социальное творчество,

· защита права на свободный выбор занятий,

· защита права на отдых

(Л.С. Навагина)

· реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении,

· психологическая защита,

· воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обес­печивающих успех в самореализации,

· ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценно­стей.

(Г.М. Иващенко)

· включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положе­ния в обществе, «самостроительство гражданского «Я»

(Л.В. Кузнецова)

· соединение условий для социализации и самореализации личности в коллек­тиве и через коллектив.

(Р.В.Соколов)

· изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

 

ПРИНЦИПЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТ­СКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ:

Ø гармонизация общечеловеческих ценностей,

Ø самореализация ребенком своего «я»,

Ø развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак)

Ø субъектная значимость общественной жизни,

Ø гармонизация взаимоотношений личности и общества,

Ø гуманистическая направленность,

Ø оптимистическая перспектива,

Ø социально-педагогический динамизм,

Ø возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей) (Е.А. Дмитриенко),

Ø демократизация,  гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ:

 

§ социальная - социализация личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества,

§ профориентационная - направленность личности в процессе занятости определенными видами деятельности,

§ гуманистическая - передача знаний, культуры в процессе познавательной деятельности,

§ нравственная - усвоение норм общечеловеческих ценностей, морали, опыта положительного поведения (Т. Г. Калугина).

§  социально-адаптационная,

§  коммуникативно-установочная,

§ Актуализационная,

§ самоопределение, самоутверждение,

§ социально - ориентировочная,

§ социально - корригирующая,

§ диагностико - прогнастическая

     (Е.А. Дмитриенко)

 

  1 группа - функции направленные на консолидацию общества:

коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспита­ния детей и подростков в детских организациях. Способствует развитию различных форм  общения в области «ребенок-ребёнок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество».

регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской  организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполне­ния детьми организаторских и исполнительских, постоянных и времен­ных поручений.

  2  группа - функции социального становления ребенка в организации:

• Функции социальных связей:

1. Социально - адаптационная - предполагает как можно более  

безболез­ненное вхождение детей в мир взрослых.

2. Актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке   

способность к самореализации, самоутверждению и   

самоопределению.

3. Социально - ориентировочная - позволит каждому участнику  

детского движения осуществить свободный выбор (деятельности,    

взглядов).

4. Социально - корректирующая - необходима для нормализации

отноше­ний (ребенок-общество, коррекция личности коллективом,    

коллектива - обществом).

5. Диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, кон­троль, прогнозирование.

6. Организаторская функция - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации, объединении.

7. Воспитательная.

8. Компенсаторная - способствует социальной защите человека.

9. Когнитивно - гностическая - обусловлена спецификой работы организа­ции. В деятельности находят применение усвоенные в школе знания, за­крепляются мировоззренческие позиции, формируются умения анализировать.

3 группа - функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности

• Досуговая:

1. Деятельностный аспект (участие в различных формах досуга)

2. Аспект релаксации (отдых, расслабление, восстановление) (Е.Г. Лукина)     

 

 

ЗАКОНЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - это нравственные ориентиры, которые помогают идейному сплочению организации, росту самосознания ее членов и выступают элементом субкультуры (см. понятие "Субкультура").

Среди категорий этики понятие "Закон" не употребляется, это скорее юридическое, правовое понятие. Тем не менее, оно используется философами в нравственном плане. Так, в "Кратком словаре по этике" в определении моральной нормы мы читаем: "Норма моральная — одна из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны — это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности, с другой —...моральное требование, выраженное в виде нормы, получающее отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей" (Кр. словарь по этике под ред. ОТ. Дробницкого, И.С.Кона, М, Изд. Политической литературы, 1995, с. 274).

Нравственные законы — это моральные нормы, нашедшие воплощение в поступках множества людей и обязательные для каждого человека.

   Выполнение Законов связано с такими нравственными категориями, как долг, совесть, сознание моральной ответственности за свои поступки.

   В отношении детских организаций "Закон" имеет скорее этический, нежели правовой смысл, рассматривается как моральное требование детской организации к своим членам.

   Законы либо формулировались взрослыми и предъявлялись как требования сверху при вступлении в организацию (скауты, пионеры, Юки), либо формулировались самими детьми (Фрунзенская коммуна). Иногда они принимают форму заповедей, обычаев.

   Исследование (Жуков И.Н., Вайсбург А.А., Иванов И.П., Мальцева Э.А.) показало, что нравственные требования к поступкам, поведению, выраженные в законах, заповедях, обычаях появляются во всех детских коллективах, целью которых становится нравственное развитие личности.

   "Законы" обращены к каждому члену организации. Они — свод нравственных требований, программа его воспитания и самовоспитания.

    Педагогическая ценность законов в том, что они ориентируют членов организации, какие качества следует им воспитывать в себе в условиях повседневной жизни.

    Добровольно взятые на себя обязательства, скрепленные "торжественным обещанием", являются могучим нравственным стимулом, и уже одно это дает организации скаутов огромное преимущество и перед школой с ее по преимуществу образовательными задачами, и перед спортивными юношескими организациями с их культом мускульной силы" (кит. по ТИМ N84, стр. 24-25).

   В 20-е годы придавалось большое значение законам юных пионеров. Так, в созданной в 1922 году "Программе занятий в отрядах юных пионеров", которая ставила своей задачей привести в систему содержание пионерской работы, вводилось 3 разряда, устанавливались знания, умения и навыки для каж­дого разряда. Здесь определяли возрастной подход к работе над законами юных пионеров: "На право поступления в отряд нужно иметь общее знакомство с Законами и обычаями юных пионеров. На звание пионеров 3 разряда нужно помнить и исполнять Законы и обычаи юных пионеров. На звание пионера 2 разряда нужно толково объяснять Законы" (Партия, комсомол и детское движение. Сб. М., Изд. "Молодая гвардия", 1928, стр.168).

   В практике деятельности пионерской организации в 20-ые годы накоплен опыт работы по усвоению пионерами законов, созданы отдельные методы и приемы этой работы.

Текст законов пионеров неоднократно изменялся, отражая перемены, которые происходили в общественном сознании, попытки сделать текст всеобъемлющим, приблизить формулировки к возможностям детского восприятия, сделать их привлекательными для детей,

С 1929 по 1931 год шла ежегодная смена законов, и их количество увеличивалось до 10-15. Появилась тенденция к их взрослению, к предъявлению требований, несвойственных детским организациям и задачам, стоящим перед ней. Например, в тексте 1929 года был закон: "Пионер — за рост фабрик и заводов, за технические знания, за трудовую дисциплину".

 В текстах Законов появляются обычаи, такие, как "Пионер — враг грязи и куренья", "Пионер все делает быстро и точно" и другие.

   Политическая направленность сказывается и на содержании законов. Пионер все время с чем-то борется. С кулаками. Против пьянства. С грязью и т.д. А если дружит с детьми других стран, то только с детьми трудящихся.

   Закрепив за собой статус общественно-политического объединения, пионерская организация все меньше соответствует его образу. В частности, полностью отсутствуют созданные самими детьми-членами организации — нормы и правила.

   В 30-е годы пионерская организация все больше подчиняла свою деятельность школе, задачам учебного процесса. Терялась ее специфика, началось копирование содержания и форм внеклассных занятий.

   В этот период ослабляется внимание к Законам юных пионеров, а в 1936 году по аналогии с "Правилами для учащихся" они сменяются "Правилами поведения пионера". Соответственно с этим обязательство выполнять "Правила поведения пионера" включается в текст "Торжественного обещания".

   Новый текст Законов появился в 1958 году. В нем более четко выделены нравственные требования к пионеру. И последний вариант — 1967 год. Законы стали лаконичнее. В них нашли отражение нравственные требования общего характера — патриотизм, интернационализм и др.

   Общими тенденциями можно считать следующие:

· заданность законов сверху, навязывание их детям;

· несоответствие реального поведения детей принятым им на себя обязательствам;

· отстраненность самих детей от участия в разработке законов;

· современный этап развития детского движения свидетельствует о тенденции приближения нравственных норм к опыту конкретных коллективов.

           

По содержательной характеристике параметров детские объединения можно распределить по следующим группам.

 

1. По целям, задачам, направлениям содержания:

§ детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личностного и общественного, индивидуального и коллективного (представлены, прежде всего, объединениями пионерскими или действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

§ детские объединения социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские);

§ объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей (это группа объединений однопрофильных – «Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

§ детские общественные структуры, ориентированные на патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и. др.);

§ объединения культурологической и практической направленности (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, национальных ремесел);

§ объединения, направленные на утверждения здорового образа жизни (спортивные, туристические).

 

2. По организации деятельности (структуре, управлению, самоуправлению, степени стабильности, открытости) детские объединения очень многообразны. С одной стороны, значительное место среди них занимают «малые», временно действующие детские объединения, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. То самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самодеятельности и субъектной позиции детей. С другой стороны, наблюдается тяга детских объединений перерастать в организации-менее демократичные структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными по формам объединениями свободного досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, детскими биржами, в которых дети выступают преимущественно в качестве активных участников (а не членов). Эти объединения, основанные на сотрудничестве детей и взрослых, на увлеченности общим делом, на человеческом взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы.

 

3. Важная характеристика того или иного детского объединения с точки зрения его воспитательной сущности - его взаимосвязь с государственными и общественными структурами. Определяющими здесь являются отношения с детскими государственными образовательными структурами.

Детские общественные объединения (в различных формах) сегодня стали органичным блоком воспитательных систем школ и учреждений дополнительного образования.

Как правило, детские объединения на базе школ подчинены задачам школы, специфике ее системообразующей образовательной деятельности, задачам реализации основного и дополнительного образования, осуществляемого школой. Чаще всего формами детских объединений общественной направленности в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, «парламенты», комитеты и т.д.); клубы по различным направлениям основной образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные объединения по подготовке и проведению традиционных дел школы. Все эти общественные детские структуры - часть системы образования и воспитания школы. Степень их самостоятельности, как правило, ограничена рамками функционирования этой системы и зависит от степени ее демократичности, гуманистичности.

Роль этих детских объединений в определении стиля, характера, направленности воспитательной системы школы, безусловно, позитивна. Через эти структуры преодолевается односторонность образовательного процесса школы, ее замкнутость в окружаемом социуме, меняются позиции детей и взрослых, содержание их взаимоотношений, что способствует «наполнению», расширению воспитательного пространства.

В несколько иной ситуации находятся детские общественные объединения, создаваемые и действующие на базе учреждений дополнительного образования.

В современных условиях система внешкольного воспитания (ее государственные структуры) стала основной базой сохранения воспитательных традиций детского движения.

 

Содержание деятельности ДОО определяется их целями, поэтому нельзя говорить о единообразии в содержании. Оно так же разнообразно, как разнообразны ДОО. Но есть нечто общее, что отличает от других форм организации жизни детей (школы, класса и т.д.). Это общее – социальная, общественно-полезная направленность содержания деятельности.

Источником содержания деятельности ДОО являются потребности и интересы детей.

 

Итак, содержанием деятельности является:

-по С.Т. Шацкому – сама жизнь детей;

-по В. Кабуш – нравственные ценности и необходимость приобщения к ним детей;

-по М.И. Рожкову и А.М. Волхову – социализация ребенка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.051 с.)