Оренбургская областная общественная организация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оренбургская областная общественная организация



Оренбургская областная общественная организация

«Федерация пионерских и детских организаций»

 

 

Рабочая книга организатора детского движения

 

 

Оренбург – 2007 год

 

Автор-составитель: Пуговкин Андрей Анатольевич

Редактор: Сачёв Александр Александрович

 

Рабочая книга организатора детского движения.

Информационно-методический сборник.

Оренбург: ОООО «Федерация пионерских и детских организаций», 2007 год

 

Данное информационно-методическое пособие разработано сотрудниками областного Совета Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения и стажировок, и опыта работы по апробированию технологий по созданию и деятельности детских организаций. В пособии представлена информация по различным аспектам деятельности организатора детского движения, советы и рекомендации по созданию и работе детских общественных организаций школьного и районного/городского уровней.

Пособие предназначено для организаторов детского движения на уровне школы, района, города, детской организации.

 

Ó Оренбургская областная общественная организация

«Федерация пионерских и детских организаций»

 

Ó Пуговкин А.А.

 

 

Уважаемые коллеги!

Предлагаем Вам пособие по организации детского

Движения на уровне школы, района, города.

В пособии представлены материалы по детским организациям,

Основы законодательства ДОО, советы по созданию детских

Общественных организаций, программированию деятельности ДОО,

советы и рекомендации по работе с активом детских организаций.

Обращаем Ваше внимание, что это пособие будет дополнено мультимедийным CD -диском «Аптечка ДиМО», который поступит в каждое образовательное учреждение и каждую детскую общественную организацию Оренбургской области в ноябре 2007 года.

Областной Совет Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций»

 

 

Как быть хорошим организатором.

 

Учиться быть хорошим организатором - это все равно, что учиться какому-нибудь спорту или игре. Вы можете быстро выучить правила и начать играть. Но для того, чтобы стать хорошим игроком, надо потратить много времени. Вы должны знать что-то из теории игры и, кроме того, чувствовать, как вести себя в различных игровых ситуациях по мере их возникновения. И самое главное, вы должны развивать свое умение на практике, в деле.

Невозможно, да и нечестно, пытаться описать роль организатора набором жестких правил. В поведение организатора предполагается гибкость и его способность адаптироваться к потребностям детской организации.

Эталона его роли нет. Многое зависит от самой личности организатора и характера людей, составляющих коллектив (группу). Вы должны использовать адекватные данной ситуации механизмы. Помните, ваши ребята - кладезь знаний и творческих сил. Используя приемы, описанные здесь, вы можете черпать из этого кладезя. И тогда вы вместе сможете преодолеть все преграды, стоящие на вашем пути.

 

Нормативно-правовые аспекты создания

общественного объединения в образовательном учреждении.

Понятие, принципы деятельности

Общественных объединений

 

Сегодня существуют разные подходы к определению понятия «общественное объединение». Авторы данного сборника берут за основу определение общественного объединения, сформулированное в законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 83 - ФЗ.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Понятия «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение» в законе не сформулированы, оговариваются лишь некоторые требования, предъявляемые к членам и участникам детских и молодежных общественных объединений. Согласно статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» «...членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет...», а «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет». Как правило, детскими считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов; молодежными считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан 14-30 лет от общего числа членов.

Общественным также считается объединение, которое:

Ø создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

Ø осуществляет социально-направленную деятельность;

Ø не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

В поле детского общественного движения в настоя­щее время действует более 20 000 объединений, которые охватывают своим влиянием более 5,5 миллионов чело­век и отличаются по количественным параметрам, орга­низационно-правовым формам, масштабам функциони­рования, направленности деятельности.

  

 Число детских общественных объединений в субъек­тах Российской Федерации различно:

- более 2000 объединений насчитывается в Ставро­польском крае (6752 объединения), Ростовской области (4000), Хабаровском крае (2200);

      

- более 1500 - в Нижегородской области (1697);

 

- более 500 - в Курской области (646), Курганской области (527), в

Саратовской области (527), в Республике Саха (Якутии) (511);

 

- более 200 - в Самарской области (415), Иркутской области (389), в    

Республике Бурятия (300), Новосибир­ской области (270), в Чувашской  

Республике (269), во Владимирской области (228), в Республике  

Северная Осе­тия-Алания (210), Пермской области (204), в Республике  

Татарстан (201);

 

- 100 и более - в Тульской области (183), в Республи­ке Алтай (152),    

Республике Коми (139), в Ямало-Ненецком автономном округе (120), в 

Сахалинской области (104), Кемеровской области (100), Челябинской  

области (100);

     

 - более 50 - в Тюменской области (93), Тверской области (80), в 

   Приморском крае (75), в Удмуртской Респуб­лике (64), в Ханты –

   Мансийском автономном округе (60), в Томской области (63), в  

   Алтайском крае (55), в Иванов­ской области (54), в Еврейской  

   автономной области (53), Астраханской, Белгородской, Ульяновской  

   областях (по 51), Воронежской области (50);

  

  - от 10 до 50 - в Омской области (42), в Мурманской области (40), в 

  Архангельской, Калужской областях и Че­ченской Республике (по 36), в  Вологодской области (33), в Рязанской области (31), в Калининградской, Костром­ской, Пензенской областях (по 30), в Краснодарском крае (23), в Республике Марий Эл (27), в Орловской области (25), в Липецкой области (24), в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия (по 16), в Ленинград­ской области (15), в Амурской, Новгородской, Псковской областях (по 14), в Камчатской области (13), в Республи­ке Хакасия (12),  Волгоградской области и Ненецком авто­номном округе (по 11);

   

 - до 10 - в Чукотском автономном округе (9), в Рес­публике Адыгея, Свердловской области (по 8), в Респуб­лике Тыва (7), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (6), в Республике Карелия (5), Республике Дагестан, Республике Мордовия, Кировской области (по 3), в Ингушской Республике, Брянской, Тамбовской, Яро­славской областях (по 2), в Карачаево-Черкесской Рес­публике, Эвенкийском автономном округе, Оренбургской области (по 1).

Федеральный закон «Об общественных объединениях»  устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного закона «... деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной».

 Основные принципы создания и деятельности общественных объединений, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях»:

Ø добровольность: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения; участие молодых людей в деятельности объединения без принуждения и внешнего контроля;

Ø равноправие: все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают;

Ø самоуправление: деятельностью объединения руководят выборные органы; выбор целей деятельности и путей их достижения осуществляется совместно всеми членами объединения;

Ø законность: соответствие деятельности, нравственных ориентиров организации действующему законодательству;

Ø гласность: открытость, публичность деятельности при безусловном учете предложений всех членов объединения.

Исследователи детского и молодежного движения выделяют основные принципы жизнедеятельности общественного объединения:

Ø социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде;

Ø гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности;

Ø демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе;

Ø индивидуализация: учёт и развитие индивидуальности личности, и становление непохожести объединения;

Ø сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами;

Ø гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества;

Ø интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний.

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона:

статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»;

статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»;

статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»;

статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»;

статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания».

Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация.

     Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».

 

ЦЕЛИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть:

· защита права детей на гражданское достоинство,

· защита права детей на труд,

· защита права детей на социальное творчество,

· защита права на свободный выбор занятий,

· защита права на отдых

(Л.С. Навагина)

· реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении,

· психологическая защита,

· воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обес­печивающих успех в самореализации,

· ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценно­стей.

(Г.М. Иващенко)

· включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положе­ния в обществе, «самостроительство гражданского «Я»

(Л.В. Кузнецова)

· соединение условий для социализации и самореализации личности в коллек­тиве и через коллектив.

(Р.В.Соколов)

· изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.

 

ПРИНЦИПЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТ­СКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ:

Ø гармонизация общечеловеческих ценностей,

Ø самореализация ребенком своего «я»,

Ø развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак)

Ø субъектная значимость общественной жизни,

Ø гармонизация взаимоотношений личности и общества,

Ø гуманистическая направленность,

Ø оптимистическая перспектива,

Ø социально-педагогический динамизм,

Ø возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуаль­ных особенностей) (Е.А. Дмитриенко),

Ø демократизация,  гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ:

 

§ социальная - социализация личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества,

§ профориентационная - направленность личности в процессе занятости определенными видами деятельности,

§ гуманистическая - передача знаний, культуры в процессе познавательной деятельности,

§ нравственная - усвоение норм общечеловеческих ценностей, морали, опыта положительного поведения (Т. Г. Калугина).

§  социально-адаптационная,

§  коммуникативно-установочная,

§ Актуализационная,

§ самоопределение, самоутверждение,

§ социально - ориентировочная,

§ социально - корригирующая,

§ диагностико - прогнастическая

     (Е.А. Дмитриенко)

 

  1 группа - функции направленные на консолидацию общества:

коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспита­ния детей и подростков в детских организациях. Способствует развитию различных форм  общения в области «ребенок-ребёнок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество».

регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской  организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполне­ния детьми организаторских и исполнительских, постоянных и времен­ных поручений.

  2  группа - функции социального становления ребенка в организации:

• Функции социальных связей:

1. Социально - адаптационная - предполагает как можно более  

безболез­ненное вхождение детей в мир взрослых.

2. Актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке   

способность к самореализации, самоутверждению и   

самоопределению.

3. Социально - ориентировочная - позволит каждому участнику  

детского движения осуществить свободный выбор (деятельности,    

взглядов).

4. Социально - корректирующая - необходима для нормализации

отноше­ний (ребенок-общество, коррекция личности коллективом,    

коллектива - обществом).

5. Диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, кон­троль, прогнозирование.

6. Организаторская функция - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации, объединении.

7. Воспитательная.

8. Компенсаторная - способствует социальной защите человека.

9. Когнитивно - гностическая - обусловлена спецификой работы организа­ции. В деятельности находят применение усвоенные в школе знания, за­крепляются мировоззренческие позиции, формируются умения анализировать.

3 группа - функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности

• Досуговая:

1. Деятельностный аспект (участие в различных формах досуга)

2. Аспект релаксации (отдых, расслабление, восстановление) (Е.Г. Лукина)     

 

 

ЗАКОНЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - это нравственные ориентиры, которые помогают идейному сплочению организации, росту самосознания ее членов и выступают элементом субкультуры (см. понятие "Субкультура").

Среди категорий этики понятие "Закон" не употребляется, это скорее юридическое, правовое понятие. Тем не менее, оно используется философами в нравственном плане. Так, в "Кратком словаре по этике" в определении моральной нормы мы читаем: "Норма моральная — одна из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны — это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности, с другой —...моральное требование, выраженное в виде нормы, получающее отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей" (Кр. словарь по этике под ред. ОТ. Дробницкого, И.С.Кона, М, Изд. Политической литературы, 1995, с. 274).

Нравственные законы — это моральные нормы, нашедшие воплощение в поступках множества людей и обязательные для каждого человека.

   Выполнение Законов связано с такими нравственными категориями, как долг, совесть, сознание моральной ответственности за свои поступки.

   В отношении детских организаций "Закон" имеет скорее этический, нежели правовой смысл, рассматривается как моральное требование детской организации к своим членам.

   Законы либо формулировались взрослыми и предъявлялись как требования сверху при вступлении в организацию (скауты, пионеры, Юки), либо формулировались самими детьми (Фрунзенская коммуна). Иногда они принимают форму заповедей, обычаев.

   Исследование (Жуков И.Н., Вайсбург А.А., Иванов И.П., Мальцева Э.А.) показало, что нравственные требования к поступкам, поведению, выраженные в законах, заповедях, обычаях появляются во всех детских коллективах, целью которых становится нравственное развитие личности.

   "Законы" обращены к каждому члену организации. Они — свод нравственных требований, программа его воспитания и самовоспитания.

    Педагогическая ценность законов в том, что они ориентируют членов организации, какие качества следует им воспитывать в себе в условиях повседневной жизни.

    Добровольно взятые на себя обязательства, скрепленные "торжественным обещанием", являются могучим нравственным стимулом, и уже одно это дает организации скаутов огромное преимущество и перед школой с ее по преимуществу образовательными задачами, и перед спортивными юношескими организациями с их культом мускульной силы" (кит. по ТИМ N84, стр. 24-25).

   В 20-е годы придавалось большое значение законам юных пионеров. Так, в созданной в 1922 году "Программе занятий в отрядах юных пионеров", которая ставила своей задачей привести в систему содержание пионерской работы, вводилось 3 разряда, устанавливались знания, умения и навыки для каж­дого разряда. Здесь определяли возрастной подход к работе над законами юных пионеров: "На право поступления в отряд нужно иметь общее знакомство с Законами и обычаями юных пионеров. На звание пионеров 3 разряда нужно помнить и исполнять Законы и обычаи юных пионеров. На звание пионера 2 разряда нужно толково объяснять Законы" (Партия, комсомол и детское движение. Сб. М., Изд. "Молодая гвардия", 1928, стр.168).

   В практике деятельности пионерской организации в 20-ые годы накоплен опыт работы по усвоению пионерами законов, созданы отдельные методы и приемы этой работы.

Текст законов пионеров неоднократно изменялся, отражая перемены, которые происходили в общественном сознании, попытки сделать текст всеобъемлющим, приблизить формулировки к возможностям детского восприятия, сделать их привлекательными для детей,

С 1929 по 1931 год шла ежегодная смена законов, и их количество увеличивалось до 10-15. Появилась тенденция к их взрослению, к предъявлению требований, несвойственных детским организациям и задачам, стоящим перед ней. Например, в тексте 1929 года был закон: "Пионер — за рост фабрик и заводов, за технические знания, за трудовую дисциплину".

 В текстах Законов появляются обычаи, такие, как "Пионер — враг грязи и куренья", "Пионер все делает быстро и точно" и другие.

   Политическая направленность сказывается и на содержании законов. Пионер все время с чем-то борется. С кулаками. Против пьянства. С грязью и т.д. А если дружит с детьми других стран, то только с детьми трудящихся.

   Закрепив за собой статус общественно-политического объединения, пионерская организация все меньше соответствует его образу. В частности, полностью отсутствуют созданные самими детьми-членами организации — нормы и правила.

   В 30-е годы пионерская организация все больше подчиняла свою деятельность школе, задачам учебного процесса. Терялась ее специфика, началось копирование содержания и форм внеклассных занятий.

   В этот период ослабляется внимание к Законам юных пионеров, а в 1936 году по аналогии с "Правилами для учащихся" они сменяются "Правилами поведения пионера". Соответственно с этим обязательство выполнять "Правила поведения пионера" включается в текст "Торжественного обещания".

   Новый текст Законов появился в 1958 году. В нем более четко выделены нравственные требования к пионеру. И последний вариант — 1967 год. Законы стали лаконичнее. В них нашли отражение нравственные требования общего характера — патриотизм, интернационализм и др.

   Общими тенденциями можно считать следующие:

· заданность законов сверху, навязывание их детям;

· несоответствие реального поведения детей принятым им на себя обязательствам;

· отстраненность самих детей от участия в разработке законов;

· современный этап развития детского движения свидетельствует о тенденции приближения нравственных норм к опыту конкретных коллективов.

           

По содержательной характеристике параметров детские объединения можно распределить по следующим группам.

 

1. По целям, задачам, направлениям содержания:

§ детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личностного и общественного, индивидуального и коллективного (представлены, прежде всего, объединениями пионерскими или действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);

§ детские объединения социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские);

§ объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей (это группа объединений однопрофильных – «Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.);

§ детские общественные структуры, ориентированные на патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и. др.);

§ объединения культурологической и практической направленности (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, национальных ремесел);

§ объединения, направленные на утверждения здорового образа жизни (спортивные, туристические).

 

2. По организации деятельности (структуре, управлению, самоуправлению, степени стабильности, открытости) детские объединения очень многообразны. С одной стороны, значительное место среди них занимают «малые», временно действующие детские объединения, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. То самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самодеятельности и субъектной позиции детей. С другой стороны, наблюдается тяга детских объединений перерастать в организации-менее демократичные структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными по формам объединениями свободного досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, детскими биржами, в которых дети выступают преимущественно в качестве активных участников (а не членов). Эти объединения, основанные на сотрудничестве детей и взрослых, на увлеченности общим делом, на человеческом взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы.

 

3. Важная характеристика того или иного детского объединения с точки зрения его воспитательной сущности - его взаимосвязь с государственными и общественными структурами. Определяющими здесь являются отношения с детскими государственными образовательными структурами.

Детские общественные объединения (в различных формах) сегодня стали органичным блоком воспитательных систем школ и учреждений дополнительного образования.

Как правило, детские объединения на базе школ подчинены задачам школы, специфике ее системообразующей образовательной деятельности, задачам реализации основного и дополнительного образования, осуществляемого школой. Чаще всего формами детских объединений общественной направленности в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, «парламенты», комитеты и т.д.); клубы по различным направлениям основной образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные объединения по подготовке и проведению традиционных дел школы. Все эти общественные детские структуры - часть системы образования и воспитания школы. Степень их самостоятельности, как правило, ограничена рамками функционирования этой системы и зависит от степени ее демократичности, гуманистичности.

Роль этих детских объединений в определении стиля, характера, направленности воспитательной системы школы, безусловно, позитивна. Через эти структуры преодолевается односторонность образовательного процесса школы, ее замкнутость в окружаемом социуме, меняются позиции детей и взрослых, содержание их взаимоотношений, что способствует «наполнению», расширению воспитательного пространства.

В несколько иной ситуации находятся детские общественные объединения, создаваемые и действующие на базе учреждений дополнительного образования.

В современных условиях система внешкольного воспитания (ее государственные структуры) стала основной базой сохранения воспитательных традиций детского движения.

 

Содержание деятельности ДОО определяется их целями, поэтому нельзя говорить о единообразии в содержании. Оно так же разнообразно, как разнообразны ДОО. Но есть нечто общее, что отличает от других форм организации жизни детей (школы, класса и т.д.). Это общее – социальная, общественно-полезная направленность содержания деятельности.

Источником содержания деятельности ДОО являются потребности и интересы детей.

 

Итак, содержанием деятельности является:

-по С.Т. Шацкому – сама жизнь детей;

-по В. Кабуш – нравственные ценности и необходимость приобщения к ним детей;

-по М.И. Рожкову и А.М. Волхову – социализация ребенка.

 

ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ

Вынося в заголовок предложение "Как создать обществен­ную организацию учащейся молодежи" необходимо ответить на вопрос: "В чем необходимость вовлечения детей, подрост­ков в различные общественные объединения?"

Отвечать на этот вопрос следует с двух позиций: подростка и взрослого и с учетом социально-психологических особеннос­тей развития личности подростка.

В Институте развития личности РАО разработана и реализу­ется концепция воспитания и развития личности подростка, ко­торая строится с учетом следующих психологических оснований:

· повышенная восприимчивость к социальным явлениям;

· потребность в признании, характерная для всех этапов развития человека;

· наличие мотивации на общение и активное взаимодей­ствие в группе;

· готовность к изменениям; потребность в телесных и ду­ховных достижениях;

· потребность человека в самоопределении и развитии.

 

       Воспитание и развитие  личности предполагает решение в числе других следующие задачи:

· повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи;

· формирование гражданской позиции;

· формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству;

· развитие социальных навыков поведения и установок на са­мостоятельное решение  

  социальных проблемных ситуаций и др.

  

 Решение этих психолого-педагогических проблем возмож­но по двум основным взаимосвязанным направлениям:

· обеспечение получения нормативных знаний (школа и другие образовательные учреждения);

· создание нового типа развивающей среды, содействую­щей росту творческого потенциала, формированию готовнос­ти к социальным действиям, специально организованных ус­ловий в рамках детских, подростковых, молодежных объединений.

 

Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть

общественные организации детей, подростков, молодежи.

         

      Участие в работе общественных организаций - это условие со­циализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения жить в социальном пространстве прав и обязаннос­тей, возможность продемонстрировать свою уникальность.

   

Возможности в сфере социализации личности в детской организации частично представлены в таблице:

 

Характеристика общественной организации Влияние на личностное развитие подростка, его социализацию
1.Добровольность вхождения в организацию и выхода из неё Подросток осознанно принимает на себя определенные нормы поведе­ния и учится подчиняться им
2.Добровольность участия в жизнедеятельности организации Формируется способность к само­стоятельному выбору и готовность брать ответственность на себя
3. Относительная независимость детских организация от различ­ных нормативных отношений с государственными структурами Знания и опыт, получаемые в про­цессе работы в организации, мо­гут быть более разнообразными и зачастую опережающими те, что даются в школе  
4. Наличие референтных для ребен­ка групп сверстников и взрослых Формирование способности к реф­лексии, самооценке; создаются ус­ловия для поддержки поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе
5. Возможность достаточно быстрой ротации социальных ролей Возможность повышения самоцели. Возможность получения разносто­роннего социального опыта, фор­мирования готовности к выполне­нию разнообразных социальных функций
6. Наличие условий для детского самоуправления   Получение опыта лидерства, руко­водства. Формирование основ для жизненного самоопределения

 

                                             

                   

 ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ

 ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей- не менее трех физических лиц...». (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)

Создание общественного объединения может идти двумя путями: создание «самостоятельного» объединения или создание объединения, входящего в состав уже действующего (например, первичной организации в составе районной (городской) организации, городской (районной) организации в составе областной организации). Этапы создания объединения и в первом и во втором случае одинаковы, но деятельность на каждом из них будет отличаться.

 Этапы создания общественного объединения:

 1.Создание инициативной группы. Она проводит подготовительную работу по созданию объединения. Инициаторами создания детского и молодежного объединения могут быть дети, молодежь, педагоги, родители.

 2. Предварительная работа инициативной группы на этапе подготовки

учредительного собрания.

 3. Проведение учредительного собрания.

 «Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом». (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)

 4. Планирование работы объединения.

 5. Организация работы руководящего органа.

 6. Регистрация устава в соответствующих органах юстиции (при

принятии такого решения общественным объединением).

      «Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения» (ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)

 

АЛГОРИТМ

ОБРАЗЕЦ

ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАСПОРТ

В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.128 с.)