Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оренбургская областная общественная организацияСтр 1 из 14Следующая ⇒
Оренбургская областная общественная организация «Федерация пионерских и детских организаций»
Рабочая книга организатора детского движения
Оренбург – 2007 год
Автор-составитель: Пуговкин Андрей Анатольевич Редактор: Сачёв Александр Александрович
Рабочая книга организатора детского движения. Информационно-методический сборник. Оренбург: ОООО «Федерация пионерских и детских организаций», 2007 год
Данное информационно-методическое пособие разработано сотрудниками областного Совета Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» на основе теоретических знаний и практических навыков, полученных во время обучения и стажировок, и опыта работы по апробированию технологий по созданию и деятельности детских организаций. В пособии представлена информация по различным аспектам деятельности организатора детского движения, советы и рекомендации по созданию и работе детских общественных организаций школьного и районного/городского уровней. Пособие предназначено для организаторов детского движения на уровне школы, района, города, детской организации.
Ó Оренбургская областная общественная организация «Федерация пионерских и детских организаций»
Ó Пуговкин А.А.
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вам пособие по организации детского Движения на уровне школы, района, города. В пособии представлены материалы по детским организациям, Основы законодательства ДОО, советы по созданию детских Общественных организаций, программированию деятельности ДОО, советы и рекомендации по работе с активом детских организаций. Обращаем Ваше внимание, что это пособие будет дополнено мультимедийным CD -диском «Аптечка ДиМО», который поступит в каждое образовательное учреждение и каждую детскую общественную организацию Оренбургской области в ноябре 2007 года. Областной Совет Оренбургской областной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций»
Как быть хорошим организатором.
Учиться быть хорошим организатором - это все равно, что учиться какому-нибудь спорту или игре. Вы можете быстро выучить правила и начать играть. Но для того, чтобы стать хорошим игроком, надо потратить много времени. Вы должны знать что-то из теории игры и, кроме того, чувствовать, как вести себя в различных игровых ситуациях по мере их возникновения. И самое главное, вы должны развивать свое умение на практике, в деле.
Невозможно, да и нечестно, пытаться описать роль организатора набором жестких правил. В поведение организатора предполагается гибкость и его способность адаптироваться к потребностям детской организации. Эталона его роли нет. Многое зависит от самой личности организатора и характера людей, составляющих коллектив (группу). Вы должны использовать адекватные данной ситуации механизмы. Помните, ваши ребята - кладезь знаний и творческих сил. Используя приемы, описанные здесь, вы можете черпать из этого кладезя. И тогда вы вместе сможете преодолеть все преграды, стоящие на вашем пути.
Нормативно-правовые аспекты создания общественного объединения в образовательном учреждении. Понятие, принципы деятельности Общественных объединений
Сегодня существуют разные подходы к определению понятия «общественное объединение». Авторы данного сборника берут за основу определение общественного объединения, сформулированное в законе Российской Федерации «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 83 - ФЗ. Согласно статье 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения». Понятия «молодежное общественное объединение» и «детское общественное объединение» в законе не сформулированы, оговариваются лишь некоторые требования, предъявляемые к членам и участникам детских и молодежных общественных объединений. Согласно статье 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» «...членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет...», а «членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет». Как правило, детскими считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан до 18 лет от общего числа членов; молодежными считаются общественные объединения, насчитывающие в своем составе не менее 2/3 граждан 14-30 лет от общего числа членов.
Общественным также считается объединение, которое: Ø создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой; Ø осуществляет социально-направленную деятельность; Ø не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения. В поле детского общественного движения в настоящее время действует более 20 000 объединений, которые охватывают своим влиянием более 5,5 миллионов человек и отличаются по количественным параметрам, организационно-правовым формам, масштабам функционирования, направленности деятельности.
Число детских общественных объединений в субъектах Российской Федерации различно: - более 2000 объединений насчитывается в Ставропольском крае (6752 объединения), Ростовской области (4000), Хабаровском крае (2200);
- более 1500 - в Нижегородской области (1697);
- более 500 - в Курской области (646), Курганской области (527), в Саратовской области (527), в Республике Саха (Якутии) (511);
- более 200 - в Самарской области (415), Иркутской области (389), в Республике Бурятия (300), Новосибирской области (270), в Чувашской Республике (269), во Владимирской области (228), в Республике Северная Осетия-Алания (210), Пермской области (204), в Республике Татарстан (201);
- 100 и более - в Тульской области (183), в Республике Алтай (152), Республике Коми (139), в Ямало-Ненецком автономном округе (120), в Сахалинской области (104), Кемеровской области (100), Челябинской области (100);
- более 50 - в Тюменской области (93), Тверской области (80), в Приморском крае (75), в Удмуртской Республике (64), в Ханты – Мансийском автономном округе (60), в Томской области (63), в Алтайском крае (55), в Ивановской области (54), в Еврейской автономной области (53), Астраханской, Белгородской, Ульяновской областях (по 51), Воронежской области (50);
- от 10 до 50 - в Омской области (42), в Мурманской области (40), в Архангельской, Калужской областях и Чеченской Республике (по 36), в Вологодской области (33), в Рязанской области (31), в Калининградской, Костромской, Пензенской областях (по 30), в Краснодарском крае (23), в Республике Марий Эл (27), в Орловской области (25), в Липецкой области (24), в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Калмыкия (по 16), в Ленинградской области (15), в Амурской, Новгородской, Псковской областях (по 14), в Камчатской области (13), в Республике Хакасия (12), Волгоградской области и Ненецком автономном округе (по 11);
- до 10 - в Чукотском автономном округе (9), в Республике Адыгея, Свердловской области (по 8), в Республике Тыва (7), в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (6), в Республике Карелия (5), Республике Дагестан, Республике Мордовия, Кировской области (по 3), в Ингушской Республике, Брянской, Тамбовской, Ярославской областях (по 2), в Карачаево-Черкесской Республике, Эвенкийском автономном округе, Оренбургской области (по 1).
Федеральный закон «Об общественных объединениях» устанавливает основные принципы создания и деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 15 данного закона «... деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной». Основные принципы создания и деятельности общественных объединений, установленных Федеральным законом «Об общественных объединениях»: Ø добровольность: добровольность вхождения и свобода выхода из объединения; участие молодых людей в деятельности объединения без принуждения и внешнего контроля; Ø равноправие: все члены объединения имеют равные права независимо от того, какую должность в общественном объединении они занимают; Ø самоуправление: деятельностью объединения руководят выборные органы; выбор целей деятельности и путей их достижения осуществляется совместно всеми членами объединения; Ø законность: соответствие деятельности, нравственных ориентиров организации действующему законодательству; Ø гласность: открытость, публичность деятельности при безусловном учете предложений всех членов объединения. Исследователи детского и молодежного движения выделяют основные принципы жизнедеятельности общественного объединения: Ø социализация: непрерывность и открытость освоения ребенком социального опыта, включение объединения в широкие социальные связи, определение своего места в социальной среде; Ø гуманизация: признание личности и самого объединения как самоценности; Ø демократизация: личности гарантируется осуществление ее прав и ответственности в деятельности объединения; реализация прав и обязанностей объединения в государстве и обществе; Ø индивидуализация: учёт и развитие индивидуальности личности, и становление непохожести объединения;
Ø сотрудничество: субъект-субъектные отношения в объединении и такая же форма взаимодействия объединения с государственными и общественными структурами; Ø гармонизация: согласованность интересов личности, объединения и общества; Ø интеграция: объединение и использование творческих потенциалов всех членов общественного объединения и благоприятных «внешних» воспитательных влияний. ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Статья 7 Федерального закона «Об общественных объединениях» гласит, что «общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности». Раскрываются понятия организационно-правовых форм в следующих статьях закона: статья 8: «общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан»; статья 9: «общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения»; статья 10: «общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещенных законом поступлений, и использовании данного имущества на общественно полезные цели»; статья 11: «общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения»; статья 12: «органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания». Как показывает практика создания общественных объединений, наиболее часто встречающейся формой объединений, созданных в образовательных учреждениях, является общественная организация. Статьей 13 закона устанавливается возможность общественных объединений создавать союзы (ассоциации): «общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации».
ЦЕЛИ ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Целями детской организации, по мнению разных авторов, могут быть: · защита права детей на гражданское достоинство, · защита права детей на труд, · защита права детей на социальное творчество, · защита права на свободный выбор занятий, · защита права на отдых (Л.С. Навагина) · реализация естественных потребностей детей и подростков в деятельности, познании, общении, самоутверждении, · психологическая защита, · воспитание навыков коллективного взаимодействия, развитие умений, обеспечивающих успех в самореализации, · ориентация детей в системе социальных, нравственных, политических ценностей. (Г.М. Иващенко) · включение детей и подростков в жизнь общества, изменение своего положения в обществе, «самостроительство гражданского «Я» (Л.В. Кузнецова) · соединение условий для социализации и самореализации личности в коллективе и через коллектив. (Р.В.Соколов) · изменение самого себя, своего отношения к государству и обществу, своего статуса в нем.
ПРИНЦИПЫ, ЗАЛОЖЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ: Ø гармонизация общечеловеческих ценностей, Ø самореализация ребенком своего «я», Ø развитие во взаимодействии с окружающим миром (Р.А. Литвак) Ø субъектная значимость общественной жизни, Ø гармонизация взаимоотношений личности и общества, Ø гуманистическая направленность, Ø оптимистическая перспектива, Ø социально-педагогический динамизм, Ø возрастная ориентация и индивидуализация, (учет возрастных и индивидуальных особенностей) (Е.А. Дмитриенко), Ø демократизация, гуманизация, сотрудничество, дефферентация, индивидуализация, самодеятельность (Т. Г. Калугина).
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО ОБЪДИНЕНИЯ:
§ социальная - социализация личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, § профориентационная - направленность личности в процессе занятости определенными видами деятельности, § гуманистическая - передача знаний, культуры в процессе познавательной деятельности, § нравственная - усвоение норм общечеловеческих ценностей, морали, опыта положительного поведения (Т. Г. Калугина). § социально-адаптационная, § коммуникативно-установочная, § Актуализационная, § самоопределение, самоутверждение, § социально - ориентировочная, § социально - корригирующая, § диагностико - прогнастическая (Е.А. Дмитриенко)
1 группа - функции направленные на консолидацию общества: • коммуникативная - реализуется на основе идей коллективного воспитания детей и подростков в детских организациях. Способствует развитию различных форм общения в области «ребенок-ребёнок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество». • регулятивная - проявляется в связи с позицией ребенка - члена детской организации, регуляции отношений между людьми в процессе выполнения детьми организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений. 2 группа - функции социального становления ребенка в организации: • Функции социальных связей: 1. Социально - адаптационная - предполагает как можно более безболезненное вхождение детей в мир взрослых. 2. Актуализационная - призвана пробудить в каждом ребенке способность к самореализации, самоутверждению и самоопределению. 3. Социально - ориентировочная - позволит каждому участнику детского движения осуществить свободный выбор (деятельности, взглядов). 4. Социально - корректирующая - необходима для нормализации отношений (ребенок-общество, коррекция личности коллективом, коллектива - обществом). 5. Диагностико-прогностическая - предполагает диагностирование, контроль, прогнозирование. 6. Организаторская функция - способствует реализации организаторских и творческих способностей ребенка в организации, объединении. 7. Воспитательная. 8. Компенсаторная - способствует социальной защите человека. 9. Когнитивно - гностическая - обусловлена спецификой работы организации. В деятельности находят применение усвоенные в школе знания, закрепляются мировоззренческие позиции, формируются умения анализировать. 3 группа - функции реализации интересов и удовлетворения потребностей каждой отдельной личности • Досуговая: 1. Деятельностный аспект (участие в различных формах досуга) 2. Аспект релаксации (отдых, расслабление, восстановление) (Е.Г. Лукина)
ЗАКОНЫ ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ - это нравственные ориентиры, которые помогают идейному сплочению организации, росту самосознания ее членов и выступают элементом субкультуры (см. понятие "Субкультура"). Среди категорий этики понятие "Закон" не употребляется, это скорее юридическое, правовое понятие. Тем не менее, оно используется философами в нравственном плане. Так, в "Кратком словаре по этике" в определении моральной нормы мы читаем: "Норма моральная — одна из наиболее простых форм нравственного требования. С одной стороны — это норма поведения, обычай, постоянно воспроизводимый в однотипных поступках множества людей как нравственный закон, обязательный для каждого человека в отдельности, с другой —...моральное требование, выраженное в виде нормы, получающее отражение и в моральном сознании в виде соответствующих правил, заповедей" (Кр. словарь по этике под ред. ОТ. Дробницкого, И.С.Кона, М, Изд. Политической литературы, 1995, с. 274). Нравственные законы — это моральные нормы, нашедшие воплощение в поступках множества людей и обязательные для каждого человека. Выполнение Законов связано с такими нравственными категориями, как долг, совесть, сознание моральной ответственности за свои поступки. В отношении детских организаций "Закон" имеет скорее этический, нежели правовой смысл, рассматривается как моральное требование детской организации к своим членам. Законы либо формулировались взрослыми и предъявлялись как требования сверху при вступлении в организацию (скауты, пионеры, Юки), либо формулировались самими детьми (Фрунзенская коммуна). Иногда они принимают форму заповедей, обычаев. Исследование (Жуков И.Н., Вайсбург А.А., Иванов И.П., Мальцева Э.А.) показало, что нравственные требования к поступкам, поведению, выраженные в законах, заповедях, обычаях появляются во всех детских коллективах, целью которых становится нравственное развитие личности. "Законы" обращены к каждому члену организации. Они — свод нравственных требований, программа его воспитания и самовоспитания. Педагогическая ценность законов в том, что они ориентируют членов организации, какие качества следует им воспитывать в себе в условиях повседневной жизни. Добровольно взятые на себя обязательства, скрепленные "торжественным обещанием", являются могучим нравственным стимулом, и уже одно это дает организации скаутов огромное преимущество и перед школой с ее по преимуществу образовательными задачами, и перед спортивными юношескими организациями с их культом мускульной силы" (кит. по ТИМ N84, стр. 24-25). В 20-е годы придавалось большое значение законам юных пионеров. Так, в созданной в 1922 году "Программе занятий в отрядах юных пионеров", которая ставила своей задачей привести в систему содержание пионерской работы, вводилось 3 разряда, устанавливались знания, умения и навыки для каждого разряда. Здесь определяли возрастной подход к работе над законами юных пионеров: "На право поступления в отряд нужно иметь общее знакомство с Законами и обычаями юных пионеров. На звание пионеров 3 разряда нужно помнить и исполнять Законы и обычаи юных пионеров. На звание пионера 2 разряда нужно толково объяснять Законы" (Партия, комсомол и детское движение. Сб. М., Изд. "Молодая гвардия", 1928, стр.168). В практике деятельности пионерской организации в 20-ые годы накоплен опыт работы по усвоению пионерами законов, созданы отдельные методы и приемы этой работы. Текст законов пионеров неоднократно изменялся, отражая перемены, которые происходили в общественном сознании, попытки сделать текст всеобъемлющим, приблизить формулировки к возможностям детского восприятия, сделать их привлекательными для детей, С 1929 по 1931 год шла ежегодная смена законов, и их количество увеличивалось до 10-15. Появилась тенденция к их взрослению, к предъявлению требований, несвойственных детским организациям и задачам, стоящим перед ней. Например, в тексте 1929 года был закон: "Пионер — за рост фабрик и заводов, за технические знания, за трудовую дисциплину". В текстах Законов появляются обычаи, такие, как "Пионер — враг грязи и куренья", "Пионер все делает быстро и точно" и другие. Политическая направленность сказывается и на содержании законов. Пионер все время с чем-то борется. С кулаками. Против пьянства. С грязью и т.д. А если дружит с детьми других стран, то только с детьми трудящихся. Закрепив за собой статус общественно-политического объединения, пионерская организация все меньше соответствует его образу. В частности, полностью отсутствуют созданные самими детьми-членами организации — нормы и правила. В 30-е годы пионерская организация все больше подчиняла свою деятельность школе, задачам учебного процесса. Терялась ее специфика, началось копирование содержания и форм внеклассных занятий. В этот период ослабляется внимание к Законам юных пионеров, а в 1936 году по аналогии с "Правилами для учащихся" они сменяются "Правилами поведения пионера". Соответственно с этим обязательство выполнять "Правила поведения пионера" включается в текст "Торжественного обещания". Новый текст Законов появился в 1958 году. В нем более четко выделены нравственные требования к пионеру. И последний вариант — 1967 год. Законы стали лаконичнее. В них нашли отражение нравственные требования общего характера — патриотизм, интернационализм и др. Общими тенденциями можно считать следующие: · заданность законов сверху, навязывание их детям; · несоответствие реального поведения детей принятым им на себя обязательствам; · отстраненность самих детей от участия в разработке законов; · современный этап развития детского движения свидетельствует о тенденции приближения нравственных норм к опыту конкретных коллективов.
По содержательной характеристике параметров детские объединения можно распределить по следующим группам.
1. По целям, задачам, направлениям содержания: § детские объединения, ориентированные на социализацию личности ребенка, его гражданское становление, гармонизацию личностного и общественного, индивидуального и коллективного (представлены, прежде всего, объединениями пионерскими или действующими на основе опыта и традиций пионерской организации); § детские объединения социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские); § объединения, направленные на начальную профессиональную подготовку детей (это группа объединений однопрофильных – «Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т.д.); § детские общественные структуры, ориентированные на патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и. др.); § объединения культурологической и практической направленности (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, национальных ремесел); § объединения, направленные на утверждения здорового образа жизни (спортивные, туристические).
2. По организации деятельности (структуре, управлению, самоуправлению, степени стабильности, открытости) детские объединения очень многообразны. С одной стороны, значительное место среди них занимают «малые», временно действующие детские объединения, создаваемые по инициативе детей и их взрослых лидеров для конкретной цели и деятельности. То самоуправляемые, самоорганизующиеся структуры с высоким уровнем самодеятельности и субъектной позиции детей. С другой стороны, наблюдается тяга детских объединений перерастать в организации-менее демократичные структуры со строго определенными правами и обязанностями членов, жесткой иерархией управления, возрастными ограничениями, подражанием взрослым государственным структурам. «Золотая середина» представлена многочисленными по формам объединениями свободного досугового характера, доступными для каждого ребенка: самодеятельными клубами, студиями, союзами, содружествами, лигами, детскими биржами, в которых дети выступают преимущественно в качестве активных участников (а не членов). Эти объединения, основанные на сотрудничестве детей и взрослых, на увлеченности общим делом, на человеческом взаимопонимании, уважении, доверии. Это подлинные «оазисы» детской жизнедеятельности, относительно самостоятельные мини-воспитательные системы.
3. Важная характеристика того или иного детского объединения с точки зрения его воспитательной сущности - его взаимосвязь с государственными и общественными структурами. Определяющими здесь являются отношения с детскими государственными образовательными структурами. Детские общественные объединения (в различных формах) сегодня стали органичным блоком воспитательных систем школ и учреждений дополнительного образования. Как правило, детские объединения на базе школ подчинены задачам школы, специфике ее системообразующей образовательной деятельности, задачам реализации основного и дополнительного образования, осуществляемого школой. Чаще всего формами детских объединений общественной направленности в школах выступают органы детского самоуправления (советы, штабы, «парламенты», комитеты и т.д.); клубы по различным направлениям основной образовательной деятельности (в рамках государственных стандартов, региональных и школьных компонентов учебного плана), временные объединения по подготовке и проведению традиционных дел школы. Все эти общественные детские структуры - часть системы образования и воспитания школы. Степень их самостоятельности, как правило, ограничена рамками функционирования этой системы и зависит от степени ее демократичности, гуманистичности. Роль этих детских объединений в определении стиля, характера, направленности воспитательной системы школы, безусловно, позитивна. Через эти структуры преодолевается односторонность образовательного процесса школы, ее замкнутость в окружаемом социуме, меняются позиции детей и взрослых, содержание их взаимоотношений, что способствует «наполнению», расширению воспитательного пространства. В несколько иной ситуации находятся детские общественные объединения, создаваемые и действующие на базе учреждений дополнительного образования. В современных условиях система внешкольного воспитания (ее государственные структуры) стала основной базой сохранения воспитательных традиций детского движения.
Содержание деятельности ДОО определяется их целями, поэтому нельзя говорить о единообразии в содержании. Оно так же разнообразно, как разнообразны ДОО. Но есть нечто общее, что отличает от других форм организации жизни детей (школы, класса и т.д.). Это общее – социальная, общественно-полезная направленность содержания деятельности. Источником содержания деятельности ДОО являются потребности и интересы детей.
Итак, содержанием деятельности является: -по С.Т. Шацкому – сама жизнь детей; -по В. Кабуш – нравственные ценности и необходимость приобщения к ним детей; -по М.И. Рожкову и А.М. Волхову – социализация ребенка.
ПОДРОСТКОВ, МОЛОДЕЖИ Вынося в заголовок предложение "Как создать общественную организацию учащейся молодежи" необходимо ответить на вопрос: "В чем необходимость вовлечения детей, подростков в различные общественные объединения?" Отвечать на этот вопрос следует с двух позиций: подростка и взрослого и с учетом социально-психологических особенностей развития личности подростка. В Институте развития личности РАО разработана и реализуется концепция воспитания и развития личности подростка, которая строится с учетом следующих психологических оснований: · повышенная восприимчивость к социальным явлениям; · потребность в признании, характерная для всех этапов развития человека; · наличие мотивации на общение и активное взаимодействие в группе; · готовность к изменениям; потребность в телесных и духовных достижениях; · потребность человека в самоопределении и развитии.
Воспитание и развитие личности предполагает решение в числе других следующие задачи: · повышение социальной компетенции детей, подростков, молодежи; · формирование гражданской позиции; · формирование ценностного отношения к себе, другим, природе, человечеству; · развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций и др.
Решение этих психолого-педагогических проблем возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям: · обеспечение получения нормативных знаний (школа и другие образовательные учреждения); · создание нового типа развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала, формированию готовности к социальным действиям, специально организованных условий в рамках детских, подростковых, молодежных объединений.
Отсюда и вытекает та важная роль, которую могут играть общественные организации детей, подростков, молодежи.
Участие в работе общественных организаций - это условие социализации в разных сферах жизнедеятельности: это способ научения жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать свою уникальность.
Возможности в сфере социализации личности в детской организации частично представлены в таблице:
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей- не менее трех физических лиц...». (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».) Создание общественного объединения может идти двумя путями: создание «самостоятельного» объединения или создание объединения, входящего в состав уже действующего (например, первичной организации в составе районной (городской) организации, городской (районной) организации в составе областной организации). Этапы создания объединения и в первом и во втором случае одинаковы, но деятельность на каждом из них будет отличаться. Этапы создания общественного объединения: 1.Создание инициативной группы. Она проводит подготовительную работу по созданию объединения. Инициаторами создания детского и молодежного объединения могут быть дети, молодежь, педагоги, родители. 2. Предварительная работа инициативной группы на этапе подготовки учредительного собрания. 3. Проведение учредительного собрания. «Решение о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом». (Ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».) 4. Планирование работы объединения. 5. Организация работы руководящего органа. 6. Регистрация устава в соответствующих органах юстиции (при принятии такого решения общественным объединением). «Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения» (ст. 18 Федерального закона «Об общественных объединениях».)
АЛГОРИТМ ОБРАЗЕЦ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАСПОРТ В ДЕТСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.128 с.) |