Уточнение и расширение объема зрительной памяти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.



1 Игра «Чего не стало?»

2. Запомнить буквы, фигуры, а затем выбрать их среди других.

3. «Что изменилось?» и т.д.

При полной зеркальности время и объем работы увеличивается. Вводятся следующие дополнения: 1.усиливается работа по опоре на правую руку. 2.обращается особое внимание на пространственную ориентацию буквы. 3. сравниваются и анализируются правильное и зеркальное написание букв. 4. ребенка специально обучают медленному передвижению руки слева – направо при письме

 

11. Организация и методы обследования устной и письменной речи учащихся.

В начале года логопед проводит обследование устной и письменной речи учащихся, заполняет речевую карту и оформляет профили. Завершает систему мониторинга аналитическая справка, содержащая сведения о состоянии устной и (или) письменной речи детей. Данная справка составляется, так же как и осуществление системы мониторинга, 2-3 раза в год. Содержание данного документа формируется в зависимости от того, на каком этапе коррекции проводится исследование (на начало коррекционной работы, в ходе коррекционной работы, на конец коррекционной работы).

Таким образом, данный документ является статистическим отчетом о результатах проведенного исследования (на начало года), частично о результатах коррекционной работы и направлениях последующей работы (в промежуточном обследовании) или результатах коррекционной работы (в конце учебного года).

Названные классификации при различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматривают с разных точек зрения, но они не столько противоречат одна другой, сколько дополняют друг друга, так как ориентированы на решение разных задач единого, но многоаспектного процесса логопедического воздействия.

Познавательная активность как качество учебно-познавательной деятельности младшего школьника является неотъемлемой ее характеристикой, а поиск путей повышения активности школьников в учении выступает как важная задача педагогической науки и практики.

Данная методика представляет собой экспресс-диагностику актуального уровня развития устной и письменной речи детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ (приложение 1). Технология обследования учитывает ведущие принципы анализа речевых нарушений: развития, системности, взаимосвязи с другими сторонами психической деятельности ребенка, онтогенетического принципа, принципов доступности, поэтапности, учета ведущей деятельности возраста, принцип качественного и количественного анализа данных и др.

Особенности методики:

полнота обследования при незначительных затратах времени;

доступность и простота применения;

использование письменных тестов;

соотнесение лексического и грамматического материала с возрастными нормами речи;

наличие однородных заданий для исключения влияния случайных причин.

Методика включает в себя инструкции для проведения диагностики речи детей, стимульный материал (картинные приложения и письменные тестовые задания), карту обследования речи детей младшего школьного возраста с графиками для составления речевых профилей.

Существует целый ряд методик диагностики письменной речи. Перед тем, как перечислить основные задания, хочу напомнить, что во время обследования логопед должен обратить внимание на характер процесса письма: записывает ли ребёнок предъявляемое слово сразу или проговаривает его несколько раз, подбирает нужный звук и соответствующую букву, какие испытывает при этом трудности и т.п. Обследование письма может проводиться как коллективно, так и индивидуально. По ходу чтения не следует делать исправлений и замечаний. Итак, обследование письма включает в себя:

Списывание: а) с рукописного текста; б) с печатного текста;

в) осложнённое заданиями логического или грамматического характера (например, в предложении, рассказывающем о птицах, подчеркни слово, состоящее из 3-х слогов).

Слуховой диктант. Кроме обычного проведения диктанта со зрительным самоконтролем (предложен Садовниковой) такой вид диктанта отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма.

Самостоятельное письмо. Сюда относятся задания типа: - дать подписи к предметным картинкам (слова); - дать подписи к сюжетным картинкам (предложения); - написание изложения либо сочинения. Учащимся 1-го класса предлагается запись строчных и прописных букв под диктовку, позднее - запись слогов (различной структуры) и слов (также различной структуры).

Акустическая дисграфия сопряжена с недостаточностью фонематического слуха, при которой страдает дифференциация фонем, нарушается установление правильных звукобуквенных соответствий. При этом виде дисграфии у детей отмечается также неполноценность операций звукового анализа и синтеза, вследствие чего в письме детей с акустической дисграфией помимо смешений букв, соответствующих акустически близким звукам, наблюдаются пропуски и перестановки букв.

Для того, чтобы проанализировать дисграфию, можно ученикам предложить выполнить следующее упражнение (приложение 2). Дисграфия сопровождается стойкими ошибками в виде смешения букв, соответствующих оппозиционным согласным, близким по акустико-артикуляторным признакам. В письме детей возможны и пропуски букв. Устная речь не нарушена.

В основе этого вида дисграфии, по данным А.Н. Корнева, лежит несовершенство фонематических представлений, слабая сформированность фонематического анализа, что отрицательно сказывается на избирательности фонемно-графемного выбора. Клиническая симптоматика проявляется в низкой умственной работоспособности, трудности концентрации и распределения внимания. Интеллектуальное развитие детей колеблется в пределах от нижней границы нормы до пограничной умственной отсталости. Вербально-логические способности страдают в значительно большей степени, чем невербальные. Из предпосылок интеллекта наиболее несовершенны сукцессивные функции, обеспечивающие различение, запоминание и воспроизведение временных последовательностей стимулов, действий или символов.

 

Письменная речь младших школьников лучше всего актуализируется и функционирует в условиях словесного творчества (сочинение сказок и историй). Ситуация диалога порождает внутреннюю мотивацию усвоения действий и операций письменной речи, учащийся стремится совершенствовать сочинения как по содержанию, так и по форме. Обследование речи имеет огромное значение в логопедической практике. Тщательная и качественная диагностика способствует адекватной оценке структуры дефекта и степени выраженности нарушений, постановке правильного логопедического заключения, адекватному выбору методики коррекционной работы.

Педагогическая диагностика призвана: во-первых, оптимизировать процесс обучения; во-вторых, определить результаты обучения, поле прогноза; в-третьих, свести к минимуму диагностические ошибки.

Познавательная активность как качество учебно-познавательной деятельности младшего школьника является неотъемлемой ее характеристикой, а поиск путей повышения активности школьников в учении выступает как важная задача педагогической науки и практики.

Таким образом, профилактика нарушений письменной речи должна осуществляться силами учителей младших классов, логопедами, психологами, родителями уже на первом году обучения по следующим направлениям:

Овладение навыками чтения и письма в соответствии с требованиями программы, приобретение определенного объема знаний по циклу предметов родного языка.

Расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование познавательных интересов.

Развитие внимания, памяти, сукцессивных функций.

Формирование учебной направленности, ответственного отношения к учебе, высокие общественные мотивы учения.

 

12. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.

ФФНР -нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем

Основные направления работы: 1) постановка отсутствующих и неправильно произносимых звуков.

2) введение поставленных звуков в речь

У школьников с ФФНР возникают трудности в овладении звуковым анализом синтезом слова, а как результат — неуспеваемость по письму.

Характер ошибок, связанных с неправильным произношением и нарушением фонематического восприятия, у учащихся разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных, пропуски слогов и частей слова, перестановки, добавления, раздельное написание частей слова.

Правомерно рассматривать у учащихся младшего школьного возраста нарушение произношения и восприятия звуков как фонетико-фонематическое недоразвитие лишь до момента овладения грамотой, т. е. в течение 1 полугодия нулевого или 1 класса. Далее следует квалифицировать этот вид речевой недостаточности как нарушение письма и чтения, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием.

Система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в условиях школьного логопедического пункта предусматривает единство основных направлений в работе:

1) постановку отсутствующих и неправильно произносимых звуков;

2) введение поставленных звуков в речь;

3) развитие навыков анализа и синтеза звуковогосостава слов (Н. А. Никашина. Л. В. Ястребова).

Постановка звуков проводится общепринятыми в логопедии методами. При этом большое внимание уделяется сознательному закреплению артикуляции звука, что имеет большое значение в развитии аналитико-синтетической деятельности учащихся. Поставленные звуки вводятся в самостоятельную речь. Чтобы лучше отдифференцировать смешиваемые звуки внутри одной группы и создать более прочные связи между слуховыми и артикуляционным образом, необходимо сначала научить детей произносить, и различать каждый звук в пределах одной фонетической группы. Упражнения подбираются так, чтобы последовательно отрабатывался каждый смешиваемый звук.

Работа ведется над несколькими звуками из разных групп (например, ш, р). Упражнения в правильном произношении и различении звуков сочетаются с обучением выделению звуков в словах, определении их последовательности. При этом создается определенная основа для более глубокой работы по анализу и синтезу звукобуквенного состава слов.

Проводится направленная работа по выработке прочных связей между звуками и буквами. Систематическое использование серий упражнений для выработки умений соотносить определенную артикуляцию с соответствующим звучанием и затем акустико-артикуляционный образ звука с буквой предупреждает ошибки на замены сходных букв на письме.

Рациональной и эффективной формой оказания помощи этим детям является включение элементов логопедической работы в учебный процесс.

 

 

13. Коррекция общего недоразвития речи у младших школьников.

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР – одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. Дети с недоразвитием речи страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Учащиеся испытывают трудности в выделении звуковых, морфологических и синтаксических элементов речи и тем более в сознательном пользовании ими в своей речевой практике. Также наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля.

Коррекция ОНР у младших школьников направлена на:

 

- устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом по родному языку;

 - коррекционно-воспитательное воздействие, а именно воспитание мотивации учебной деятельности, формирование наблюдательности, самоконтроля, целенаправленности, организованности.

Коррекционная логопедическая работа с младшими школьниками с ОНР имеет следующие этапы:

1. Нормализация звуковой стороны речи.

2. Формирование фонематического восприятия.

3. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

4. Формирование слоговой структуры слова.

5. Формирование навыков чтения.

6. Формирование лексико-грамматического строя речи: - практическое овладение грамматическими категориями имени существительного, прилагательного, глагола, причастий, наречий;

-практическое овладение навыком пользования предлогами;

 - уточнение и расширение лексического запаса слов, навыка словообразования;

- родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слов.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

 4. Дифференциация слогов. 5. Дифференциация фонем.

6. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

В логопедической работе по развитию фонематического анализа и синтеза имеется определенная последовательность:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

Например: определить, есть ли звук [б] в словах: бык, лампа, батон, лобик, палка. 2. Вычленение звука из начала и конца слова. При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук; определить место звука в слове, например, какой первый звук в слове сыр? Последний звук в слове малыш? Место звука [р] в слове «марка» (в начале, середине или конце слова).

3. Вычленение первого ударного гласного из слова, например: определить первый звук в словах Оля, ослик.

4. Вычленение первого согласного из слова, например: подобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука. 5. Определение конечного согласного в слове.

6. Определение последовательности звуков в слове.

Формирование функций фонематического анализа проходит три ступени:

1. Формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства.

 2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане.

3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Для формирования и развития навыка элементарного звукового анализа применяю упражнения:

1. Отхлопывание слов разной сложности, назвать их количество.

2. Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции.

3. По беззвучной артикуляции определить последний звук.

4. Определить место звука в слове - начало, середина, конец.

5. Определение количества звуков в слове. Берутся слова, у которых количество звуков и букв равно.

6. Определение последовательности звуков в слове, используя акцентированное проговаривание.

7. Выделение гласных из слога, слова.

Цель: устранить и предупредить пропуски и добавления гласных.

 8. Дифференциация гласных и согласных.

9. Составление графических схем слова.

10. Звуковой анализ по Гальперину. Формируем анализ: - с опорой на средства и действия; - в речевом плане - громко; затем тихо - перевод в план умственных операций;

в умственном плане: схемы выкладываются самостоятельно. Формирование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Последовательность работы:Выделение гласного звука из ряда других звуков:

1. Выделение гласного ударного звука из ряда звуков: АУ, УА…

2. Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, Э, Ы, И.

3. Определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков: АОУ, ОУИ и т. д.

4. Определение места звука в ряду гласных звуков (в начале, в середине, в конце).

5. Определение первого звука в ряду гласных звуков.

6. Определение последнего звука в ряду гласных звуков.

7. Определение последовательности звуков в ряду гласных звуков.

8. Определение количества звуков в ряду.

Выделение согласного звука из слога: 1. Фонематический анализ закрытого слога типа АП, ОХ, УС.

2. Фонематический анализ открытого слога типа ПА, ХО, СУ.

3. Фонематический анализ закрытых и открытых слогов с одинаковыми гласными и согласными.

4. Воспроизведение слогового ряда.

5. Преобразование слогов путем изменения одного звука.

Фонематический анализ слова: 1. Выделение последнего согласного звука в слове.

2. Выделение первого звука в слове.

3. Выделение гласного звука из слов типа МАК, ПУХ, СЫН. 4. Выделение ударного гласного звука после согласного.

 

Формирование лексико-грамматического строя речи: упражнения по формированию лексического запаса и грамматического строя языка вырабатывают у детей практический навык использования различных частей речи. Лексический материал для этих упражнений подбирается к основной теме, т.е. к изучаемому звуку и букве или к их дифференциации. Упражнения носят характер наблюдения, сравнения, в результате чего дети учатся наблюдать, сравнивать, осмыслять и вводить изучаемые конструкции в собственную речь.

Формирование связной речи: особенное внимание нужно обратить на этап формирования связной речи. Связная речь должна характеризоваться развернутостью, произвольностью, логичностью, программированностью (планируется не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяется замысел, объем и характер высказывания, подбирается языковой материал). Связная речь требует от говорящего широкого охвата действительности, подробного ее восприятия, что возможно только при достаточно высоком умственном и речевом развитии. Все данные процессы несформированы или частично отсутствуют у учащихся с ОНР.

Организация обучения детей с недоразвитием связной речи направлена на формирование умений:

- планировать собственное высказывание;

- самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации;

-самостоятельно определять как содержание своего высказывания, так и наиболее уместные для него языковые средства. Чтобы достичь этих целей нужно:

 - создать на каждом логопедическом занятии ситуацию речевого общения;

- побудить учащихся высказывать собственное отношение к тому или иному факту, событию, явлению; - добиться использования усвоенного речевого материала;

 - направить внимание учащихся на содержание высказываний;

- предусмотреть формирование различных видов связной речи (сообщение, описание, повествование, рассуждение и т.д.).

Наиболее продуктивными обучающими приемами являются:

- составление рассказа по серии картинок;

 - соотнесение данных вразбивку предложений с определенными картинками серии;

- составление начала или конца повествования;

- составление повествования по ключевым словам, по вопросам, по аналогии с изменением последовательности действия как с опорой на картинку, так и без нее и т.д.

На логопедических занятиях нужно постоянно привлекать внимание детей к их собственной речи в процессе формулирования заданий, выводов, доказательств, обобщений, рассуждений и т.д. У учащихся формируются также контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. На занятиях используются специальные упражнения, в ходе выполнения которых учащимся приходилось бы производить анализ содержания прочитанного материала, располагать его в логической последовательности.

Ведущими приемами являются:

 - деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов,

 - составление плана пересказа, изложения.

 Обучая детей с речевым недоразвитием языку, на логопедических занятиях прежде всего обеспечивается его практическое усвоение.

2. Коррекционно-развивающая работа над неречевыми процессами младших школьников с ОНР

Для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:

- нарушены внимание и память;

 - нарушены пальцевая и артикуляционная моторика;

- недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.

Эти отклонения у таких детей проявляются в следующем:

- неустойчивое внимание;

- низко развиты способности к переключению;

- недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

- незаконченное развитие словесно-логического мышления;

- слабая способность к запоминанию;

- невысокий уровень развития самоконтроля.

В результате у детей наблюдается недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Это выражается в трудностях формирования учебных умений: планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование собственной деятельности; умение работать в определенном темпе. Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями специалистов Института физиологии детей и подростков АПН РФ. Они установили, что если движения пальцев не соответствуют возрасту, то и речь не соответствует возрастным нормам. У таких детей пальчики малоподвижны, их движения недостаточны или несогласованны. Учитывая эти особенности развития психической деятельности, на каждом логопедическом занятии наряду с развитием речи ставятся цели учить детей правильно логически мыслить, сравнивать и обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и пальцевую моторику, зрительную и слуховую память и внимание. Нижеприведенные упражнения проводятся как часть логопедического занятия в виде игр, подчиненных их основной теме. Они не продолжительны, проводятся в спокойном темпе, с элементами соревнования, в красочном оформлении, с активным речевым участием всех детей. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (например, ряда предметных картинок, изображающих фрукты, животных и т.п.), а также графических знаков. Такие



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.87.138 (0.068 с.)