Технология формирования речевого дыхания при заикании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология формирования речевого дыхания при заикании



 

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Можно положить ладонь одной руки ребёнка на область диафрагмы и обратить внимание на движения передней стенки живота при естественном вдохе и выдохе.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приёмы. При этом в работе с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие методические указания:

1. Дыхательные упражнения организуются без фиксации внимания ребёнка на процессе вдоха (исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, рассматриваемая нами ниже).

2. Дыхательные упражнения организуются в виде игры таким образом, чтобы ребёнок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Не нужно производить слишком большой вдох, т.к. чрезмерное наполнение лёгких воздухом создаёт излишнее напряжение дыхательных мышц.

4. Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «вперед» с обхватом грудной клетки, или из положения «вверху» движутся вниз.

Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

5. Большинство упражнений включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребёнка обратную биологическую связь.

Тренировка речевого дыхания также начинается в положении лёжа на спине. После того как натренировано движение диафрагмы в положении лёжа, надо повторить то же упражнение в положении стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лёжа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объём грудной клетки. Дети встают перед большим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными движениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

В.И. Селивёрстов (1987) предлагает много различных приёмов, направленных на формирование диафрагмального выдоха. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова рекомендуют тренировать длительность и силу выдоха в различных упражнениях. Например:

1) Выдох под мысленный счёт (вдох на счёт 1 – 3, выдох: 4 –8 до 15).

2) Произнесение на выдох щелевых звуков (с, ш, ф), контролируя длительность выдоха секундомером.

3) «Прокатить выдохом» воображаемый ватный шарик по длине всей руки.

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны, повороты туловища и др.)

Второй этап

Формирование длительного фонационного выдоха

Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха начинается с длительного звучания гласных. После того как дети освоят длительное произнесение одного гласного на выдохе, предлагается произнести слитно сочетание из двух гласных на одном выдохе: А________О____________. Постепенно наращивается количество гласных звуков, произносимых на одном выдохе в следующем порядке: А-О-У-И. Это так называемый «эталон гласных звуков». Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова отмечают, что данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима. Диафрагмальный вдох и выдох во время выполнения этих упражнений ребёнок может контролировать ладонью, положенной на область диафрагмы. Помимо слухового контроля, длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Третий этап

Формирование речевого выдоха

Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми. Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой

В данной гимнастике основное внимание уделяется вдоху. А.Н. Стрельникова говорила: «Дыхание начинается со вдоха. Вдох первичен, выдох вторичен. Вдох – причина, выдох – результат. Поэтому, как мне кажется, регуляцию дыхания следует начинать именно с вдоха». Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, – это уметь затаить дыхание, «спрятать» его, о выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно. Нельзя допускать чрезмерного вдоха и задержки выдоха. Во время гимнастики рот должен быть приоткрыт, темп – 60 – 72 вдоха в мин. Вдохи громче выдохов. Норма урока – 1000 – 1200 вдохов, до 2000. Пауза между дозами вдохов 1–3 сек. Подряд делается столько вдохов, сколько в данный момент сделать легко. Плечи должны быть опущены. Все упражнения выполняются в ритме строевого шага. А.Н. Стрельникова рекомендует постепенное освоение упражнений. Занятия длятся не более 30 минут.

Весь комплекс содержит 8 упражнений.

В начале – разминка:

а) стоять прямо, руки по швам, ноги на ширине плеч, делать короткие, мгновенные вдохи;

б) делается шаг на месте и одновременно – вдох: правой (вдох) – левой (вдох), правой (вдох) – левой (вдох), а не «вдох – выдох», как в обычной гимнастике. Это можно делать, стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу вперёд – назад, слегка приседая то на одной, тона другой ноге. Следить, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Не мешать и не помогать выдохам после каждого вдоха.

Движения головы:

1) Повороты. Поворачивать голову вправо – влево, резко, в темпе шагов. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом (96 вдохов).

2) «Ушки». Покачивания головой, как будто стыдите кого-то. Тело не должно поворачиваться, плечи неподвижны. Одновременно с каждым покачиванием – вдох.

3) «Малый маятник». Кивать головой вперёд – назад, вдох – вдох.

Главные движения:

1) «Кошка». Имитировать движения кошки, подкрадывающейся к воробью, и шумно нюхать воздух в темпе шагов.

2) «Насос». Имитация накачивания шины. Повторять вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать.

3) «Обними плечи». Левая рука обнимает правое плечо, правая – левую подмышку. Одновременно шагать и делать короткие шумные вдохи.

4) «Полуприседы». Вес тела на ноге, находящейся чуть впереди. Одновременно с каждым полуприседом повторять вдох, затем добавить одновременные встречные движения рук.

Заикающимся А.Н. Стрельникова советует сочетать движения с произнесением различных звуков на вдохе: гласных звуков или звукосочетаний (три, тре, тра, тру; кри, кре, кра, кру и т.д.). На следующих тренировках добавляются сочетания: рир, рур, рер, рар; мим, мум, мем, мам; вив, вув, вев, вав; шиш, шуш, шеш, шаш и т.д.

Далее следует тренировка «затаённого» дыхания: короткий вдох с наклоном, дыхание максимально задерживается, не разгибаясь, надо вслух считать до восьми, постепенно увеличивая количество произнесённых на одном выдохе «восьмёрок». С третьей или четвёртой тренировки произнесение «восьмёрок» сочетается не только с наклонами, но и с «полуприседами».

Главное, по мнению А.Н. Стрельниковой, почувствовать «схваченное в кулак» дыхание и проявить выдержку, повторяя вслух максимальное количество восьмёрок на крепко задержанном дыхании. «Восьмёркам» на каждой тренировке предшествует весь комплекс перечисленных выше упражнений. Для детей рекомендуется проводить гимнастику с музыкальным сопровождением. Кроме того, темп должен быть медленнее, торопить детей нельзя.

Урок следует превратить в игру.

Результатами применения данной гимнастики являются:

1) насыщение кислородом всех клеток организма;

2) усиление внутреннего тканевого дыхания;

3) увеличение жизненной ёмкости лёгких;

4) снятие усталости;

5) улучшение настроения;

6) улучшение памяти;

7) нормализация нервной системы в целом.

 

Главным результатом применения гимнастики А.Н. Стрельниковой при заикании является изменение стереотипа дыхания с поверхностного – ключичного на глубокое – диафрагмальное.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.011 с.)