Постановка от правильного Сь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постановка от правильного Сь



Нужно попросить ребенка вслед за вами (по подражанию) произнести мягкий звук Сь. Посмотрите, где у него находится кончик языка:

  1. Кончик языка может упираться в основание верхних зубов, либо в верхние резцы. В этом случае нужно начинать ставить звук С.
  2. Кончик упирается в нижние зубы. Придется учить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка.

Постановка Сь при верхнем положении языка выглядит следующим образом. Нужно прислонить кончик языка к верхним зубам и в этом положении произносить Сь. Приоткройте рот, чтобы ребенок видел движение ваших артикуляционных органов. Затем попросите ребенка произнести Сь так же, как и вы.

Когда ребенок научится этому, можно переходить к окончательному закреплению. Выполняются следующие упражнения:

  • Тянем звук. Ребенок улыбается и достаточно продолжительно выговаривает С. В это время нужно подставить ладонь ко рту (при произношении должен идти чуть прохладный звук).
  • Округляем губы. Продолжаем выполнять упражнение и держать ладонь у рта, ребенок округляет губы, вытягивая их в трубочку (как при произношении звука У). Можно показать на примере, как это делается.
  • Следите за воздухом. При выполнении всех действий воздушная струя должна быть непрерывной.
  • Достигаем произношения твердого С. Если у ребенка не получается, объясните ему, что его основная задача – он должен продолжать дуть на ладонь, при этом струя будет становится все более теплой, пока воздух не станет горячим.
  • Произносим [су]. Данное упражнение помогает достичь желаемого твердого звука С. Важно продолжать следить за горячим воздухом.

Постановка от звука Ц

Этот вариант постановки используется не так часто, но знание об этом будет полезно любому логопеду. Ребенок должен длительно и протяжно произносить звук Ц. При соблюдении этого условия слышен второй составляющий дифтонг – звук С. Сложность заключается в том, чтобы обратить внимание ребенка на возможность услышать этот звук.

Важно понимать, что все упражнения можно проводить и в домашних условиях. Все нужно проводить постепенно, т.е. ставить звук поэтапно: сначала изолированно, затем подключая слоги и т.д. Важен принцип поэтапной коррекции, не приступая ко второму этапу, пока не пройден первый. Важно не терять время и если ребенку уже исполнилось 4 года, но он не выговаривает свистящие звуки, то нужно обращаться за помощью к логопеду.

 

 

5.  Нормальная артикуляция и нарушения звукопроизношения шипящих звуков. Методика коррекции нарушений шипящих звуков- Мурзадерова Любовь

6.  Нормальная артикуляция и нарушения произношения звуков Л-ЛЬ. Методика их коррекции - Насырова Ирина;

7.  Нормальная артикуляция и нарушения произношения звуков Р-РЬ. Методика их коррекции.- Пузырникова Маргарита;

8. Определение, этиология, распространенность дизартрии- Рафикова Гульфия

9. Классификация дизартрии по степени выраженности и проявлению- Романова Анастасия;

10. Классификация дизартрии по локализации и патогенезу- Семенова Олеся

11. Методика логопедической работы при дизартрии - Сибирева Евгения

12. Система логопедической работы по восстановлению просодической стороны речи у детей с дизартрией - Силантьева Ольга;

13. Стертая дизартрия, особенности ее проявления - Симонова Раушания;

14.  Ринолалия. Определение. Причины, виды - Усманова Гузелия;

15. Логопедическая работа в дооперационный период коррекции открытой органической ринолалии- Утигалиева Ирина;

16.  Логопедическая работа в послеоперационный период коррекции открытой органической ринолалии- Хайбуллина Айгуль;

17. Нарушение голоса. Причины и виды нарушения голоса - Юлдашева Юлия;

18. Методика коррекции нарушений голоса- Фаттахова Гузель;

19. Нарушение темпа речи: брадилалия, тахилалия. Основные направления коррекции- Абдрахманова Флюза;

20. Определение, терминология, этиология, распространенность алалии- Аминева Гузель;

21.  Проблема алалии в отечественной логопедии- Афанасьева Ольга;

22. Моторная алалия. Определение, терминология, симптоматика- Баимова Рита;

23. Сенсорная алалия. Определение, терминология, симптоматика- Богданова Альбина;

24. Методика логопедической работы при моторной алалии- Буранова Эльвира;

25. Методика логопедической работы при моторной алалии- Валитова Елена;

26.  Афазия. Определение. Причины. Формы афазии- Габбасова Лилия;

«ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1. Технология логопедического обследования- Галиуллина Гульфия;

2. Технологии коррекции звукопроизношения - Головяшкина Анастасия;

3. Технологии формирования речевого дыхания при различных речевых нарушениях - Кинзябулатова Гульназ;

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Оно отличается от речевого тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох (при физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза).

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Чтобы научить ребёнка владеть голосом, надо научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами.

Правильное дыхание — это короткий глубокий вдох и плавный, экономный выдох. Такое выполнение движений представляет трудность для детей, у которых имеются речевые нарушения. С ними необходимо планомерно работать над формированием речевого дыхания, начиная с лёгких дыхательных упражнений, переходя к более сложным. Логопедическая практика показывает, что речевые нарушения у детей дошкольного возраста становятся все более сложными. В норме речевое дыхание окончательно формируется у детей к 10-летнему возрасту произвольно. Речевое дыхание у таких детей развивается по мере становления речевой функции.

Физиологическое дыхание дошкольников с речевыми нарушениями имеет свои особенности: ‒ дыхание поверхностное, верхнереберного типа;

‒ ритм дыхания неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке;

 ‒ объем легких существенно ниже возрастной нормы.

Соответственно, речевое дыхание у таких детей развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечается следующее:

‒ задержки дыхания;

‒ судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки;

‒ дополнительные вдохи.

Процесс формирования речевого дыхания осуществляется на основе междисциплинарного подхода, позволяющего в комплексе решать логопедические, педагогические, психологические, медицинские вопросы, обеспечивающего закономерные связи в использовании нетрадиционных методов. Игнорирование хотя бы одного из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества логопедической работы с детьми в целом.

A. Р. Лурия, Н. М. Сеченов, И. А. Сикорский различают три способа дыхания:

‒ верхнее дыхание (ключичное);

‒ среднее дыхание (грудное и реберное, или межреберное);

‒ нижнее дыхание (брюшное, или глубокое, или диафрагмальное).

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное, или еще его называют диафрагмально-реберное, дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи практически остаются неподвижными. Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе. Возраст ребенка Количество слов на выдохе внорме Длительность коррекционной деятельности по формированию речевого дыхания 2–3 года 2–3 слова 2–3 мин.

3–4 года 3–5 слов 3–4 мин.

4–6 лет 4–6 слов 4–6 мин.

6–7 лет 5–7 слов 5–7 мин.

Речевое дыхание у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями характеризуется:

‒ малым объемом легких;

‒ слабой дыхательной мускулатурой;

‒ слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных);

‒ неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом, нередко из-за этого он не договаривает конец слова или фразы);

‒ неумелым распределением дыхания по словам (ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять);

‒ торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием;

‒ слабым выдохом или неправильно направленной выдыхаемой воздушной струей, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков.

 Правильно сформированное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает быстрое усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

Учитель-логопед, проводя коррекционно-развивающую деятельность по формированию речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями, тесно сотрудничает с родителями и воспитателями. Родители следят за дыханием своих детей и контролируют его.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

‒ проводить дыхательные упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

‒ коррекционно-развивающую деятельность проводить до еды;

‒ заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

‒ воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;

‒ выдох должен быть длительным, плавным;

‒ необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями);

 ‒ в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота;

‒ дыхательные упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя;

‒ достаточно трех-пяти повторений.

Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к гипервентиляции! Наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам:

‒ дозировать количество и темп проведения упражнений; после выдоха перед новым вдохом сделать паузу на 2–3 секунды.

Работа по формированию правильного речевого дыхания проводится проекта в определённой последовательности:

1 этап: формирование диафрагмального дыхания (упражнение «Удержи игрушку». Дети, лёжа на ковре, глубоко вдыхают — при этом животик надувается, затем выдыхают — животик втягивается).

2 этап: обучение детей умению дифференцировать вдох и выдох через нос и рот (по схеме), сидя, стоя рука на животике.

3 этап: формируем целенаправленную воздушную струю, вырабатываем сильный плавный удлинённый выдох.

Для развития дыхания ребенка используются дыхательные игры: сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи, на плавающих в тазу уточек, корабликов, на всевозможные вертушки; надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри; поддувать вверх пушинку, ватку. 4 этап: развитие таких качеств дыхания, как сила, продолжительность, постепенность и целенаправленность.

Регуляция дыхательного ритма. Начинать с пропевания гласных звуков:

‒ На выдохе один звук (а, у, о) ‒ На выдохе два звука (ау, уа) ‒ Проговаривание на одном выдохе слова, простого предложения (Это кукла. Это собака.)

‒ Постепенно удлиняем фразу, добавляя новые слова.

Развитие и воспитание речевого дыхания тесным образом связаны с развитием и воспитанием голоса.

Многие упражнения по развитию речевого дыхания (например, «Покажи, как гудит паровоз», «Как плачет малыш» и другие развивают и голос.

Игровые упражнения для развития голоса проводятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: вою волка — у-у-у-у, ауканью в лесу — ау-ау-ау.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста позволяет: Сократить время для постановки и автоматизации речевых звуков. Увеличить количество произнесенных слов на выдохе. Выработать четкую и внятную речь. Достичь координации дыхания, речи и движений. Повысить эффективность коррекции звукопроизношения.

Формирование речевого выдоха

Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Важно отметить тот факт, что усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с невротической формой, быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. Но, несмотря на видимую лёгкость, с которой они усваивают весь набор предлагаемых упражнений, необходимо сохранять строгую последовательность в предъявлении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом.

При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и многократный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с детьми.

Таким образом, работа по формированию речевого дыхания при заикании ведётся поэтапно, с учётом судорожного состояния мышц речевого аппарата и развивает координаторные взаимоотношения между дыханием, голосом и артикуляцией.

заикание речь интонационный


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.165 (0.045 с.)