Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Независимость и несменяемость судей.
Согласно ст.120 Конституции РФ судьи независимы и подчиняются только закону. Это не новый принцип для российского судопроизводства, все предыдущие Конституции страны также имели в своем тексте данное правило. Однако суд в те времена не был признан самостоятельной ветвью государственной власти, судьи избирались на небольшой срок, что создавало их определенную зависимость от государственных структур и нестабильность их собственного статуса. Перестройка и судебная реформа, начатые еще в конце 80-х годов прошлого столетия, потребовали качественно нового отношения к судебной власти. В числе первых шагов по реформированию судебной власти в направлении обеспечения ее независимости можно выделить следующие: - суд провозглашен самостоятельной и независимой ветвью власти; - судьям запрещено быть членами политических партий, а также заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью; - установлен порядок назначения судей, гарантирующий независимость от местной власти: большая часть из них назначается Президентом РФ; - увеличен срок полномочий судей; - созданы органы судейского сообщества, которые решают вопросы, связанные со статусом судьи (съезд, совет судей, квалификационные коллегии и др.); - изменен порядок финансового и материально-технического обеспечения деятельности судов; - существенно обновлено процессуальное законодательство, регламентирующее отправление правосудия; - изменены внешние атрибуты судебной власти, подчеркивающие ее независимость: мантия, флаг и герб России в зале заседания; и др. Таким образом, можно констатировать, что нормативная основа независимости судебной власти на сегодня сформирована. Более того, нормативно созданы гарантии, обеспечивающие независимость судьи. К числу таковых, в первую очередь, относятся следующие: - неприкосновенность судьи. Статья 16 Закона о статусе судей устанавливает, что судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Сказанное не означает безответственности и безнаказанности судей. Существует строго определенный порядок привлечения судей к дисциплинарной или иной ответственности, вплоть до уголовной, который оберегает судью от незаконного на него воздействия.
- запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия. Статьи 17.3 – 17.6 КОАП РФ и ст.ст. 294 – 298 УК РФ предусматривают ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия, неуважение к суду, угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия и другие составы преступлений и административных правонарушений. - установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Согласно ст.ст. 13 и 14 Закона о статусе судей полномочия судьи приостанавливаются и прекращаются в строго установленных случаях, например, безвестное отсутствие судьи, признанное судом, является основанием всего лишь для приостановления, а не прекращения полномочий. Если в отношении судьи возбуждено уголовное дело, либо ему предъявлено обвинение, полномочия также приостанавливаются. Вступление приговора в законную силу является одним из оснований прекращения полномочий. Полномочия приостанавливаются или прекращаются по решению квалификационной коллегии судей, которая является органом судейского сообщества, в состав которых входят представители общественности. Какие-либо административные органы и должностные лица на этот процесс влиять не могут, даже если они были причастны к процедуре назначения судей. Закон предусматривает возможность обжалования решения квалификационной коллегии, а также восстановления полномочий судьи. - предоставление судьям за счет федерального бюджета материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу, а также целой системой мер личной безопасности судей и членов их семей. Сегодня эта должность в материальном и социальном плане весьма привлекательна для юристов и позволяет судье через материальную независимость оставаться независимым при отправлении правосудия.
- право судьи на отставку. Отставка судьи – это почетный уход или почетное удаление судьи от должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу (ст. 15 Закона о статусе судей). Рассматриваемый принцип является одним из проблемных в плане его реализации. Поэтому законодатель эпизодически вводит установления, усиливающие гарантии независимости судей. Одной из таких новелл является ст. 8.1 УПК РФ, введенная в текст закона в 2013 г. В части 3 этой статьи указано, что информация о внепроцессуальных обращениях государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан, поступивших судьям по уголовным делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по уголовным делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не является основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений по уголовным делам.
Образование судов на началах назначаемости. В советский период времени общепризнанным был принцип выборности судей. Все судьи избирались либо населением (народные судьи), либо соответствующими органами представительной власти, что считалось демократичным и соответствующим принципам социалистического государства. Когда в начале реформ была поставлена цель построения правового государства, это правило подверглось изменению, и в 1993 году принцип назначаемости судей окончательно получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 128). На сегодня существует несколько процедур назначения судей, в зависимости от вида и уровня судов. Так, все судьи высших судебных органов (КС РФ и ВС РФ) назначаются верхней палатой нашего парламента – Советом Федерации по представлению Президента РФ. Федеральные судьи всех нижестоящих арбитражных, военных и территориальных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ. Этой процедуре предшествует довольно длительный структурированный процесс, который показан в следующей схеме.
Кроме того, претендент на получение статуса судьи должен соответствовать нижеуказанным требованиям (ст. 4 Закона о статусе судей)
Срок полномочий судей установлен до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, который соответствует 70 годам. Порядок назначения мировых судей несколько иной. Он устанавливается законами субъектов РФ с учетом общих предписаний федерального законодательства. Так, Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее – Закон о мировых судах) предусматривает особый, альтернативный порядок формирования судейского корпуса мировых судей: мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ (ст. 6). Срок полномочий мировых судей при назначении не более пяти лет, при повторном и последующих – не менее пяти лет (ст. 7). Закон Нижегородской области «О мировых судьях в Нижегородской области» установил, что мировые судьи назначаются на должность Законодательным Собранием Нижегородской области впервые на три года, а при последующих назначениях – на семь и на десять лет.
Судья считается вступившим в должность со дня принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, – со дня его назначения на должность судьи. Существующий порядок наделения судей полномочиями является, по нашему мнению, одной из гарантий их независимости.
Состязательность сторон. В соответствии с Конституцией РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123). Надо сказать, что в этой краткой формулировке столь важного принципа допущена некоторая нелогичность, ибо равноправие сторон является непременным условием состязательности в суде и входит в само содержание понятии состязательности. В отраслевом законодательстве (уголовно-процессуальном, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном) данное положение закреплено и конкретизировано во множестве норм более подробно и детально. Например, в главе 2 УПК РФ «Принципы уголовного судопроизводства» размещена ст. 15 «Состязательность сторон». В ГПК РФ и АПК РФ имеются соответственно ст.ст. 12 и 9, которые называются «Осуществление правосудия на основе состязательности сторон» и «Состязательность». В КАС РФ имеется ст. 14, поименованная «Состязательность и равноправие сторон». Идея состязательности судопроизводства заключается в том, что суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом и выполняет функцию разрешения дела. Стороны (истец и ответчик либо обвинение и защита) представляют суду доказательства, и исследуют их вместе с судом. Председательствующий судья обязан создать условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны равноправны перед судом. Принцип состязательности был в большей степени характерен советско-российскому гражданскому процессу, чем уголовному судопроизводству. Достаточно сказать, что данный принцип получил свое официальное признание и отражение в нормах уголовно-процессуального законодательства лишь в УПК РФ 2001 года. Сегодня состояние дел в этой сфере выглядит следующим образом.
Гласность судопроизводства.
Одним из наиболее демократических принципов, определяющих судебную деятельность, является гласность судопроизводства, а точнее сказать, гласность судебного разбирательства, судебного процесса, что означает его открытость для всех граждан и общества в целом. Демократический характер этого правила заключается в том, что открытость производства в судах дает возможность общественности контролировать власть, предполагает опубликование в печати и отражение в иных СМИ хода и результатов судебных процессов, обеспечивает справедливость и объективность принимаемых решений. Важность данного положения такова, что оно закреплено на конституционном уровне. «Разбирательство дел во всех судах открытое (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ). Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом». Эти случаи перечислены, в частности, в процессуальных кодексах (ст. 10 ГПК РФ, ст. 11 АПК РФ, ст. 241 УПК РФ). К ним, в частности, относятся: 1) недопустимость разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны. Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешне политической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, разглашение которых может нанести ущерб безопасности Росси. К иной, охраняемой законом тайне относятся врачебная, банковская, журналистская, адвокатская тайна, тайна исповеди, усыновления, коммерческая и др.; 2) рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет, а также дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлений, если открытое рассмотрение может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 3) в интересах обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников или близких лиц. 4) в интересах общественной нравственности, либо в случаях, когда гласное обсуждение сведений может помешать правильному разбирательству дела. Закрытое разбирательство проводится только по мотивированному решению суда, содержащему указание на конкретные фактические обстоятельства, на основании которых суд принимает данное решение. В закрытом заседании присутствуют только стороны, то есть, непосредственные участники по данному делу. Рассмотрение дела может быть закрытым полностью или частично, например, в закрытом режиме могут быть исследованы отдельные доказательства (например, допрос малолетнего или несовершеннолетнего лица), в то время как весь процесс может проходить в присутствии публики. Важно отметить, что элемент гласности наличествует и в случае закрытого заседания, что проявляется в обязанности суда провозглашать свое решение во всех случаях открыто, то есть, в присутствии всех желающих послушать это решение. Значение этого принципа еще и в том, что присутствие публики в залах судебных заседаний, освещение процессов в прессе способствует правовому просвещению и воспитанию населения, а также предупреждению преступности и других правонарушений. Содержание принципа гласности не сводится только к физическому присутствию в суде. Присутствующие в зале судебного заседания лица по общему правилу вправе фиксировать ход процесса с помощью письменной записи и записи на диктофон. С разрешения председательствующего судьи может быть осуществлено фотографирование или трансляция судебного заседания в СМИ. Открытость судебной деятельности предполагает также свободное распространение полученных сведений среди иных граждан в быту, в ходе официальных мероприятий, опубликование в печати, отражение в иных СМИ.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.018 с.) |