Вопрос 7. Образность и условность. Художественный образ. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 7. Образность и условность. Художественный образ. Вторичная условность (фантастика и ее формы) и жизнеподобие. Несовпадение жизнеподобия и реализма.



Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, определенными, свойственными какому-то виду искусства способами. Каждое художественное произведение (если оно только художественное) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах (статья Лихачева). Образность отражения действительности отличает искусство от, например, науки, и в литературе создается словом.

Важно понимать, что искусство не есть реальность, и будет ошибкой искать в произведении правильность явлений действительности, так как автор создает собственную замкнутую систему реальности, со своими закономерностями (статья Лихачева). Например, по-разному будет анализироваться научная статья про войну 1812 года и художественное произведение «Война и мир», так как законы построения текста и повествования разные.

Условность - принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Различают первичную и вторичную условность. Первичная условность связана с искусством вообще, с тем или иным его видом (например, художественная речь, всеведение автора, мгновенный перенос действия в другую локацию и др.). Вторичная условность - осознанный отход от жизнеподобия (гротеск, гипербола).

Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов: То, что можно назвать собственно фантастическим – когда писатель придумывает несуществующие в природе сущности или свойства («Пиковая дама» Пушкина, где три карты наделены таинственной способностью приносить непременный выигрыш); форма иносказательной фантастики, которая основана на реализации в изображенном мире того или иного речевого тропа: гипербола, литота, аллегория, метафора, олицетворение и др.; приемы: гротеск, аллогизм.

Жизнеподобие - непосредственное отображение реальности: создание иллюзии полного сходства (тождества) жизни и ее художественного отражения. Создание образного мира, ориентированного на формы самой

жизни. Но иллюзия тождества искусства с жизнью предполагает, что абсолютное жизнеподобие исключается самой природой искусства. Жизнеподобие характерно для реалистической литературы, но оно не является реализмом. На основе своего знания и понимания жизни писатель создаёт факты, которые могли бы закономерно случиться в действительности. Художественная правда, раскрываемая в литературном произведении, не тождественна жизненной правде.

 

 

Вопрос 8. Категория авторства. Поэтика автора (частная поэтика).

1.Категория авторства

Автор — одно из ключевых понятий литературной науки, определяющее субъекта словесно-художественного высказывания.

В современном литературоведении различаются три категории автора:

• «Биографический» автор — творческая личность, существующая во внехудожественной, первично-эмпирической реальности. Это писатель, имеющий свою биографию, создающий, сочиняющий другую реальность — словесно-художественные высказывания любого рода и жанра, претендующий на собственность сотворенного им текста. С разной степенью включенности автор участвует в литературной жизни своего времени, вступая в непосредственные отношения с другими авторами, с литературными критиками, с редакциями журналов и газет, с книгоиздателями и книготорговцами, в эпистолярные контакты с читателями и т. д. Сходные эстетические воззрения приводят к созданию писательских групп, кружков, литературных обществ, других авторских объединений.

• Имманентный автор – это «автор -творец», создатель словесно-художественного произведения, мастер слова, «эстетически деятельный субъект» (М.М.Бахтин). Сущность автора-творца определяется в первую очередь его особой позицией «вненаходимости» (смотри примечание) (М.М.Бахтин) по отношению как к формально-содержательному единству словесно-художественного произведения, так и к той первичной реальности (природной, социальной, бытовой, исторической и т.п.), отталкиваясь от которой или подражая которой автор создает вымышленный им поэтический мир. Автор-творец выступает уже как производитель собственных текстов. Он является главным, все определяющим источником новой эстетической реальности, ее демиургом. Автор в этом смысле выступает как строитель, воплотитель и выразитель многозначной эмоционально-смысловой целостности данного художественного текста. Вместе с тем известны признания многих авторов, что литературные герои в процессе их созидания начинают жить как бы самостоятельно, по неписанным законам собственной органики, обретают некую внутреннюю суверенность и поступают вопреки изначальным авторским ожиданиям и предположениям. Автор, создавший текст, объективно теряет над ним власть. Он не волен уже влиять на судьбу своего произведения, на его реальную жизнь в читающем мире, на бесконечное многообразие интерпретационных версий, на воспроизведение художественного текста читателями, критиками, исследователями и т.п.

• Образ автора – автор во внутритекстовом воплощении, его более или менее внятные проявления в самой структуре словесно-художественного текста, разновидности его внутритекстового бытия. Автор как эмпирическое лицо может быть неизвестен (не сохранилось никаких документально подтвержденных данных о нем), но внятное представление об образе автора стойко хранит само художественно-целостное пространство произведения (образ автора в «Слове о полку Игореве»).

Образ Автора и авторская позиция в системе средств воплощения

1. Ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте.

2. Говорящие фамилии.

3. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора.

4. На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворений, метафор, антитез, авторских неологизмов.

5. Авторскую позицию может выражать и отдельный герой, наиболее близкий автору.

6. В качестве способов выражения авторской позиции могут использоваться также заглавие произведения.

7. Эпиграфы

8. Лирические отступления.

Всё вышесказанное - есть составляющие элементы(категории) определения АВТОРСТВА произведения в своей максимально полной и объективной форме.

2.Поэтика автора (частная поэтика)

Автор - творец произведения. Поэтика автора – индивидуальные и типичные для этого автора средства воплощения

Стиль автора – эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. Стиль - это свойство всей художественной формы. Он определяет характер и функции любого ее (формы) элемента.

Например, у Толстого в «Войне и мире» главным стилевым принципом является контраст, он виден уже в заглавии и продолжается противопоставлением героев, парностью образов – Наташи и Элен, Пьера и Андрея.

Другие свойства:

-описательность, если внимание уделяется на статистические моменты.

Это «Мертвые души».

- сюжетность (напряженность действия, проявление характеров героев через развитие сюжета). Это «Очарованный странник» Лескова.

-психологизм (концентрация на внутреннем мире персонажа – на мыслях, чувствах, желаниях и тд.). Это «Преступление и наказание», «Герой нашего времени».

- жизнеподобие и фантастика, в зависимости от типа художественной условности. В жизнеподобном соблюдаются причинно-следственные, психологические и иные закономерности. В фантастическом это нарушается определенными методами, например, гиперболой, литотой («Дюймовочка» Андерсена), гротеска («История одного города» Салтыкова-Щедрина).

К свойствам стиля также можно отнести композицию – простую и сложную. При сложной композиции будет пересечение разных сюжетных линий, смена повествователей, определенная пространственно-временная организация. К этому

относится «Война и мир», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита». Еще одним свойством является объем произведения.

Зачем мы обращаем внимание на особенности стиля?

Например, контраст в «Войне и мире» используется для того, чтобы показать истинное и ложное, духовное и животное. Это основа проблематики. В романе Достоевского психологизм обусловлен философской проблематикой.

Имманентый автор раскрывается только в одном конкретном произведении.

В начале 20 века Горнфельд писал о том, что законченное произведение свободно от воздействия автора. И оно стало ответом на вопросы конкретного читателя, о которых автор даже не думал. Оно - творчество читателей. Эта идея была доведена до предела во второй половине 20 века.

1968 год – парижская весна.(Лозунги- "Пролетарии всех стран, развлекайтесь!","Запрещать - запрещается","Будьте реалистами - требуйте невозможного", "Счастье- это новая идея") Правительство ограничивает доступ в вузы, из-за чего возникают волнения. Выступают против традиционных методов обучения, против авторитаризма. В это время автор и авторитаризм соединяются в сознании людей. Ролан Барт был против того, что автор полностью властен над произведением. Автор лишь записывает, он писатель, но не творец. Возникает идея интертекстуальности (весьма спорная, так как выборка текстов и их организация уже вмешательство автора) – диалог текстов, но не авторов. Это основа постмодернизма (вторая пол 19 века). Читатель должен избавиться от тирании смыслов автора, он больше не бог. Читатель сотворец, он создает свою реальность вместе с автором.

Другая точка зрения – вторичность читательского творчества. Скафтымов в 1922 году писал о том, что читательское творчество вторично, потому что оно обусловлено объектом восприятия. и автор ведет читателя.

3.Частная поэтика

Частная поэтика занимается описанием литературного произведения в трёх аспектах: звуковом, словесном и образном строении текста, что позволяет создать «модель» — индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения. Главная проблема частной поэтики — композиция, то есть взаимная соотнесенность всех эстетически значимых элементов произведения (композиция фоническая, метрическая, стилистическая, образно сюжетная и общая, их объединяющая) в их функциональной взаимности с художественным целым. Здесь существенна разница между малой и большой литературной формой: в малой (например, в пословице) число связей между элементами хоть и велико, но не неисчерпаемо, и роль каждого в системе целого может быть показана всесторонне; в большой форме это невозможно, и, значит, часть внутренних связей остается неучтенной как эстетически неощутимая (например, связи между фоникой и сюжетом). Следует помнить, что одни связи актуальны при первочтении текста (когда ожидания читателя еще не ориентированы) и

отбрасываются при перечтении, другие — наоборот. Конечными понятиями, к которым могут быть возведены при анализе все средства выражения, являются «образ мира» (с его основными характеристиками, художественным временем и художественным пространством) и «образ автора», взаимодействие которых дает «точку зрения», определяющую все главное в структуре произведения.

Эти три понятия выдвинулись в поэтике на опыте изучения литературы 12-20 веков; до этого европейская поэтика довольствовалась упрощенным различением трех литературных родов: драмы (дающей образ мира), лирики (дающей образ автора) и промежуточного между ними эпоса (так у Аристотеля). Основой частной поэтики («микропоэтики») являются описания отдельного произведения, но возможны и более обобщенные описания групп произведений (одного цикла, одного автора, жанра, литературного направления, исторической эпохи). Такие описания могут быть формализованы до перечня исходных элементов модели и списка правил их соединения

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.018 с.)