Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 20. Композиция. Система персонажей. Повествование и описание в литературном произведении.
Композиция - структура литературно-художественной формы; состав и определенное расположение частей, элементов произведения в некоторой значимой последовательности. Различают разные аспекты композиции. Это и расстановка персонажей, и событийные (сюжетные) связи произведения, и монтаж деталей (психологических, портретных, пейзажных и т.п.), и повторы символических деталей (образующих мотивы и лейтмотивы), и смена в потоке речи таких ее форм как повествование, описание, диалог, рассуждение, а также смена субъектов речи, и членение текста на части (в том числе на рамочный и основной текст), и динамика речевого стиля и многое другое. В составе художественного произведения принято выделять две композиции - текстуальную и предметную (образную); внешнюю и внутреннюю. Внешней композицией можно назвать компоненты текста произведения. Это заглавия, эпиграфы, посвящения, предисловия; деления произведения на строфы, части или главы, объединение нескольких произведений в цикл и т.д. Внутренняя композиция - композиция предметного мира произведения. Первая ее функция – «держать» элементы целого, делать его из отдельных частей; без обдуманной и осмысленной композиции невозможно создать полноценное художественное произведение. Вторая функция – самим расположением и соотношением образов произведения выражать некоторый художественный смысл. Для успешного анализа общей композиции произведения требуется прослеживание взаимодействия этих двух составляющих, часто весьма напряженного. Композиция текста всегда «накладывается» в восприятии читателя на глубинную, предметную структуру произведения, взаимодействует с нею; именно благодаря этому взаимодействию те или иные приемы прочитываются как знаки присутствия автора в тексте. Прежде, чем приступать к анализу предметной композиции, следует ознакомиться с важнейшими композиционными приемами. В качестве основных среди них могут быть выделены: повтор, усиление, противопоставление и монтаж. Художественная форма произведения складывается из отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой – важный момент, который непременно должен быть проанализирован (без этого нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни своеобразие воплощающей его формы). Например, образ родины, образ солнца, образ птицы и др.
При анализе эпических и драматических произведений много внимания уделяется композиции системы персонажей, то есть действующих лиц произведения (подчеркнем – анализу не самих персонажей, а их взаимных связей и отношений, то есть композиции). Персонажей принято разделять на следующие категории: · главные - они находятся в центре сюжета, обладают самостоятельными характерами и прямо связаны со всеми уровнями содержания произведения; · второстепенные - они также довольно активно участвуют в событиях, имеют более или менее четко обрисованные характеры, но оказывающихся несколько обделенным авторским вниманием; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев; · эпизодические - появляющихся в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеющих собственного характера; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных. Категорию персонажа можно определять по двум различным параметрам. Первый – степень участия в сюжете и, соответственно, объем текста, который этому персонажу отводится. Второй – степень важности данного персонажа для раскрытия художественного содержания. Например, в "Отцах и детях" Базаров по всем параметрам главный герой, а Кирсановы по всем параметрам второстепенные. В некоторых произведениях система персонажей организована таким образом, что вопрос об их разделении на главных, второстепенных и эпизодических теряет всякий содержательный смысл, хотя в ряде случаев и сохраняются различия между отдельными действующими лицами с точки зрения сюжета и объема текста. Например, в "Ревизоре" Гоголя главного героя нет - "тут всякий герой". Между персонажами произведения могут возникать довольно сложные композиционные и смысловые взаимоотношения. Наиболее простой и часто встречающийся случай – противопоставление двух образов друг другу. Например, Онегин - Ленский, Гринёв - Швабрин. Бывает так, что один герой противопоставляется всем остальным, что происходит, например, в "Горе от ума" Грибоедова. Гораздо реже, чем противопоставление, применяется прием своеобразного «двойничества», когда персонажи композиционно объединены по сходству (Добчинский и Бобчинский в «Ревизоре» Н.В. Гоголя).
Зачастую композиционная группировка персонажей осуществляется в соответствии с теми темами и проблемами, которые поставлены в произведении. Так, в «Отцах и детях» И.С. Тургенева помимо очевидного и реализованного в сюжете противопоставления Базарова всем остальным персонажам, осуществляется и другой, более скрытый и не получающий воплощения в сюжете композиционный принцип, а именно сопоставленность по сходству двух групп персонажей: с одной стороны – это Аркадий и Николай Петрович, с другой – Базаров и его родители. И в том и в другом случае эти персонажи воплощают в себе одну и ту же проблему – проблему взаимоотношения поколений. И Тургенев показывает, что, какими бы ни были отдельные люди, проблема по своей сути, остается одной и той же: это горячая любовь к детям, для которых, собственно, старшее поколение и живет, это неизбежное непонимание, стремление доказать свою «взрослость» и превосходство, драматические внутренние коллизия вследствие этого, и все-таки, в конце концов неизбежное духовное единение поколений. В литературном произведении следует различать повествование и описание. Повествование - рассказ о событиях жизни героя, его мыслях, чувствах и поступках. Это смена действий. Описание - перечисление в определённом порядке отдельных признаков предмета, явления природы, человека или другого живого существа. Повествование двигает сюжет произведения, а описание создаёт его эстетическую ценность и обрисовывает подробности: добавляет пейзажи, интерьеры; портреты героев и их характеристики; составляет лирические отступления и рассуждения автора.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.27.75 (0.009 с.) |