Вопрос 6. Специфика литературы как вида искусства. Статья Г. Лессинга «лаокоон, или о границах живописи и поэзии». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Специфика литературы как вида искусства. Статья Г. Лессинга «лаокоон, или о границах живописи и поэзии».



ЗАЙЧИКИ, Я НЕ ЗНАЮ, КАК ТОЧНО НУЖНО РАСПИСЫВАТЬ ЭТОТ ВОПРОС: ЛИБО ОТДЕЛЬНО СПЕЦИФИКУ, ОТДЕЛЬНО СТАТЬЮ, ЛИБО СПЕЦИФИКУ ИЗ СТАТЬИ (НО О НЕЙ ТАМ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО). ПОЭТОМУ Я ОТДЕЛЬНО НАПИШУ ВАМ СПЕЦИФИКУ ЛИЕРАТУРЫ И ДАМ ВЫЖИМКИ ИЗ СТАТЬИ, А ВЫ ДЛЯ СЕБЯ ВЫБЕРИТЕ ГЛАВНОЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

ТО, ЧТО ВЫДЕЛЕНО КУРСИВОМ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Специфика литературы как вида искусства:

ü Закон условности, т.к эмоциональная рефлексия читателя возможна только в условиях воображенной реальности. Об этом пишет и Лессинг в своей статье, говоря о том, что литература представляет нам отдаленные вещи в таком виде, как будто они находятся вблизи, «видимость превращается в действительность». И это явление он называет обманом.

ü Закон целостности. Художественному произведению должны быть приданы завершенность (полнота) и сосредоточенность (неизбыточность). «в настоящем художественном произведении нельзя вынуть один стих, оду фигуру и поставить на это место другое, не нарушив значение всего произведения». Настоящую эстетическую природу художественности выражает практическая неразрывность содержания и формы произведения. Завершенность и сосредоточенность художественной реальности вымышленного мира достигается благодаря наличию абсолютного «ценностного центра» (Бахтин), какой в реальной жизни отсутствует.

ü Закон индивидуации (оригинальности) и генерализации (обобщенности). Например, в литературе героем произведения может быть отдельный человек, например, Акакий Акакиевич, но он представляет тип маленького человека, под который подходит огромное количество людей, и каждый в каких-то чертах героя может узнать себя.

ü Закон адресованности. Литературное произведение имеет внешнюю и внутреннюю адресованность. Внешняя (посвящения, обращения) не характеризует специфику искусства, а вот внутренняя адресованность несет в себе уготованную для читателя точку зрения, с которой внутренний мир художественного произведения открывается во всей своей целостности и которая заставляет человека встретиться с

самим собой, ведь «язык искусства… обращен к интимному самопониманию всех и каждого» (Г.Г. Гадамер).

ü Источником удовлетворения (по Лессингу) в литературе является красота, т.е действия, описания в произведении подвластны эстетическим законам (законам красоты).

ü (по Лессингу). В поэзии/литературе есть специфика законов красоты, ведь живопись пользуется одними законами красоты, поэзия – другими, следовательно, они могут помогать друг другу (например, литература может помогать живописи примерами и объяснениями).

Функции художественной литературы как вида искусства:

ü познавательная - дает возможность познать мир и человека;

ü воспитательная - воспитывает моральные качества и эстетический вкус;

ü эстетическая - строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;

ü гедонистическая - дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.

Полезные выжимки из статьи:

ü Поэту для подражания открыта вся безграничная область совершенства. При наличии внешней, наружной оболочки совершенство становится лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к образам автора.

ü Часто поэты не дают изображения внешнего облика героя.

ü Поэт берет действие в начале и доводит до конца.

ü Видоизменение у поэта требует одного штриха.

ü Поэт искусно усиливает и расширяет понятие физической боли (Мук героя недостаточно для возбуждения сильного сострадания, поэтому поэт присоединяет другие муки, что в совокупности принимает особый характер, облагораживающий физические страдания).

ü Описание в литературе должно быть системным, протяжным.

ü Область поэта – временная последовательность.

ü Поэт за один раз может показать одну сторону, одно качество предмета.

ü У поэта черты (части и качества в пространстве) следуют настолько стремительно, что слышатся рядом.

ü В воспроизведении поэта безобразное ослабляется и описание телесных недостатков не производит на нас такого противного впечатления.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.008 с.)