Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание, его нейрофизиологические механизмы. Роль внимания в процессах запоминания и обучения.
Внимание – это процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект. Т.о., внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отключении от других. Внимание принимает участие в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления), являясь сквозным психическим процессом, и выполняет следующие функции: 1) отбор значимых раздражителей и игнорирование несущественных, побочных; 2) удержание, сохранение требуемой деятельности (или образа) до тех пор, пока не будет достигнута цель; 3) регуляция и контроль протекания деятельности. Анатомическим субстратом различных форм внимания, как и различных состояний бодрствования, является ретикулярная формация ствола мозга, диффузная таламическая система с ее корковыми проекциями, субталамус и гипоталамус. Физиологической основой внимания является общая активация мозга, связанная с деятельностью ретикулярной формации. Внимание состоит в реакции ориентирования на какой-то стимул или объект. Внимание носит рефлекторный характер и возникает в результате особого ориентировочного рефлекса. Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Одни из возникающих возбуждений оказываются настолько сильными, что выступают в роли главенствующих, подавляющих все прочие. Это основное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты, открытый Ухтомским А.А. Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения, благодаря ей создаются условия для высокой концентрации, длительной сосредоточенности внимания. Доминанта является физиологической основой внимания. Виды внимания: · произвольное – направленность в соответствии с задачей; управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
· непроизвольное – на новизну, резкость, контраст, значимость. Происходит из ориентировочного рефлекса. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Первичный врожденный процесс, развивающийся на базе безусловного ориентировочного рефлекса, направленного на создание в организме условий для восприятия изменений в окружающей среде (И.П.Павлов) · послепроизвольное – поглощение деятельностью, вхождение в нее и возникающий в связи с этим интерес (принцип доминанты). Носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек входит в работу: интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Если непроизвольное внимание осуществляется на подкорковом уровне, то произвольное возникает в процессе обучения, при действии условных стимулов, и требует участия корково-ретикулярных механизмов. Внимание обладает рядом свойств. Избирательность внимания заключается в способности отбирать значимые стимулы и игнорировать второстепенные. Концентрация внимания означает степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Объем - то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания. Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Устойчивость внимания заключается в способности определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.204.140 (0.007 с.) |