МУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи»



МУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи»

 

 

Методические рекомендации для классных руководителей

по профилактике молодежного  экстремизма

Профилактика

  экстремистских проявлений несовершеннолетних

Г. Сыктывкар, 2017г


Авторы-составители: Писцова С.Д. –  директор МУДО «ЦППМиСП»;

Щанова Е.М. – социальный педагог;  

Шилкина К. С.- педагог дополнительного образования;

Петрова Е.Е. – педагог дополнительного образования, федеральный судья в отставке

 

Противодействие молодежному экстремизму в условиях существования попыток радикализации молодежи, вовлечения ее в различные политические процессы, является необходимой составляющей в работе педагогов и психологов.

Подготовленные методические рекомендации будут хорошим пособием тем, кто так или иначе занимается проблемами воспитания молодежи.

 

 

 

Общая редакция:

 

Михайлова Лариса Васильевна - заместитель начальника управления образования

АМО ГО «Сыктывкар»

 

Компьютерная верстка:

 

Лапина Н.Н.

 


 

Предпосылки и причины образования неформальных молодежных

 формирований.

 

Экстремизм можно рассматривать с точки зрения права, политологии, психологии и морали.

Приведем такие примеры.

Группа подростков в городе N.собралась на первомайскую демонстрацию. Стали готовить плакаты, лозунги, повязки на рукава. Руководил подготовкой мужчина, который занимался рукопашным боем. На плакатах был нарисован человек в красном пиджаке, кидающий хлеб стоящей на коленях нищенке пожилого возраста. Плакат был подписан: «Если ты не убьешь его, он заморит тебя».

Спрашивается: разве так надо бороться с несправедливостью? Разве это не подстрекательство к разборкам, которые к трудовой солидарности не имеют никакого отношения. Если бы завуч не увидела эти плакаты, вполне вероятно, что подростки прошли бы с ними по улице большого города.

Проблема экстремизма и сегодня по-прежнему остра. Он проявляет себя по – разному: логотипы на майках «Не раздумывай и никого не жалей», «Белый воин», «Тюрьма племен, империя – палач». Достаточно посмотреть в Интернете некоторые сайты с изображением Вини – Пуха со свастикой и федеральный список запрещенных экстремистских материалов. Ради чего они создавались? Главный мотив – разрушение, своеобразный вандализм души, единение с себе подобными ради того, чтобы остальные обратили на это внимание. И еще – чтобы заработать деньги. Каким путем? Якобы в борьбе с неверными, с властью, с несправедливостью и т.п.

Причину молодежного экстремизма следует искать в осознаваемом и не осознаваемом молодыми людьми ощущении социальной обделенности, может быть, даже своеобразной социальной ущербности.   При этом основания для ощущения обделенности у молодых людей могут быть различными. Они могут иметь чисто экономическую природу: резкое расслоение общество на бедных и богатых, когда одни не могут свести концы с концами, а другие не знают, что им придумать, чтобы не умереть со скуки на куче денег – естественно, в таком случае обделенными себя ощущают не вторые. Они могут вытекать из идеологических особенностей конкретной ситуации в обществе, когда намеренно или по недооценке важности происходит девальвация, разрушение идеи патриотизма.

Они могут быть следствием невозможности по тем или иным причинам добиться своей цели. Так, например, в период Студенческой революции была такая политизированная субкультура, как «новые левые». К концу 60-х годов ХХ столетия, не получив поддержки со стороны общества, а также не воплотив в жизнь ни одного из своих ожиданий, не достигнув ни одной цели, часть «новых левых» переродилась в экстремистско – террористическое объединение «Метеорологов», девизом которых было: «Я сегодня метеоролог: я сам заказываю (или делаю) погоду».

Но что бы ни вызывало у молодых людей ощущение обделенности, оно является потенциальной возможностью формирования экстремизма в молодежной среде. Именно потенциальной, поскольку люди, по тем или иным причинам чувствующие себя обделенными, есть абсолютно во всех обществах на любых этапах развития. Так, можно испытывать собственную обделенность в социальном происхождении («Почему я сын крестьянина, а не князя?»), в везении («Дуракам везет, а у меня всегда всё не слава Богу»), во внешнем виде («Вот если бы я была красивой, тогда бы я не жила так»), в материальном благополучии и т.п. Однако все эти и подобные им случаи единичны, а потому они не опасны для общества. Иное дело, когда такие случаи перестают быть единичными и приобретают объективный характер.

Чтобы потенциальная возможность формирования экстремизма превратилась в действительность, молодым людям со сходным ощущением социальной обделенности необходимо объединиться. Это будет вторым этапом. Следующим, третьим этапом будет переход молодых людей от экстремистских взглядов к экстремистскому поведению. На этом этапе молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой чувство социальной обделенности, несправедливости к себе,  вступают в открытый бой с «врагом». И здесь важно не конкретное воплощение этого «врага» (им могут быть и успешные люди, и представители иных рас и т.п.), а то, что «он» в их глазах становится врагом, которого надо победить.

На всех 3-х этапах общество может вмешаться в схему развития экстремизма в молодежной среде и предотвратить возникновение экстремистских идей и переход их в действия. Однако на деле пока в России в ход развития подобных молодежных объединений, как правило, вмешиваются лишь те взрослые и организации, стоящие за ними, которым для достижения тех или иных целей необходимы именно экстремистски настроенные молодые люди. При этом они не пытаются минимизировать эти настроения молодых людей, а наоборот, подогревают их, чтобы иметь в своих руках готовых к любым действиям послушных исполнителей.

Итак, схема развития экстремизма в молодежной среде имеет 3 ступени: чувство социальной обделенности, несправедливости к себе – объединение в неформальную молодежную группу – переход к экстремистским действиям.

Пока уже объединёнными вместе людьми ещё не сформулирована идея общего значительного (в указанном выше смысле) «врага», в их неформальной группе царит атмосфера, хотя и грубой, но всё же игры. Но как только группа определяется с тем, кто является её врагом (или вернее, назначает себе врага, так как действительным врагом для неё являются порядки, царящие в обществе), игра отодвигается на 2-ой план, а на первый выходит стихия уличного митинга. В группе превалирующим становится чувство агрессии, и молодые люди начинают «бороться до победного конца»; наступает деструктивный период, который часто приводит к экстремистским террористическим действиям. Позиция молодых людей наступательная, они постоянно ищут встреч с врагом.

Такова в общих чертах схема развития экстремизма в молодёжной среде.

Условия для формирования экстремизма в молодёжной среде в России начали складываться во 2-ой половине 80-х годов ХХ столетия. Однако действительно благодатная почва для него начала создаваться самим реформируемым обществом с начала 90-х годов. Резкое расслоение общества привело к формированию целой армии практически нищих людей, балансирующих на грани выживания. Эту ситуацию усугубила девальвация и разрушение идеи патриотизма. В итоге Родина из предмета гордости вдруг превратилась в предмет презрения. Хочется сделать несколько замечаний о значении патриотической идеи. В России всегда эта идея была невероятно сильной. В те времена, когда в Европе было принято сдаваться на милость победителю и выносить ему ключи от города, в России боролись до последнего за свою Родину, предпочитая смерть иностранному игу. Девальвация же патриотической идеи особенно в молодёжной среде может привести не только к экстремизму, но и к необратимым процессам для страны в целом.  Здесь ещё следует не упускать из вида, что в таких сейчас благополучных странах, как США и Китай, отношения «бедные – богатые» тоже не простые. Однако в этих странах патриотическая идея играет важнейшую роль в поведении людей, определенным образом сглаживая имеющиеся социальные конфликты.

В такой ситуации у некоторых молодых людей, на период формирования личностей которых и пришлась вся эта антипатриотическая компания, возникла мода на фашизм. Именно эти люди превратились в печально известных скинхедов. Реакцией другой части молодёжи был агрессивный национализм, то есть ксенофобия, которая преодолевается лишь образованием и воспитанием.

Неформальные группы выполняют ряд важных функций:

- адаптируют подростка к обществу;

- присваивают первичный статус;

- облегчают потерю связей с родительским домом;

- передают специфические для подросткового возраста и данного молодежного социокультурного слоя ценностные представления;

- сплачивают «силы сопротивления» авторитаризму взрослых;

- удовлетворяют потребность в сексуальных контактах.

Причинами образования неформальных молодежных формирований являются следующие:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердиться в новой среде.

5) Желание привлечь к себе внимание.

6) Неразвитая сфера организации досуга для молодежи.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

В протестных подростковых движениях «протест» обычно выражается в форме маргинализма и пермиссивности (вседозволенности).

Маргинализм (от лат. «марго») - край, черта, т.е. «находящиеся за чертой». Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в 1960-70-х годах. Он осуждает все - официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы. Уход из социума приводит к созданию собственной субкультуры, собственных норм поведения, нравственности и морали. При этом сформированная в движении культура может носить какие-либо специфические особенности (субкультура), либо носить бунтарский характер, противопоставляя себя общепринятой культуре (контркультуре).

Пермиссивность (от английского «пермишен») - дозволение. Концепция «вседозволенности» возникла на Западе в начале 1970-х годов как отражение особого типа поведения молодежи, бунтующей против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.

После перестройки, объявившей невиданную доселе свободу, демократия стала восприниматься подростками (да и не одними ими) как вседозволенность. В условиях СССР, а после его распада - в России - пермиссивность обычно проявлялась в наркомании и сексуальной свободе. В разной форме это является специфической чертой всех протестных подростковых движений.

ЧТО ТАКОЕ ЭКСТРЕМИЗМ?

Конституция РФ ориентирована на цели построения демократического правового государства. Хотя понятие "экстремизм" не употребляется в ее тексте напрямую, в системе конституционных положений легко усматривается граница между допустимыми и недопустимыми формами общественно-политической активности граждан. Принципиальное значение имеют следующие нормы Конституции РФ: провозглашение Российской Федерации демократическим государством (ч. 1 ст. 1); признание человека, его прав и свобод высшей ценностью (ст. 2); закрепление принципа политического и идеологического многообразия (ч. ч. 1, 2 и 3 ст. 13); провозглашение России светским государством, признание равенства религиозных объединений перед законом (ст. 14); закрепление равенства прав граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); обеспечение каждому свободы совести и вероисповедания (ст. 28); провозглашение свободы мысли и слова (ч. 1 ст. 29); предоставление гражданам права на объединение, обеспечение свободы деятельности общественных объединений (ст. 30); закрепление свободы творчества и преподавания (ст. 44); запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13); запрет пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).

Федеральный закон РФ от 25 июня 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" принят в развитие указанных выше положений Конституции РФ. Названный Федеральный закон - не единственный источник правового регулирования в сфере противодействия экстремизму. В настоящее время имеется более двадцати федеральных законов, содержащих антиэкстремистские положения. Это Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Законы "Об общественных объединениях", "О политических партиях", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 114-ФЗ, экстремистская деятельность (экстремизм) - это:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой   статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Соответственно, необходимо понимать, что определение экстремизма не является определением в строгом смысле слова, оно не раскрывает сущность данного социального явления, а лишь перечисляет его формы. Иначе говоря, понятие "экстремизм" Закон определяет через перечень экстремистских действий.

 

ЗА ЭКСТРЕМИЗМ

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При этом, Уголовный кодекс РФ под преступлениями экстремистской направленности понимает преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом "е" части первой статьи 63 настоящего Кодекса (П.2 Примечаний к ст.282.1 Уголовного кодекса РФ).

В отношении несовершеннолетних необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.21 Гражданского кодекса РФ, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Кроме того, несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства

- с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ст.27 Гражданского кодекса РФ).

 В то же время, в соответствии со ст. 2.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Также возможно освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со ст.20 Уголовного кодекса РФ,

 уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Одновременно указанная норма закона устанавливает перечень преступлений, ответственность за совершение которых несут лица¸ достигшие четырнадцатилетнего возраста. При этом в указанном перечне как таковые отсутствуют преступления экстремистского характера, прямо предусмотренные Уголовным кодексом РФ. Однако, необходимо иметь ввиду, что согласно пункта «е» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса РФ, совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы признаётся обстоятельством, отягчающим вину. Следовательно, совершение подростками, например, убийства либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды также может быть расценено как преступление экстремистской направленности (ст.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 114-ФЗ), ответственность за совершение которого наступает с четырнадцатилетнего возраста.


Ужас превращения

Ирина Малина

Мать московского подростка Светлана В. сама учитель, не заметила, как её сын из начитанного, политически активного подростка превратился в националиста.

- Когда я узнала, что мой сын, оказывается, состоял в националистической организации, была просто в шоке. Группа в социальных сетях заманила мальчишку. Хорошо, что Борис вовремя опомнился. Он мне признался во всём, когда уже порвал все контакты со своими единомышленниками.

Я воспитывала сына одна. Крутилась на двух работах, чтобы одеть-обуть мальчишку, чтобы всё у него было не хуже, чем у других. Конечно, времени на полноценное общение с ребёнком катастрофически не хватало. Это главная ошибка! Но он у меня вроде парень раз­умный, начитанный, особых хлопот переходный возраст мне не доставлял. И тут вдруг такое...

Всё вскрылось уже после школы. Борис рассказал, что познакомился с националистами в соцсети. Сначала просто переписывались, потом стали встречаться на спортплощадке. Разговоры как будто правильные: мы - команда, один за всех и все за одного. Дальше - больше: митинги, шествия. А потом - не просто драки, а настоящий мордобой. Причём под раздачу попадают все, независимо от национальной принадлежности, пола и возраста. А самое страшное, что там наркотики. Накачаются «дурью» и вперёд - громить всё вокруг, колотить людей. Нет там никаких высоких идей. Сплошная ненависть и безумство.

Для меня это был сигнал - я его историю и своим ребятам в классе рассказала, предостерегла их от подобного. Говорила: я - учитель, я - мать, и вот такое горе. Хотите, чтобы и у ваших родителей было такое? И знаете, лучше нравоучений подействовало. Борю даже хотели на собрание пригласить, чтобы он глаза нынешним подросткам открыл. Но он постеснялся.

Я так понимаю: в большинстве своём пацаны, которые попадают в подобные шайки, - из неблагополучных семей, которым нечем заняться, которых родители упустили. Кровь играет, адреналин скачет.

Мой сын, к счастью, вовремя это понял и вышел из такой «команды». Сам. И помог всему моему классу в школе на окраине Москвы не поддаться на удочку националистов.

Редко задерживают ни за что... Фото: Алексей Витвицкий

Когда на чаше весов вуз...

Ирина Малина

«Лет с 12 американским школьникам на занятиях, которые сродни нашим классным часам, начинают рассказывать о том, что с 18 лет каждому из них предстоит такое почётное право, как принимать участие в выборах - президента, Конгресса и т. д., - рассказывает Андрей Лебедев, учитель науки (предмет, объединяющий курс физики и химии. - Ред.) из Нью-Йорка. - Детям говорят о том, что данные мероприятия нельзя игнорировать, ведь именно выбранный ими сенатор будет заботиться о них, думать об их будущем. Это главное политическое высказывание для всех американцев! В общем, учат любить Америку - лучшую страну в мире, самую свободную. Ведь не во всех странах есть такая возможность у граждан - выбирать президента или сенатора.

Митинги, марши или демонстрации в США могут быть только санкционированными. Например, марш в защиту каких-либо национальных меньшинств. В школе обсуждают такую тему, никоим образом никого не осуждая. Учат толерантности. Что же касается несанкционированных митингов, то здесь это большая экзотика. Потому что полиция самым жёстким образом пресекает любое выступление. Более того, участников снимают на видео и потом отлавливают. Последствия нерадужные. Помимо ареста это стопроцентная вероятность потерять работу, а тем, кто её ещё не имеет, - никогда и не найти. Об этом тоже рассказывают в школах. И обычно такие классные часы не проходят бесследно».

У кого попросить помощи?

Надо ориентироваться на тех, кто не потерял голову и делает что-то не только для себя, но и помогает другим, а не расталкивает всех локтями. На людей, которые внушают спокойствие, уважение и уверены в себе, нетревожны и несует­ливы. Обязательно позвонить родителям: я нахожусь там-то и там-то. Они должны представлять себе, где именно происходят события, которые угрожают их безопасности. Отдельный совет: обязательно прижимайте локти, чтобы не сломали руку, не повалили на землю...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Как уберечь детей от вредного воздействия экстремистской идеологии"


Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 13 лет – в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную деятельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.

Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой.

Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экстремистов:

Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.

Основные признаки того, что молодой человек (девушка) начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:

- его (ее) манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;

- резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

- на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

- в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант – нацистская символика), предметы могущие быть использованы как оружие;

 

- он (она) проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

- повышенное увлечение вредными привычками;

- резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

- псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы – такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

4. Обратитесь за психологической поддержкой по общероссийскому телефону доверия: 8-800-200-0122 (бесплатно с любого телефона, экстренная психологическая помощь несовершеннолетним и их родителям).

 

ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ:

 

Центр по противодействию экстремизму МВД по Республике Коми

 

Руководитель: Маланин Алексей Алексеевич телефон 8(212) 28-21-30

сотрудники: телефоны 8(212) 28-21-32, 28-21-33, 28-21-36

 

 Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

 телефон/факс 8(212) 24-10-82

г. Сыктывкар ул. Чкалова, д.24

 

 

МУДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и  социальной помощи»

 

 

Методические рекомендации для классных руководителей

по профилактике молодежного  экстремизма

Профилактика

  экстремистских проявлений несовершеннолетних

Г. Сыктывкар, 2017г


Авторы-составители: Писцова С.Д. –  директор МУДО «ЦППМиСП»;

Щанова Е.М. – социальный педагог;  

Шилкина К. С.- педагог дополнительного образования;

Петрова Е.Е. – педагог дополнительного образования, федеральный судья в отставке

 

Противодействие молодежному экстремизму в условиях существования попыток радикализации молодежи, вовлечения ее в различные политические процессы, является необходимой составляющей в работе педагогов и психологов.

Подготовленные методические рекомендации будут хорошим пособием тем, кто так или иначе занимается проблемами воспитания молодежи.

 

 

 

Общая редакция:

 

Михайлова Лариса Васильевна - заместитель начальника управления образования

АМО ГО «Сыктывкар»

 

Компьютерная верстка:

 

Лапина Н.Н.

 


 

Предпосылки и причины образования неформальных молодежных

 формирований.

 

Экстремизм можно рассматривать с точки зрения права, политологии, психологии и морали.

Приведем такие примеры.

Группа подростков в городе N.собралась на первомайскую демонстрацию. Стали готовить плакаты, лозунги, повязки на рукава. Руководил подготовкой мужчина, который занимался рукопашным боем. На плакатах был нарисован человек в красном пиджаке, кидающий хлеб стоящей на коленях нищенке пожилого возраста. Плакат был подписан: «Если ты не убьешь его, он заморит тебя».

Спрашивается: разве так надо бороться с несправедливостью? Разве это не подстрекательство к разборкам, которые к трудовой солидарности не имеют никакого отношения. Если бы завуч не увидела эти плакаты, вполне вероятно, что подростки прошли бы с ними по улице большого города.

Проблема экстремизма и сегодня по-прежнему остра. Он проявляет себя по – разному: логотипы на майках «Не раздумывай и никого не жалей», «Белый воин», «Тюрьма племен, империя – палач». Достаточно посмотреть в Интернете некоторые сайты с изображением Вини – Пуха со свастикой и федеральный список запрещенных экстремистских материалов. Ради чего они создавались? Главный мотив – разрушение, своеобразный вандализм души, единение с себе подобными ради того, чтобы остальные обратили на это внимание. И еще – чтобы заработать деньги. Каким путем? Якобы в борьбе с неверными, с властью, с несправедливостью и т.п.

Причину молодежного экстремизма следует искать в осознаваемом и не осознаваемом молодыми людьми ощущении социальной обделенности, может быть, даже своеобразной социальной ущербности.   При этом основания для ощущения обделенности у молодых людей могут быть различными. Они могут иметь чисто экономическую природу: резкое расслоение общество на бедных и богатых, когда одни не могут свести концы с концами, а другие не знают, что им придумать, чтобы не умереть со скуки на куче денег – естественно, в таком случае обделенными себя ощущают не вторые. Они могут вытекать из идеологических особенностей конкретной ситуации в обществе, когда намеренно или по недооценке важности происходит девальвация, разрушение идеи патриотизма.

Они могут быть следствием невозможности по тем или иным причинам добиться своей цели. Так, например, в период Студенческой революции была такая политизированная субкультура, как «новые левые». К концу 60-х годов ХХ столетия, не получив поддержки со стороны общества, а также не воплотив в жизнь ни одного из своих ожиданий, не достигнув ни одной цели, часть «новых левых» переродилась в экстремистско – террористическое объединение «Метеорологов», девизом которых было: «Я сегодня метеоролог: я сам заказываю (или делаю) погоду».

Но что бы ни вызывало у молодых людей ощущение обделенности, оно является потенциальной возможностью формирования экстремизма в молодежной среде. Именно потенциальной, поскольку люди, по тем или иным причинам чувствующие себя обделенными, есть абсолютно во всех обществах на любых этапах развития. Так, можно испытывать собственную обделенность в социальном происхождении («Почему я сын крестьянина, а не князя?»), в везении («Дуракам везет, а у меня всегда всё не слава Богу»), во внешнем виде («Вот если бы я была красивой, тогда бы я не жила так»), в материальном благополучии и т.п. Однако все эти и подобные им случаи единичны, а потому они не опасны для общества. Иное дело, когда такие случаи перестают быть единичными и приобретают объективный характер.

Чтобы потенциальная возможность формирования экстремизма превратилась в действительность, молодым людям со сходным ощущением социальной обделенности необходимо объединиться. Это будет вторым этапом. Следующим, третьим этапом будет переход молодых людей от экстремистских взглядов к экстремистскому поведению. На этом этапе молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.097 с.)