И развития финансовых институтов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И развития финансовых институтов



 

Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (заем МББР № 79830-RU)

 

Контракт «Формирование финансовой грамотности у обучающихся через организацию  проектной деятельности и других интерактивных форм обучения в системе

общего и дополнительного образования» № FEFLP/QCBS-3.25

Е. Л. Рутковская, А. В. Половникова, Н. Ю. Басик, В. А. Львовский, Л. А. Наумов, Н. В. Новожилова, С. П. Санина, А. А. Сорокин, Е. Г. Ушакова, М. М. Шалашова

Организация деятельности обучающихся по созданию индивидуальных проектов в процессе формирования финансовой грамотности в системе основной образовательной программы школы

Методическое пособие для учителя

Москва 2018

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ 12

1.1 Образовательное пространство проектной деятельности 12

1.2 Образовательные результаты выполнения проектов в области финансовой грамотности 24

1.3 Проектная деятельность в образовательном пространстве школы 35

1.4 Организация работы с индивидуальным проектом в образовательной организации. Институциализация деятельности 41

1.5  Особенности оценивания сформированности финансовой грамотности в контексте работы над индивидуальным проектом 50

ГЛАВА 2. УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК КОМПОНЕНТЫ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА 55

2.1. Курс «Что значит быть финансово грамотным» как компонент программы организации деятельности по выполнению индивидуального проекта 55

2.2. Курс «Индивидуальный проект» как компонент программы организации деятельности по выполнению индивидуального проекта 114

ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 142

3.1. Как оценивать результаты выполнения учебного проекта, включая составляющую финансовой грамотности 142

3.2. Выполнение учебного исследования и критерии его оценки 159

3.3. Подготовка презентации для защиты индивидуального проекта 168

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 173

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 175

Приложение 1 179

Приложение 2 181

Приложение 3 184

Приложение 4 210

Приложение 5 214

Приложение 6 220

Приложение 7 223

Приложение 8 226

Приложение 9 232

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из требований ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы является индивидуализация процесса образования посредством проектирования [1].

«Проект возникает как форма работы с практической ситуацией, как способ перевода ситуации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практики»[2]. Практическая ситуация воспринимается и осмысливается сквозь призму приобретаемых знаний. Обучение строится на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, с опорой на его личную заинтересованность в определенном знании, необходимом для решения конкретной практической задачи (проблемы). Для решения такой проблемы ученику необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят проектную деятельность в образовательное пространство школы в качестве обязательной составляющей и основного, и среднего общего образования.

На уровне основного общего образования проектная деятельность представлена в ФГОС в качестве одного из обязательных элементов Программы развития универсальных учебных действий и системы оценки достижения планируемых результатов. Акцентируется необходимость формирования компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также оценки сформированности умений ее выполнения[3].

Предполагается, в частности, формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, предлагающего решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы; овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности[4].

В качестве форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности ФГОС ООО называет творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы[5].

Направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уровне основного общего образования могут стать исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направления[6].

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования учитывается сформированность умений выполнения проектной деятельности[7].

Как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования индивидуальный проект выполняется в урочной и внеурочной деятельности[8], в рамках одного предмета или на межпредметной основе[9]. Выполнение проектов межпредметного характера требует особой организации образовательного процесса (объединения занятий по разным предметам, выделения времени для консультаций, согласования времени выполнения и др.)[10].

При реализации основных образовательных программ среднего общего образования индивидуальный проект реализуется в формате учебного предмета «Индивидуальный проект», который становится важным элементом вариативности основной образовательной программы. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Индивидуальный проект на уровне среднего общего образования задается в логике преемственности, в том числе тематической, с индивидуальным проектом основного общего образования и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.

На уровне среднего общего образования проектная деятельность приобретает статус инструмента учебной деятельности, инструмента полидисциплинарного характера.

Во многом успешность выполнения индивидуального проекта в новом формате зависит от степени сформированности на уровне основного общего образования универсальных учебных действий, выходящих на проектную деятельность.

Социально-гуманитарное содержание основных образовательных программ задает пространство для проектирования в наибольшей мере. Одной из областей социально-гуманитарного содержания, позволяющих проводить работу над индивидуальными проектами, является область финансовой грамотности.

Вопросы, связанные с финансовыми отношениями, со сферой финансов представляют особое значение для учащихся старших классов и выпускников школы. Достигая возраста 18 лет, они приобретают полную дееспособность, включающую права на осуществление любых финансовых операций, что актуализирует имеющийся у учащихся 10-11 классов повседневный опыт решения финансовых задач, оценивания различных альтернатив и выстраивания определенных моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях, связанных с финансами. Этим определяется актуальность вопросов финансовых отношений для обучающихся и вероятность выбора ими тем индивидуальных проектов, связанных с различными составляющими финансовой грамотности.

Задача обеспечения условий для индивидуального проектирования с выходом на проблематику финансовой грамотности – новая задача, стоящая перед образовательными организациями. И педагоги, и представители администрации образовательных организаций нуждаются в методической поддержке, касающейся как организации проектной деятельности старшеклассников, осуществляемой на уровне требований ФГОС, так и обращения к проблематике финансовой грамотности как предмету учебных проектов и исследований.

Основное назначение предлагаемого методического пособия состоит в обеспечении методической помощи педагогам, анализирующим возможности образовательного пространства школы, в поиске потенциалов содержательного и организационного плана для решения задач формирования финансовой грамотности и организации проектной деятельности учащихся в рамках основной образовательной программы.

В данном пособии проектная деятельность выступает одновременно как:

1) особая форма организации учебного процесса;

2) один из видов познавательной и практико-ориентированной деятельности обучающихся, в котором они выступают в роли субъектов, мотивированных на достижение субъективно нового результата;

3) один из методов развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных умений постановки проблемы, сбора и обработки информации, проведения экспериментов, анализа полученных результатов;

4) один из аспектов содержания обучения, предполагающий освоение наряду с ним и включение в образовательный процесс других активных методов обучения (например, исследовательского метода, методов проблемного обучения, игрового обучения) и способов деятельности в ходе изучения предмета (анализ проблемных ситуаций, решение задач, написание эссе, ситуационное моделирование, разработка личного жизненного плана, включающего проектирование финансовых отношений и др.);

5) средство а) активизации познавательных интересов учащихся в процессе изучения отдельных учебных предметов; б) обеспечения интеграционных связей между школьными предметами; в) реализации индивидуального, личностно-ориентированного и дифференцированного подходов в обучении, позволяющих обучающимся проявить собственную инициативу, самостоятельность, развить творческие способности, повысить уровень познавательной мотивации, аналитической оценки процесса и результатов деятельности; г) поиска и включения в образовательный процесс самостоятельно подобранной информации.

Тематика проектной деятельности по финансовой грамотности определяется Системой (рамкой) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста и включает широкий круг вопросов, непосредственно связанных с экономическими знаниями (доходы и расходы, финансовое планирование и бюджет, личные сбережения, кредитование, инвестирование, страхование, риски и финансовая безопасность, защита прав потребителей, общие знания экономики и азы финансовой арифметики)[11]. Выполнение проектов по данным вопросам обусловливает наиболее тесную связь с такими общеобразовательными предметами, как обществознание (предмет традиционно содержит большой блок экономических знаний) и экономика. Помимо этого, проектная деятельность обучающихся может быть связана с элективными курсами финансовой грамотности интегрального или модульного характера (в том числе, с курсами, подготовленными в рамках контракта FEFLP/QCBS-3.1 «Разработка дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования»).

Скорее всего, выбор обучающихся и соответствующая ему реализация проекта могут быть связаны с каким-то одним разделом или отдельными вопросами того или иного раздела из зафиксированных Системой (рамкой) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста. И, несмотря на то, что в рамках учебного предмета «Индивидуальный проект» невозможно изучение всех аспектов, необходимых для формирования финансовой грамотности, формат данного учебного предмета позволяет наиболее эффективно развивать у обучающихся умения поиска и анализа информации, обобщения полученных ранее знаний по предметам и применения их к конкретным жизненно важным проблемам, требующим моделирования рационального, социально ответственного финансового поведения.

В то же время определенная содержательная «фрагментарность», которая характеризует работу по выполнению индивидуального проекта как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования, требует установления связи с иными сегментами образовательного пространства.

Образовательное пространство школы представляет собой особое поле для проектной деятельности в области финансовой грамотности, определенное институциональными рамками, поддерживаемое и поощряемое на уровне ожиданий образовательных результатов, предъявляемых ФГОС.

Сегментов образовательного пространства, в которых видится возможным возникновение интереса обучающегося к той или иной проблеме финансовой грамотности с последующим желанием ее самостоятельно проработать на уровне индивидуального проекта, несколько. Во-первых, это учебные предметы (обществознание, экономика, математика, литература, право и др.), предполагающие изучение отдельных тем, связанных с финансовыми вопросами и отношениями, выполнение практико-ориентированных заданий и задач, побуждающих к постановке проблемы для исследований в области финансовой грамотности, требующих самостоятельного поиска по теме, проведения сбора, анализа, интерпретации и обобщения информации, применения получаемого знания в реальных жизненных ситуациях. Во-вторых, это элективные курсы по финансовой грамотности, предполагающие системное, целостное обращение к проблематике финансовой грамотности, акцентирующее жизненно важные проблемы, требующие в каждом случае индивидуального решения с учетом ряда жизненных обстоятельств. И учебные предметы, и элективные курсы в состоянии акцентировать связь с внеурочной и внешкольной деятельностью учащихся, обнаруживающей открытые вопросы из области финансов, имеющие потенциал для перерастания в учебные исследования и учебные проекты. В этом плане внеурочная и внешкольная деятельность также выступают одним из сегментов образовательного пространства индивидуального проектирования.

Наконец, еще одним сегментом образовательного пространства, обладающим значительным потенциалом для решения задач формирования финансовой грамотности, является новый предмет познавательной деятельности – «Индивидуальный проект». Образовательной практике еще предстоит приобрести опыт широкого включения проектной работы в устоявшиеся системы учебно-воспитательной деятельности, в ходе которого следует ожидать значительного обновления форм познавательной активности учащихся.

Важно понимать, что каждый из рассматриваемых сегментов образовательного пространства позволяет по-своему сочетать в себе содержательное изучение вопросов финансовой грамотности и организационные возможности реализации задач посредством организации проектной деятельности.

Отмечая возможности элективных курсов, необходимо учитывать тот факт, что далеко не каждая образовательная организация готова предложить в своей образовательной программе в качестве элективного именно курс финансовой грамотности.

Авторы данного методического пособия предлагают свой подход к реализации задач формирования финансовой грамотности в процессе проектной работы с учетом возможностей образовательного пространства. Пособие включает специальный курс «Что значит быть финансово грамотным », который погружает в вопросы актуальных для учащихся финансовых отношений, знакомит с общей проблематикой финансовой грамотности, альтернативными способами решения финансовых проблем, разными моделями грамотного поведения в финансовой сфере (учитывающими как личные интересы, так и целый ряд иных значимых факторов). В практике работы образовательной организации этот курс может предварять проектную деятельность или включаться в ее процесс. Возможно также обращение не ко всем, а к определенным, обусловленным выбранными темами проектных работ, разделам курса и созданием условий для самостоятельного изучения курса «Что значит быть финансово грамотным» обучающимися. В частности, возможным видится этот курс в открытом доступе в сети как сопровождающий проектную деятельность.

Пособие включает также сценарии занятий целенаправленно организованного учебного курса организации деятельности по выполнению индивидуального проекта. Курс, разработанный авторами методического пособия и предлагаемый педагогам, позволяет раскрыть логику и технологию проектирования. Представленные в пособии сценарии занятий предъявляют механизмы постановки практической или исследовательской проблематики, разворачивания проблемы в цепочку задач, уточнения цели и темы индивидуального проекта, различные способы планирования, критерии самооценки и др. Они призваны помочь смоделировать процесс проектной деятельности и дать возможность обучающимся приобрести умения, необходимые для подготовки индивидуального проекта в области финансовой грамотности и его презентации (защиты).

Таким образом, познавательная деятельность, раскрываемая в пособии, разворачивается как многофокусная: она удерживает фокус открытого образовательного пространства школы, фокус методологии и технологии проектной деятельности и одновременно фокус проблематики финансовой грамотности. Рекомендации по организации занятий курса «Что значит быть финансово грамотным» даются с акцентировкой проблемных вопросов, актуализацией ситуаций социальной жизни, требующих взвешенных финансовых решений с учетом ряда факторов и возможных альтернатив, рисков и выгоды. Проблемные вопросы, открытые задачи, не имеющие однозначных решений, являются тем полем, где может зародиться и развиться интерес к вопросам финансовых отношений, сформироваться направленность познавательной деятельности, сформулироваться тема индивидуальной проектной работы.

Содержание предлагаемых занятий разработано с учетом ряда принципов организации образовательной деятельности и ее методического обеспечения.

К принципам организации образовательной деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у обучающихся в процессе проектирования, относятся следующие:

· принцип единства образовательного пространства, предполагающий, с одной стороны, тесную взаимосвязь содержания школьных учебных предметов и занятий по финансовой грамотности, а с другой – объединение педагогических усилий на создание в образовательной организации особой атмосферы, ориентирующей познавательную деятельность на поиск открытых задач и вариантов их решений;

· принцип событийности образовательного процесса, ориентирующий как на включение обучающихся в события, играющие значимую роль для формирования их финансовой грамотности, так и на возможность проектировать такие события, принимая на себя ответственность за их ход и последствия;

· принцип паритетности обучения и воспитания, определяющий значимость как знаний и умений в области финансовой грамотности, так и личностных установок учащихся относительно моделей поведения в ситуациях, связанных с финансовыми решениями;

· принцип единства и преемственности уровней образования, акцентирующий внимание на овладении учащимися навыками проектной деятельности в ходе реализации программ основного общего образования и возможности развития этих навыков при подготовке к выполнению индивидуальных проектов;

· принцип соответствия содержания образования, используемых форм и методов обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, уровню их познавательных возможностей и личностного развития;

· принцип субъектности в применении к задаче формирования финансовой грамотности, предполагающий выстраивание проектной деятельности обучающимися с учетом собственных образовательных интересов, на основе самостоятельного определения и уточнения своих образовательных запросов, построения индивидуальных образовательных маршрутов;

· принцип приоритета самостоятельности и автономности обучающихся в осуществлении ими проектной деятельности, способствующей формированию финансовой грамотности;

· принцип активности и инициативности, отражающий авторскую позицию обучающегося в выборе проблемы для разработки, в процессе и результате проектной деятельности;

· принцип доверительного сотрудничества, определяющий характер взаимоотношений субъектов проектной деятельности.

К принципам методического обеспечения образовательной деятельности, направленной на формирование финансовой грамотности у обучающихся в процессе проектирования, относятся следующие:

· принцип соответствия содержания предлагаемой программы и разрабатываемых пособий требованиям ФГОС, ориентирующим на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов;

· принцип соответствия содержания предлагаемой программы и разрабатываемых пособий положениям Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста;

· принцип пропорциональности представления в предлагаемой программе и разрабатываемых пособиях основных содержательных составляющих Системы (рамки) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста;

· принцип предъявления повседневного знания («everyday knowledge»), задающего необходимый ориентир для принятия решений в сфере финансов в типичных ситуациях повседневной жизни;

· принцип «от конкретного к общему», определяющий логику раскрытия содержательных разделов программы на основе конкретных сюжетов деятельности и поведения субъектов финансовых отношений;

· принцип вариативности обучения, выражающийся на уровне фронтальной работы в предъявлении различных вариантов организации познавательной деятельности обучающихся по каждому из планируемых занятий, на уровне индивидуальной познавательной деятельности – в предоставлении обучающемуся права выбора направления и темы проектной работы, форм и методов ее выполнения;

· принцип интерактивности обучения, выражающийся в осуществлении образовательного процесса через такие формы обучения, как учебное исследование, учебный проект, практикум, учебная экскурсия, образовательный тренинг, деловая игра, мозговой штурм, case-study, круглый стол, брифинг, конференция, конкурс и др.

· принцип проектного подхода к определению целей формирования финансовой грамотности и средств их достижения, позволяющий избегать шаблонности и догматизма и ориентировать образовательный процесс на конкретного ученика, осуществляемую им проектную деятельность.

Предлагаемые в пособии методические рекомендации адресованы не только педагогам, проводящим занятия с учащимися, но и школьной администрации, т. к. помогают определить место изучения вопросов финансовой грамотности в учебном плане образовательной организации, в рабочих программах учебных предметов инвариантной и вариативной частей учебного плана, увидеть планируемые результаты освоения образовательной программы, представить примерные условия образовательной деятельности.

В частности, материалы пособия могут помочь проведению педагогических советов и методических объединений, например, следующей тематики: «Формирование финансовой грамотности у обучающихся средствами проектной деятельности при реализации образовательных программ основного и (или) среднего общего образования», «Включение в содержание образования вопросов финансовой грамотности», «Организация работы по выполнению учащимися индивидуальных проектов» и др.

Материалы пособия могут помочь работе с родителями обучающихся, в частности, разработке мероприятий по популяризации задач формирования финансовой грамотности средствами проектной деятельности. В качестве таковых могут выступать интерактивные лекции (в очном и дистанционном формате) с использованием содержания предлагаемых в пособии занятий, включение родителей в проектную деятельность обучающихся в области финансовой грамотности, участие в мероприятиях просветительской направленности по вопросам финансово грамотного поведения населения.

В пособии представлен практический опыт образовательных организаций в области разработки индивидуальных проектов и их оценивания.

 

ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Образовательное пространство проектной деятельности

Развивающая и мотивирующая направленность проектного образовательного пространства

Образовательное пространство понимается в данной главе как пространство совместной жизнедеятельности, в котором разворачивается образование обучающегося. Это пространство видится многомерным, обеспечивающим «разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности сообразно индивидуальным особенностям ее физического, соматического, психического, психологического, духовно-нравственного и социального здоровья»[12]. Иными словами, образовательное пространство охватывает все объекты и процессы, которые приводят к приращению индивидуальной культуры обучающегося, его развитию, освоению системы ценностей и правил поведения, в частности в области проектной деятельности и основ финансовой грамотности.

Образовательное пространство, способствующее формированию основ финансовой грамотности, включает все виды осознанного и неосознанного взаимодействия обучающегося с окружающей средой, где возникают финансовые отношения или вопросы, связанные с постановкой или обсуждением финансовых задач или отдельных аспектов финансовой деятельности. Практика показывает, что оптимальным является путь развития обучающегося через интерактивные формы обучения и проектную деятельность, поэтому мы будем говорить о проектном образовательном пространстве.

Существующее на практике школьное образовательное пространство, как правило, представляет собой сочетание разных образовательных пространств и выстраивается из их элементов. В зависимости от целей и задач обучения и воспитания, а также других условий расставляются приоритеты, предпочтения и допущения. Проектное образовательное пространство направлено на формирование основ проектной культуры и учебного сотрудничества (в наибольшей степени это проявляется при выполнении групповых проектов), поэтому является развивающим и решает задачи воспитания и социализации обучающихся.

Образовательное пространство проектной деятельности представляет собой специально-организованную педагогическую среду, которая определяется системой педагогических факторов и условий, способствующих развитию проектных навыков, порождает интерес к исследованиям, решению проблемных, открытых задач, возникающих как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Проектное образовательное пространство создает особое поле проектной деятельности, определенное институциональными рамками, поддерживаемое и поощряемое на уровне ожиданий образовательных результатов.

Разворачивание проектной деятельности осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы (ООП) и носит характер непрерывности, последовательности и преемственности.

По сути основы проектной деятельности закладываются на этапе начального общего образования при выполнении проектных или исследовательских заданий отдельными мотивированными обучающимися. Последующее развитие проектных умений и навыков происходит на этапе основной школы при выполнении мини-проектов на уроках и индивидуальных или групповых проектных работ, осуществляемых также мотивированными обучающимися.

Появление в учебном плане уровня средней школы предмета «Индивидуальный проект» обозначило важность формирования проектной культуры у каждого обучающегося, поскольку соответствующие образовательные результаты заданы требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Образовательное пространство проектной деятельности по сути является открытым. Под открытостью образовательного пространства проектной деятельности мы понимаем определенную систему ресурсов и условий школы, способствующих разворачиванию проектной деятельности, формированию личности каждого ученика, созданию возможностей для ее развития, содержащихся как в предметном содержании, так и в социальном окружении.

Открытое образовательное пространство характеризуют следующие признаки:

· внешняя и внутренняя коммуникация;

· динамическое окружение с элементами неопределенности;

· наличие условий, позволяющих оптимально удовлетворять потребности и интересы субъектов образовательного процесса;

· информационная обеспеченность внутренних и внешних процессов, ее доступность;

· внутренняя мотивация и готовность педагогов к проектной работе и разворачиванию проектной деятельности обучающихся;

· способность к изменениям.

Открытое образовательное пространство обеспечивает целость проектной среды школы, что достигается взаимодействием и взаимовлиянием урочного и внеурочного пространств, основанных на принципах расширения информационного, контекстного пространства и связей с внешним социумом.

Проектная форма обучения, в отличие от учебной деятельности в традиционно понимаемом смысле, требует значительно большей свободы и открытости. Можно говорить о необходимости создания особого пространства проектирования – среды, способствующей разворачиванию полноценной проектной деятельности как важной современной формы обучения.

Создание и существование внутри образовательной организации (или внутри сети образовательных организаций) пространства проектирования выдвигает новые требования и к образовательному (урочному и внеурочному) школьному пространству. Исходной точкой разворачивания проектной деятельности является проблема (в отличие от учебной деятельности, в которой такой исходной точкой является задание). Образовательное пространство школы, а также другие образовательные пространства, в которых находится (пребывает) ученик (школьные лагеря, дополнительное образование, в т. ч. летние образовательные программы, социальные взаимодействия и т. п.), должно стать естественным и органичным поставщиком открытых задач, нерешенных вопросов, которые могут впоследствии перерасти в исследуемую проблему. В этой связи педагогический коллектив должен быть настроен на поддержку детской самостоятельности и инициативности. Педагогу важно поддерживать коммуникацию со школьниками и другими педагогами, иметь соответствующие формы фиксации и сохранения тех детских инициатив, тех вопросов и задач, которые возникают у учеников как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Каким образом появляются эти вопросы, определяются проблемы? Прежде всего, интерес к проблеме возникает на уроке, но при условии, что образовательный процесс основан на принципах интерактивного обучения.

Согласно «Педагогическому терминологическому словарю», «интерактивное обучение (от англ. interaсtion – взаимодействие) – обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог (ведущий) не дает готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску»[13].

Другими словами, интерактивное обучение – обучение, основанное на взаимодействии учителя и обучающихся, при котором обучающиеся осуществляют собственную активную деятельность. При использовании интерактивных методов обучающиеся выступают субъектами собственной деятельности (учебной, проектной), вступают в коммуникацию и взаимодействие с учителем, друг с другом, с другими субъектами (в том числе за пределами школы) для решения различного рода задач, в том числе финансовых.

Применение интерактивных форм организации процесса обучения при освоении ООП способствует:

• формированию устойчивого интереса к обучению;

• эффективному усвоению учебного материала;

• самостоятельному поиску обучающимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;

• установлению взаимодействия между обучающимися;

• формированию у обучающихся собственного мнения и личного отношения к обсуждаемым вопросам;

• интереса к учебным исследованиям или проектированию с целью самостоятельного изучения проблемного вопроса, оставшегося открытым при изучении программного материала на уроке.

С целью постановки открытых вопросов, возможности демонстрации обучающимся прикладного аспекта предметных учебных знаний, в том числе в сфере финансовых отношений, целесообразно использовать следующие интерактивные формы обучения:

· неимитационные (круглый стол, дебаты, учебная дискуссия, мозговой штурм и др.);

· имитационные игровые (деловая и ролевая игра и др.);

· имитационные неигровые (сase-study, коллективная мыслительная деятельность и др.).

Основная задача педагога при использовании интерактивных форм и методов на уроке состоит в выделении личностно значимых проблемных ситуаций, в частности, способствующих формированию основ финансовой грамотности обучающихся, подборе соответствующего материала (на примере реальных событий) и формы работы с обучающимися, позволяющей им вступать в дискуссию, высказывать аргументированную точку зрения, проводить поиск эффективных способов решений.

С помощью интерактивных форм работы с обучающимися создается «банк» открытых вопросов, которые в последующем могут определить тематику индивидуального или группового проекта. Кроме того, необходимо предусмотреть специальные, тоже интерактивные, формы фиксации, обсуждения, решения или доведения до проектного замысла проблемы, вызвавшей интерес. Такими формами могут быть фестивали, учебные конференции, семинары, проектные сессии.

Сегменты образовательного пространства, в которых видится возможным формирование финансовой грамотности у обучающихся средствами проектной деятельности и интереса к той или иной проблеме с последующим желанием ее самостоятельно проработать на уровне индивидуального проекта, представлены на рисунке 1. Таких сегментов несколько:

учебные предметы (обществознание, экономика, математика, литература и др.), предполагающие изучение отдельных тем, связанных с финансовыми вопросами и отношениями, выполнение практико-ориентированных заданий и задач, побуждающих к постановке проблемы для исследований в области финансовой грамотности, требующих самостоятельного поиска по теме, проведению анализа и обобщения, аргументации собственной точки зрения;

элективные / факультативные курсы «Финансовая грамотность», предполагающие системное, целостное изучение проблематики финансовой грамотности, акцентирующие жизненно важные проблемы, требующие в каждом случае индивидуального решения с учетом ряда обстоятельств;

внеурочная и внешкольная деятельность, где обсуждаются открытые вопросы из области финансов, имеющие потенциал для перерастания в учебные исследования и учебные проекты.

Сегменты образовательного пространства: ф ормирование интереса к финансовым вопросам и проектной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы

Учебные предметы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.069 с.)