Тема 1. «Что такое личный доход» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. «Что такое личный доход»



Сценарий 1. Практикум

Таблица 2. Сценарий «Практикум «Что такое личный доход»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация деятельности учащихся по выполнению задания 1 (анализ ситуации «Доходы семьи».). Что такое личный доход. Источники дохода (регулярные и нерегулярные): заработная плата, социальные пособия, предпринимательская деятельность, доход от собственности. Характеризовать источники личных доходов.
Организация деятельности учащихся по выполнению задания 2 («Заработная плата в конверте», «Заработная плата: повременная или сдельная?»). Источники дохода: заработная плата. Характеризовать источники личных доходов.
Организация деятельности учащихся по выполнению задания 3 («Доходы: как рассчитать свой чистый месячный доход?»). Налоги как часть расходов. Анализировать, какими налогами облагаются доходы.

Задание 1 – анализ ситуации «Доходы семьи», которая предлагается классу, связано с пониманием того, что такое личные доходы, каковы их источники. Время его выполнения до 15 минут. Учитель может обратиться к учащимся с уточняющими вопросами: 1) Что такое личный доход? 2) Какие источники доходов вам известны? 3) Какие другие субъекты, помимо физических лиц, получают доходы? 4) Какие доходы имеет каждый член Вашей семьи, укажите их. Для удобства и системности ответов имеет смысл сделать таблицу по образцу, представленному в таблице 3.

 

Таблица 3. Доходы семьи

Источники доходов Член семьи Член семьи Член семьи Член семьи Член семьи Член семьи
Зарплата            
Социальные выплаты            
Доходы от предпринимательской деятельности            
Другие доходы            

 

В ходе обсуждения результатов заполнения Таблицы 3 важно подвести обучающихся к выводам о том, какую долю в них составляет каждая из пяти категорий доходов; как эта доля представлена в общей структуре семьи; какими именно доходами представлена пятая категория доходов; насколько значим этот источник доходов в семьях. Имеет смысл ранжировать источники доходов по основаниям: а) самый распространенный источник личных доходов; б) доходы, формирующиеся на базе гражданско-правовых сделок.

Обсуждение данной ситуации позволяет вывести обучающихся на вопрос, который, возможно, станет самостоятельной темой индивидуального проекта: как, по вашему мнению, должна поменяться структура доходов ваших родителей в будущем (через 10-20 лет)?

Если возникли сложности с пониманием, что такое доходы и каковы их источники, можно предложить обучающимся ознакомиться со справочными материалами статьи «Доходы и расходы».

На втором этапе занятия учащиеся проводят анализ ситуаций «Заработная плата в конверте», «Заработная плата: повременная или сдельная?». Анализсвязан с пониманием сущности одного из источников личных доходов – зарплаты. Время выполнения задания до 20 минут. Выполнение этих заданий может быть организовано как в формате индивидуальной, так и в формате групповой работы. Ситуации могут быть предложены по выбору учителя. Главное, что обе ситуации выводят на постановку проблемных «открытых» вопросов. Так, при анализе первой ситуации обучающиеся могут обозначить проблему негативных последствий, с которыми могут столкнуться в случае переменной (сдельной) оплаты работники и работодатели. При анализе второй ситуации выйти на вопрос: в чем состоят риски получения зарплаты в конверте для работника?

Третий этап организации деятельности учащихся связан с выполнением практического задания «Доходы: как рассчитать свой чистый месячный доход?». Несмотря на то, что в названии ситуации ключевым словом является «доход», фактически учащимся предлагается выполнить арифметические действия, необходимые при финансовом анализе доходов и расходов.

Подводя итоги занятия, необходимо отметить практическую направленность изучаемого вопроса, его актуальность в формате ежедневного обращения к своим личным доходам, пониманию ответственности выбора формирования доходов, еще раз акцентировать внимание на «открытых» вопросах, сформулированных по ходу занятия.

Сценарий 2. Кейс-игра

Таблица 4. Сценарий «Кейс-игра «Что такое личный доход»

Действия педагога Содержание Действия обучающихся
Организация игры    
Организация обсуждения проблемы в формате кейс-игры. Что такое личный доход. Источники дохода (регулярные и нерегулярные): заработная плата, социальные пособия, предпринимательская деятельность, доход от собственности. Налоги как часть расходов. Характеризовать источники личных доходов. Анализировать, какими налогами облагаются доходы.
Организация подведения итогов кейс-игры и формулирования открытых вопросов. Что такое личный доход. Источники дохода (регулярные и нерегулярные): заработная плата, социальные пособия, предпринимательская деятельность, доход от собственности. Налоги как часть расходов. Характеризовать источники личных доходов. Анализировать, какими налогами облагаются доходы.

 

Класс делится на 2 группы.

Каждой группе предлагается «пакет кейсов» – комплект ситуаций, требующих анализа и решения (Таблица 5).

 

Таблица 5. Пакет кейсов

Номер ситуации Название Количество баллов
1.1 Доходы: как рассчитать свой чистый месячный доход? 6
1.2 Доходы: как рассчитать чистую зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом? 10
1.3 Налоговый вычет: как его рассчитать? 4
1.4 Налоги: санкции за неуплату? 4
1.5 Заработная плата в конверте. 6
1.6 Заработная плата: повременная или сдельная? 6

 

В какой последовательности группы будут решать предложенные кейсы, как будет организована работа в группах (индивидуально, в микрогруппах, или все задания группа будет решать вместе) – решают группы.

Задача, которую ставит учитель:

За ограниченное время – 30 минут – группа должна решить как можно больше кейсов, чтобы набрать как можно больше баллов. Решение должно быть представлено в письменном виде.

При подведении итогов за каждый верно решенный кейс группы получают баллы, указанные в таблице, за неверно решенный кейс – группы теряют баллы, которые составляют половину «стоимости» неверно решенного кейса. Побеждает группа, набравшая наибольшее количество баллов.

На заключительном этапе важно обратиться к вопросам:

Что помешало набрать максимальное количество знаний?

Каких знаний / навыков для этого не хватило?

В завершении работы можно предложить учащимся вопрос:

Если бы вы были тренером команды, которая готовилась к аналогичной игре, какие вопросы вы бы обсудили, над какими умениями свои «подопечных» вы бы предложили поработать и как организовали бы эту работу?

В ходе обсуждения отдельных ситуаций обучающиеся могут выйти на обсуждение таких проблемных вопросов как:

– негативные последствия, с которыми могут столкнуться в случае переменной (сдельной) оплаты работники и работодатели;

– о рисках получения зарплаты в конверте для работника;

– о разработке алгоритмов арифметических вычислений при финансовых расчетах;

– и т. д.

Каждая из обозначенных проблем может впоследствии перерасти в открытый вопрос, положенный в основу работы обучающегося над индивидуальным проектом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.007 с.)