Организация сестринского ухода за недоношенным ребенком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация сестринского ухода за недоношенным ребенком.



План лекции:

1. Недоношенный ребенок: определение, причины, степени и признаки недоношенности.

2. Система выхаживания недоношенного ребенка; особенности вскармливания.

3. Организация сестринского ухода при обслуживании недоношенного ребенка на дому.

4. Особенности физического и нервно-психического развития недоношенного ребенка.

5. Индивидуальная программа реабилитации и схема динамического наблюдения за недоношенным ребенком.

6. Прогноз, профилактика недоношенности.

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия «недоношенный новорождённый»?

2. Факторы риска рождения недоношенного ребенка?

3. Степени недоношенности?

4. Анатомические признаки недоношенного ребенка?

5. Функциональные признаки недоношенного ребенка?

6. Особенности течения физиологических состояний у недоношенных новорожденных?

7. Система выхаживания недоношенного: этапы, цели, основные задачи?

8. Особенности вскармливания недоношенного ребенка?

9. Особенности ухода за недоношенным ребенком?

10. Обучение родителей технологии психоэмоционального общения с недоношенным ребенком?

11. Диспансеризация недоношенных детей?

12. Особенности физического и нервно-психологического развития недоношенного?

13. Отдалённые последствия недоношенности?

14. Принципы профилактики недоношенности?

 

Недоношенный новорождённый - это ребёнок, родившийся при сроке менее 37 полных недель беременности.

Факторы риска рождения недоношенного ребенка обычно не единичны, а сочетаются между собой и порой выявляются с трудом.

1.   Со стороны матери:

· возраст (первородящие в возрасте до 18 лет и старше 30 лет);

· тяжёлые соматические и инфекционные заболевания во время беременности;

· аномалии развития репродуктивной системы;

· хроническая гинекологическая патология;

· генетическая предрасположенность;

· отягощенный акушерский анамнез (предшествующие прерывания беременности, короткие интервалы между родами, многоплодная беременность, тазовое предлежание плода, оперативные вмешательства, привычные выкидыши и мертворождения, патология данной беременности).

2.   Со стороны плода:

· внутриутробные инфекции;

· врождённые пороки развития;

· хромосомные заболевания;

· иммунологический конфликт с матерью (Rh-фактор).

3.   Социально-экономические факторы:

· профессиональные вредности;

· вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания);

· низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, плохое питание, неудовлетворительные жилищно-бытовые условия);

· нежелательная беременность;

· невыполнение рекомендаций женской консультации.

4.   Провоцирующие факторы:

· психические и физические травмы (падения, ушибы);

· подъём тяжести;

· бесконтрольный приём лекарственных средств.

В зависимости от гестационного возраста (возраст от момента зачатия до рождения) и массы тела ребёнка выделяют 4 степени недоношенности:

 

Степень недоношенности Гестационный возраст Масса тела
I 37-35 нед 2500-2001 г
II 34-32 нед 2000-1501 г
III (глубоконедоношенные) 31-29 нед 1500-1000 г
IV (экстремально…) 28-22 нед менее 1000 г

Гестационный возраст - самый важный показатель оценки степени зрелости новорождённого и его способности адаптироваться к условиям внешней среды. Масса тела при рождении не служит абсолютным показателем недоношенности (нередко рождаются недоношенные с массой тела более 2500 г).

Для оценки состояния ребёнка, помимо гестационного возраста, необходимо учитывать и другие анатомо-физиологические признаки недоношенности.

АФО недоношенного ребенка

· Более непропорциональное телосложение, чем у доношенного:

ü значительное преобладание мозгового отдела черепа над лицевым;

ü относительно большое туловище;

ü короткие шея и нижние конечности.

· Кожа красная, тонкая, морщинистая, обильно покрыта пушком (лануго).

· Подкожно-жировой слой истончён.

· Мышечный тонус снижен.

· Кости черепа мягкие, подвижные; швы не закрыты; открыты не только большой и малый, но и у некоторых детей - боковые роднички.

· Ушные раковины мягкие, тесно прижаты к голове.

· Ареолы и соски грудных желёз недоразвиты или даже отсутствуют.

· Ногтевые пластинки короткие, тонкие, не достигают кончиков пальцев.

· Пупочное кольцо расположено в нижней трети живота; сам живот распластанный («лягушачий») из-за мышечной гипотонии.

· У девочек - большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет.

· У мальчиков яички не опущены в мошонку (находятся в паховых каналах или брюшной полости).

· Ребёнок более вялый и сонливый; крик слабый или даже писк.

· Физиологические рефлексы (сосание, глотание и др.) недоразвиты или отсутствуют - отсюда трудности кормления и риск аспирации.

· Дыхание:

ü аритмичное, более поверхностное;

ü большей частоты – 40-90 в 1 мин;

ü возможны апноэ продолжительностью до 5-10 с;

ü отсутствует или слабо выражен кашлевой рефлекс;

ü дефицит сурфактанта ведёт к неэффективному расправлению лёгких, что создаёт возможность дыхательных расстройств и повышает риск пневмонии;

ü становление дыхания - как у доношенных - к 3-4 мес. жизни.

· Сердечнососудистая система:

ü сердцебиение более частое и лабильное, чем у доношенного;

ü артериальное давление низкое;

ü сосуды более хрупкие, ломкие, проницаемые из-за чего легко возникают НМК и кровоизлияния в мозг.

· Терморегуляция несовершенна - отсюда склонность как к перегреванию, так и особенно к переохлаждению (температура тела при этом может быть 36°С и даже ниже) из-за чего возможен риск выраженного отёка подкожно-жировой клетчатки (склерема), что определяет важность соблюдения «тепловой защиты».

· Слабое развитие мышц диафрагмы, передней брюшной стенки и кишечника определяет склонность к метеоризму.

· Органы пищеварения ещё менее совершенны, чем у доношенного, поэтому идеальная пища недоношенного ребенка - молоко матери.

· Печень и почки ещё более незрелые, чем у доношенного.

· Иммунная система на более низком уровне развития - отсюда высокая частота заболеваний.

Особенности течения физиологических состояний

· Физиологическая потеря массы тела - до 14%. Восстановление более медленное (ко 2-3-й недели жизни).

· Физиологическая желтуха возникает чаще и сохраняется до 3 недель.

· Простая эритема более яркая и сохраняется до 2 недель.

· Гормональный криз и мочекислый инфаркт встречаются реже и выражены слабее.

Система выхаживания недоношенного начинается с первых часов его жизни и состоит из трёх этапов:

I этап - интенсивная терапия в роддоме; цель - сохранить жизнь ребёнка.

После проведения реанимационных мероприятий и первичного туалета, ребёнка с массой тела менее 1500 г помещают в закрытый кувез.

Кувез (от франц. «сouveuse» - наседка, инкубатор) - это специальное устройство, предназначенное для создания температурного комфорта недоношенным новорожденным. Состоит он из прозрачной плексигласовой крышки, под которой находится ребенок и механического блока с электронным управлением, который обеспечивает заданную температуру и влажность внутри инкубатора.

В кувезе создаются условия, близкие к внутриутробным. В зависимости от степени недоношенности, возраста и состояния ребенка устанавливается температура - 31-38°С, влажность воздуха - 55-95%, концентрация увлажненного кислорода – 25-40%.

Уход за недоношенными детьми в первые дни осуществляется непосредственно в кувезе. Во избежание деформации головы и застойных явлений в легких каждые 2-3 часа меняют положение ребенка. Для предупреждения инфицирования ребенка замену кувеза производят каждые 3 дня.

Ребёнок находится в кувезе до появления способности удерживать нормальную температуру тела (от нескольких часов до 7-9 дней в зависимости от массы тела при рождении и его состояния). После их помещают в открытый кувез, затем переводят в кроватку-грелку и, наконец, в обычную кроватку.

Вопрос о грудном вскармливании недоношенного решается индивидуально. Главные условия – наличие сосательного рефлекса и общее удовлетворительное состояние.

Детей со сниженными рефлексами начинают кормить с использованием зондов, вводимых через нос в желудок, дозируя питание стерильным шприцем или специальным устройством – инфузоматом. Позднее, когда рефлексы сформируются, переходят к кормлению из бутылочки.

Ребенка, родившегося с массой тела более 2 кг, прикладывают к груди сначала на 1-2 кормления, а остальные проводятся из соски. При появлении признаков утомления (синева вокруг рта, вялость сосания) кормление грудью прекращают и докармливают сцеженным молоком из бутылочки.

В первые дни жизни объем каждого кормления составляет от 5 мл (в первые сутки) до 15-20 мл (к 3-му дню жизни). При грудном вскармливании контролируют количество высосанного молока, взвешивая ребенка до и после кормления.

II этап - наблюдение и лечение в специализированном отделении.

Цель - удовлетворение основных жизненно важных потребностей недоношенного.

Основные задачи:

· оказание квалифицированной медицинской помощи;

· продолжение лечения уже возникших заболеваний;

· организация сестринского ухода со строжайшим соблюдением правил асептики;

· создание комфортного микроклимата (дополнительное согревание, оксигенотерапия);

· обеспечение адекватным питанием, адаптация к кормлению грудью;

· мониторинг состояния;

· начало профилактики фоновых заболеваний (рахит, ЖДА);

· обучение родителей приёмам выхаживания ребёнка в домашних условиях.

Критерии выписки недоношенного ребёнка из стационара:

· масса тела не менее 2500 г с тенденцией к увеличению;

· способность удерживать постоянную температуру тела;

· наличие выраженных физиологических рефлексов;

· устойчивость всех жизненно важных систем.

III этап - динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники. Участковый врач и медсестра (фельдшер) посещают ребёнка на дому в день выписки или не позднее, чем на следующий день после выписки.

Цели организации сестринского ухода при обслуживании недоношенного ребёнка на дому:

· разработать индивидуальную реабилитационную программу;

· установить партнёрские отношения с родителями ребёнка.

Основные задачи:

· динамическая оценка физического и психомоторного развития ребёнка;

· оценка состояния здоровья матери, характера её питания, лактации, состояния молочных желёз;

· внимательный осмотр ребёнка при каждом посещении (оценка состояния, поведения, выявление возникших проблем);

· обучение членов семьи правилам ухода, организации рационального режима и питания, методам закаливания и адекватного воспитания;

· консультативная помощь и информационная поддержка по всем интересующим вопросам;

· психологическая поддержка - помощь родителям увидеть перспективу развития здоровья ребёнка;

· содействие в оказании социальной и правовой помощи семье.

Рекомендации по вскармливанию недоношенного ребенка:

· При наличии грудного молока использовать режим свободного кормления (хорошо стимулирует лактацию).

· В ночном кормлении ребёнок будет нуждаться до тех пор, пока не сможет высасывать нужный ему объём молока.

· При недостатке грудного молока надо использовать смешанное вскармливание.

· Докорм проводят специализированными (разработанными специально для недоношенных детей) адаптированными смесями в течение 2-3 мес.; затем переходят на адаптированные смеси для детей первого, а после 6 мес. соответственно второго полугодия жизни.

· При хорошей индивидуальной переносимости целесообразно использование смесей одной фирмы-производителя.

· Выбор смеси рекомендует врач, а медсестра обучает родителей технологии приготовления, правилам хранения смесей и кормления.

· При смешанном вскармливании докорм проводят после кормления грудью с помощью ложечки или из бутылочки.

· При отсутствии грудного молока используют режим искусственного вскармливания - 6-разовое кормление (с интервалом 3.5 часа) адаптированной смесью.

Обучение родителей особенностям ухода за недоношенным ребенком:

· Температурный режим комнаты: 24-26°С, с постепенным снижением до 22-20°С (критерий - хорошее самочувствие малыша).

· Техника проведения гигиенической ванны:

ü здоровых недоношенных I–II степени начинают купать сразу после выписки из роддома (т.е. спустя 2 недели после рождения);

ü температура воздуха в помещении, где проводят купание, должна быть не ниже 25°С;

ü купание ежедневное; продолжительность ванны 5-7 мин;

ü температура воды в первый месяц – 38°С, со второго месяца – 37°С;

ü бельё для обсушивания и пеленания ребёнка должно быть гигроскопичным и предварительно подогретым.

· Одежда ребёнка

ü играет большую роль для предупреждения, как перегревания, так и переохлаждения;

ü должна быть из мягких, тонких, натуральных и гигроскопичных тканей; без грубых швов и пуговиц, многослойной;

· Пеленание – свободное

ü грудная клетка находится в комфортном состоянии;

ü движение ножек способствуют доразвитию тазобедренных суставов;

ü движение ручек посылают головному мозгу импульсы, способствующие его более успешному дозреванию.

· Тренирующие методы закаливания - это снижение температуры воды, контрастные обливания после купания, воздушные ванны и др.

· Воздушные ванны

ü начинают проводить с 1.5-3 мес. по 1-3 мин 3-4 раза в день, постепенно увеличивая время до 10-15 мин в сочетании с поглаживающим массажем;

ü с 4 мес. продолжительность ванн увеличивают и начинают вводить другие элементы закаливания (по рекомендациям врача).

· Выкладывание на живот

ü проводят с 1 дня пребывания ребёнка дома;

ü 3-4 раза в день, перед кормлением, на жёсткую поверхность;

ü цели: укрепление мышц передней стенки живота, спины, шеи; стимуляция умения держать голову; профилактика метеоризма или его устранение.

· Массаж и гимнастика

ü поглаживающий массаж начинают с 1-1.5 мес.;

ü с 2-3 мес. постоянно вводят другие приёмы - растирание, разминание, пассивные движения рук и ног;

ü во II полугодии массаж и гимнастика проводятся по тем же комплексам, что и доношенным детям;

ü массаж и гимнастика рук должны быть ежедневно, это улучшает психомоторное развитие ребёнка;

ü с 8-9 мес. для стимуляции и координации мелких движений (в конечном счёте - для развития нервной системы, её речевых центров) ребёнку предлагают игры с мелкими предметами (перебирание нитей бус, косточек на счётах, складывание пирамидок и др.).

· Прогулки недоношенного ребенка в теплое время года начинают с 2-месячного возраста.

Обучение родителей технологии психоэмоционального общения с ребенком:

· На ранних этапах рекомендуют выхаживание недоношенного ребёнка непосредственно на груди матери («метод кенгуру»), и лишь на непродолжительное время его помещают в кроватку. Данный метод начинают практиковать уже на II этапе выхаживания.

· Цели данного метода выхаживания:

ü поддержание постоянной температуры тела малыша;

ü облегчение процесса вскармливания и улучшение лактации у матери;

ü возможность постоянного контроля состояния ребёнка;

ü психологический комфорт ребёнка, ощущение защищённости.

· На последующих этапах маму надо убеждать чаще брать ребёнка на руки, прикасаться к нему, гладить (телесный контакт очень важен), постоянно общаться с ним.

· Роль медицинской сестры:

ü разъяснять необходимость внимания по отношению к ребёнку;

ü дать советы по поддержанию в семье атмосферы эмоционального комфорта.

Недоношенный ребёнок должен состоять на диспансерном учёте во II группе здоровья (группа риска) в течение 2 лет:

· 1 раз в 3 мес. его осматривают невролог и окулист;

· 1 раз в 6 мес. - ЛОР-врач;

· в возрасте 1 и 3 мес. - ортопед;

· на 2-3 году - детский психиатр, эндокринолог, гастроэнтеролог.

Особенности физического и НПР недоношенного:

· низкая прибавка массы тела за 1 мес. жизни;

· последующие ежемесячные прибавки массы тела до 1 года у здоровых недоношенных детей должны быть больше, чем у доношенных;

· большинство детей с массой тела при рождении 2500 г догоняют своих сверстников к 1 году, глубоконедоношенные - только к 2-3 годам.

Отдалённые последствия недоношенности:

· Среди недоношенных чаще отмечаются умственно и физически неполноценные дети, чем среди рожденных в срок. Особенно высоки эти показатели в группе глубоконедоношенных.

· Грубые психоневрологические нарушения в виде ДЦП, снижения интеллекта, нарушения слуха и зрения, эпилептических припадков отмечаются у 13-27% преждевременно рожденных.

· В 10-12 раз чаще встречаются пороки развития.

· Многие из них в дальнейшем угрожаемы по «школьной дезадаптации».

· Среди них чаще наблюдаются впоследствии беспокойные, страдающие неуверенностью, ночными страхами дети.

· У преждевременно рождённых часто отмечается непропорциональное развитие скелета, преимущественно с отклонением в сторону астенизации.

· У женщин, родившихся глубоконедоношенными, чаще отмечаются нарушения менструального цикла, неполноценная генеративная функция, признаки полового инфантилизма, угроза прерывания беременности и преждевременные роды.

· Однако при правильном уходе и рациональном питании недоношенные дети обычно растут здоровыми и становятся полноценными членами общества.

· Известно, что преждевременно родились Ньютон, Вольтер, Руссо, Наполеон, Анна Павлова.

Успех профилактики недоношенности во многом определяется профессиональным содружеством педиатрической, терапевтической и акушерско-гинекологической служб: здоровая девочка → здоровая женщина → благополучная беременность → нормальные роды → здоровый доношенный новорождённый.

 

ЛЕКЦИЯ №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.053 с.)