Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Что рассказывает нам Пушкин-историк о появлении Емельяна Пугачева в «Истории Пугачевского бунта»?

— Как вы думаете, почему появление Емельяна Пугачева сразу обросло множеством слухов?

— Какую черту характера «неизвестного бродяги» сразу же подчеркивает автор исторического исследования?

(«Свидетель мятежа» — сам, скорее всего, участник этого мятежа; «дерзость речей»; подстрекательство на противоправные действия как черта характера данной личности. В психологии — «протестная личность».)

— Как относятся к «неизвестному бродяге» окружающие? Почему то одни, то другие желают сдать его «в комендантскую канцелярию»? «Послушные казаки» боятся царя или вóйска?

(Времена диких набегов казаков на города и поселения, грабежей на дорогах и водных торговых путях закончились: казаки стали свободным сословием, защищающим границы империи, сословием законопослушным и обласканным государством: они обладали многими правами, которых не было и не могло быть ни у крепостных крестьян, ни у «инородцев» — исконных жителей заселяемых казаками земель, ни даже у горожан. За свою службу казаки получали земельные наделы, помощь государства, за военные действия — награды и почести. К тому же, будучи православными, казаки давали клятву на верность Богу, Царю и Отечеству, и для большинства из них эта клятва не была пустым звуком. Недаром после революционного переворота в октябре 1917 года казаки дольше всех сопротивлялись большевикам, а затем советской власти: все мужское население казачества давало клятву верности власти Государевой, отступивший от клятвы считался предателем — клятвопреступником.

Однако в казачьей среде в ХVIII столетии живы были еще воспоминания о казацкой вольнице, о Ермаке и других выдающихся казаках, поэтому не хватало только харизматичной личности, которая повела бы часть казаков за собой: недовольные всегда были, есть и будут, чем пользуются и предводители всевозможных восстаний, и политики, главное — найти общий «предмет», или повод для недовольства.

 

  Харúзма (от др.-греч. χαρισμα — милость, дар свыше) — особая притягательность человека, его магнетизм, выражающийся в легкости приобретения сторонников[131].

 

В отрывке из второй главы пушкинской «Истории Пугачевского бунта» видно, что смутьян — человек, сеющий смуту, раздор, — сначала пытался подкупить казаков, обещая деньги за службу или райскую жизнь на службе у какого-то не то паши, не то султана; затем запугивал войсками из Москвы (живы были еще воспоминания о подавлении казацкой вольницы на Волге в ХVI веке), якобы идущими на подавление казаков. Возникает вопрос: за какие грехи? Значит, часть казаков все-таки совершала набеги? Например, на тюркские поселения.

Яицкий рубеж — важное стратегическое направление, поэтому никому не известно, в чьих интересах действовал «бродяга» Емельян Пугачев. Отсюда такое негативное отношение к нему автора исторического исследования. (Давайте забудем на время, что автор этот — Александр Сергеевич Пушкин, так как он старался быть беспристрастным.)

— Почему автор исследования подчеркивает, что «яицкие бунтовщики были тогда не редки»?

(На Урал и в Зауралье бежали от рабства крепостные крестьяне, там же скрывались от службы беглые солдаты и ссыльные, часто сбежавшие каторжники (недаром в «Капитанской дочке» Пугачев говорит Гриневу, что терять ему нечего — с каторги сбежал, поэтому уже прощения не будет). Часто они сбивались в воровские шайки, вот их-то и вылавливали военные и сами казаки.)

— Опишите неизвестного смутьяна. Что в его облике подчеркивает автор?

(Все среднее: рост, внешность, приметы как у большинства, грамоты не знал. В то же время автор говорит, что «крестился по-раскольничьи», а отметины имел бойцовские. Это объясняет, и почему жена выдала его казачьему «обществу» на расправу, и поведение станичников: Емельян сын Иванов (отец Иван сын Михайлов) и заповеди церковные не соблюдал, и буйным нравом отличался, и воровством промышлял, о чем его соплеменники хорошо знали, иначе бы не потребовали документа на лошадь, — иными словами, будущий «Пугачев» (явно кличка) не жил по Закону Божьему и по законам казачества. (Например, какой же казак так поздно женится — почти в 30 лет? Значит, до этого времени не заслужил семейной жизни ни поведением богобоязненным, ни службой царевой, ни жизнью крестьянской.)

— Что говорит А. С. Пушкин о причинах побега казака Емельяна с Дона? Почему тот вдруг оказался в Польше, всегда враждовавшей с Украиной, а потом с Россией? (Даже когда Польша вошла в состав Российской империи.)

— Как вы думаете, почему смутьяну не сиделось в Польше? Зачем он подался на Урал?

(Да, мы не знаем истинных причин появления Пугачева на Урале, но можем судить по его характеру, хорошо описанному Пушкиным, что этот человек нигде и никогда не смог бы жить спокойно, — авантюрный и провокационный тип личности [132]. К сожалению, такие люди были и есть всегда, во все времена и у всех народов. В конце ХVIII столетия в России все сошлось воедино: недовольство части яицких казаков; праздношатающиеся воровские банды, жаждущие наживы; угнетенные местные племена и беглые крепостные крестьяне; смерть императора Петра III; появление харизматичной авантюрной личности Пугачева, умеющего и любящего воевать.)

— Для чего, с вашей точки зрения, Пугачев пошел на Волгу?

— Что об этом рассказывает беспристрастный Пушкин-историк?

— Как вели себя дворяне, казаки и крестьяне при подходе Пугачева?

(Каждый поступал, исходя из своих убеждений и своего воспитания, — трусы были всегда и везде, но многие вступали в войско Пугачева, искренне веря, что он законный император Петр III, свергнутый супругой-царицей. Другие видели в Пугачеве народного заступника, желавшего отменить крепостное право, а местному населению вернуть исконные земли и право исповедовать свою религию, чаще всего язычество.)

— Давайте прочитаем последний фрагмент — «Пугачев пойман». Как здесь объясняется появление такого фенóмена, как Пугачев, и причины действительно «широкомасштабной войны под предводительством Емельяна Пугачева», как писали раньше в учебниках по истории?

(«Богу было угодно наказать Россию через мое окаянство».)

 

  Фенóмен (от др.-греч. φαωόμενα — кажущееся, видимое) — необычное, очень редкое явление или человек, наделенный уникальными способностями[133].  

 

— Как характеризуют эту «крестьянскую войну» слова А. С. Пушкина:

«Народ живо еще помнит кровавую пору, которую — так выразительно — прозвал он пугачевщиною».

— Какое на вас произвело впечатление описание пугачевщины? Обоснуйте свой ответ, опираясь при этом на текст произведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.006 с.)