Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.
— Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы? (Типичное провинциальное дворянское семейство ХVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.) — Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение? (Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.) — Что автор говорит о матушке Петра Гринева? (Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.) — Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы. (Любят, уважают и заботятся друг о друге.) — Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе? — Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля. — Как Петр Гринев относится к своим родителям? (Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.) — Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику? — От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик? (Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале ХIХ века такой стилистический прием был внове.)
— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете. — Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске. — Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича. — Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры. — Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли. — Какое место из первой главы напоминает эпиграф? (Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.) — Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге? (Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.) — Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде? (Независимость, честность, демократизм.) — Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ. — Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера? (Стала опекать по-матерински.) — Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит? (Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где дόлжно поступать.) — Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.
«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история.
В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые правы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм. Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ... В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать»[169].
— Перечитайте фрагмент второй главы, который принято называть «Буран в степи». Выделите композиционные части этого фрагмента: 1. Предвестие бурана. 2. Описание бурана. 3. Встреча с вожатым. 4. Сон Гринева. 5. Прибытие на постоялый двор. — Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы? (Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, навевающий невеселые мысли.) — Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождают эти слова? (Тоскливое, даже тревожное.)
— Как характеризует персонажей диалог ямщика и Гринева? Что потом думает о себе Гринев? (Ямщик — опытный казак, знающий степь и природные явления этого края. Гринев затем осуждает себя за «неопытность, молодость, самонадеянность». Главное — юный барин из всего случившегося сделал выводы.) — Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана? — Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения. — Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды? — Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обоснуйте свой ответ. — Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева? — Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце? (Во-первых, описание местности — фрагмент целостный, завершенный, может рассматриваться как текст. Во-вторых, из данного эпизода логически вытекают все дальнейшие события повести: сон Гринева — пророческий; Пугачев запомнил Савельича только из-за его пререканий с юным барином и им самим; барину он благодарен не столько за подержанный заячий тулупчик, сколько за доброту и сочувствие.)
5. Домашнее задание. Для всего класса: — читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: главы III, IV, V; — подготовить пересказ одной из глав на выбор; — подготовить рассказ на выбор: «Жизнь семьи Гриневых в своем имении», «Жизнь семейства коменданта Белогорской крепости». Индивидуальное задание: — художественный пересказ эпизода «Буран в степи».
А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО В ХVIII СТОЛЕТИИ
(2 часа)
УРОКИ 31—32
В «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». В. О. Ключевский
Цели уроков: — формирование навыка художественного пересказа текста; — совершенствование умения анализировать читаемое произведение; — повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы; — развитие эмоционального восприятия читаемого. Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания. Сообщения учащихся.
Сообщение 1. Понятие долга и чести в российской дворянской офицерской среде.
Сообщение 2. Православные традиции в дворянских семьях России XVIII—ХIХ веков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.025 с.) |