Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.



— Что мы узнаем о семействе Гриневых из первой главы?

(Типичное провинциальное дворянское семейство ХVIII века, живущее в своей небольшой усадьбе, патриархальное и набожное.)

— Кто такой Андрей Петрович Гринев? Каково его социальное положение?

(Андрей Петрович Гринев — помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор.)

— Что автор говорит о матушке Петра Гринева?

(Мать Гринева была дочерью бедного дворянина, т. е. отец на ней женился не из-за приданого, а по взаимной приязни. Матушка родила девятерых детей, но все, кроме Петра, умерли во младенчестве. Это говорит о том, что семья была православная, верующая: сколько Бог давал детей, столько и рожали.)

— Как родители Гринева относятся друг к другу? Найдите примеры в тексте главы.

(Любят, уважают и заботятся друг о друге.)

— Что мы узнаем из этой главы о Петре Гриневе?

— Опишите жизнь провинциального дворянского недоросля.

— Как Петр Гринев относится к своим родителям?

(Проявляет чувство искренней любви и признательности, послушания и верности заветам своих родителей.)

— Расскажите, кто такой Савельич. Почему именно его Андрей Петрович Гринев приставил дядькой к единственному сыну-наследнику?

— От чьего имени ведется повествование? Каким перед нами предстает рассказчик?

(Рассказчик — человек явно преклонных лет, с живым умом и хорошим чувством юмора. Как видно из его повествования, эти его качества проявились уже в юности, когда он покинул родной дом, отправляясь на службу. Далее в повести будет чередование: рассказчик юный и он же, но уже по прошествии многих десятилетий. Но оценку всем событиям дает взрослый Гринев-рассказчик, часто его речь сливается с авторским повествованием или рассуждением — несобственно-прямая речь. В начале ХIХ века такой стилистический прием был внове.)

 

  Рассказчик — условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении. Рассказчик может быть представлен автором как участник событий, или свидетель, или же человек, которому о событиях кто-то поведал. Иногда рассказчик очень близок автору по мировосприятию, иногда — вовсе нет, В любом случае рассказчик — это не автор, а определенная «маска», которую писатель или поэт использует в своих творческих целях.  

 

— Какие заветы дает Андрей Петрович Гринев своему сыну? Объясните, как вы их понимаете.

— Каковы первые шаги Петруши Гринева в самостоятельной жизни? Расскажите, что произошло в Симбирске.

— Как заканчивается первая глава? Перечитайте про себя два последних абзаца и ответьте, какие отношения связывали молодого барина Петра Гринева и его дядьку Савельича.

— Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношении к Савельичу и крепостным крестьянам? Приведите примеры.

— Перечитайте эпиграф к первой главе. Объясните, как вы его поняли.

— Какое место из первой главы напоминает эпиграф?

(Беседу старших Гриневых во время написания сопроводительного письма начальнику Петруши.)

— Как относится старик Гринев к военной службе? Почему он не отсылает сына в гвардию, в Семеновский полк, квартировавший в Петербурге?

(Для Гринева-отца служба в армии — выполнение дворянского и гражданского долга, а не путь по карьерной лестнице или пустое времяпрепровождение.)

— Какие черты характера старшего Гринева раскрываются в этом эпизоде?

(Независимость, честность, демократизм.)

— Вспомните, что вы уже прочитали о коменданте Белогорской крепости — капитане Миронове. Подумайте и объясните, какие человеческие качества сближают двух незнакомых между собой людей — премьер-майора Гринева и капитана Миронова. Аргументируйте свой ответ.

— Как отнеслась комендантша к появлению в крепости юного офицера?

(Стала опекать по-матерински.)

— Почему Петр Гринев почти сразу стал чувствовать себя в семье Мироновых как дома? О чем это говорит?

(Доброжелательные и хлебосольные хозяева. Привычный домашний уклад жизни. Милая девушка — сначала почти друг, затем невеста. Сам Гринев добр и открыт, воспитан и четко представляет, как и где дόлжно поступать.)

— Какие общие черты старинного дворянского быта наблюдаем мы в семьях Гриневых и Мироновых? Расскажите об этом подробно.

 

«С любовью изображает Пушкин и картины старинного дворянского быта. Здесь все исполнено доброго юмора и знания, и авторского понимания: отношения в семействе Гриневых, сами старики Гриневы, удивительный Савельич и его завзятый враг мусье Бопре, картины домашнего воспитания. Все это изображено необычайно живо — и исторично. Все это не менее, чем сцены с Пугачевым, живая и самая доподлинная русская история.

В Гриневых и еще более в Мироновых Пушкин показывает простых людей, простые добрые правы. Удивительно простые. И то, что эти простые люди, самого мирного свойства, помимо своего желания и отчасти даже сознания, оказываются захваченными бурными историческими событиями и входят в большую историю, придает всему рассказу особенный драматизм.

Драматическое начало повести, может быть, ярче всего проявляется в трагической и героической судьбе старших Мироновых. Мироновы — это старинно-русские, простодушные и возвышенные люди. Они нарисованы Пушкиным выпукло, скульптурно, ощутимо-живо. В них много наивного, пленительно-наивного — и это раскрывает их во всей красоте их нетронутых, цельных душ...

В изображении Пушкина все эти люди прекрасны в своей непосредственности они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают своим долгом. Это незаметные и тихие герои — великие герои. Пушкин не просто их любит, но и любуется ими. Любуется ими вместе с автором и читатель — иначе и невозможно. За пушкинскими героями есть правда высокой нравственности, которая не может не привлекать»[169].

 

— Перечитайте фрагмент второй главы, который принято называть «Буран в степи». Выделите композиционные части этого фрагмента:

1. Предвестие бурана.

2. Описание бурана.

3. Встреча с вожатым.

4. Сон Гринева.

5. Прибытие на постоялый двор.

— Какая картина предстает перед глазами юного Гринева в начале пути? Почему он стремится быстрее добраться до места службы?

(Унылая безбрежная степь, тоска из-за отсутствия людей и жилья, однообразный пейзаж, навевающий невеселые мысли.)

— Какими эпитетами описывает автор степь? Найдите их в тексте. Какое настроение порождают эти слова?

(Тоскливое, даже тревожное.)

 

  Эпúтет (от греч. epitheton — приложение) — слово, поясняющее, определяющее, характеризующее какое-либо свойство или качество понятия, явления, предмета.  

 

— Как характеризует персонажей диалог ямщика и Гринева? Что потом думает о себе Гринев?

(Ямщик — опытный казак, знающий степь и природные явления этого края. Гринев затем осуждает себя за «неопытность, молодость, самонадеянность». Главное — юный барин из всего случившегося сделал выводы.)

— Опишите внезапно появившегося вожатого. Как вы думаете, что он делал в степи? Почему не скрылся до начала бурана?

— Опишите само буйство метели, опираясь на текст произведения.

— Почему ямщику неприятно вмешательство вожатого, его команды?

— Почему чувства ямщика разделяет и Савельич? Что отталкивает Савельича в незнакомце? Обоснуйте свой ответ.

— Как на все это реагирует вожатый? Трогают ли его чужие эмоции — ямщика, Савельича, даже Гринева?

— Объясните, что нам дает описание местности в начале этого фрагмента и в конце?

(Во-первых, описание местности — фрагмент целостный, завершенный, может рассматриваться как текст.

Во-вторых, из данного эпизода логически вытекают все дальнейшие события повести: сон Гринева — пророческий; Пугачев запомнил Савельича только из-за его пререканий с юным барином и им самим; барину он благодарен не столько за подержанный заячий тулупчик, сколько за доброту и сочувствие.)

 

5. Домашнее задание.

Для всего класса:

— читать повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: главы III, IV, V;

— подготовить пересказ одной из глав на выбор;

— подготовить рассказ на выбор: «Жизнь семьи Гриневых в своем имении», «Жизнь семейства коменданта Белогорской крепости».

Индивидуальное задание:

— художественный пересказ эпизода «Буран в степи».

 

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ

ДОЧКА». РОССИЙСКОЕ ДВОРЯНСТВО

В ХVIII СТОЛЕТИИ

 

(2 часа)

 

УРОКИ 31—32

 

В «Капитанской дочке» больше истории,

чем в «Истории Пугачевского бунта».

В. О. Ключевский

 

Цели уроков:

— формирование навыка художественного пересказа текста;

— совершенствование умения анализировать читаемое произведение;

— повторение и закрепление исторических и культурологических сведений, полученных учащимися на уроках истории, краеведения, МХК и литературы;

— развитие эмоционального восприятия читаемого.

Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя сообщения учащихся, чтение и анализ фрагментов произведения, групповую работу и беседу с классом.

 

СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ

 

1. Проверка домашнего задания.

Сообщения учащихся.

 

Сообщение 1. Понятие долга и чести в российской дворянской офицерской среде.

 

Сообщение 2. Православные традиции в дворянских семьях России XVIII—ХIХ веков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.025 с.)