Балет «отелло» по произведению шекспира на сцене тбилисского и ленинградского театра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Балет «отелло» по произведению шекспира на сцене тбилисского и ленинградского театра



Балет в 4 актах, 13 картинах. Композитор А. Мачавариани, сценарист (по мотивам одноименной трагедии В. Шекспира) и балетмейстер В. Чабукиани, художник С. Вирсаладзе. Премьера состоялась 29 ноября 1957 года в Театре оперы и балета имени 3. Палиашвили, Тбилиси [Приложение 1.1].

Музыку к балету написал композитор Алексей Мачавариани (1913-1997), народный артист СССР, автор многих симфонических произведений. Музыка «Отелло» несла в себе черты яркой театральности, содержала выразительные пластические характеристики персонажей. Она была высоко оценена Дмитрием Шостаковичем: «Балет „Отелло" мне крайне понравился, прекрасная музыка, прекрасный спектакль. Отелло — это успех всего коллектива, особенно композитора А. Мачавариани. Музыка талантлива и прекрасно оркестрована» [9, с. 78].

За годы пребывания Вахтанга Чабукиани в Тбилисском театре оперы и балета хореографический коллектив под его руководством поставил балет «Отелло» (музыка А. Мачавариани) на сюжет В. Шекспира. Хореографическими средствами были раскрыты в балете события, чувства, взаимоотношения, прекрасная любовь Отелло и Дездемоны, трагическая развязка их короткого счастья

Чабукиани не дробил роль на мелкие детали, в его игре не было ни одного лишнего жеста, ни одного лишнего движения, отвлекающего от главной темы. Отелло-Чабукиани был монолитен, строг, будто высечен из мрамора. Он в образе своего героя подчеркивал его благородство, огромную мужественность, бесстрашие выдающегося полководца. В его великой любви к Дездемоне была не животная страсть, а преклонение. Чабукиани средствами хореографии выражает главное в характере Отелло — его душевную чистоту. Отелло-Чабукиани не ревнив по природе, а доверчив. Отдавая себя целиком любимой женщине, он слепо верит в такое же ответное чувство. Дездемона для него — смысл жизни, его идеал. И когда этот идеал разбивается в прах — в натуре Отелло пробуждается жажда мщения. В исступленном пламенном танце Чабукиани красноречивей слов раскрывает трагедию Отелло. И, когда нервное напряжение, достигнув своего апогея, неожиданно обрывается, Отелло лишается чувств. Распростертый он лежит на земле. В последующей сцене зритель восхищается уже режиссерским талантом Чабукиани, когда видит, как коварный Яго подползает, как ядовитая змея, к распростертому на земле мавру. Убедившись, что он без чувств, Яго поднимается, наступает ногой на грудь Отелло и, скрючив пальцы, как когти хищной птицы, склоняется над своей жертвой. В этой сцене образ Яго перерастает в символ зла, предательства, подлости.В последнем акте Чабукиани-Отелло грозен и вместе с тем проникновенно лиричен. С какой безграничной любовью н печальной нежностью смотрит он на спящую Дездемону. Его руки тянутся в ласке, но дикая ревность вспыхивает снова и уже, полыхая, как пламя, приводит к роковому концу.

Восторженные отзывы о балете оставили многие известные деятели музыкального театра. Композитор Дмитрий Кабалевский отмечал: «Балет „Отелло" я без колебаний готов отнести к вершинным достижениям музыкально-театрального искусства». Это мнение разделяла и великая балерина Галина Уланова: «„Отелло" — балет необычный, интересный, смелый, он „возбудил умы", так всегда бывает с произведением значительным. Балет взволновал и увлек меня многими достоинствами. В нем властно звучит шекспировская тема, у этого спектакля есть душа, свой неповторимый художественный лик. Много выразительных эпизодов в музыке А. Мачавариани. Музыка балета образна, характеристична, удобна для танца. Я не сомневаюсь в долгой и счастливой жизни балета „Отелло", который так взволновал всех».

Премьера второй редакции балета состоялась 24 марта 1960 года в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова (композитор, сценарист, балетмейстер, художник — те же, дирижер Юрий Гамалей). После спектакля балерина Татьяна Вечеслова писала: «Спектакль „Отелло" вызвал небывалый интерес у ленинградцев. На премьеру пришел весь город. По атмосфере, подъему, который царил в зале и на сцене, это был подлинно „шаляпинский" спектакль. Так же как мы сейчас завидуем людям, слышавшим бессмертного Шаляпина, также будут завидовать тем, кто присутствовал на спектакле „Отелло"».

Первый спектакль танцевал сам Вахтанг Чабукиани, позже роль Отелло перешла к Борису Брегвадзе. В партии Дездемоны выступали Ирина Колпакова и Алла Осипенко, в роли Яго блеснул Святослав Кузнецов.

Более поздние оценки балета были не столь восторженными. Сравнивая «Отелло» с более ранними спектаклями, поставленными Чабукиани, балетовед Наталья Чернова полагала: «Прежней юношеской полемики здесь уже не было, не было и технических возможностей, какими обладал танцовщик прежде. Раньше мастер воспевал внутреннюю гармонию, теперь он раскрывал духовные конфликты в человеке. Балет „Отелло" — это, по существу, спектакль одного актера и для одного актера. И толпа, и эпизодические персонажи существуют здесь постольку, поскольку они раскрывают личную трагедию мавра. Кордебалет, активный герой первых постановок Чабукиани, здесь составлял лишь танцевальный фон, оттеняя трагедию обманутого доверия. Два стилевых течения советского балета — драматическая психологизация балетного действия и его музыкально-танцевальная театрализация — слились воедино. Своего „Отелло" Чабукиани создал, отчасти реминисцируя, отчасти корректируя практику времен своей молодости, принесшую ему славу».

Балет «Отелло» был экранизирован в 1961 году под названием «Венецианский мавр».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Величайший танцовщик и балетмейстер XX века, народный артист СССР, в родной Грузии считался народным героем. «Чародей танца» – так назвал его Котэ Махарадзе в телевизионным фильме, снятом еще при жизни великого маэстро, а критики называли его «неисто­вый Вахтанг», а его танец – «полетом орла».

Танец Чабукиани завораживал темпом безудержных вращений, вих­рем большого пируэта на одном дыхании, порывом и упоенностью танца. Его всегда отличала гордая уверенность: как танцовщика, и как постанов­щика превосходных спектаклей, и как создателя феномена грузинского ба­лета, родившегося внезапно и ниоткуда. «Успех его у советского зрителя – это не обычный успех блестящего танцовщика. Этот успех гораздо глубже, ибо он доказывает, как всем существом своего дарования Чабукиани близок и родственен нашей героической эпохе», – писала о нем балетмейстер и балерина Виктория Кригер.

Чабукиани создал десятки образов: незабываем его Солор в «Баядерке», именно Чабукиани принадлежит заслуга в оснащении партии Солора виртуозным классическим танцем с пряным вос­точным колоритом. Он первый исполнитель партии Филиппа (или Жерома) в «Пламени Парижа» – она же первая героическая партия совет­ского балетного наследия, Базиль в «Дон Кихоте», Альберт в «Жизели» и многие другие.

Чабукиани был не только великим танцовщиком, но и выдающимся хореографом. Он создавал свои балеты по канонам господствующего направления – хореодрамы. Для него большое значение имел сюжет, строящийся на основе серьезных литературных источ­ников. Его балет «Лауренсия» на музыку А.А. Крейна в 1939 г. оставался долгие годы в репертуарах советских театров. Каноничес­кая вариация Лауренсии принята к исполнению на международных балет­ных конкурсах. Этот спектакль был знаковым, программным в творчестве Чабукиани и всего советского балета – он намечал путь выхода из неизбежного кризиса хореодрамы, превращавшейся постепенно в «драмбалет». Здесь Чабукиани погружается в средневековую пьесу Лопе де Вега, где свободолюбивые испанцы деревни Фуэнте Овехуна восстают против власти Командора. Героическая девуш­ка Лауренсия и ее жених Фрондосо – главные персонажи балета, где есть не только любовь, испанская свадьба, но и актуальный подтекст социального звучания, призыв к патриотической героике.

Особая страница в творчестве мастера – его произведения с национальным грузинским колоритом. В 1938 г. увидел свет рампы в Ленингра­де балет «Сердце гор» на музыку А.М. Баланчивадзе, брата Дж. Баланчина. Большой трехактный спектакль отражал события грузин­ской истории XVIII века: борьбу крестьян против феодалов. Главный ге­рой – простой охотник Джарджи любит девушку Маниже, но ее добивается жестокий князь Заал. Маниже жертвует жизнью ради спасения возлюбленного. Чабукиани использовал материал грузинского фолькло­ра, переработав его в сценический характерный танец.

В 1941 г. Чабукиани вернулся в Грузию. Буквально за несколько лет он перевернул культурную жизнь респуб­лики, превратив классический балет в одно из самых популярных театраль­ных искусств. Конечно, залогом такого феноменального процесса была уникальная танцевальная культура народа, его любовь к танцу. Открылась и сформировалась ба­летная школа, Тбилиси стал одним из главнейших балетных центров Совет­ского Союза.

Чабукиани поставил и сам танцевал ряд замечательных спектаклей: в 1947 г. – «Синатле» («Свет») композитора Г. Киладзе, в 1953 г. – спек­такль «Горда» на музыку Д. Торадзе. 1957 г. принес триумфальный успех балету «Отелло», перенесенному на сцену Кировского театра с Чабукиани в главной роли. Это было незабываемое зрелище: «артист в африканском парике и гриме, с покрытым темным тоном телом, когда высвечивались античной гармонии мышцы и пропорции, в развевающемся ослепительно белом плаще с белозу­бой улыбкой на лице стремительно несся в героическом порыве танца». Чабукиани не изучал мавританский фольклор, но смог интуитивно сочинить танец Отелло – монолог радости победы и любви, танец страсти, построенный на экзотичных кружениях, напоминающих древний ритуал. В заключительных трагических мизансценах его Отелло поражал силой актерских эмоций.

Вахтанг Михайлович имел все высшие награды: народный артист СССР, четырежды ла­уреат Госпремий, в том числе три Сталинские премии. Первым из артистов Киров­ского театра выехал на гастроли в Италию и США в 1934 г., где его выступле­ния проходили с огромным успехом.

 

 

Список источников

1. Аркина Н., Екатерина Максимова.— «Театр», 2005, № 1, - 203 с.

2. Асафьев Б. О балете. М., «Музыка», 2006, - 156 с.

3. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с.

4. Бажов П., Малахитовая шкатулка, М.,2008, - 125 с.

5. Беляева-Челомбитько Г.В.. Балет: эпоха sovietica (1917-1991), М, 2005, - 154 с.

6. Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 298 с.

7. Берковский Н.. Литература и театр, М., «Искусство», 2008г., - 127 с.

8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 15. Ломбард — Мезитол. 2006 г.- 632 с.

9. Габович М. Душой исполненный полет, М., «Молодая гвардия». 2006 г, - 302 с.

10.  Габович М.,Образ балетного спектакля («Советская культура», 2008, апрель), - 382 с.

11.  Грошева Е., Сказка о каменном цветке. — «Московская правда», Т954, 26 февраля, 2006 г, - 112 с. 

12.  Залвеский В., Литература и балет. — «Советская музыка», 2009, - 268 с.

13.  Захаров Р. То, что дорого сердцу. — «Советская культура», 2008, - 432 с.

14.  Захаров Р. «Искусство балетмейстера», М., «Искусство», 2006, - 248 с.

15.  Ивинг В. «Танец и пантомима» «Советское искусство», 2010 г., - 349 с.

16.  Иванов, В.Г. Русские танцовщики XX века [Текст] / В.Г. Иванов. – Пермь, 1994. – 118 с.

17.  В. М. Красовская. Вахтанг Чабукиани. — М.-Л.: Искусство, 1960. — 347 с.

18.  Константинова М. Екатерина Максимова, -М.: Искусство, 2005 г. - 284 с.

19.  Т. А. Казаринова. Историко-революционная тема в творчестве В. Чабукиани. — Пермь, 1989. – 159 с.

20.  Луцкая Е.,Спектакль молодых. - «Советская культура», 2007 г, - 248 с.

21.  Львов-Анохин, В. А. Галина Уланова [Текст] / В.А. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 1990. – 270 с.

22.  Лопухов Ф. Хореографические откровенности М.,«Искусство», 2009 г., - 147 с.

23.  Львов-Анохин Б. Мастера большого балета, - М.: Искусство, 2011 г, - 243 с.

24.  Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время [Текст] / А.М. Мессерер. – М.: Искусство, 1990. – 265 с.

25.  Пасютинская В. “Волшебный мир танца” М.Просвещение 2005, - 307 с.

26.  Советский балет: Сборник. М., 2008 г, - 243 с.

27.  Шостакович Д., Второе рождение балета. — «Литературная газета 1957, 8 июня», - 243 с.

Приложения

Рис. 1.1 Балет «Отелло»

Рис. 1.2 Фрондосо. «Лауренсия»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.016 с.)