Начало исполнительского пути В. М. Чабукиани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало исполнительского пути В. М. Чабукиани



Вахтанг Чабукиани был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.

Вахтанг Чабукиани родился 12 марта 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше. Шевалье преподавала ручной труд, была страстно влюблена в балет и прививала эту любовь детям. Именно Мария Леонидовна однажды послала маленького Вахтанга отнести приготовленные для новогодней елки плетеные корзиночки с игрушками в балетную школу Марии Перини, которая была грузинской солисткой балета и балетным педагогом итальянского происхождения. Вахтанг принес корзинки в студию, увидел танцующих детей — и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом — в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.

Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».

Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета—Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Вахтанг понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде и осенью 1926 года он туда приехал.

В хореографическое училище Чабукиани не приняли, потому что ему было уже семнадцать. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал перед киносеансами. Через два года педагоги, оценив трудолюбие и способности Вахтанга перевели его на дневное отделение. Чабукиани обладал безупречной «балетной фактурой»: стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями; мягкими, пластичными руками и выдающейся способностью к пируэту. Однако его длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не имели способности к высокому и сильному прыжку. Вахтангу пришлось напряженно работать над этим.

За три года Чабукиани прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов.

В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в этюде «Свержение рабства», который он постановил сам.

После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова. Его дебют состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка». 16 марта 1930 Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани — энергии и темперамента» [22, с.93]. В первом сезоне Вахтанг Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

19 ноября 1930 было особой датой в жизни Вахтанга. В этот день он получил партию Базиля в балете «Дон Кихот». Первый же выход Чабукиани поразил Ленинград. После этого балета начались его триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.

Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. После первого же их выступления в одном из самых крупных концертных залов США, Карнеги-холле, в газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Они дали более тридцати концертов во многих городах.

За период своей исполнительской деятельности Вахтанг перетанцевал все балеты классического наследия. К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий: кавалера в "па де труа" из "Лебединого озера", вальс из балета "Щелкунчик", который он танцевал тогда с будущей звездой – Галиной Улановой, а также главную роль – Принца в "Лебедином озере".

В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Вахтанг Чабукиани исполнил в этом фильме одну из главных партий.

"Одним из уникальных артистов балета, внесшим большой вклад в развитие балетного искусства в ХХ веке, был Вахтанг Чабукиани. Это был один из первых танцовщиков-виртуозов, который стал делать то, что сегодня делает весь мир", — сказал про великого грузинского танцовщика артист балета Николай Цискаридзе [19, с.64].

В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. В 1937 он поставив балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал создать балет о революционной Испании. На материал старинной пьесы «Фуэнте овехуна» («Овечий источник») испанского драматурга Лопе де Вега он поставил балет «Лауренсия». Премьера состоялась 22 марта 1939 на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

Вахтанг Чабукиани умер 6 апреля 1992 года в Тбилиси и похоронен в Пантеоне деятелей грузинской культуры на горе Мтацминда. В 2001 году Тбилиское государственное хореографическое училище выступило с инициативой о проведении Международного фестиваля балетного искусства «Чабукиани-Баланчин», которая была поддержана Министерством культуры Грузии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.98 (0.004 с.)