Раздел 1. Вахтанг михайлович Чабукиани – исполнитель и балетмейстер 30х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Вахтанг михайлович Чабукиани – исполнитель и балетмейстер 30х годов



МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

Факультет Художественного творчества

Кафедра Хореографии

Курсовая работа

Дисциплина: История и теория хореографического искусства

Тема: «В. Чабукиани- танцовщик, балетмейстер и педагог»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, очной формы обучения

Направления подготовки

52.03.01 Хореографическое искусство

Немировская Диана Андреевна

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры хореографии

Михайлова Т.А.

 

дата защиты «__» ________ 2021 г.

 

Симферополь, 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………..……………………………...…………………..….………..3

Раздел 1. Вахтанг Михайлович Чабукиани – ведущий исполнитель и балетмейстер 30х годов................................................................................................6

1.1 Начало исполнительского пути В. М. Чабукиани …………………..……..6

1.2 Влияние Чабукиани на возрождение мужского танца на Ленинградской сцене……………………………………………………………………………………..9

1.3 Балетмейстерская деятельность в Ленинграде. Балеты «Сердце гор» и «Лавренсия»…………………………………………………………………………...10

Раздел 2. Балетмейстерская деятельность в Тбилиси. …………………………..17

2.1 Вахтанг Чабукиани - выдающийся педагог и балетмейстер…..………….17

2.2 Балет «Отелло» по произведению Шекспира на сцене Тбилисского и Ленинградского театра………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…………..…..21

Список источников ………………………………………………………………….24

Приложение ……………………………..……………………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

В советском балете не было актера, который выходя на сцену, вызывал бы такой яркий отклик, как Вахтанг Чабукиани. Полная самоотдача танцу, служение танцу- все это просматривалось в его выходе на сцену. Славу блистательного танцовщика Чабукиани завоевал, ещё будучи юношей. Говорили, что Чабукиани родился с большим пируэтом в крови. Его виртуозные вращения не знали себе подобных.  Чабукиани не только возвращал балетной сцене мужской танец, но наделял его героическими чертами, тогда новыми и невероятными, и это одно из важнейших обстоятельств успеха актера. Танец Чабукиани всегда несет в себе нечто от импровизации. Его пластическое изобилие восхищало. Это почти невероятная для балета, столь напряженного в своей технической основе, непосредственность и одухотворенность его героев. И если говорить о подлинном актерском мастерстве в балете, то самые истинные его зерна Чабукиани передал в его природном ощущении танца, как стихии выразительности. Поэтому-то на Чабукиани нельзя наглядеться, и каждая новая встреча с ним волнует, как первая.

Тема работы актуальна: судьба русского балета 30-х годов тесно связана с В. Чабукиани, его героико-романтическим и героико-эпическим направлением в балетном спектакле. Уникальный дар артиста и талант балетмейстера, соединились и открыли исключительные возможности для мужского танца благодаря Вахтангу Чабукиани. Творчество Чабукиани было насыщено героикой, волей, мужественной лирикой. Чабукиани был не только танцовщиком, а танцующим артистом, умеющим перевоплощаться, создавать средствами хореографии глубокие образы.

Цель работы заключается в исследовании особенностей исполнительства и постановки балетов В. Чабукиани, их специфики и отличия от классических балетов.

Основные задачи исследования:
1. Изучить начало творческого пути В. Чабукиани;
2. Раскрыть особенности его таланта как исполнителя и хореографа;
3. Познакомиться и исследовать спектакли, созданные В. М. Чабукиани.

Объект исследования – творчество В. Чабукиани и героизм его балетов.

Предмет исследования – особенности мужского танца в балетах В. М. Чабукиани.

Методологической основой курсовой работы являются исследования обусловлены спецификой рассматриваемого объекта, поставленными целями и задачами.

Информационной основой исследования являются научные разработки, положения и выводы, сформулированные в научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования содержания и форм хореографического искусства, сведения, результаты собственного исследования.

Практическое значение состоит в том, что данная работа может стать дополнительным пособием для более глубокого изучения творчества Вахтанга Чабукиани.

Курсовая работа включает в себя: Введение, две главы, Заключение, Список использованных источников и Приложения.

В первом разделе освящена исполнительская деятельность Вахтанга Михайловича Чабукиани. Рассказано о его бедном детстве, начале зарождения интереса к балету, а в следствии поступлении в танцевальное училище  и развитии Вахтанга Чабукиани  как танцовщика. О его первых ролях в балетах классического наследия и жизни после окончания училища.

 Влияние великого танцовщика на возрождение мужского танца в России. Гордый, мужественный, свободолюбивый национальный характер нашел своё место в творчестве великого балетмейстера. Взволнованность, огонь, героика – истинная стихия Вахтанга Чабукиани. В хореографии проявилась страсть к героическому характеру мужского танца, в противовес сложившейся исполнительской манере, отводившей танцовщику лишь роль партнера балерины. Во многих старых классических спектаклях мужские вариации были поставлены им. Своим талантом он «реанимировал», осовременил строгий балет.

Во втором разделе рассказано о начале балетмейстерской деятельности Вахтанга Чабукиани в Тбилиси. Период творчества в Грузии оставил большой след на творческой жизни Вахтанга Чабукиани. Артист балета вернулся на свою родину осуществить свою главную мечту – воспитать профессиональные балетные кадры. Раскрыты детали и особенности одного из главных балетов Вахтанга Михайловича Чабукиани «Отелло».

 

 

                                                                                       

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Величайший танцовщик и балетмейстер XX века, народный артист СССР, в родной Грузии считался народным героем. «Чародей танца» – так назвал его Котэ Махарадзе в телевизионным фильме, снятом еще при жизни великого маэстро, а критики называли его «неисто­вый Вахтанг», а его танец – «полетом орла».

Танец Чабукиани завораживал темпом безудержных вращений, вих­рем большого пируэта на одном дыхании, порывом и упоенностью танца. Его всегда отличала гордая уверенность: как танцовщика, и как постанов­щика превосходных спектаклей, и как создателя феномена грузинского ба­лета, родившегося внезапно и ниоткуда. «Успех его у советского зрителя – это не обычный успех блестящего танцовщика. Этот успех гораздо глубже, ибо он доказывает, как всем существом своего дарования Чабукиани близок и родственен нашей героической эпохе», – писала о нем балетмейстер и балерина Виктория Кригер.

Чабукиани создал десятки образов: незабываем его Солор в «Баядерке», именно Чабукиани принадлежит заслуга в оснащении партии Солора виртуозным классическим танцем с пряным вос­точным колоритом. Он первый исполнитель партии Филиппа (или Жерома) в «Пламени Парижа» – она же первая героическая партия совет­ского балетного наследия, Базиль в «Дон Кихоте», Альберт в «Жизели» и многие другие.

Чабукиани был не только великим танцовщиком, но и выдающимся хореографом. Он создавал свои балеты по канонам господствующего направления – хореодрамы. Для него большое значение имел сюжет, строящийся на основе серьезных литературных источ­ников. Его балет «Лауренсия» на музыку А.А. Крейна в 1939 г. оставался долгие годы в репертуарах советских театров. Каноничес­кая вариация Лауренсии принята к исполнению на международных балет­ных конкурсах. Этот спектакль был знаковым, программным в творчестве Чабукиани и всего советского балета – он намечал путь выхода из неизбежного кризиса хореодрамы, превращавшейся постепенно в «драмбалет». Здесь Чабукиани погружается в средневековую пьесу Лопе де Вега, где свободолюбивые испанцы деревни Фуэнте Овехуна восстают против власти Командора. Героическая девуш­ка Лауренсия и ее жених Фрондосо – главные персонажи балета, где есть не только любовь, испанская свадьба, но и актуальный подтекст социального звучания, призыв к патриотической героике.

Особая страница в творчестве мастера – его произведения с национальным грузинским колоритом. В 1938 г. увидел свет рампы в Ленингра­де балет «Сердце гор» на музыку А.М. Баланчивадзе, брата Дж. Баланчина. Большой трехактный спектакль отражал события грузин­ской истории XVIII века: борьбу крестьян против феодалов. Главный ге­рой – простой охотник Джарджи любит девушку Маниже, но ее добивается жестокий князь Заал. Маниже жертвует жизнью ради спасения возлюбленного. Чабукиани использовал материал грузинского фолькло­ра, переработав его в сценический характерный танец.

В 1941 г. Чабукиани вернулся в Грузию. Буквально за несколько лет он перевернул культурную жизнь респуб­лики, превратив классический балет в одно из самых популярных театраль­ных искусств. Конечно, залогом такого феноменального процесса была уникальная танцевальная культура народа, его любовь к танцу. Открылась и сформировалась ба­летная школа, Тбилиси стал одним из главнейших балетных центров Совет­ского Союза.

Чабукиани поставил и сам танцевал ряд замечательных спектаклей: в 1947 г. – «Синатле» («Свет») композитора Г. Киладзе, в 1953 г. – спек­такль «Горда» на музыку Д. Торадзе. 1957 г. принес триумфальный успех балету «Отелло», перенесенному на сцену Кировского театра с Чабукиани в главной роли. Это было незабываемое зрелище: «артист в африканском парике и гриме, с покрытым темным тоном телом, когда высвечивались античной гармонии мышцы и пропорции, в развевающемся ослепительно белом плаще с белозу­бой улыбкой на лице стремительно несся в героическом порыве танца». Чабукиани не изучал мавританский фольклор, но смог интуитивно сочинить танец Отелло – монолог радости победы и любви, танец страсти, построенный на экзотичных кружениях, напоминающих древний ритуал. В заключительных трагических мизансценах его Отелло поражал силой актерских эмоций.

Вахтанг Михайлович имел все высшие награды: народный артист СССР, четырежды ла­уреат Госпремий, в том числе три Сталинские премии. Первым из артистов Киров­ского театра выехал на гастроли в Италию и США в 1934 г., где его выступле­ния проходили с огромным успехом.

 

 

Список источников

1. Аркина Н., Екатерина Максимова.— «Театр», 2005, № 1, - 203 с.

2. Асафьев Б. О балете. М., «Музыка», 2006, - 156 с.

3. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с.

4. Бажов П., Малахитовая шкатулка, М.,2008, - 125 с.

5. Беляева-Челомбитько Г.В.. Балет: эпоха sovietica (1917-1991), М, 2005, - 154 с.

6. Беляева-Челобитько, Г.В. Балет: советская эпоха / Г.В. Беляева-Челобитько. – М.: Университет Натальи Нестеровой, 2005. – 298 с.

7. Берковский Н.. Литература и театр, М., «Искусство», 2008г., - 127 с.

8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 15. Ломбард — Мезитол. 2006 г.- 632 с.

9. Габович М. Душой исполненный полет, М., «Молодая гвардия». 2006 г, - 302 с.

10.  Габович М.,Образ балетного спектакля («Советская культура», 2008, апрель), - 382 с.

11.  Грошева Е., Сказка о каменном цветке. — «Московская правда», Т954, 26 февраля, 2006 г, - 112 с. 

12.  Залвеский В., Литература и балет. — «Советская музыка», 2009, - 268 с.

13.  Захаров Р. То, что дорого сердцу. — «Советская культура», 2008, - 432 с.

14.  Захаров Р. «Искусство балетмейстера», М., «Искусство», 2006, - 248 с.

15.  Ивинг В. «Танец и пантомима» «Советское искусство», 2010 г., - 349 с.

16.  Иванов, В.Г. Русские танцовщики XX века [Текст] / В.Г. Иванов. – Пермь, 1994. – 118 с.

17.  В. М. Красовская. Вахтанг Чабукиани. — М.-Л.: Искусство, 1960. — 347 с.

18.  Константинова М. Екатерина Максимова, -М.: Искусство, 2005 г. - 284 с.

19.  Т. А. Казаринова. Историко-революционная тема в творчестве В. Чабукиани. — Пермь, 1989. – 159 с.

20.  Луцкая Е.,Спектакль молодых. - «Советская культура», 2007 г, - 248 с.

21.  Львов-Анохин, В. А. Галина Уланова [Текст] / В.А. Львов-Анохин. – М.: Искусство, 1990. – 270 с.

22.  Лопухов Ф. Хореографические откровенности М.,«Искусство», 2009 г., - 147 с.

23.  Львов-Анохин Б. Мастера большого балета, - М.: Искусство, 2011 г, - 243 с.

24.  Мессерер, А.М. Танец. Мысль. Время [Текст] / А.М. Мессерер. – М.: Искусство, 1990. – 265 с.

25.  Пасютинская В. “Волшебный мир танца” М.Просвещение 2005, - 307 с.

26.  Советский балет: Сборник. М., 2008 г, - 243 с.

27.  Шостакович Д., Второе рождение балета. — «Литературная газета 1957, 8 июня», - 243 с.

Приложения

Рис. 1.1 Балет «Отелло»

Рис. 1.2 Фрондосо. «Лауренсия»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

Факультет Художественного творчества

Кафедра Хореографии

Курсовая работа

Дисциплина: История и теория хореографического искусства

Тема: «В. Чабукиани- танцовщик, балетмейстер и педагог»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, очной формы обучения

Направления подготовки

52.03.01 Хореографическое искусство

Немировская Диана Андреевна

Научный руководитель:

Старший преподаватель кафедры хореографии

Михайлова Т.А.

 

дата защиты «__» ________ 2021 г.

 

Симферополь, 2021 г.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………..……………………………...…………………..….………..3

Раздел 1. Вахтанг Михайлович Чабукиани – ведущий исполнитель и балетмейстер 30х годов................................................................................................6

1.1 Начало исполнительского пути В. М. Чабукиани …………………..……..6

1.2 Влияние Чабукиани на возрождение мужского танца на Ленинградской сцене……………………………………………………………………………………..9

1.3 Балетмейстерская деятельность в Ленинграде. Балеты «Сердце гор» и «Лавренсия»…………………………………………………………………………...10

Раздел 2. Балетмейстерская деятельность в Тбилиси. …………………………..17

2.1 Вахтанг Чабукиани - выдающийся педагог и балетмейстер…..………….17

2.2 Балет «Отелло» по произведению Шекспира на сцене Тбилисского и Ленинградского театра………………………………………………………………..18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...…………..…..21

Список источников ………………………………………………………………….24

Приложение ……………………………..……………………………………………26

 

ВВЕДЕНИЕ

В советском балете не было актера, который выходя на сцену, вызывал бы такой яркий отклик, как Вахтанг Чабукиани. Полная самоотдача танцу, служение танцу- все это просматривалось в его выходе на сцену. Славу блистательного танцовщика Чабукиани завоевал, ещё будучи юношей. Говорили, что Чабукиани родился с большим пируэтом в крови. Его виртуозные вращения не знали себе подобных.  Чабукиани не только возвращал балетной сцене мужской танец, но наделял его героическими чертами, тогда новыми и невероятными, и это одно из важнейших обстоятельств успеха актера. Танец Чабукиани всегда несет в себе нечто от импровизации. Его пластическое изобилие восхищало. Это почти невероятная для балета, столь напряженного в своей технической основе, непосредственность и одухотворенность его героев. И если говорить о подлинном актерском мастерстве в балете, то самые истинные его зерна Чабукиани передал в его природном ощущении танца, как стихии выразительности. Поэтому-то на Чабукиани нельзя наглядеться, и каждая новая встреча с ним волнует, как первая.

Тема работы актуальна: судьба русского балета 30-х годов тесно связана с В. Чабукиани, его героико-романтическим и героико-эпическим направлением в балетном спектакле. Уникальный дар артиста и талант балетмейстера, соединились и открыли исключительные возможности для мужского танца благодаря Вахтангу Чабукиани. Творчество Чабукиани было насыщено героикой, волей, мужественной лирикой. Чабукиани был не только танцовщиком, а танцующим артистом, умеющим перевоплощаться, создавать средствами хореографии глубокие образы.

Цель работы заключается в исследовании особенностей исполнительства и постановки балетов В. Чабукиани, их специфики и отличия от классических балетов.

Основные задачи исследования:
1. Изучить начало творческого пути В. Чабукиани;
2. Раскрыть особенности его таланта как исполнителя и хореографа;
3. Познакомиться и исследовать спектакли, созданные В. М. Чабукиани.

Объект исследования – творчество В. Чабукиани и героизм его балетов.

Предмет исследования – особенности мужского танца в балетах В. М. Чабукиани.

Методологической основой курсовой работы являются исследования обусловлены спецификой рассматриваемого объекта, поставленными целями и задачами.

Информационной основой исследования являются научные разработки, положения и выводы, сформулированные в научных работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования содержания и форм хореографического искусства, сведения, результаты собственного исследования.

Практическое значение состоит в том, что данная работа может стать дополнительным пособием для более глубокого изучения творчества Вахтанга Чабукиани.

Курсовая работа включает в себя: Введение, две главы, Заключение, Список использованных источников и Приложения.

В первом разделе освящена исполнительская деятельность Вахтанга Михайловича Чабукиани. Рассказано о его бедном детстве, начале зарождения интереса к балету, а в следствии поступлении в танцевальное училище  и развитии Вахтанга Чабукиани  как танцовщика. О его первых ролях в балетах классического наследия и жизни после окончания училища.

 Влияние великого танцовщика на возрождение мужского танца в России. Гордый, мужественный, свободолюбивый национальный характер нашел своё место в творчестве великого балетмейстера. Взволнованность, огонь, героика – истинная стихия Вахтанга Чабукиани. В хореографии проявилась страсть к героическому характеру мужского танца, в противовес сложившейся исполнительской манере, отводившей танцовщику лишь роль партнера балерины. Во многих старых классических спектаклях мужские вариации были поставлены им. Своим талантом он «реанимировал», осовременил строгий балет.

Во втором разделе рассказано о начале балетмейстерской деятельности Вахтанга Чабукиани в Тбилиси. Период творчества в Грузии оставил большой след на творческой жизни Вахтанга Чабукиани. Артист балета вернулся на свою родину осуществить свою главную мечту – воспитать профессиональные балетные кадры. Раскрыты детали и особенности одного из главных балетов Вахтанга Михайловича Чабукиани «Отелло».

 

 

                                                                                       

 

Раздел 1. Вахтанг Михайлович Чабукиани – исполнитель и балетмейстер 30х годов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.053 с.)