Возрастные уровни музыкального развития детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные уровни музыкального развития детей дошкольного возраста



 

Младший возраст является периодом, когда закладываются первоначальные основы приобщения ребенка к различным видам деятельности. Правильно организовать и направить ее задача педагога.

1 год жизни. Уже с первых дней жизни малыш получает разные музыкальные впечатления, которые базируются на зрительных и слуховых ощущениях. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность, примерно на 10-12 день жизни возникают реакции на звуки. Это, прежде всего голос матери, звуки детских музыкальных игрушек. С первых месяцев жизни нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается.

 На 2 месяце жизни ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу. До 2 – 3 месяца, общаясь с ребенком, можно петь простейшие попевки спокойного, ласкового характера. Мелодическое звучание погремушки, колокольчика побуждает малыша прислушиваться.

В 4 - 5 месяцев отмечается склонность к дифференциации музыкальных звуков, ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваясь к интонациям певческого голоса.

В 5 – 7 месяцев дети слушают веселые и спокойные мелодии, который взрослый напевает или исполняет на музыкальных инструментах. Ребенок реагирует на музыку сосредоточенным вниманием, улыбкой, общим оживлением, находит взглядом источник звучания.

В 9 – 10 месяцев дети продолжают эмоционально откликаться на веселые и спокойные мелодии. Высокое и низкое звучание игрушек, инструментов помогает развить слуховой опыт ребенка. Он находит источник звука, поворачиваясь к нему. Вокализации в ответ на пение взрослого являются показателем активного восприятия музыки. Появляются первые самостоятельные простейшие движения: ребенок делает движения руками, звенит погремушкой, хлопает в ладоши, слушая веселую музыку.

До 12 месяцев дети могут по-разному откликаться на музыку веселого и спокойного характера. Т.о. появление эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста.

К концу первого года малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонациям гулением, лепетом.

2 год жизни. Ребенок второго года жизни, имея небольшой опыт, заинтересованно относится к музыке, эмоционально на нее откликается, активно действует. Музыкальное развитие в этот период также связано с общим. Малыш начинает понимать речь взрослого и овладевает собственной речью. Он уже может стоять, осваивает ходьбу, следовательно, координацию движений, необходимую для формирования ритмичности. В этом возрасте дети уже понимают, что звучание музыки связано с музыкальными инструментами. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, тембровую окраску знакомых инструментов. Рождаются первые сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним концы музыкальных фраз. Формирование музыкально-ритмических движений связано с развитием двигательной сферы. Ребенок овладевает одним из основных движений под музыку – ходьбой, а также некоторыми простейшими танцевальными движениями: хлопками, притопами, кружениями, полуприсядом.

3 год жизни. Первая младшая группа является переходной от раннего детства к дошкольному. Поэтому детям этой группы свойственны черты присущие тому и другому возрасту. Обогащаются двигательная и эмоциональная сферы, разнообразнее становятся эмоциональные переживания. Увеличивается объем внимания, формируется наглядно-действенное и образное мышление, воображение, развивается речь. В сфере музыкального развития дети приобретают минимальный объем навыков, который, однако, позволяет им себя активно проявлять.

Восприятие музыки занимает по-прежнему ведущее место в музыкальном воспитании. Дети по-разному реагируют на музыку разного характера. С интересом слушают рассказы, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями, запоминают музыку, иллюстрирующую рассказ и узнают, о каком эпизоде или персонаже она рассказывает. Слушают классическую музыку 5 минут с перерывами (продолжительность непрерывного звучания до 2-х минут).

На третьем году жизни ребенок начинает активнее подражать взрослому в пении. Это связано с формированием голосового аппарата и развитием речи. В этот период осваивается небольшой объем ритмических и двигательных навыков, дети учатся реагировать на начало и конец произведения.

Дети третьего года жизни слушают новые песни без музыкально-двигательного показа. Узнают знакомые песни и различают их по характерному фортепианному сопровождению. В этом возрасте дети поют всей группой, точно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни, но при воспроизведении возможны ошибки в произношении. Поют с помощью воспитателя, индивидуально и группами, с музыкальным сопровождением и без него.

Дети способны выполнять движения в музыкальных играх, упражнениях и плясках по показу, по словам, по музыке. Они быстро усваивают, запоминают и воспроизводят в соответствии с музыкой: новые движения, показанные взрослыми, новые оттенки знакомых движений, смену движений в двухчастной музыке. Проявляют согласованность движений: ходьба, бег «стайкой», ходьба парами, кружение парами, ходьба по кругу, сужение и расширение общего круга с помощью взрослого.

4 год жизни. Во второй младшей группе дети уже имеют небольшой музыкальный опыт. Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает более осознанно относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Мышление становится наглядно-образным (было наглядно-действенное).

В этом возрасте отмечается обогащение музыкальными впечатлениями, развитие желания слушать музыку. Дети способны прослушать музыкальное произведение или его отрывок до конца, различить его характер. А при частом повторении произведения, дети способны его узнать. Узнавание музыкального произведения свидетельствует о наличии у них представлений о музыке. Дети способны различать регистры, тембровую окраску инструментов, тихое и громкое звучание, узнавать знакомые произведения.

В этом возрасте появляется певческое звучание, голоса звучат сильнее, активнее становится артикуляция, начинается формирование вокально-хоровых навыков. В этом возрасте дети могут самостоятельно спеть маленькую песенку.

У детей младшей группы наблюдается большая потребность в движении. В этом возрасте ребёнок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. Дети могут побегать, попрыгать, поплясать под быструю, весёлую, громкую музыку (используя простейшие танцевальные движения), покачать куклу (мишку) под тихую, грустную, медленную музыку. Могут выполнять образные движения, согласуя их с характером музыки («птички летят», «зайки прыгают» и т.д.).

В игре на детских музыкальных инструментах дети младшего дошкольного возраста способны освоить элементарные способы игры на детских ударных и шумовых инструментах, воспроизвести равномерный ритм в разных темпах, играть в ансамбле совместно со взрослыми.

5год жизни.  Пятый год жизни во многом определяет последующее развитие ребенка. Это период «вопросов»; ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Возрастает интерес к музыкальной деятельности на занятиях: ребенок понимает, чем надо заниматься, какие требования выполнять. В этом возрасте у детей постепенно складываются определенные отношения, возникают симпатии, привязанности к сверстникам. Это наблюдается в музыкальных играх, танцах, при распределении ролей. Наличие некоторого музыкального опыта позволяет детям достаточно активно представлять себя в активной практической деятельности.

Восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным, более осознанным. Дети начинают замечать новые особенности музыкальных произведений, ранее ими не замечаемые. Могут дать достаточно развёрнутые ответы на вопросы педагога по содержанию музыки. В результате систематических напоминаний приобретается определённая культура поведения при слушании музыки, закрепляются необходимые при этом навыки. Дети уже в состоянии прослушать более длинные музыкальные произведения, не отвлекаясь. При определении общего характера музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два средства музыкальной выразительности (темп и динамику; темп, тембр и динамику). У большинства из них проявляется интонационно-мелодическая ориентация.

Певческий голос приобретает звонкость и подвижность, певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Дети к пяти – шести годам могут петь лёгким звуком, брать дыхание между фразами, произносить отчётливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, петь умеренно громко, громко и тихо. В этом возрасте дети способны выполнить более сложные задания, которые требуют сосредоточенности и осознанности действий. Например, они узнают произведение не только по мелодии, спетой без слов, но и по вступлению или заключению к песне.

Дети используют в танцах и играх основные движения – ходьбу, бег, прыжки. Появляется индивидуальность исполнения, т.е. не стремятся подражать друг другу. Дети этого возраста могут различать контрастную музыку, воспроизводить образные движения и несложный сюжет под музыку, согласовывая движения с её характером, могут более уверенно держаться и ориентироваться в пространстве. У них возрастает общая подвижность, двигательная активность, умение самостоятельно определять жанры (колыбельная, плясовая, марш) и выполнять соответствующие движения, согласовывая их с яркими средствами музыкальной выразительности: характером, темпом, динамикой, регистром.

В игре на детских музыкальных инструментах дети среднего дошкольного возраста способны освоить элементарные приёмы игры на детских ударных и звуковысотных инструментах, воспроизвести равномерный ритм, ритм суммирования и другие несложные ритмы. Они могут самостоятельно выбрать инструменты в зависимости от тембровых красок пьесы и соответствующие характеру музыки, воспроизвести ритм песни, согласуя звучание с динамическими оттенками, играть в оркестре ударных инструментов. В зависимости от индивидуальных склонностей и способностей появляются любимые виды деятельности.

6-7 годы жизни. Это период подготовки к школе. Ребенок психологически готов к предстоящему в его жизни событию – поступлению в школу. Меняется отношение к занятиям, появляется стремление к хорошему исполнению, активизируется интерес к новым музыкальным произведениям, формируется умение оценить прослушанное исполнение или произведение. Исполнение песен, танцев, игр становится достаточно выразительным. На общем фоне у детей проявляются черты индивидуальности.

Голосовой аппарат к этому периоду достаточно окреп. В голосе появляется напевность и звонкость. В хоровом исполнении появляется слитность звучания. Дети к 7годам уже овладели навыками звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Они способны запомнить и воспроизвести мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. Они свободно, выразительно исполняют выученный материал. Некоторые песни становятся любимыми для детей.

В этом возрасте ребёнок достигает больших успехов в развитии движений и выразительном исполнении их под музыку – грациозно, легко, изящно. У детей резко возрастает способность к выполнению разнообразных и сложных по координации движений. Они достаточно свободно владеют многими естественными движениями, им знакомо мышечное чувство напряжения и расслабления и они начинают осознанно управлять им. Дети овладевают не только общим рисунком и смыслом того или иного движения, но и элементами техники его исполнения. Движения в этом возрасте более устойчивы, дети хорошо ориентируются в пространстве, в различном темпе, беге. Музыкальный репертуар исполняется детьми самостоятельно, без помощи педагогов.

К 7 годам дети уже освоили музыкальные инструменты и могут играть несложные мелодии. Этот этап обучения предполагает исполнение детьми произведений, в котором звучат от трёх до двенадцати музыкальных инструментов. Дети в возрасте от 6 до 7 лет способны импровизировать ритмы, подбирать по слуху несложные мелодии, аккомпанировать себе во время пения.

Приложение №2

Музыка для утренней гимнастики

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, организма. У детей, которые регулярно занимаются гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Музыка на утренней гимнастике организует движения детей, помогает лучшему усвоению различных упражнений, развивает координацию движений, активизирует физиологические процессы детского организма.

 В настоящее время во многих дошкольных учреждениях используются инновационные формы проведения утренней  гимнастики: сюжетная, образно – игровая, с использованием элементов ритмической гимнастики и танцевальных движений, подвижных игр с разными уровнями подвижности, в форме круговой разминки.     

Образно–игровая гимнастика с использованием имитационных движений, потешек, способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.

Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребѐнка.

Утреннюю гимнастику с музыкальным  сопровождением желательно проводить, начиная со 2 младшей гр. (3-4г), когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. К этому периоду детское восприятие совершенствуется. Ярче проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку. Дети могут различать регистры, тембровую окраску звучания, динамику, узнавать знакомые произведения. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное  сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т.д.).

Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

У детей старшей (5-6 лет) и подготовительной (6-7 лет) групп наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера.

В качестве музыкального сопровождения к основным развивающим упражнениям могут служить фонограмма и исполнение музыкального произведения (фрагмента) на инструменте. Из всех физических упражнений, выполняемых под музыку, наиболее целесообразны основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие упражнения и строевые упражнения, упражнения с предметами, а также некоторые подвижные игры.

Общеразвивающие упражнения разделяют обычно на 2 основные группы: без предметов и с предметами.Существует классификация по анатомическому признаку: для верхних конечностей и плечевого пояса, нижних конечностей, брюшного пресса и т. д. По характеру их также можно разбить на несколько основных групп и соответственно выделить виды музыкального сопровождения.

 1 группа объединяет упражнения с движениями плавными, с большой амплитудой, круговыми, маховыми, «мельница». К этой группе можно отнести упражнения с обручами, шарфами, лентами и др. Их основное муз. сопровождение — вальс умеренного темпа (или медленный) и спокойного характера.

2 группа составляет упражнения четкого, динамичного характера — это наклоны вперед и в сторону, взмахи руками и ногами, выпады, передвижение шагами, поскоками, а также упражнения с палкой. Муз. сопровождением может служить умеренного темпа бодрый марш или жизнерадостный гавот.

 3гр. включает упражнения с четкими, энергичными, с короткой амплитудой движениями: сгибание и разгибание ног и рук, повороты ладоней, вращение руками, пружинящие приседания, быстрые шаги, поскоки, наклоны. Обычно к этой группе относятся упр. со скакалкой (вращения вперед и назад), построенные из разнообразных прыжков. Муз. сопровождение отличается быстрым темпом и большой динамичностью, преимущественно звучит полька.

Музыкальное сопровождение применяется в зависимости от этапа разучивания физического упражнения. При ознакомлении с движением, его показе музыка облегчает восприятие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.016 с.)