А.Даргомыжский «Табакерочный вальс». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.Даргомыжский «Табакерочный вальс».



Даргомыжский и сочинил фортепианную пьесу, в которой передан причудливый колорит музыки механического органчика, ее кукольно-автоматизированный и вместе с тем изящный характер. Мелодия звучит высоко, тихо, воздушно, игриво. Она все время повторяется и напоминает звуки механической игрушки. Начинается пьеса легко, изящно, мелодия волшебно позвякивает, позванивает, словно светящаяся на солнышке капель. Интересна в «Табакерочном вальсе» средняя  часть с ее несколько жеманными «приседаниями» и двухголосием.

Вальс Даргомыжского – это не люди танцуют, его наигрывает хитро устроенная по типу музыкальной шкатулки табакерка, поэтому музыка чуть отрывочна и негромка.

Сравнивая эти произведения, можно отметить высочайшее мастерство композиторов в звуковой передаче образов, лёгкость и воздушность всей мелодики. Можно добавить, что эти пьесы проходят как бы «на одном дыхании» и дети с удовольствием слушают, так как музыка была написана именно для детского восприятия. При прослушивании замечаешь, что мелодия «льётся» как ручеёк, звучит успокаивающе.  Композиторы писали примерно об одном механическом приборе – музыкальной шкатулке, только разные по назначению. Мне больше понравился «Музыкальный ящик» Свиридова. Эта переливающаяся, искристая мелодия как магнит притягивает. На мой взгляд, эмоционально легче, нежнее, хотя и насыщена необычными звуковыми сочетаниями и диссонансами. Может ещё и потому, что композитор Г.Свиридов уже современнее, ближе к нашему времени.
 

 

3. Составьте вступительную беседу к произведению   С. Майкапара «Мотылек» для детей старшей группы, используя 2 различных приёма (стихи, загадки, наглядность, вопрос-ответ, вопрос-задание  и т.д.)

Порядок ответа: 1. Название произведения и группа. 2. Задача - из ООП «От рождения до школы». Музыкальная деятельность. Слушание. 3. Вступительная беседа.

Самуил Майкапар «Мотылёк»

Старшая группа.

Задача; Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на неё. Формировать муз. культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

Продолжать развивать музыкальные способности у детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.

Рассказать детям о композиторе С.Майкапаре. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку изобразительного характера: весёлую, беззаботную, игривую.

Педагог. Вспомните замечательную пьесу Самуила Моисеевича Майкапара «Росинки» (исполняет ее). Как поэтично композитор изображает волшебную, чудесную картину природы - сверкающие росинки. С. Майкапар умел очень тонко передать в музыке настроение человека, какое-либо явление природы. С. Майкапар был одним из первых композиторов, кто посвятил почти все своё творчество детям. Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют его пьесы.

Они очень увлекательны, выразительны, красивы. Композитор удивительно похоже передаёт в музыке различные картинки из детской жизни - игры, забавы, приключения. Послушайте ещё одну пьесу С. Майкапара «Мотылёк».

Вы много раз видели на лугу, на лесной поляне маленьких нежных, юрких бабочек – мотыльков, которые легко порхают над цветами. Послушайте, как музыка расскажет вам о мотыльке, какой он (исполняет пьесу).

Дети. Весёлый, нежный, лёгкий, маленький.

Педагог. Правильно, музыка звучит легко, весело, игриво, беззаботно, нежно, полётно. А почему пьеса называется «Мотылёк», а не «Бабочка»?

Дети. Бабочка летает более плавно, а мотылёк - быстро. Он маленький, подвижный, юркий.

Педагог. Правильно, движения мотылька мелкие, частые, у него совсем маленькие, тонкие крылышки, он суетливый, подвижный, робкий. И музыка рассказывает нам об этом (исполняет фрагмент).

Она звучит быстро, высоко, тихо, нежно, то отрывисто, то плавно. Но плавные движения очень короткие, они прерываются порывистыми. Это создаёт трепетный, оживлённый, робкий характер (исполняет первую часть пьесы).

Мотылёк беззащитен, всего боится. Он может спрятаться, стать незаметным, притаившись на цветке или травинке, сложив или расправив свои нежные прозрачные крылышки, похожие на цветок (исполняет окончание средней части), или, быстро вспорхнув, улететь (исполняет конец пьесы). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее целиком).

 

4. Подберите 3 музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста на развитие ладового чувства: на определениехарактера, на развитие    музыкальной  памяти, на определение жанра.

Игры для развития ладового чувства способствуют формированию умений узнавать знакомые произведения, определять характер музыки, смену настроений в отдельных частях произведения, различать жанр, оценивать правильность звучания мелодии.

1. Игра "Настроение"

Цель:формировать умение определять характер музыкального произведения, пополнять словарный запас детей.

Оборудование  и материалы: репродукции  портретов  людей с ярко выраженным эмоциональным  состоянием  (грусть, радость, задумчивость и т. д,  отрывки  из музыкальных  произведений.

Ход игры:

Воспитатель (музыкальный руководитель) исполняет на фортепиано или включает на стереосистеме отрывки из музыкальных произведений. Дети выбирают тот, который соответствует определённому понятию.

 

Музыкально-дидактические игры на

закрепление пройденного материала

2.Дидактическая игра на развитие музыкальной памяти.

Цель: развивать музыкальную память, обогащать высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы).

Ход игры: дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Аплодисменты

 

3. Волшебный веер

 

Цель: закрепить представление детей о музыкальных жанрах, развивать воображение и творчество.

Игровой материал: веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Ход игры:

Дети становятся в круг, всем раздаются веера. Вспомнить с детьми жанры в музыке, которые они знают.

Воспитатель: "У нас в руках волшебный веер, он может превращаться в различные предметы. Сейчас мы с вами будем слушать музыку, в зависимости от того какой жанр прозвучит веер наш будет менять свою форму. Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой".

 

 

5. Подберите 5 музыкальных произведений для проведения утренней гимнастики, учитывая принцип целостности, который складывается на основе разнообразного репертуара (стиля) – классического, фольклорного, и современного (детского). А также учитывая требования ФГОС ДО: «Зарядку надо проводить под музыку или детские песенки, в игровой форме, весело и интересно. Раз в 2 недели надо в зарядке что-нибудь изменять: музыку, какое-либо упражнение или движение, чтобы был элемент новизны и у детей поддерживался интерес. Один из интересных вариантов утренней гимнастики — это утренняя гимнастика под специальные песенки на иностранном, чаще всего английском, языке. Важно, чтобы песенки были очень простые и исполнялись носителями языка. При этом от воспитателя знание английского языка не требуется, достаточно, чтобы он понимал простейшие команды этих песенок».

Музыкальный репертуар для средней группы можно использовать из ООП

«От рождения до школы» под ред. Н. Вераксы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.178 (0.01 с.)