Вместо заключения, или рассказ о когнитивном домике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вместо заключения, или рассказ о когнитивном домике



 

 

Для того, чтобы заниматься своим развитием нужно хорошо знать каждый элемент, который на развитие влияет, без этого невозможно его изолированно и интенсивно развивать. Но также важно понимать место этого элемента в общей системе. Сейчас мы рассмотрим наше видение того, как в целом устроено мышление человека.

Сразу сделаем оговорку, что это не столько выверенная научная концепция, точнее это научная концепция, изложенная в очень вольных терминах. Нам важна не точность терминологии, а рабочая модель, схема строения сознания, которой мы в Advance пользуемся при разработке наших курсов и методик.

 

Уверен ученые и психологи и когнитивисты при встрече смогут мне много сказать, за «некоторые вольности» в обращении с терминологией. Чего только стоит использование слова «мозг» синонимом к слову «сознание» и ряд аналогичных приемов. Поэтому мы сейчас будем говорить о работе нашего мозга (психики, сознания) в предельно простых выражениях и не будем цепляться к терминам, то искренне надеюсь, что ни одна научная школа от этого не пострадает.

 

 

Для того, чтобы что-то понять нам надо представить, как оно выглядит.

Приведу один из любимых примеров: попробуйте решить в уме следующую задачу, она простая, на уровне арифметики третьего класса, но из нее специально уберем все образы, и оставим только абстракции.

 

Упражнение[AZ52]   Решите задачу: У нес есть система, в которой происходит три каких-то процесса. Каждый процесс мы обозначим абстрактной физической величиной. Абстрактная физическая величина номер один будет равна 15. Абстрактная физическая величина номер два будет равна 12. Абстрактная физическая величина номер три будет равна 2. Величины номер один и номер два характеризуют процессы, которые происходят одномоментно и однонаправленно. А результат действия всей системы — это результат первых двух процессов положительно кратный процессу, обозначенному абстрактной величиной номер три. Чему равен результат действия всей системы?   Впишите ваш ответ в свободное поле, это должна быть конкретная цифра, или же поставьте галочку в графе, что ничего не понятно.  
Ответ Ничего не понятно, все слишком запутанно, что вы вообще хотите?
  ________________    

 

 

 

Как вам эта [AZ53] задача? Удалось ли ее решить? Уверены ли вы в правильности решения? Теперь давайте вернем в нее все образы и сравним как от этого изменится наше понимание.

 

В этом случае задача будет звучать так:

Какое расстояние проплывет лодка по течению реки за 2 часа, если скорость лодки 15 км/ч а скорость течения 12 км/ч.

 

Картинка

 

 

Теперь представьте снова эту задачу в абстрактном виде, лишенном образов и давайте усложним условие, например, что лодка сделала два перерыва по 15 минут, после каждых 45 минут путешествия. Представляете сколько разных «абстрактных величин» будет у нас переплетаться сложными связями? И как все просто, когда ситуация визуализирована!

Важно Для того, чтобы что-то понять, это нужно увидеть! Но не обязательно глазами, можно и в нашем воображении.  

 

Сейчас мы сделали две вещи. Мы увидели важность воображения в процессе мышления на своем опыте. И думаю каждому ясно, что если мы развиваем узкий навык запоминания слов через мнемотехники, то мы еще и тренируем наше воображение, а оно является одним из столпов всего нашего мышления и понимания. Во-вторых, мы увидели, что важность любой психической функции можно проиллюстрировать, показать ее визуально.

 

Давайте посмотрим на то, как работает наше сознание, через призму метафоры когнитивного домика.

Как следует из названия мы представим сознание в виде здания. Главную цель сознания (на этот раз приношу свои извинения всем философам, хотя наверно и психологам тоже, сейчас будет еще одно «чудовищное упрощение») мы определим весьма однозначно: цель сознания — это радость. Возможно от комфорта, возможно от достижений, возможно от удовлетворения любопытства или от чего-то еще – но пусть целью нашего сознания будет просто радость, чтоб все было хорошо и не было ничего плохого.

Для достижения этой цели у сознания есть много элементов, которые все вместе складываются в одно целое. Можно называть это целое человеком, можно его жизненным путем, можно его эффективностью, а можно как-то иначе, это не важно. Но визуально мы представим это целое в виде комфортного, уютного и надежного дома.

 

Рассмотрите, как он выглядит на картинке, после чего разберем из каких элементов он сложен.

 

Картинка Когнитивный домик Уточнить ТЗ у Александра  

 

В основе нашего здания лежит нейродинамика, это тот запас психической энергии, от которого питается вся наша психика. Именно поэтому мы ее изобразили как батарейку. Она пополняется, когда мы отдыхаем и тратится от любого действия, которое мы совершаем. Абсолютно любое действие тратит запас нейродинамики. Даже приятные эмоции или осознание ощущений на массаже задействуют ее ресурс.

В первую очередь от нее питаются наши базовые психические функции: память, внимание, воображение, ощущения, эмоции и некоторые другие.

Про роль воображения мы уже разобрались. Память играет не менее важную роль. Без внимания вообще не может быть ни памяти, ни воображения. Именно поэтому некоторые исследователи говорят, что внимания нет отдельно от других процессов, на что другие исследователи закономерно напоминают, что все психические процессы — это результат логических операций и в физическом виде потрогать нельзя ни одного из них.

 

Нейродинамика и базовые психические процессы (базовые психические функции) это фундамент на котором стоят и играют свою роль высшие психические функции (принятие решений, целеполагание, критическое мышление, самостоятельность, мотивация и другие).   

На блок базовых и высших психических функций уже настраиваются все компетенции. Все навыки и умения, которые мы осваиваем в школе, в вузе, на работе и по ходу жизни.

И естественно, что все они опираются на фундамент. Чем больше мы из настроим сверху, тем больше будет давление на фундамент и расход запасов энергии, то есть нейродинамики, на все то, что мы делаем.

Если у нас надстройка соответствует фундаменту, то здание будет прочным и стабильным, а если мы перегрузим верхние этажи, то оно или пойдет трещинами, или вообще развалится.

Прежде чем разбирать как это происходит, давайте посмотрим еще на то, как связаны все наши психические функции. Что бы мы не говорили и в каком бы виде не представляли человека, он всегда будет цельным. То есть в нем все взаимосвязано. Именно поэтому все базовые функции представлены как шестеренки, если крутится одна, то она сразу же приводит в движение все остальные. И наоборот, если одна заклинена, то она будет клинить все остальные.

Представим, что вы едете на работу или учебу и в общественном транспорте кто-то наступил вам на ногу. Осознав это ощущение (боль) у нас сразу же возникает эмоция (гнев), дальше включается воображение, мы начинаем прокручивать в голове разные варианты развития событий, что мы можем сказать (включается речь, внутренний диалог и просчет последствий от вербальных действия через функции планирования), что мы можем сделать (кинестетическое воображение и просчет последствий от физических действия через функции планирования) и так далее, некоторые из этих вариантов у нас самих вызывают страх и мы их подавляем, на что снова тратим запас нейродинамики. Прошла доля секунды с момента как нам наступили на ногу, а наш мозг уже вовсю работает на огромной мощности. Мы может быть вообще ничего не сделаем, или просто отойдем в сторону от неуклюжего гражданина, но мы уже затратили колоссальное количество ресурсов. Не удивительно, что после этого мы можем чувствовать себя как выжатый лимон целый день.

Почему? Потому что, включившись, вся наша психика легко потратила весь объем энергии который на этот день был запасен за ночной сон и дальше уже на остатках еле-еле дожила до ночного отдыха. А если такая ситуация происходит каждый день?

Это происходит потому что все элементы взаимосвязаны и потому, что некоторые шестеренки вращаются туго, а значит, чтобы их провернуть надо потратить много топлива (нейродинамики).

Или другой пример – есть какое-то дело которое мы все никак не можем сделать, это может быть написание реферата или диплома, или важный отчет по работе. Чем бы оно ни было мы его откладывали. А если и садились делать, то зевали, залипали в телефон и снова откладывали.

И так до тех пор, пока не наступил крайний срок. Тот самый Dead Line – черта за которой начинаются серьезные последствия. И у нас включается что? Эмоция страха! Эмоциональная шестеренка начинает крутиться очень сильно, раскручивает все остальные шестеренки, и мы это состояние (по факту вызванное страхом и очень вредное) воспринимаем как душевный подъем и говорим, что поймали «поток» и за день или два в потоке спокойно можем сделать то, что раньше не могли сделать за месяц.

Но когда страх уходит выясняется, что запасы нейродинамики были сожраны и на сегодня, и на завтра, и на месяц вперед. Люди, которые работают в таком режиме живут ужасной жизнью: они постоянно откладывают на потом и винят себя, а потом как в аду пашут без отдыха выжигая свои ресурсы, после чего снова без сил все откладывают и винят себя.

Узнали себя или своих коллег? Догадываетесь чем заканчивается такой способ само мотивации как дедлайны? Да, все верно – профессиональным выгоранием, депрессией и неврозами.

Или другой пример – «влюбленность» или «чемоданное настроение» и то и другое тоже создает эмоциональный фон, но в отличии от страха положительный. Что мы опять же переживаем как приток энтузиазма. Правда если этот энтузиазм не контролировать, то через какое-то время маятник качнется в обратную сторону, и мы снова будем без сил.

 

Это мы рассмотрели только «низкоуровневые» связи между нейродинамикой и базовыми психическими функциями. А есть еще много более сложных связей о том, как работают наши высшие психические функции.

Давайте разберем парочку: например, планирование и критическое мышление. Многие возможно удивились, почему критическое мышление в нашей схеме идет выше планирования. Разве можно планировать, не мысля критически?

Конечно можно! План будет плохим и никакой критики выдерживать не будет, но он будет! Планировать без критического мышления можно. Это сложный процесс, требующий много ресурсов. Именно поэтому, выполнив его один раз человек без специальной тренировки старается второй раз его не делать.

Например вам надо сходить в магазин за молоком, вы в голове строите маршрут. Скорей всего по кратчайшей траектории или по привычному для вас пути. Но большинство людей строит только один маршрут и не пытается простроить другие. Таких бытовых актов планирования мы делаем огромное множество – в итоге наш мозг привыкает на одну задачу выдавать только один план и когда сталкивается с чем-то что не знает, как решить, вместо того, чтобы дать много разных планов и выбрать из них лучший, критически оценив все остальные, он оставляет всего один, даже если он откровенно плохой и не пытается сделать лучше.

Это мы разобрали то как неправильно у нас работают наши базовые и высшие психические функции. А ведь на это неправильно работающее основание мы сверху ставим еще множество других навыков, которые тоже на выходе дают ошибки.

 

Очень интересно, что с точки зрения языка почти все дефекты в работе нашего сознания можно охарактеризовать фразой «не помню». Если мы прочитали что-то сложное, не поняли, и даже не осознали, что не поняли, то в момент применения мы скорей всего подумаем, что просто забыли, как эта формула применяется или как объясняется, а не о том, что в принципе ее не поняли.

Или забыв о важной встрече мы тоже подумаем о своей памяти, хотя на самом деле проблема не в памяти, а во внимании, просто эта проблема выражается через ошибки памяти.

Как мы уже говорили в человеке все связано, причем намного интересней, чем может показаться на первый взгляд. И если мы начинаем что-то одно тренировать, например, навык запоминания слов, то мы начинаем одновременно два процесса.

Мы начинаем свое развитие. Ведь если все взаимосвязано, то давайте посмотрим, что и как развивается от запоминания слов через мнемотехники. Развивается способность к визуализации, а значит воображение и через него мышление. Развивается внимание, поскольку надо удерживать образы в воображении, а значит будет расти и внимание, и интеллектуальная выносливость как его характеристика. Развивается способность переключаться между задачами, поскольку мы постоянно работаем с разными образами и значениями. Таким образом происходит комплексное развитие наших навыков мышления.

На этом фоне однозначно будут более видны и заметны остальные наши дефициты и зоны роста. Ведь если у нас была маленькая табуретка у которой было 4 ножки, и мы нарастили одну, то мы быстро осознаем, что надо и другие наращивать. Так и в личном развитии интеллектуальных навыков, развитие каждого из них всегда стимулирует развитие остальных.

Напомню, что в этой книге мы говорили подробно только про навык работы с некоторыми видами бинарной информации, а именно с запоминанием иностранных слов. Всего же основных видов информации мы в Advance выделяем 7, это:

1. Единичные образы

2. Парочки

3. Цепочки

4. Цифры

5. Графика

6. Связи (причинно-следственные, смысловые, ассоциативные)

7. Комплексные информационные объекты

 

И навыков работы с этими типами информации тоже естественно больше, чем только навык запоминания. Поэтому верен, что мы с вами обязательно встретимся, на страницах следующих книг, на наших вебинарах, в социальных сетях и естественно на наших курсах, где уже сейчас вы можете начать осваивать самые совершенные инструменты интеллектуального развития и обработки информации.

 

Спасибо вам за ваше внимание, и до скорых встреч!

 

Разработать и дописать:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.30 (0.031 с.)