Ликбез по постановке навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ликбез по постановке навыков



 

Постановка навыка

 

Любой современный человек регулярно читает. Но на какой скорости? Скорей всего на той же самой, что была по завершении школы. Зададимся другим вопросом, попробуйте в уме посчитать сколько будет 826+732? А сколько будет 15 +14?

 

Два одинаковых примера, которые задействуют один и тот же навык, но трехзначные числа просуммировать намного сложнее чем двухзначные. Двузначные мы в уме складываем без усилий, а трехзначные требуют существенно напрячься. О чем это говорит? Что все навыки какие у нас есть, что навык чтения, что навык сложения – остаются на одном и том же уровне если их целенаправленно не развивать. Ни один навык не развивается без приложения специального усилия. И просто практика позволяет научиться делать то, что мы делаем, но не научит делать то, что раньше никогда не делали до этого.

Если навыки надо развивать, то значит есть разные пути и скорей всего самые распространенные не самые эффективные.

А значит можно найти более эффективный способ постановки любого навыка! Как раз изучение таких приемов и способов это и есть важное направление работы Advance.

 

Но прежде чем говорить о наших наработках, давайте посмотрим на еще один пример. Возьмем двух профессиональных водителей, один работает в такси 20 лет, а второй в такси вообще не работает, но после 3-5 лет тренировок уже выступает на гонках международного уровня. Ясное дело, что времени за рулем провел больше первый, но вот навыки вождения лучше будут у второго. Почему так?

 

Все просто, потому что постановка навыков следует определенным законам.

 

Любой навык, достигнув минимального уровня в освоении стремится остаться на этом самом уровне. Почему? Помните про бережливого завхоза, который разбирает все недостаточно прочно сформированные нейронные связи? Да именно благодаря его усилиям мы практически не развиваемся от «выслуги лет». И не важно сколько лет мы живем в развитие навыка засчитываются только наши усилия и действия по развитию навыка, а простое его применение просто поддерживает его на текущем уровне, независимо от того, сколько бы мы не применяли текущий навык.

 

Важно Перехода количества в качество в развитии навыков человека не происходит.  

 

 

В освоении любого навыка есть этап интенсивного роста, после чего рост навыка замедляется.

Давайте посмотрим на ребенка, когда он только рождается он не может ни ползать, ни переворачиваться, даже головку держать не может. Но он старается, кряхтит, тужится, напрягает свои мышцы и в один прекрасный день научится переворачиваться. Потом научится ползать и освоит этот навык на высоком уровне.

 

Потом он начнет учиться ходить.

Представим ребенка, который только-только научился ходить и делает это медленно и неуверенно. Но вот он увидел что-то очень интересное – например мама вошла в комнату, он сразу же забывает про новый навык, опускается на четвереньки и на четвереньках быстро-быстро ползет к маме. Намного быстрее, чем если бы он попытался дойти до нее ловя равновесие на каждом шагу.

Но несмотря на это он все равно продолжит учиться ходить и уже через несколько недель будет смело ходить и бегать, снося углы столов своим лбом, уже не возвращаясь к более примитивному способу передвижения. Почему? Потому что ходьба на двух ногах быстрее и освоена на хорошем уровне. Ходьба и раньше была быстрее ползанья, но раньше уровень освоения был слишком низкий.

Дальше наш ребенок берет коньки и учится кататься на них. Все повторяется с начала, он падает, останавливается, а если ему надо куда-то добраться быстро и гарантировано, то от коньков от откажется и предпочтет просто дойти или добежать. Так будет до тех пор, пока навык не устаканится.

 

Если появится велосипед – то все повторится заново.

К чему все это? Что любой новый навык не складывается из предыдущих и появляется только в результате целенаправленного освоения. Более того, сколько бы вы не рулили велосипедом в освоении автомобиля вам это не сильно поможет, поскольку все совершенно иначе устроено и требуются другие навыки.

 

Важно запомнить, что в период обучения, в период постановки навыка мы тратим много ресурсов, причем на первом этапе может показаться, что делаем это не эффективно, что могли бы потратить их более грамотно.

На самом деле учеба, развитие своих навыков и компетенций это и есть самый эффективный способ эффективно расходовать ресурсы.

 

 

Но вернемся к постановке навыка. Любой способ всегда выводит навык на плато.

Картинка Кривая постановки навыков  

 

И в дальнейшем, чтобы преодолеть «потолок» нужно или прикладывать непропорционально больше усилий или искать новый способ. Есть еще другой вариант, хакерский, можно начать искать новый навык.

Давайте рассмотрим на примере разных способов запоминания.

Можно вообще не запоминать специально, что само запомнилось – то и хорошо.

Можно начать зубрить, это будет качественный прогресс в развитии навыка запоминания.

Если к зубрежке добавить навык циклического повторения материала, то эффективность еще повысится, причем кратно.

Если к этому добавить воронку, то мы еще раз повысим эффективность все той же зубрежки.

И можем на этом успокоиться. А можем добавить мнемотехнику.

И тут выяснится, что опыт зубрежки никак не пригодится для освоения мнемотехники. От нее просто придется отказаться.

И если как мы видим, на определенном этапе мы усовершенствовали зубрежку разными инструментами, но потом мы перешли на более сложный навык, который её полностью заменил.

Именно поэтому надо всегда выбирать не только самый совершенный способ развития навыка, но и самый совершенный навык из всех доступных.

 

Тренировка навыка имеет много общего с тренировкой мышц.

Важно не столько количество усилий или действий, сколько правильная система их приложения. Важны сами принципы постановки навыка, с которыми вы уже знакомы. В начале второй части книги мы говорили про принципы изучения языка. Поскольку язык это навык, то и общие принципы постановки навыка будут идентичны принципам развития конкретного навыка.

 

Повторять их все мы сейчас не будем, но про некоторые отдельные поговорим.

 

Во-первых, изоляция.

Навык разделяется на более мелкие простые поднавыки, каждый из которых легко отрабатывается отдельно. При изолированной тренировке на конкретный поднавык идет 100% нашего внимания. В этом случае происходит кратно более быстрый рост.

Если же задействуются 2 навыка на каждый из которых приходится 50% внимания, скорость постановки каждого снижается в 4 и более раз.  

Вывод: в каждый момент времени 100% внимания должно быть направлено на одну задачу, на развитие одного навыка. Остальные должны быть либо убраны, либо уже доведены до автоматизма, чтобы не затрачивать нашего внимания.

 

Во-вторых, интенсивность.

Эта та же изоляция, только во времени.

Мы совершаем одно и то же действие без перерывов на другие.

 

В реальной жизни навыки ставятся медленно потому что ни изоляция, ни интенсивность не соблюдается:

· в действии участвует много разных навыков

· действие прерываются другими действиями

 

Нам же нужно изолировать каждый навык и отдельно тренировать его определенное время, только после этого отдельно отработать связь двух поднавыков и их объединение в более комплексный навык.

 

Нужно уметь правильно менять вид деятельности и чередовать упражнения. Секрет большинства тренеров не в том, что они знают удивительную технику, а в том, что они хорошо чувствуют в какой момент нужно поменять упражнение и тип нагрузки, чтобы как раз соблюдалась и интенсивность, и изоляция, но не происходило выгорание от однообразия.

 

Есть одно важное отличие физических тренировок от интеллектуальных.

В тренировке мышц как раз важно нагружать до усталости или отказа, от этого и идет рост.

В интеллектуальных же тренировках, важна как раз максимальная скорость с которой работа осуществляется, а не усилие с которым она стоит на месте. Не обязательно и даже вредно доводить свое состояние до сильной усталости или интеллектуального переутомления.

 

Идеальный подход таков: работаем короткими забегами на максимальной интенсивности прекращая тренировку до первых признаков усталости. Заметив потерю внимания и концентрации или снижение скорости и появление ошибок самостоятельно берем паузу на отдых.

 

Чем выше нагрузка, тем быстрее наступает усталость. Прекрасно, если забеги будут 30 секунд - 2 минуты - значит вы держите очень высокий темп.

 

Важно · В интеллектуальной тренировке самый эффективный способ — это тренировка изолированными, короткими, высокоинтенсивными забегами, завершая каждый на пике возможной скорости. 
  • Медленно поднимайтесь в постановке навыка доводя каждый этап до максимальной скорости (переходите дальше по этапам - когда новые тренировки уже не дают прироста скорости)
  • перейдя на следующий этап параллельно продолжайте тренировки предыдущего (не бросайте базовые упражнения, они и тренируют вас и разгоняют). Первые 5-7 минут занятия делайте базовые упражнения
· когда при переходе на следующий этап (к новому типу слов) возникают сложности, падает скорость - посмотрите, в чем причина, какая из операций стала занимать больше времени, где появились ошибки и работайте изолированно именно с этой задачей  

 

 

Любой навык ставиться по принципам постройки высотного здания

· чем выше здание вы хотите, тем прочнее и глубже должен быть фундамент 

· прочность, глубина, качество фундамента определяет максимально возможную высоту здания

 

Проработав эту книгу, именно проработав, а не просто прочитав или пролистав, вы качественно измените фундамент, необходимый для запоминания иностранных слов и для работы с бинарной (парной) информацией в целом.

 

И главное поймете, что фундамент можно перестраивать и улучшать, а вместе с ним перестраивать и улучшать все здание нашего сознания и нашей эффективности. Кстати мы для себя это здание называем «когнитивным домиком».

 

Именно об этой конструкции мы и поговорим в следующей главе. Она должна была стать заключающей, но наши ценности и взгляды не позволили сделать заключение в книге про развитие! Потому, что развитие если не бесконечно, то по крайней мере сейчас ему конца и края не видно. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.47 (0.015 с.)