Опыт реализации проектов и исследований с использованием регионального компонента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опыт реализации проектов и исследований с использованием регионального компонента.



 

    В настоящее время учёт национальных особенностей региона в деятельности учителя музыки является очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Включение регионального компонента в учебные планы и внеурочную деятельность в школе является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру культуры и истории своего региона.

    В своей педагогической деятельности я особое внимание уделяю проектной и исследовательской деятельности учащихся, считая ее важнейшим компонентом современного образовательного процесса.

Почему возникла мысль реализовать проекты и исследования на краеведческом материале?

1. Этот материал не изучен или изучен частично. Есть простор для открытия новых знаний.

2. Реализацию работ учащихся можно осуществлять «здесь и сейчас», подключая организации города и людей, живущих в нем.

3. Результаты проектов и исследований востребованы городским сообществом, и их можно представлять на различных краеведческих конференциях.

4. Работа над краеведческими проектами и исследованиями, как правило, основана на комплексном подходе с использованием знаний по различным предметам (история, литература, музыка, и т.д.).

Что требуется от учителя, ведущего краеведческие проекты и исследования?

1. Личные знакомства в исследуемой сфере.

2. Экстравертность, коммуникабельность.

3. Владение научным подходом к изучаемому материалу, умение вести исследование.

4. Широкий кругозор и желание самому узнать новое.

5. Умение разработать свой план действий для каждой темы и для каждого ученика.

    Хочется отметить, что краеведческие проекты очень часто имеют исследовательский характер, т.к. приходится работать с неизвестным, порой эксклюзивным материалом. Обучающиеся могут представить результаты своей проектной деятельности через статьи, буклеты, презентации, памятки.

    Первыми проектами по изучению регионального материала, которые мы реализовали с учащимися, были два проекта о композиторе Валерии Александровиче Гаврилине.

    Память о В. А. Гаврилине увековечена в Вологде в названии Вологодской филармонии, в мемориальной доске на здании ДМШ №1, где учился Гаврилин, в постоянной экспозиции музея «Литература. Искусство. Век ХХ», в названии Губернаторского международного юношеского конкурса, который проходит на базе Вологодского музыкального колледжа.

Но как много знают о В. А. Гаврилине простые школьники? И что им необходимо знать? Эти вопросы определили актуальность нашего первого краеведческого проекта «10 фактов из биографии В. А. Гаврилина», который мы реализовали в 2014 году с учащейся 7 класса МОУ «СОШ №23» г. Вологды Федькиной Викторией.

Перед планированием работы мы провели анкетирование. Учащимся 5-7 классов, было задано всего 3, но очень важных вопроса:

1. Знаете ли вы что – нибудь о композиторе В.А. Гаврилине?

2. Что вам известно о его музыке?

3. Нужны ли мне эти знания? Почему?

Обобщив ответы, были получены следующие результаты:

Количество опрошенных Биография Музыка Нужны ли мне знания о В. А. Гаврилине?

5 класс (21 человек)

6 класс (15 человек)

7 класс (22 человека)

Всего: 58 человек

Помню кое-что из начальной школы - 8 чел. (14%) Не знаю, потому что не слушаю такую музыку — 28 чел. (48%) Да, мне нужны эти знания — 35 чел. (53%)  
Знаю, что это вологодский композитор — 17 чел. (29%)

Не знаю — 30 чел. (52%)

Я хочу узнать об этом вологодском композиторе. Это понадобится мне в будущем — 18 чел. (31 %)
Ничего не знаю - 33 чел. (57%) Нет, мне не нужна информация о В.А. Гаврилине - 9 чел. (16%)

 

Таким образом, мы сделали следующие выводы:

1. Сверстники Вики почти ничего не знают о В.А. Гаврилине.

2. Музыка В. А. Гаврилина им незнакома, в основном, потому что многие из них не слушают серьезную музыку.

3. Большинство учеников хотят узнать о В.А. Гаврилине. Причины разные. Почти треть всех опрошенных хотят знать о В.А. Гаврилине потому, что это вологодский композитор.

Для того, чтобы иметь представление о чьей-то биографии, достаточно знать несколько фактов из нее. Факт — реальное событие. Жизнь человека укладывается между двумя неизбежными фактами: рождением и смертью. Факты биографии — скупые сведения о жизни человека. Поэтому мы решили выбрать 10 ключевых фактов из жизни нашего знаменитого земляка и познакомить с ними учащихся 5-7 классов МОУ «СОШ №23» г. Вологды. Интерес к выбранной теме подкреплялся тем, что мы решили участвовать в областном детском творческом конкурсе «Мой Гаврилин».

Мы разработали план реализации проекта и продумали его продукт – памятку из 10 важных фактов биографии В. А. Гаврилина.

    На следующем этапе проекта мы нашли и оформили в виде реферата материал по биографии В. А. Гаврилина, провели урок знакомства с биографией В.А. Гаврилина, оформили 10 фактов из биографии В.А. Гаврилина в отдельную памятку. К фактам мы решили добавить список сочинений и 4 цитаты из высказываний В. А. Гаврилина о музыке. Эти задачи были решены за период – октябрь-ноябрь 2014 года. Памятка была вручена после проведенных уроков всем участникам проекта — учащимся 5-7 классов школы (см. приложение 1).

    За эту работу Вика получила диплом лауреата 3 степени областного детского творческого конкурса «Мой Гаврилин».

    Второй проект по жизни и творчеству В. А. Гаврилина был реализован в 2017 году с ученицей 8 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Губиной Дарьей. Наш проект назывался «Великая Отечественная война в жизни и творчестве В. А. Гаврилина».

В. А. Гаврилин родился в городе Вологде в 1939 году, его детство прошло во время Великой Отечественной войны. Известны высказывания композитора о влиянии Великой Отечественной войны на его творчество. Тем не менее в результате знакомства с жизнью и творчеством В. А. Гаврилина по литературным источникам и источникам в сети Интернет нами было определено, что тема Великой Отечественной войны в его жизни и творчестве представлена фрагментарно. В соответствии с возникшей проблемой было решено систематизировать биографический материал, связанный с Великой Отечественной войной в жизни В. А. Гаврилина, рассмотреть влияние этого исторического события на творчество В. А. Гаврилина и представить информацию о произведениях композитора, раскрывающих военную тему.

Даша была выпускницей ДМШ №1г. Вологды, где учился В. А. Гаврилин, имела отличную музыкальную подготовку, поэтому мы взяли с ней разбор вокального цикла «Военные письма».

    Результатом проекта стала презентация, которую я впоследствии использовала на уроках музыки.

Проект был представлен в программе «Посиделки» к дням памяти композитора В. А. Гаврилина в музее «Литература. Искусство. Век ХХ» (31.01.2018). Именно там мы познакомились со Смирновой Ольгой Викторовной, хранительницей воспоминаний о Гаврилине, близко знавшей самого Валерия Александровича и его жену Наталью Евгеньевну. Ольга Викторовна одобрила нашу работу и рассказала очень много того, что мы еще не знали о В. А. Гаврилине.

С этим проектом Даша неоднократно выступала на городских конкурсах и завоевывала призовые места. В декабре 2018 года мы заочно участвовали в Международной научно-практической конференции школьников «Осенний школьный марафон» (г. Чебоксары) и опубликовали статью Даши в сборнике материалов. Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/582/info

В 2018-2019 учебном году совместно с учениками мы разработали и реализовали еще 3 интереснейших проекта.

Проект «Колыбельные песни в творчестве вологодского композитора О. А. Малышевой» мы реализовали с ученицей 5 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Аллой Григорян. В октябре 2018 года в рамках экскурсии городского методического объединения учителей музыки мы с Аллой посетили родину В. А. Гаврилина — село Перхурьево, и Аллу заинтересовал вопрос, какие еще композиторы жили и живут в наше время в Вологде. Я лично знакома со многими вологодскими композиторами и решила познакомить Аллу с Ольгой Анатольевной Малышевой, которая сейчас преподает сольфеджио и музыкальную литературу в МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».

На этапе планирования мы с Аллой выбрали тему колыбельных песен в творчестве Ольги Анатольевны и наметили ряд задач:

1. Изучить информацию о колыбельной как жанре: определение понятия, значение в жизни людей, музыкальные и поэтические особенности.

2. Встретиться с О. А. Малышевой.

3. Обработать и письменно изложить содержание беседы с О. А. Малышевой о роли музыки и колыбельных песен в ее жизни и творчестве.

4. Сделать краткий анализ колыбельных песен О.А. Малышевой.

5. Разучить одну из колыбельных и исполнить на защите своей работы.

Далее мы встретились с Ольгой Анатольевной в Детском музыкальном театре. Это была незабываемая для Аллы встреча! Ольга Анатольевна рассказала о себе, показала свои сборники и автобиографические материалы, сыграла и спела свои песни. Мы записали ее рассказ и впоследствии вместе с Аллой его обработали.

Колыбельные песни – любимый жанр Ольги Анатольевны, но печатных и иных источников информации о колыбельных песнях Ольги Анатольевны почти нет. В Интернете есть только сведения об истории песни «Одолжи мне крылья». В своей работе мы использовали этот материал, материал бесед с Ольгой Анатольевной и собственный анализ колыбельных песен из ее сборников.

Получившаяся работа стала систематизированным докладом о колыбельных песнях вологодского композитора, мало известного широкой публике. Поэтому мы представили ее на Открытой XXV городской краеведческой НПК школьников «Мир через культуру» в феврале 2019 года, а в январе 2020 года опубликовали в сборнике Международной научно-практической конференции школьников «Зимний школьный марафон» (г. Чебоксары). Ссылка на сборник https://interactive-plus.ru/ru/action/676/info

На XXV городской конференции «Мир через культуру» был представлен еще один интереснейший доклад ученицы 7 класса МОУ «СОШ №4» г. Вологды Натальи Кузнецовой «Детская филармония в Вологде». Интерес к музыкальному краеведению возник у Наташи после посещения IV Межрегиональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования», организованной кафедрой теории и истории музыки и музыкальных инструментов Вологодского государственного университета и Вологодским региональным отделением Союза композиторов России. Конференция проходила 21 декабря 2018 года в музее «Литература. Искусство. Век ХХ».

    Кроме студентов и преподавателей ВоГУ на конференции выступила Янина Чесюсовна Фролова, научный сотрудник музея «Литература. Искусство. Век ХХ» с докладом «Виктор Шевцов — скрипач, импрессарио, руководитель музыкальных фестивалей в Вологде в 1990-2000-х годах». Она сделала обзор новой выставки в музее, посвященной Виктору Александровичу Шевцову.

Наташу заинтересовала личность этого выдающегося человека и тот вклад, который он внес в музыкальную культуру Вологодской области.

В период с января по май 2019 года мы с ученицей подготовили эксклюзивный материал по Детской филармонии. Для обработки нам досталась папка статей, воспоминаний и других документов, в том числе дипломная работа Виктора Александровича. Я сама с большим трепетом читала эти документы, принесенные в музей вдовой В. А. Шевцова Ольгой Васильевной Шевцовой, т.к. была лично знакома с семьей Шевцовых. Ольга Васильевна вела у меня в музыкальном училище учебный предмет «Камерный ансамбль», а Виктор Александрович был иллюстратором. И тогда я была просто влюблена в него. Меня поражала его горячая игра и та неуемная энергия, с которой Виктор Александрович занимался своей просветительской деятельностью. И вот эта неожиданная встреча с прошлым произошла почти через 30 лет! 

Кроме городской конференции «Мир через культуру» мы представили наш доклад на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и на V Региональной научно-практической конференции «Музыкальная культура Вологодского края: актуальные аспекты исследования» (20 марта 2020 года – дистанционно). Безусловно, этот материал ждет дополнения и публикации, которые я хочу осуществить в 2021-2022 учебном году.

И последний краеведческий проект, который я успела реализовать с учениками – проект «Колокола вологодских храмов». Этот проект мы готовили с учеником 2 класса МОУ «Центр образования №23 «Созвучие» Пановым Тихоном. Тихон – потрясающий ученик, обладающий глубокими познаниями и умением рассуждать. Поэтому я решила предложить ему малоизученную тему – история и настоящее колоколов вологодских храмов. (паспорт проекта см. Приложение 2). Мы взяли 3 храма: храм святых равноапостольных царей Константина и Елены, храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье, Храм святых апостолов Петра и Павла.

В рамках этой статьи хочется рассказать, что кроме работы над источниками информации мы посетили храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье и расспросили регента об истории колоколов этого храма. А в храме святых равноапостольных царей Константина и Елены (где я пою в церковном хоре) забрались на колокольню, и надо было видеть лицо Тихона, когда он замерзшими руками сам звонил в колокола на службу. А потом пил горячий чай с булочками у заботливых смотрителей! Разве что-то может заменить живое общение с героями проектов? Вот в этом и есть преимущество краеведения!

В результате работы над проектом Тихон вместе с сестрой подготовил доклад и презентацию, куда были вставлены звоны колоколов церквей. Мы представили результаты проекта на VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Леденцовские чтения. Шаг в науку» и школьной НПК «Союз науки и искусства». Кроме того, Тихон рассказал о своей работе и сделал доклад на уроках музыки в 3 и 4 классах МОУ «Центр образования №23 «Созвучие».

Обобщая мой опыт работы над краеведческими проектами в этой статье, хочется отметить, что все учащиеся запомнили эти проекты как событие своей жизни. Они прикоснулись к живой истории и живому настоящему, познакомились с интересными людьми, научились систематизировать большое количество разрозненной информации, приобрели опыт представления своих проектных результатов. А для меня эта работа дала бесценный повод сделать вместе с учащимися шаг вперед в изучении неизвестных страниц культуры города Вологды.

Приложение 1.

ПАМЯТКА

1. Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года в Вологде в семье педагогов: отец - Александр Павлович Белов- заведующий РОНО (районного отдела народного образования) г. Сокола; мать — Клавдия Михайловна Гаврилина – директор детского дома.

 

2. В 1941 году отец погиб на фронте под Ленинградом; в1950 году мать была арестована по ложному доносу. Валерий, фактически, лишился родителей. Его отправили в детский дом в село Ковырино под Вологдой.

 

3. В детском доме Валерий Гаврилин занимался в хоре, играл в оркестре народных инструментов, в 11 лет стал учиться в детской музыкальной школе

№1 г. Вологды у преподавателя по классу фортепиано Татьяны Дмитриевны Томашевской. 

 

4. Валерий Гаврилин решил продолжить музыкальное образование, но мать была категорически против. Тем не менее, в 1953 г. Валерий Гаврилин поступил в специальную музыкальную школу-десятилетку при Ленинградской консерватории по классу кларнета. Жил в интернате. Учиться было очень трудно. Чуть было не был отчислен из-за неуспеваемости.

 

5. В 1956 году в интернат после Ленинградского университета пришла новая воспитательница — Наталия Евгеньевна Штейнберг. Валерий Гаврилин влюбился в нее. Через 3 года они поженились. И не расставались всю жизнь. В 1960 году родился сын Андрей.

 

6. 1958-1964 гг. - учеба в Ленинградской консерватории. Контрольное вокальное сочинение — цикл романсов «Немецкая тетрадь» на стихи Г. Гейне - получило отрицательную оценку преподавателя В.А. Гаврилина - композитора О. Евлахова. Тяжелый психологический кризис. В.А. Гаврилин бросил композиторский факультет и перешел на музыковедческий факультет, фольклорное отделение. Консерватория окончена по специальности «музыковед» и экстерном - «композитор».

 

7. В 1965 г. В. А. Гаврилин был принят в члены Союза композиторов. 1967 год - был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки за вокальный цикл «Русская тетрадь», став самым молодым в стране лауреатом этой высокой награды.

 

8. В 1980 году за вокально-симфоническую поэму «Военные письма», вокально-инструментальный цикл «Земля» и песню «Два брата» В. А. Гаврилину присуждена премия Ленинского комсомола.

 

9. В 1982 году на экраны вышел фильм-балет «Анюта». В 1985 г. В. А. Гаврилину присвоено звание народного артиста РСФСР и присуждена Государственная премия СССР за хоровую симфонию-действо «Перезвоны»

 

10. Два тяжёлых инфаркта (1988г., 1990г.). Смерть 28 января 1999 года. Похоронен в Санкт – Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.

В 2000 году Российской академией наук Малой планете под №7369 присвоено имя GAVRILIN.

 

Сочинил:

Ø 96 пьес для фортепиано, в том числе цикл фортепианных ансамблей «Зарисовки»;

Ø музыка к 38 спектаклям, 11 кинофильмам;

Ø более 50 песен и романсов, в том числе вокальные циклы «Немецкая тетрадь», «Русская тетрадь», «Вечерок»;

Ø вокально-симфоническая поэма «Военные письма»;

Ø вокально-инструментальный цикл «Земля»;

Ø 4 балета, в том числе «Анюта», «Дом у дороги»;

Ø хоровая симфония-действо «Перезвоны»

 

4 цитаты В. А. Гаврилина:

 

1. Я уверен — люди не могут жить без искусства... Искусство — это потребность делиться друг с другом чувствами, сопереживать.

 

 

2. Ведь во все времена было так: когда люди занимаются искусством, в это время природа отдыхает. А сейчас наши развлечения стали настолько дорогостоящими, настолько энергоемкими, потребляют настолько гигантское количество материальных благ, что это просто уже чудовищно. Нельзя так делать. У нас очень много музыки вокруг нас и очень мало музыки в нас самих. Мы боимся тишины, боимся подумать, не желаем думать.

 

3. Музыка чем прекрасна — она включает в себя все основные компоненты жизни. Жизнь — это волновое движение, а в музыке как раз есть все эти волны и колебания, звуком можно передать все. Но нельзя требовать от всех любви к ней, некоторые просто не способны ее воспринять. В то же время есть люди, которые так правильно и глубоко воспринимают натуральный мир, что им не нужна музыка, чтобы соединить его в гармонию. И не стоит их за это презирать. Я здесь склонен разделять спартанское мировоззрение: «Ты слушал этого певца? Он поет как соловей». — «Зачем? Я могу послушать настоящего соловья».

4. Музыка, сердце мое, жизнь моя, не учи людей жить, учи любить, страдать и еще любить, и еще любить...

Приложение 2.

Паспорт проекта

1

Название проекта

 

Колокола вологодских храмов

2

Тип проекта (информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

Информационный

3

Автор проекта/ состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс)

Панов Тихон

2а класс

4

Руководитель проекта

Учитель музыки Е.В. Чернорицкая

5

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту; межпредметные связи

Музыка

6

Цель проекта

Найти и представить материал о колоколах нескольких вологодских храмов

7

Задачи проекта

· Составить паспорт проекта

· Собрать и обобщить необходимую информацию о колоколах нескольких вологодских храмов

· Подготовить доклад и презентацию по теме проекта

· Представить результаты выполненного проекта

8

Актуальность проекта

На уроках музыки во2 классе мы изучали тему «Великий колокольный звон». Вместе с научным руководителем мы решили дополнить материал по изучаемой теме на примере колоколов нескольких вологодских храмов и познакомить с этим материалом учащихся моей школы.

9

Литература по теме проекта        

Беседы с настоятелями храмов, регентами, членами Приходских советов, источники сети Интернет

10

Целевая аудитория проекта

Обучающиеся, учителя, родители

11

Используемое оборудование

Оборудование для показа презентации (компьютер, проектор, экран)

12

Продукт проекта

Доклад и презентация о колоколах 3-х вологодских храмов

13

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Панов Тихон — поиск информации, подготовка устного доклада и представление презентации

14

План работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и степень участия, содержание работы, результат этапа)

Продолжительность этапа

Содержание работы

Ответственные Результат
Подготовительный (ноябрь 2018 года)   Основной (декабрь 2018-март 2019)     Заключительный (март 2019-апрель 2019)  

Составление паспорта проекта, определение плана действий, формы представления результатов 

 

 

Поиск материала, подготова устного доклада, выступление с докладом на Леденцовских чтениях.

 

Педагогическое сопровождение работы обучающегося, помощь в подготовке презентации.

 

 

Представление результатов выполненного проекта

 

 

Самоанализ работы над проектом

Чернорицкая Е. В. Панов Тихон     Панов Тихон     Чернорицкая Е. В.   Чернорицкая  Е. В. Панов Тихон   Чернорицкая Е. В. Панов Тихон Составлены паспорт и план действий по проекту, определена форма представления результатов   Найдена и обработана необходимая информация, подготовлена презентация     Вместе с Пановым Т. откорректированы доклад и презентация.   Результаты выполненного проекта представлены на Леденцовских чтениях «Шаг в науку» (VII межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) 16.03.2019, в 2а и 3а классах на уроках музыки   Проведен самоанализ, выявлены зоны риска
15

«Зоны риска» (проблемы и затруднения, возникшие в ходе реализации проекта)

Трудности в обработке найденной информации

16

Самооценка результата работы над проектом (оценка реализации поставленной цели, качества конечного продукта, его соответствия планируемому результату)

· Цель достигнута

· Продукт проекта (презентация соответствует планируемому результату)

· Работа над проектом выполнялась по плану в тесном сотрудничестве участника проекта и руководителя

17

Форма презентации проекта (публичное выступление с защитой, стендовый доклад, демонстрация видеоотчета, демонстрация продукта в реальности (проведение игры, представление постановки спектакля и др.)

Публичное выступление с защитой

           

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.072 с.)