Несколько слов о региональном компоненте в работе над литературно-музыкальной композицией «Открытка с фронта» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Несколько слов о региональном компоненте в работе над литературно-музыкальной композицией «Открытка с фронта»



Работа над проектом началась с изучения истории Вологодского края 30-х – 40-х годов ХХ века. Анализировалась общественная жизнь и семейный уклад горожан российского провинциального города, в частности, семьи моего прадедушки Василия Андреевича Луканичева, советского коммивояжера, выполняющего заказ государственной политики – распространение населению швейных машинок «Зингер». Исследуя материалы, стало известно о том, что в городе Никольске Вологодской области большинство жителей жили в деревянных домах, а значит, уклад жизни предполагал много физической работы. Интересно, что молодёжь того времени, в свободное время от учёбы и домашних дел, активно занималась художественной самодеятельностью, интересовалась кинематографом.      

Конечно, участников творческого проекта поразили масштабы исторических фактов и документальные материалы по вкладу населения города Никольска – военных и гражданского населения, называемого тружениками тыла в Победу в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 года.

(Перед просмотром композиции можно познакомить зрителей с некоторыми историческими традициями жизненного уклада жителей вологодского края того времени). 

Сценарий

Литературно – музыкальной композиции

«Живая открытка»

(«Художественный пересказ истории семьи»)

  автор Преснова В.В.

Ведущие:

- Чтобы понять все обстоятельства этой документальной истории, нужно ни сколько представить то военное время, которое мы знаем по сохранившимся кадрам кинохроники и старым художественным фильмам,

- сколько погрузиться в чувства людей – поколения, родившегося ещё в царской России,

- пережившего смену политического строя, коллективизацию, то есть уход от естественного крестьянского хозяйствования, в НЭП – новую экономическую политику… дисциплину сталинского времени конца 30-х годов…

- Несмотря на все эти перемены люди того времени имели крепкую веру в справедливость, честность и послушание. А ещё любили свою родную землю,

- любили беззаветно и преданно, так, что вдали от своей малой родины мечтали хотя бы на минутку оказаться на ней:

- пройти по просёлочной тропинке, услышать дыхание леса, увидеть небесную голубизну речки, с которой связана радость мирного детства…

- Вологодский край – родина настоящих патриотов, которые уходя на войну, готовы были умереть, лишь бы фашистский сапог не оставил свой поганый след на родной святой земле,

- земле, которую справедливо называют сегодня «Северная Фиваида», так как бесчисленная армия святых просияла здесь в их земной праведной жизни…

- Так, провожая на войну младшего сына, Прасковья Назаровна сначала думала, что простится со своим младшим сыном - ещё безусым Серёжей около комиссариата, затем была возможность пройти, следуя за колонной последнего призыва оставшегося мужского населения до окраины города Никольска…

(«сбор призывников» перед сценой)

- Ра-авня-я-яйсь, смирно! На пра-а-а- во! С левой ноги, шагом марш!!!                    

(«призывники» уходят …)

Ведущие:

- Так и прошагала Прасковья Назаровна Луканичева, жена советского коммивояжёра, посланного из Череповца Советской Родиной на север распространять для населения чудо техники - швейные машинки «Зингер» …

- мать четверых выживших в голодное время детей, она семенила за военным строем 30 километров никольского бездорожья в обрамлении вечной красоты изумрудных хвойных лесов и бескрайних клеверных лугов…

(кадры ж/д станции; эшелоны)

- Отряд! Стой! Раз, два! По порядку номеров рассчитайсь!

- Первый, второй, третий, четвёртый, пятый….

- По вагонам! Поезд стоит 5 минут! Шевелись! Не задерживайся!

(«призывники» выбегают на сцену, садятся…)

- Братцы, вагоны-то товарные, без полок!

- Садитесь спина к спине, а ноги валетом!

(звук гудка и отправления поезда, шум железной дороги…)

- Эх, братки, вот и на поезде довелось покататься!

- Куда едем, товарищ старшина?

- Воевать! …Может, на Волгу-матушку…, а, может и на Запад фрицев гнать в шею!!!

- А я дальше Никольска не был…

- Неужто и в Вологде не бывал?

- Нет…

— Вот мир посмотришь… Там природа совсем другая…

- А по мне лучше нашего леса ничего нет! И грибы, и ягоды, и красота великая… Знаете, как мой Багун след берёт!... Как он там без меня?... На цепи, наверное, будет…

- Узловая станция! Стоим 10 минут! Можно написать домой, есть почта, почтальон уже в первом вагоне!

(перестроение «Станция». Все новобранцы пишут домой…)

Открытка Серёжи:

Здравствуй, мама! Мы едем. Иногда стоим на остановках. Хоть и жарко, но никто не жалуется. Хорошие парни рядом, но знакомых нет. Не беспокойся за меня. Я сыт. Скоро буду на месте. Ждите меня. Сергей.

(звук трубы)

- По вагонам!!! …Быстро, быстро… Ещё напишите не раз! Пусть будет больше писем!...

(музыка. Звук поезда. Бомбёжка эшелона…)

- больше писем от Серёжи Прасковья Назаровна не получала. Не получила она и «похоронку».

- Лишь спустя несколько месяцев после открытки получила она письмо с войны, что солдат Сергей Васильевич Луканичев «пропал без вести и о его местонахождении Командованию ничего не известно».

- После войны Прасковья Назаровна так же, как когда-то выходя замуж и обещая Богу, беззаветно служила семье: ухаживала за коровой, готовила еду для семьи из 9 человек, нянчилась с внуками старшего сына Василия Васильевича Луканичева (*), который вернулся с войны только в 1947 году, истощённый, ничего не рассказывающий о перенесённом…

- Бабушка, помоги мне косички заплести!

- Хорошо, Валюша! (*) Только после… прочитай мне… Возьми у меня в сумочке…

(П.Н. заплетает внучку, подаёт открытку, садится, слушает, как внучка - первоклассница читает открытку с фронта…)

Здравствуй, мама! Мы едем. Иногда стоим на остановках. Хоть и жарко, но никто не жалуется. Хорошие парни рядом, но знакомых нет. Не беспокойся за меня. Я сыт. Скоро буду на месте. Ждите меня. Сергей.

 

*Валюша – моя мама (примечание автора)

* В.В. Луканичев – отец моей мамы (примечание автора)

* В композиции использована песня А. Н. Доровских «Молитва»

 

Чернорицкая Елена Владимировна,

учитель музыки                                                                                                               МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»

г. Вологды

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.009 с.)