Акционерное общество (корпорация) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акционерное общество (корпорация)



Собственность рассредоточена среди большого числа акционеров. Происходит расщепление пучка правомочий и появление права оперативного управления и контроля как самостоятельной деятельности, осуществляемой наемным управляющим.

Номинально по закону акционеры влияют владеют корпорацией, однако в действительности их права крайне ограничены. Они могут голосовать за изменение устава корпорации, избирать директоров, вносить серьезные изменения в деятельность, однако они не могут устанавливать размер дивидендов, не решают вопросов об установлении цен, не нанимают управляющих, и не могут участвовать в решении многих других жизненно важных для корпорации вопросов.

Недостатки:

1) Права ограничены. Управление осуществляется наемным управляющим, то есть остро встает проблема принципал-агент. Зачастую они выполняют цели, отличные от максимизации долгосрочной ценности компании.

2) Возникает проблема безбилетника, поскольку риски и выгоды распределяются между большим числом участников.

3) Проявляется оппортунизм управляющих (пользование благами компании, например, стремление увеличить объем контролируемых ресурсов, инвестирование дивидендов, реализация интересующих проектов и др.).

Преимущества:

1) Низкие риски, поскольку происходит распределение.

2) Наличие инструментов реализации своих прав, в частности, возможность реализовать свою долю акций на фондовом рынке.

3) Возможность привлечения инвестиций, в том числе посредством фондового рынка, выпуская акции и облигации, а также наличие инструментов привлечения средств во временное пользование в банковской сфере..

 

Регулируемые фирмы.

Государство широко использует различные меры по корректировке деятельности фирм с использованием различного рода ограничений. Например, может ограничить право на остаточный доход путем установления более низких цен на продукцию компании, либо регулировать предельную норму рентабельности (прибыль, приносимая инвестициями). Избыточная прибыль сверх порогового уровня должна поступать потребителям в виде снижения цен. Подобное регулирование часто применяется, например, к предприятиям в сфере коммунальных услуг.

Что же делают предприятия в таких условиях? Если государство регулирует норму прибыли на вложенный капитал, то предприятия проявляют склонность к выбору более капиталоемких комбинаций используемых ресурсов, т.е. увеличивается количество используемого капитала. Проявляется так называемый эффект Эверча-Джонсона. Регулируемая фирма должна приносить общий доход, который покроет ежегодные расходы фирмы и принесет разумную прибыль на вложенный капитал, т.е.

Доход = Е + r*RB, где

Е – ежегодные расходы (з/п, амортизация, налоги, сырье, материалы и проч.)

r – множитель, представляющий собой «справедливую норму прибыли»

RB – ценность капиталовложений, база для исчисления тарифа.

В таком случае, регулируемая фирма будет стараться перенести максимальное количество расходов на потребителей через Е, т.е. стимулов к снижению издержек у нее не будет. При этом очень часто регулирующие органы проверяют разумность этих расходов (например, покупаем сырье у дочерней компании по завышенным ценам и включаем в Е).

RB при этом создает стимулы к чрезмерному вложению капитала. Этим можно объяснить, почему энергетические компании в период пиковой нагрузки для обеспечения спроса предпочитают иметь собственные мощности, нежели закупать электроэнергии у соседних компаний, несмотря на то, что закупать дешевле. Причина кроется как раз в необходимости дополнительных капиталовложений. Если фирме дозволено увеличивать этот компонент, то она сможет сама назначать цены и прибыль увеличится пропорционально этому RB. Регулирующему органу при этом бывает сложно определить, насколько обоснованными будут являться дополнительные капиталовложения.

Данный эффект имеет положительные последствия: стимулирует инновации, поскольку технологические изменения в большинстве регулируемых отраслей происходят за счет замещения капиталом других активов.

В условиях регулирования цен управляющие стараются увеличить расходы, не связанные с производством продукции: увеличивают представительские расходы, раздувают штаты, создают более комфортные условия труда. При этом акционеры подобных компаний более лояльно относятся к оппортунизму управляющих.

Государственные предприятия – это организации любой организационно-правовой формы, основные средства которой находятся в государственной или муниципальной собственности, а руководители нанимаются по контракту государственными органами. Например, РЖД, Роснано, Ростелеком и др. Если предприятие является казенным, оно полностью финансируется из государственного бюджета, если является бюджетным, то получает субсидирование.

Чаще всего организационно-правовой формой создания государственного предприятия является унитарное предприятие (федеральное или муниципальное, или государственное – субъекта федерации) или государственная корпорация (некоммерческая организация).

Особенностью является то, что право на остаточный доход принадлежит государству, следовательно, отсутствует ярко выраженная группа лиц, претендующих на остаточный доход. При этом функции принятия риска и функция управления здесь не разделены.

Объясняя поведение государственного предприятия, чаще всего говорят о том, что управляющие подобных предприятий стремятся максимизировать политическую поддержку, достигая определенных результатов, которые будут являться сигналами о хорошей работе. Линдсей утверждал, что управляющие будут отвлекать ресурсы от тех характеристик, которые не контролируются, на производство контролируемых характеристик, и тем самым увеличивают воспринимаемую ценность выпуска. Например, если качество выпуска контролируемо, а издержки нет, тогда управляющий ставит очень высокую планку качества, не пытаясь оптимизировать производственный процесс по издержкам.

При этом помимо политической поддержки управляющие государственных предприятий имеют дополнительные стимулы в виде неденежных благ и досуга. На государственных предприятиях, как правило, более низкая производительность труда, нет дополнительных проверок со стороны различных проверяющих органов, есть больше возможностей получать различного рода блага за счет предприятия и т.д.            Причины этого состоят в том, что деятельность управляющих гос. Предприятий невозможно оценить на фондовом рынке, ослаблен контроль со стороны собственников, а рынок не заинтересован в судьбе этих предприятий, т.к. нет возможности их поглощения.

Однако, несмотря на перечисленные недостатки, государственная собственность оказывается зачастую более эффективной, например, при предоставлении общественных благ (оборона страны), поэтому прочно занимает свою нишу на рынке.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.007 с.)