Поддержите того, кто говорит. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поддержите того, кто говорит.



Помогите ему почувствовать себя раскованно, создайте комфортные условия.

3. Покажите собеседнику, что вы хотите выслушать его.

Проявите интерес, поддерживайте визуальный контакт глазами, проявляйте

невербальную реакцию.

Читать во время разговора не рекомендуется.

Слушайте для того, чтобы понять, а не поспорить.

Устраните отвлекающие факторы.

Не насвистывайте, не стучите, не перебирайте бумаги. Плотно прикройте двери.

5. Внимайте говорящему.

Постарайтесь понять точку зрения другого человека. «Объединитесь» с собеседником, поделившись аналогичным опытом.

Будьте терпеливы.

Дайте собеседнику высказаться, не прерывайте его.

Не делайте шагов по направлению к дверям, никогда не уходите, не закончив

разговор.

7. Сохраняйте самообладание.

Прежде чем начать говорить или отвечать, возьмите паузу. Разгневанный человек неправильно воспринимает смысл слов.

Будьте осторожны в спорах и в критике.

Контраргументы и критика заставляют собеседника защищаться, он может

«замкнуться» или выйти из себя.

Не спорьте. Победа в дискуссии любой из сторон означает обоюдный проигрыш.

9. Задавайте относящиеся к делу вопросы.

Вопросы поощряют говорящего, показывают, что вы внимательно его слушаете, что поощряет дальнейшее изложение.

10. Замолчите!

Строгое выполнение первой и последней заповедей определяет конечный результат. Вы не можете быть внимательным слушателем, когда вы разговариваете.

• У человека два уха и один язык. Слушайте больше, чем говорите. Молчание — золото.

• Одно ухо воспринимает смысл, другое — эмоции.

• Менеджер, не умеющий слушать, вряд ли способен принимать разумные решения.

УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ. Неформальные, нередко носящие развлекательный характер мероприятия предоставляют исключительные возможности для осуществления «сверхплановых» восходящих контактов. Такой спонтанный обмен информацией позволяет менеджерам осознать реальную ситуацию в компании гораздо быстрее, чем при формальном общении. Поэтому работодатели не должны экономить на таких развлечениях, как вечеринки в отделах, спортивные соревнования, пикники и т. п. Восходящие коммуникации отнюдь не являются основной целью подобных мероприятий, но очень часто становятся их важнейшим побочным «продуктом».

ДРУГИЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИЙ

Организационные коммуникации не ограничиваются передачей информации в вертикальной плоскости иерархии, не все они осуществляются через официально утвержденные каналы, индивиды общаются не только на рабочих местах или при личном взаимодействии. В этом разделе мы рассматриваем горизонтальные организационные коммуникации и их новые, прежде всего электронные, формы.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Весьма значительную часть рабочего дня менеджера занимают горизонтальные (перекрестные) коммуникации, соединяющие между собой командные цепочки организации и позволяющие координировать взаимодействие ее различных отделов и подразделений. Кроме того, нередко сотрудники компании предпочитают неформальное общение на одном и том же уровне вертикальным коммуникациям (нередко оно доминирует в среде руководства) формальной цепочки инстанций.

На рис 3.4 представлена коммуникативная схема технического отдела производственной компании. Инженеры активно общаются с техническими специалистами на других уровнях организации (восходящие и нисходящие коммуникации) и широко взаимодействуют с отделами вне командной цепочки (линии горизонтальных коммуникаций в левой половине схемы). Такие горизонтальные коммуникации позволяют эффективно использовать все виды ресурсов компании.

Их значительные роли в горизонтальных коммуникациях обычно называют пограничными игроками. Они обладают сильными коммуникативными связями в своих отделах, в других подразделениях и обычно с внешними сообществами (см. правую часть рис. 3.3), которые обеспечивают «пограничников» большими объемами информации. Возможность ее фильтрации или передачи заинтересованным лицам является источником статуса «игроков» и их потенциальной власти.

СЕТИ. Пограничные игроки обычно не выходят за пределы официальной сферы своей ответственности, но весьма значительная часть горизонтальных коммуникаций осуществляется менее формальными путями в так называемых сетях. Сеть — это группа людей, развивающих и поддерживающих неформальный обмен информацией, обычно по представляющим взаимный интерес вопросам. Про работника, ставшего активным участником такой группы, говорят, что он «налаживает связи». Сети могут существовать как внутри, так и вне компании, но чаще всего они создаются на базе внешних интересов (развлечения, членство в клубах, принадлежность к разного рода меньшинствам, профессиональные группы, интересы карьеры, участие в работе профсоюза).

Деб Калдвин — инженер компании (напоминающей представленную на рис. 3.3), входит в сеть, объединяющую исследователей, поддерживающих контакты в ходе профессиональных встреч и (иногда) по телефону. Кроме того, она также прекрасно играет в гольф и является участником гольф-сети в местном загородном клубе, что позволило ей познакомиться с руководителями высшего ранга некоторых местных корпораций, а также с другими влиятельными людьми. Некоторые из ее сетей связаны с бизнесом, другие — с карьерой, а третьи являются чисто социальными.

Участие в различных сетях способствует расширению круга интересов сотрудников, повышению их авторитета в глазах других людей, позволяет им оперативно получать информацию о новых технических достижениях. Обращаясь к сети, сотрудник вступает в контакт с теми, кто имеет интересующую его информацию, или узнает о тех, кто ею обладает. Движимая общими интересами, дружескими связями, вспомогательной ролью в организации или узами сообщества, такая сеть может получить доступ к влиятельным лицам и центрам власти. Получая через них информацию о работе и развивая продуктивные трудовые отношения, работники приобретают ценные навыки, способствующие повышению эффективности их деятельности. В табл. 3.3 приведено несколько практических предложений по развитию сетей.

Рис. 3.3. Коммуникативные связи технического отдела компании

 

Таблица 3.3. Возможности развития личных сетей

1. Для того чтобы определить, что вы можете предложить другим людям, составьте перечень ваших личных ресурсов.

2. Уясните себе цель, ради которой вы будете создавать новую сеть, или присоединитесь к существующей.

3. Присоединяйтесь к имеющим вес общественным организациям и участвуйте в их деятельности.

4. Инициируйте контакты с людьми всегда, когда для этого существуют реальные (или изобретенные вами) поводы.

5. Делитесь новостями, информацией и идеями с другими людьми, что налагает на них аналогичные обязательства.

6. Не отказывайтесь от возлагаемой на вас ответственности, если это позволит вам завязать контакты с ключевыми фигурами.

7. Докажите другим участникам сети, что вам можно доверить конфиденциальную информацию.

8. Определите ключевые фигуры вашей сети (тех, кто обладает наибольшим влиянием, связями и желанием помочь).

9. Не стесняйтесь обращаться к членам своей сети за советами общего плана в поисках контактов и другой полезной информацией.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА РАЗРЕШЕНИЕ ТРУДОВЫХ СПОРОВ. Еще один способствующий горизонтальным коммуникациям инструмент — назначение ответственного за разрешение трудовых споров сотрудника, в обязанности которого входит работа с запросами, жалобами, требованиями трудящихся, разъяснение политики руководства компании и т. д. Обычно все такого рода контакты носят конфиденциальный характер. Уполномоченный расследует дело и принимает необходимые меры для исправления ситуации и недопущения подобных ошибок в будущем. Таким образом, в организации создается альтернатива командной цепочке, появляется возможность честного и беспристрастного решения проблем сотрудников. В компании Rockwell International ответственные за разрешение трудовых споров за год разбирают более 1200 случаев 3.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА. Электронная почта (e- mail) представляет собой коммуникативную компьютерную систему, которую Энди Гров, исполнительный директор Intel С orporation, описывает как «первое проявление переворота в понятиях о том, как передается информация и как должно управлять этим процессом» 4. Электронная почта позволяет практически мгновенно отправить сообщение конкретному получателю или сотне адресатов, которое будет храниться в их персональных компьютерах до тех пор, пока его не прочтут. Некоторые системы электронной почты позволяют рассылать сообщения в различных режимах, переводить их на иностранные языки. Основными преимуществами систем электронной почты являются высокая скорость передачи и удобство пользования, а самый существенный их недостаток — отсутствие непосредственного личного контакта и связанные с этим трудности точной передачи и интерпретации эмоций и тонких чувств в кратких (несколько стерильных) печатных сообщениях 5.

ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. Сотрудник чикагской юридической фирмы постоянно проживает на лыжной базе в штате Колорадо. Оператор по обработке информации первую часть рабочего дня трудится дома, а другую половину — в банке в центре города. Ученый, работающий в домике на пляже в Калифорнии, завершает рукопись монографии, а несколькими минутами позже копия его работы появляется на столе редактора в Нью-Йорке, как раз когда автор вступает в воды океана. Все эти люди работают в телекоммуникативных системах (или электронных хижинах). Пользующиеся ими индивиды выполняют всю свою работу или часть ее на дому, а связь с офисами поддерживается посредством компьютерных линий связи.

Исследования показывают, что преимущества телекоммуникаций для работников заключаются в отсутствии отвлекающих моментов, уменьшении затрат времени и денег на общение, возможности снизить расходы на рабочую одежду и проводить больше времени с членами семьи или обеспечить уход за ними. Выгоды для корпораций состоят в повышении производительности труда (иногда на15–25 %), в снижении потребности в рабочих площадях, в возможности привлечения талантливых людей, которые живут в отдаленных городах, в повышении уровня лояльности работников, поскольку работодатель «прошел лишнюю милю», установив систему предоставления работы инвалидам или людям с хроническими заболеваниями 6. Выигрыш сообществ — снижение интенсивности транспортных потоков и вредных выбросов, уменьшение числа безработных из числа людей, не имеющих возможностей для работы вне дома. Более того, в «обмен» на домашний комфорт некоторые индивиды увеличивают свой рабочий день и интенсивность труда.

Число американцев, работающих на дому и пользующихся телекоммуникативными системами, перевалило за 10 млн человек и по некоторым (оптимистичным) оценкам может составить до 25% всех работающих. Уровень их применения в значительной степени определяется способностью менеджеров преодолеть опасения утраты непосредственного контроля над работниками в отсутствие возможности визуальных наблюдений. А работники рискуют пропустить возможное повышение, поскольку попадаются на глаза начальству лишь по большим праздникам, «сгореть на работе», поскольку их рабочий день практически не ограничивается. Особенно негативные последствия может иметь социальная изоляция работающих дома сотрудников.

Вследствие физической изоляции работающие в телекоммуникативных сетях работники нередко чувствуют себя оторванными от обычных (социальных) сетей. Они лишаются интеллектуальных стимулов со стороны равных по положению коллег, неформальных каналов общения и чувствуют себя изолированными от большинства источников социальной поддержки. Эмоциональные затраты могут оказаться неприемлемо высокими, поэтому задача работодателя состоит в поддержке «телесотрудников», обеспечении их оперативной информацией, поощрении активных контактов, участии, по мере возможности, в проводимых компанией мероприятиях. Очевидно, что технический прогресс в области коммуникаций неизбежно сопряжен с определенными издержками и организационными усилиями.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОФИСЫ. Технический прогресс в коммуникативных процессах имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Некоторые компании (IBM и AT&T)


создают виртуальные, не нуждающиеся в помещениях и рабочих столах, офисы, в которых основными средствами производства являются компактные коммуникационные средства — электронная почта, сотовые телефоны, диктофоны, системы звуковой почты, портативные компьютеры, факсимильные аппараты, модемы и системы проведения видеоконференций. «Вооруженные» ими сотрудники могут выполнять работу не только на дому, но практически в любом месте — в автомобилях, в ресторанах, в офисах заказчиков или в аэропортах. Коммуникации, осуществляемые посредством электронных средств, позволяют работодателям значительно уменьшить рабочие площади, приходящиеся на одного работника, когда дюжину столов заменяет один «производственный центр», используемый для проведения встреч, ответов на корреспонденцию и выполнения текущих заданий. Однако не следует забывать о риске утраты возможностей социальных взаимодействий, ибо сотрудникам необходимо общение в неформальной обстановке, обмен идеями и опытом при личных встречах, определение новых направлений командной работы.

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Сосуществующую параллельно с официальными неформальную систему коммуникаций организаций обычно называют «виноградной лозой». Почему? Во время Гражданской войны в США связисты перебрасывали провода телеграфной связи не со столба на столб, а с дерева на дерево, подобно виноградной лозе. Поскольку сообщения о боевых действиях, передаваемые по таким временным линиям, часто оказывались неправильными или путаными, военные нередко говорили, что источник армейских слухов — виноградная лоза. Сегодня данный термин применяется к любым неформальным коммуникациям (включая неофициальную информацию о деятельности компании, распространяемую среди работников и членов сообществ).

Неофициальная информация распространяется, как правило, устно, однако встречаются и коммуникации в письменной форме. Иногда используются написанные вручную или напечатанные записки, но в современном электронном офисе эти сообщения обычно высвечиваются на экранах компьютеров, создавая новую эру «электронной виноградной лозы», существенно повышающую скорость распространения информации. Однако она никогда не сможет заменить «виноградную лозу личного общения» по двум причинам: (1) не каждый работник имеет доступ к сети персональных компьютеров и (2) многие сотрудники предпочитают личные социальные взаимодействия.

Поскольку «виноградная лоза» есть форма социальных взаимодействий, ее «побеги» так же непостоянны, динамичны и переменчивы, как и люди. Она является выражением их естественной потребности в коммуникациях, и практическая реализация принципа свободы слова является естественной, нормальной деятельностью. Только совершенно не заинтересованные в своей работе сотрудники избегают участия в пересудах о ней. Интерес работников к коллегам иллюстрирует следующий пример:

В 23 часа жена директора завода родила ребенка, а проведенный на предприятии в 14 часов следующего дня опрос показал, что об этом радостном событии известно 46% менеджеров (естественно, посредством «виноградной лозы»).

По существу, «виноградная лоза» отражает человеческий инстинкт общения, поскольку она возникает всякий раз, как только люди собираются в некие группы. Для ее возникновения отнюдь не обязательны телеграфные провода. Их прекрасно заменяют дымовые сигналы, звуки тамтамов, насечки на стенах тюрем, обычные разговоры или другие способы. «Лозу» невозможно «уволить» приказом исполнительного директора, потому что никто не принимал ее на «работу». Она просто есть.

«СОРТА ВИНОГРАДА»

Нередко у менеджеров создается впечатление, что «виноградная лоза» организована по принципу цепочки, в которой А говорит Б, который сообщает новость В, передающему ее Г, и т. д. до тех пор, пока через 28 человек информация не доходит до Я — со значительным опозданием и в весьма искаженном виде. Но, как правило, «лоза» в значительно большей степени напоминает образцы, представленные в правой части рис. 3.4. Работник А сообщает новость трем-четырем сотрудникам (например, Б, Г и Ж). Полученную информацию передадут дальше только некоторые из них, но не одному, а опять же нескольким коллегам. Таким образом, по мере устаревания информации увеличивается число владеющих ею людей и новость постепенно «умирает», поскольку не все, кто получил эти сведения, распространяют их. Такой тип сети называется гроздевой цепью, потому что каждая связь в цепи стремится проинформировать «гроздь» коллег, а не одного из них. Другие представленные на рис. 3.4 виды цепочек возникают относительно реже.

Однонаправленная Сплетня Вероятностная Гроздевая цепочка
цепочка (один передает цепочка (информацию передают
(каждый говорит информацию всем) (новость некоторым сотрудникам)
кому-то другому,   рсапространяется  
но одному)   по случаю)  

Рис. 3.4. Виды цепочек «виноградной лозы»

 

Следующий из гипотезы о доминировании гроздевой цепочки вывод заключается в том, что в каждом конкретном случае распространения информации в «виноградной лозе» активно участвует лишь определенная часть сотрудников. Если, например, сегодня утром 87 служащим офиса известно, что у их коллеги Майкла в субботу состоялось венчание, в распространении новости участвовали не больше 10-15 сотрудников, остальные же, получив информацию, не стали делиться ею. Людей, активно участвующих в передаче информации посредством «виноградной лозы», называют связными.

68% сотрудников компании знали, что в ней возникли проблемы с качеством продукции, но только 20% из них приняли участие в распространении информации. В другом случае об уходе в отставку одного из менеджеров было известно 81% служащих, но только 11% передали новость другим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.019 с.)