Социальная система и Организационная культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная система и Организационная культура



ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ГЛАВЫ

Функционирование социальных систем

Психологический контракт

Социальные культуры и их воздействие на организации

Значение разнообразия культур

Роли и ролевые конфликты в организации

Статус и его символы

Организационная культура и ее влияние

 

Гетерогенность — огромный неиспользованный человеческий ресурс мультикультурного менеджмента.

Магоро Марияма 1

 

В условиях изменяющейся природы современных организаций организационная культура имеет большее значение, чем когда-либо, и гораздо большее, чем мы себе представляем.

Питер Делиси 2

 

Компания Herman Miller, Inc. — крупный производитель офисной мебели. Инновационная продукция компании хорошо знакома всем специалистам по промышленному дизайну, однако известность Herman Miller во многом связана с ее исключительной организационной культурой.

Сотрудники объединены в рабочие команды, руководители и члены которых дважды в год оценивают друг друга. Работники, которые активно участвуют в деятельности команд и выступают с предложениями по сокращению производственных издержек, имеют право на ежеквартальные премии. Но основной ключ к культуре компании — «соглашение» между высшим менеджментом и трудовым коллективом, в котором компания утверждает, что она будет стремиться «уважать ценности, идеалы, цели каждой личности и участвовать в работе вместе со всеми». Компания Herman Miller достигла значительных успехов и в соответствии с регулярно проводимыми опросами постоянно находится в первых рядах «вызывающих наибольшее восхищение компаний» США.

В таких компаниях, как Herman Miller, трудовая деятельность сотрудников осуществляется в рамках сложных социальных систем, оказывающих существенное влияние на рабочие процессы. Организационная культура отражает убеждения и ценности основателей компании, а также ее персонала. Более того, социальные системы оказывают глубокое воздействие на методы совместной деятельности сотрудников. Культура компании предоставляет работникам как непосредственно, так и косвенно «ключи» к достижению успеха. Среди методов прямой поддержки можно назвать ориентирующее обучение, формулировку политики, советы менеджеров и равных по положению коллег. Косвенная поддержка включает в себя умозаключения, сделанные на основе примеров приемлемого поведения. В этой главе вы познакомитесь с основными понятиями социальных систем, такими как социальное равновесие, влияние изменений системы, психологические контракты, разнообразие культур, роли и статус сотрудников. Мы также рассмотрим природу и влияние общественной (исследуется на национальном уровне) и организационной (исследуется внутри фирмы) культур.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Социальная система — комплекс отношений, возникающих в результате различных взаимодействий индивидов. Количество возможных взаимодействий так же бесконечно, как и количество звезд во Вселенной. Каждая небольшая группа людей представляет собой подсистему внутри более крупных объединений, в свою очередь, являющихся подсистемами еще более крупных сообществ, и так до тех пор, пока не будет охвачено все население Земли. Внутри отдельной организации социальная система включает всех ее сотрудников и их отношения друг с другом и с окружающим миром.

В сложных взаимодействиях социальных систем выделяются два момента. Поведение любого члена группы может оказать прямое или косвенное влияние на действия любого другого ее участника. И хотя сила этих воздействий различна, все части системы являются взаимозависимыми. Проще говоря, изменение в одной части системы оказывает влияние на все остальные ее элементы (вне зависимости от его силы).

Второй важный момент относится к границам системы. Любая социальная система участвует во взаимодействиях с окружающей средой, получая внешние сигналы и реагируя на них своими собственными (исходящие сигналы затем становятся входящими для расположенных по соседству систем). Социальные системы являются, таким образом, открытыми, взаимодействующими с внешним миром системами. Следовательно, их участники должны быть заранее проинформированы о природе окружающей их среды, а также о влиянии их действий на других субъектов как внутри, так и вне рассматриваемой социальной системы. Такая осведомленность приобретает особое значение по мере развития мировой торговли и международных рынков, на которые поставляется продукция и услуги предприятий, что обусловливает необходимость адаптации организаций и их работников к внешней, отличающейся жесткой конкуренцией среде.

СОЦИАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Принято говорить, что система находится в социальном равновесии, если между ее взаимозависимыми элементами поддерживается рабочее динамическое равновесие. Равновесие — понятие прежде всего динамическое, а не статическое. Несмотря на постоянные изменения и движения в каждой организации, рабочее равновесие системы обычно сохраняется. Система подобна океану: она постоянно находится в движении и даже в сильном волнении, но внешние бури оказывают лишь незначительные воздействия на ее сущность.

Такие изменения социальных систем быстро поглощаются имеющимися в каждой их них «амортизаторами», и они вновь обретают равновесие. С другой стороны, серьезное изменение (такое потрясение, как замена ключевого руководителя) или ряд более мелких, но быстро следующих друг за другом воздействий нередко выводят организацию из равновесия, препятствуя ее движению вперед до тех пор, пока она вновь не достигнет равновесия. В разбалансированной системе нарушается гармония ее частей, нередко они вступают в конфликты:

Когда американские автомобильные компании столкнулись с жесткой конкуренцией таких японских производителей, как Toyota, Nissan, Honda и Mazda, они обнаружили, что им требуется существенно больше времени для представления рынку новых моделей (весь период времени от создания концепции до начала производства). Одна из причин состояла во внутренней борьбе среди конкурирующих подразделений внутри компании, таких как отдел промышленного дизайна, технический отдел и отдел продаж и маркетинга.

Для того чтобы преодолеть дисбаланс, в компании Ford Motor были созданы межфункциональные команды линейных менеджеров, перед которыми была поставлена задача ускорения разработки новых моделей. Команды располагались на одних и тех же производственных площадях, что облегчало общение. Кроме того, перед ними была поставлена цель добиться снижения издержек производства продукции на 20 %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.839 с.)